Чем занимается ликвидационная комиссия

Статья на тему: "Чем занимается ликвидационная комиссия" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Ликвидационная комиссия в АО

Ликвидационная комиссия в АО

Ликвидационная комиссия акционерного общества является коллегиальным органом общества, уполномоченным на осуществление действий по ликвидации этого юридического лица.

Ликвидационная комиссия назначается общим собранием акционеров, принявшим решение о добровольной ликвидации АО (абз. второй п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

Если в АО создается совет директоров (наблюдательный совет), вопрос о назначении ликвидационной комиссии, как и вопрос о ликвидации АО, выносится на рассмотрение общего собрания акционеров данным органом управления (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Вместо ликвидационной комиссии для осуществления процедуры ликвидации общества общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Закон об АО не указывает на такую возможность, однако возложение полномочий по принятию мер, необходимых для ликвидации АО, на одно лицо вместо формирования коллегиального органа этому федеральному закону не противоречит.

Как правило, решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО принимается одновременно с решением о ликвидации общества.

В случае принудительной ликвидации АО (п. 1 ст. 21 Закона об АО) ликвидационная комиссия (ликвидатор) АО назначаются судом.

Каких-либо особых требований к членам ликвидационной комиссии (к их правовому статусу, образованию, компетенции и т.д.) законодательство не содержит. Членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) могут быть назначены как акционеры общества (или представители юридических лиц — акционеров АО), так и третьи лица.

Поскольку к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению АО, перед избранием членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО необходимо убедиться в отсутствии применения к данным лицам меры административного наказания в виде дисквалификации. Соответствующую информацию можно получить, обратившись в орган, ответственный за ведение Реестра дисквалифицированных лиц (ч. 2 и ч. 3 ст. 32.11, 3.11, 14.23 КоАП РФ, пп. 5.5.13, 5.9.43 Положения о ФНС, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/[email protected], Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177).

Внимание

Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Закон не регламентирует порядок избрания председателя ликвидационной комиссии. Представляется, что председатель этого органа может быть избран как решением общего собрания акционеров одновременно с формированием ликвидационной комиссии, так и решением самой ликвидационной комиссии из ее состава (постановление Семнадцатого ААС от 02.10.2009 N 17АП-8602/09).

О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО обязано уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по своему месту нахождения (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ). Уведомление представляется по форме N P15001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]), при этом в п. 2.2 раздела 2 данной формы ставится отметка о том, что уведомление представлено в связи с формированием ликвидационной комиссии (назначением ликвидатора).

С 30.03.2015 о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора должен уведомить сам руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Ранее данная обязанность возлагалась на акционеров АО или орган, принявший решение о ликвидации.

По смыслу п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО общее собрание акционеров не лишено права принять решение о прекращении полномочий ликвидационной комиссии (ликвидатора) и сформировать новый состав этого органа. Поскольку сведения о председателе ликвидационной комиссии или о ликвидаторе вносятся в ЕГРЮЛ (пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), о новом избрании этого лица также необходимо уведомить регистрирующий орган по форме N P15001.

Законодательство не регулирует порядок проведения заседаний ликвидационной комиссии АО и оформления принятых ею решений. В силу аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на такие отношения могут быть распространены некоторые правила ГК РФ и Закона об АО, регламентирующие деятельность других коллегиальных органов общества (общего собрания акционеров, совета директоров, правления и т.д.). Решения, принятые ликвидационной комиссией, должны считаться действительными, если на заседании присутствует более половины ее членов и за них проголосовало простое большинство членов ликвидационной комиссии, присутствующих на заседании.

Решения, принятые ликвидационной комиссией, оформляются протоколом (п. 2 ст. 49, ст. 63, п.п. 2 — 4 ст. 68 Закона об АО, постановление Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2005 N А36-797/2005).

Вместе с тем, поскольку устав АО может содержать любые положения, не противоречащие закону (п. 3 ст. 11 Закона об АО), и закон не ограничивает перечень внутренних документов, которые регулируют деятельность органов общества, порядок деятельности ликвидационной комиссии или ликвидатора (в том числе порядок принятия решений ликвидационной комиссией и количество необходимых для этого голосов) может быть урегулирован уставом или внутренним документом (например, положением о ликвидационной комиссии АО).

Читайте так же:  Сроки вручения повестки в суд

Закон также не конкретизирует характер отношений между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и обществом. В некоторых случаях суды полагают, что осуществление процедуры ликвидации юридического лица по сути представляет собой услугу, поэтому отношения с членами ликвидационной комиссии должны быть урегулированы договором возмездного оказания услуг (постановление Первого ААС от 18.10.2011 N 01АП-4356/11). Однако из закона это напрямую не следует. На практике полномочия членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО вытекают непосредственно из решения об их назначении вне зависимости от заключения с ними гражданско-правовых или трудовых договоров.

Источник: http://base.garant.ru/58078314/

Энциклопедия решений. Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого акционерного общества выступает в суде (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

Это означает, что при назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) полномочия органов управления общества (директора, правления и т.д.) прекращаются (см. также постановление Девятнадцатого ААС от 31.01.2007 N А36-1681/2006).

С момента такого назначения председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор осуществляет тот же объем полномочий, что и единоличный исполнительный орган АО: он вправе представлять интересы общества без доверенности, совершать сделки от имени АО, представлять интересы АО в отношениях с его работниками, принимать решения по иным вопросам, связанным с руководством текущей деятельностью общества (п. 2 ст. 69 Закона об АО, постановление Тринадцатого ААС от 22.10.2012 N 13АП-16725/12).

Внимание

Общее собрание акционеров как высший орган управления АО и в период деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) сохраняет полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий, в частности, утверждает промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, который составляется по завершении расчетов с кредиторами (п.п. 2, 6 ст. 63 ГК РФ, п.п. 4, 7 ст. 22 Закона об АО, см. также определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 N 51-О).

К полномочиям ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО относятся:

— выявление кредиторов АО, их уведомление в письменной форме о ликвидации общества;

— проведение инвентаризации имущества АО, получение дебиторской задолженности;

— составление промежуточного ликвидационного баланса;

— продажа имущества общества в случае, если имеющихся у АО денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов;

— расчеты с кредиторами АО;

— составление ликвидационного баланса по завершении расчетов с кредиторами АО;

— передача акционерам имущества общества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов;

— увольнение работников общества в соответствии с установленным порядком (уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией АО, оформление прекращения трудовых отношений, выплата выходного пособия и т.д.) (ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Закона об АО, п. 1 части первой ст. 81, часть первая ст. 178, часть вторая ст. 180 Трудового кодекса РФ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, постановление Девятнадцатого ААС от 16.07.2013 N 19АП-2818/13).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) АО обязаны действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Они обязаны возместить акционерному обществу убытки, причиненные по их вине. От ответственности в виде возмещения убытков освобождаются члены ликвидационной комиссии, которые голосовали против решения, повлекшего причинение обществу убытков, или, действуя добросовестно, не принимали участия в голосовании (п. 3 ст. 53, п.п. 1, 2 ст. 53.1 ГК РФ).

Если при проведении ликвидации АО стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия АО обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из этих признаков. При невыполнении этого требования члены ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества, которые возникли по истечении упомянутого десятидневного срока (п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Источник: http://base.garant.ru/58078315/

Вопрос: Сколько человек и кто входит в состав ликвидационной комиссии? Как оплачивается работа членов ликвидационной комиссии? (Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.)

463. Сколько человек и кто входит в состав ликвидационной комиссии? Как оплачивается работа членов ликвидационной комиссии?

Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ, ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В первом случае она производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Те, кто выступил с инициативой ликвидации, назначают по согласования с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки проведения ликвидации. В случаях когда ликвидация производится по судебному решению, судом может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих учредителей (участников) либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Численность ликвидационной комиссии, а также ее персональный состав обычно устанавливаются уставом предприятия. Если уставом предприятия данные вопросы не урегулированы, то численный и персональный состав ликвидационной комиссии определяются Общим собранием учредителей (участников), так как данный вопрос отнесен к его исключительной компетенции (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В состав ликвидационной комиссии могут входить руководящие лица организации, члены трудового коллектива, учредители или их представители и т.д.

Читайте так же:  Заявление об утверждении мирового соглашения апк

Законодательством РФ не установлен порядок оплаты работы членов ликвидационной комиссии, поэтому данный вопрос должен решаться учредителями ликвидируемого общества самостоятельно.

Следует заметить, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, с работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), с конкурсным производством, с выплатой вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, и судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»).

Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента «Предпринимательская практика: вопрос-ответ».

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) «АКДИ Экономика и жизнь» выходит под измененным названием: «Новая бухгалтерия».

Источник: http://base.garant.ru/957091/

Председатель ликвидационной комиссии

В процессе ликвидации организации все функции управления переходят к ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Руководит ликвидационной комиссией председатель, то есть фактически статус председателя ликвидационной комиссии приравнен к статусу руководителя организации.

Назначение ликвидационной комиссии

Обязанностью учредителей, которые приняли решение о ликвидации организации, является назначение ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ), при этом состав комиссии законодательством не регламентирован. Может быть назначен как единственный ликвидатор, так и несколько человек во главе с председателем. В полномочия председателя ликвидационной комиссии, в частности, входят:

  • уведомление о ликвидации, в том числе публикация информации в «Вестнике госрегистрации»;
  • розыск кредиторов и дебиторов и проведение расчетов;
  • увольнение работников;
  • составление промежуточного, а затем ликвидационного балансов;
  • распределение имущества между учредителями;
  • завершение процедуры ликвидации, подача пакета документов для регистрации факта ликвидации.

При этом председатель ликвидационной комиссии подписывает документы, выступает в суде от имени организации, участвует во всех мероприятиях, связанных с ликвидируемой компанией. Например, в случаях выездной налоговой проверки он будет представлять интересы компании.

Законодательство не ограничивает количественный состав комиссии и не указывает, какие должности должны занимать члены комиссии. Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер. Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации.

Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение.

Смена председателя ликвидационной комиссии

Законодательство не содержит требование об однократности назначения председателя ликвидационной комиссии и требования, чтобы весь период ликвидации был бессменный председатель. Тем более что процесс ликвидации может затянуться на несколько лет, ведь до 1 сентября 2017 г. максимальный срок не ограничен. Кроме того, у председателя могут быть причины личного характера или причины, от него не зависящие, например, болезнь.

Процедура замены зависит от того, как оформлены полномочия – трудовым договором или гражданско-правовым. Законодательство не регламентирует, как должны быть оформлены отношения между организацией и ликвидатором.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если заключен трудовой договор, то председатель ликвидационной комиссии может в любой момент уведомить в письменной форме об увольнении, согласно Трудовому кодексу достаточно волеизъявления работника (ст. 80 ТК РФ).

Если заключен гражданско-правовой договор, то расторжение производится по условиям договора или согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ.

Инициаторами смены председателя могут быть и собственники организации, не удовлетворенные работой председателя. Поэтому возможность контроля и замены председателя желательно предусмотреть на стадии заключения договора.

Причины смены председателя для регистрационного органа не имеют значения. Важно уведомить о замене председателя ликвидационной комиссии, так как это лицо, которое действует от имени компании в период ликвидации. Подается заявление при смене председателя ликвидационной комиссии по форме Р14001. Подписывает его новый председатель.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/s504819

В каком порядке происходит ликвидация государственных учреждений и в чем отличие от ликвидации других юрлиц?

Учреждения – это некоммерческие организации, создаваемые местными и федеральными органами власти в целях обеспечения функций органов власти в области культуры, здравоохранения, развития городской среды, предоставления госуслуг населению и т. д.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Правовое регулирование ликвидации учреждений

    • автономные;
    • бюджетные;
    • казенные.

    Ликвидация автономных учреждений регулируется ст. 19 закона 174-ФЗ, а ликвидация бюджетных и казенных учреждений – ст. 18-19.1 закона 7-ФЗ. Процедура ликвидации учреждений местного, регионального или федерального уровней регламентируется постановлениями исполнительной власти данного уровня. Ориентиром для местных и региональных властей служит раздел 5 Постановления Правительства №539, регулирующий порядок ликвидации учреждений федерального уровня.

    Основания для ликвидации

    Для ликвидации государственных и муниципальных учреждений необходимо решение их учредителя – органа исполнительной власти соответствующего уровня, осуществляющего государственную политику и правовое регулирование в сфере деятельности ликвидируемой структуры. Например, основанием для ликвидации автономного образовательного учреждения является решение городского или областного департамента образования.

    Читайте так же:  Расторжение мирового соглашения в гражданском процессе

    В отличие от коммерческих юридических лиц, причинами ликвидации госучреждений могут являться:

    • изменение политики, проводимой властями в отношении реализации социальных программ;
    • оптимизация работы в сфере деятельности учреждения;
    • обеспечение выполнения новых законодательных норм;
    • переориентирование приоритетных направлений развития социальной сферы;
    • изменение объема финансирования.

    Если изменилась концепция властей в области культуры, здравоохранения и т. д., то часть автономных и бюджетных учреждений закрывается и их функциями наделяются вновь созданные структуры. Так же происходит при совершенствовании сферы предоставления госуслуг – происходит ликвидация узкопрофильных учреждений и создание единых центров по типу МФЦ.

    Урезание финансирования образовательных и культурных проектов наряду с переориентацией приоритетов в условиях ограниченного бюджета также приводит к ликвидации госучреждений.

    Например, при ликвидации учреждения, оказывающего ряд госуслуг, его функции должны быть переданы иным учреждениям.

    Порядок и сроки процедуры

    Процедура ликвидации государственных и муниципальных учреждений включает следующие шаги:

    1. Федеральный или местный орган исполнительной власти принимает решение о ликвидации учреждения.
    2. Выпускается локальный нормативный акт о ликвидации с пояснительной запиской.
    3. В течение 3 дней после подписания акта в налоговую службу направляется уведомление о ликвидации учреждения.
    4. В течение 2 недель после подписания акта формируется состав ликвидационной комиссии, и определяются сроки и порядок ликвидации.
    5. В СМИ публикуется извещение о сроках приема требований кредиторов.
    6. В течение 10 дней после окончания приема требований комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс и предоставляет его учредителю.
    7. Производится расчет с кредиторами.
    8. В течение 10 дней после расчета формируется окончательный ликвидационный баланс.
    9. Остатки средств учреждения передаются в бюджет соответствующего уровня.
    10. Подается заявление о завершении ликвидации в налоговый орган, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации учреждения.

    Решение о ликвидации, принятое властями, должно включать в себя:

    • название и тип ликвидируемой структуры;
    • данные об учредителе;
    • наименование ликвидатора;
    • правопреемник по обязательствам (для казенных учреждений).

    Нормативный акт о ликвидации выпускается органом власти, учредившим структуру, в пояснительной записке при этом приводится обоснование целесообразности прекращения деятельности учреждения, а также сведения об имеющихся долгах структуры. Если учреждение обладает социально значимыми функциями, то в записке указывается, кому передаются такие полномочия.

    Члены ликвидационной комиссии назначаются из числа служащих соответствующего органа исполнительной власти (комитета, агентства или департамента). Порядок и сроки ликвидации должны соответствовать ст. 61-63 Гражданского кодекса, закону 7-ФЗ и принятому локальному акту о ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все функции руководства ликвидируемого учреждения.

    Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о сумме всех поступивших претензий и о суммарной стоимости имущества учреждения. Орган власти, издавший акт о ликвидации учреждения, должен утвердить промежуточный баланс, составленный ликвидационной комиссией.

    Документы для налоговой

    По окончании расчета с кредиторами в налоговый орган подаются документы:

    • окончательный ликвидационный баланс;
    • платежные документы о перечислении средств учреждения на погашение претензий и в бюджет;
    • справка из Пенсионного фонда;
    • заявление о ликвидации по форме Р16001;
    • учредительные документы.

    Сведения о прекращении деятельности учреждения вносятся в ЕГРЮЛ в течение 10 дней. Если на предъявление требований кредиторов отведено 2 месяца, то максимальный срок ликвидации учреждения с учетом промежуточных сроков, определенных Постановлением №539, составит 3 месяца и 10 дней с момента подписания акта о ликвидации, если расчет с кредиторами по балансу произведен за неделю.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Источник: http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/likvidacia-ucrezdenia.html

    Ликвидационная комиссия

    Приказ о создании ликвидационной комиссии (образец)

    В случае, когда участники организации принимают решение о ликвидации юридического лица, закон возлагает на них обязанность назначить лиц, которые будут решать все связанные с ликвидацией вопросы. Такая группа лиц именуется «ликвидационная комиссия». В этой статье рассмотрим, что из себя представляет данная комиссия, какие у нее полномочия, кто входит в ее состав, а также порядок ее назначения.

    Полномочия ликвидационной комиссии юридического лица

    Рассматриваемый орган представляет собой назначаемую органом управления организации группу лиц, на которую возлагаются обязанности по совершению всех необходимых действий для осуществления ликвидации организации. Для этих целей может быть назначено и одно лицо – ликвидатор. Однако независимо от того, кто осуществляет ликвидацию – ликвидатор или ликвидационная комиссия, полномочия данных органов будут одинаковыми.

    Комиссия или ликвидатор в процессе ликвидации организации совершает следующие действия:

    • принимает на себя управление делами организации;
    • выступает от имени организации в суде;
    • публикует в «Вестнике государственной регистрации» и средствах массовой информации сообщение о ликвидации организации, сроках и порядке принятия требований кредиторов;
    • другими способами уведомляет кредиторов о том, что организация находится в процессе ликвидации;
    • подготавливает промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются финансовое состояние организации, ее активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности;
    • обеспечивает продажу имущества организации в целях погашения долгов;
    • производит расчеты с кредиторами и принимает меры по взысканию дебиторской задолженности;
    • по окончании всех расчетов с кредиторами и дебиторами составляет итоговый ликвидационный баланс;
    • распределяет оставшиеся средства между учредителями или участниками организации;
    • подает в налоговую инспекцию заявление о регистрации ликвидации юридического лица.

    В случае, если имущества ликвидируемой организации оказывается недостаточно для погашения всех долгов, ликвидационная комиссия подает в суд заявление о признании организации банкротом, и процедура ликвидации сменяется процедурой банкротства, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ .

    Комиссия или ликвидатор, уполномоченные на проведение процедуры ликвидации организации, должны действовать добросовестно и разумно, соблюдая интересы ликвидируемой организации и ее кредиторов.

    Читайте так же:  Академический отпуск в середине семестра

    Порядок назначения ликвидационной комиссии

    Как уже было сказано ранее, комиссия назначается органом, принявшим решение о ликвидации организации. Инициатором ликвидации может быть учредитель или участник организации, а также ее руководитель или другой орган, уполномоченный на это учредительными документами. Такое решение может принять и суд, в случае если был подан иск по одному из оснований, перечисленных в п. 3 ст. 61 ГК РФ.

    В любом случае уполномоченным лицом должно быть принято решение о назначении ликвидационной комиссии. Образец такого документа будет приведен далее в статье.

    Данное решение может быть принято органом управления вместе с решением о ликвидации или оформлено после в виде приказа (распоряжения), в котором указываются:

    • сведения об организации – наименование, адрес, регистрационные данные, другие реквизиты;
    • дата и номер акта;
    • основание вынесения приказа – «в связи с принятием решения о ликвидации организации» с указанием реквизитов соответствующего решения;
    • состав ликвидационной комиссии;
    • сроки и порядок работы комиссии;
    • лица, на которых возлагаются исполнение и контроль за исполнением приказа;
    • должность и подпись лица, вынесшего приказ.

    Вышеуказанные полномочия и обязанности возлагаются на комиссию с момента, указанного в приказе, или с момента вступления этого акта в силу.

    Как правило, члены ликвидационной комиссии – это:

    • руководитель организации;
    • учредители или участники либо их представители;
    • представители работников организации.

    Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии также должны входить представители соответствующих органов власти.

    Скачать приказ о создании ликвидационной комиссии (образец)

    Источник: http://glavkniga.ru/situations/s505319

    Председатель ликвидационной комиссии при банкротстве юридического лица: круг полномочий и особенности функционирования

    При закрытии организации, в том числе по причине объявленного банкротства, создается специальная ликвидационная комиссия, которая будет проводить всю процедуру. Данное требование содержится в п. 3 статьи 62 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Кто такой председатель ликвидационной комиссии и кого можно назначить на эту должность

    Ни в одном из используемых в настоящее время в части ликвидации юридических лиц, в том числе по причине банкротства, не содержится указаний на то, каким должен являться состав такой комиссии. На основании имеющейся практики известно только то, что руководить такой комиссией должен председатель или руководитель.

    При этом, также на основании имеющейся практики, можно сказать о том, что в качестве руководителя ликвидационной комиссии необязательно следует рассматривать только одного человека, который все ключевые решения принимает самостоятельно. На сегодняшний день нередки случаи, когда руководство такой комиссией возлагается на коллегиальный орган, назначенный, например, из числа ключевых акционеров компании. Кроме того, нередки случаи, когда руководитель такой комиссии назначается путем приглашения специалиста со стороны.

    Таким образом, можно сказать, что в качестве председателя ликвидационной комиссии могут рассматриваться как отдельные должностные лица, так и специально созданные коллегиальные органы. Последние чаще всего характерны для случаев, когда речь идет о крупных организациях либо об организациях, которые проходят сложную процедуру ликвидации, например, по причине установленного банкротства.

    На руководителя или председателя ликвидационной комиссии налагаются обязанности по руководству не только всей процедурой прекращения деятельности юридического лица, но и по организации работы такого юридического лица до момента прекращения его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

    Если арбитражный суд вынес решение о том, что необходимо провести процедуру ликвидации юридического лица по причине его банкротства, в качестве руководителя ликвидационной комиссии может рассматриваться арбитражный управляющий, который будет принят на работу не на основании трудового договора (то есть не будет считаться сотрудником, входящим в штат компании), а на основании гражданско-правового договора, то есть будет признаваться лицом, оказывающим определенные услуги (в конкретном случае – по проведению процедуры ликвидации организации и полному расчету с кредиторами в части погашения задолженностей перед ними).

    Порядок назначения

    Назначение председателя ликвидационной комиссии будет различаться по своему алгоритму в зависимости от того, идет ли речь о своем сотруднике в рамках юридического лица или о приглашенном «со стороны» специалисте.

    Назначение руководителя внутри организации

    Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии из числа сотрудников юридического лица либо из числа ее ключевых акционеров или крупнейших учредителей, то есть внутри организации, то алгоритм назначения выглядит достаточно просто и состоит из следующих шагов:

    • собрание учредителей или акционеров принимает решение о проведении процедуры ликвидации организации;
    • вынесенное решение должно быть оформлено в виде специального протокола собрания;
    • на том же собрании, на котором принято решение о ликвидации организации, необходимо определиться с составом ликвидационной комиссии и с тем, кто будет руководить такой комиссией (в том числе потребуется определить, единоличное или коллегиальное управление будет у такой комиссии);
    • после оформления протокола собрания издается приказ, в котором указываются все определенные в таком собрании лица, входящие в состав комиссии, в том числе и лицо или лица, занимающие должности руководителя или председателя комиссии.

    Назначение руководителя в случае приглашения специалиста «со стороны»

    Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии «со стороны» (например, в случае приглашения специалиста со специально оформленной лицензией), то алгоритм назначения руководителя будет иметь некоторые отличия:

    Арбитражный управляющий как руководитель ликвидационной комиссии

    Самым простым в части осуществления необходимых действий при назначении руководителя ликвидационной комиссии является назначение таковым арбитражного управляющего.

    Читайте так же:  Без судебно медицинской экспертизы

    И в этом случае уже сам арбитражный управляющий будет формировать ликвидационную комиссию из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица.

    Права и обязанности

    Так как на председателя или руководителя ликвидационной комиссии возлагаются полномочия, которые, по своей сути, являются полномочиями руководителя организации, то с учетом этих особенностей формируются и права и обязанности данного должностного лица.

    С учетом вышесказанного к правам председателя ликвидационной комиссии относятся:

    Если говорить об обязанностях руководителя ликвидационной комиссии, то к ним относятся:

    • контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении ликвидационных мероприятий в отношении юридического лица;
    • контроль за деятельностью членов ликвидационной комиссии с целью исключения нарушения ими действующих норм права в сфере функционирования различных юридических лиц;
    • взаимодействие с государственными органами при решении спорных вопросов, возникающих в рамках ликвидации юридического лица;
    • в случае выявления признаков несостоятельности юридического лица в финансовом плане на руководителя ликвидационной комиссии ложится обязанность направить заявление в арбитражный суд о признании банкротом данной организации (если только процесс ликвидации не происходит во исполнение решения суда);
    • организация взаимодействия с кредиторамиразличных уровней с целью определения порядка возмещения имеющихся задолженностей;
    • исполнение решения суда по привлечению самого руководителя ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности, если судом были установлены факты приведения организации к финансовой несостоятельности в связи с неисполнением руководителем такой комиссии возложенных на него полномочий.

    Порядок и причины смены председателя комиссии

    Складывающаяся правоприменительная практика при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью ликвидационных комиссий, говорит о том, что нередко наблюдается картина со сменой председателя ликвидационной комиссии. Чаще всего к основным причинам относятся:

    Если говорить об алгоритме смены руководителя или председателя ликвидационной комиссии, то выглядит он следующим образом для смены по причине расторжения трудового или гражданско-правового договоров:

    • руководитель ликвидационной комиссии подает заявление о расторжении трудовых правоотношений или о расторжении гражданско-правового договора;
    • данное заявление рассматривается собранием учредителей или акционеров на предмет возможности проведения такой процедуры;
    • если решение принято положительное (то есть о расторжении существующих правоотношений с заявителем), формируется протокол, в котором указывается дата смены руководителя ликвидационной комиссии. Если решение отрицательное, то в протоколе, кроме самого решения, потребуется также указать, по каким причинам оно выглядит именно таким образом;
    • созывается следующее собрание, на котором принимается решение о назначении нового руководителя комиссии. При этом если повестка собрания сформирована соответствующим образом, возможно оба этих вопроса отразить в одном собрании и в одном протоколе;
    • следующим шагом становится издание приказа об освобождении одного человека от должности руководителя комиссии и о назначении второго человека на эту должность.

    Если речь идет о смене по причине вынесенного решения учредителей или акционеров, то алгоритм отличается на один шаг – не потребуется подачи заявления о расторжении существующих правоотношений трудового или гражданско-правового характеров. Однако в протоколе собрания необходимо будет отразить информацию о причинах смены, а также приведенные доказательства обоснованности таких причин. В этом же протоколе отражается формулировка принятого решения и результат голосования (если оно применялось по вопросу смены председателя ликвидационной комиссии). На основании такого протокола будет издан приказ о смене данного лица в составе комиссии.

    В случае когда смена председателя ликвидационной комиссии происходит на основании специально вынесенного решения арбитражного суда, издается приказ о снятии полномочий с действовавшего ранее председателя ликвидационной комиссии. Для назначения нового председателя не потребуется издание каких-либо документов, так как такое назначение происходит на основании вынесенного судебного решения арбитражного суда в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

    Меры ответственности

    В том случае, если по каким-то причинам председатель не исполняет возложенные на него обязанности должным образом либо совершил какие-то действия, которые носят характер противозаконных, он может быть привлечен к различным мерам ответственности.

    Дисциплинарная

    Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на того руководителя комиссии, который назначен из числа действующих сотрудников ликвидируемого юридического лица. В качестве мер такой ответственности могут быть использованы те меры, вплоть до увольнения, которые предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации.

    Административная и уголовная

    Административная ответственность, равно как и уголовная, назначается только по решению суда на основании исследования доказательств по факту неправомерных действий председателя ликвидационной комиссии при реализации возложенных на него полномочий.

    Каждый конкретный вид наказания устанавливается только на основании специально принятого решения суда.

    Субсидиарная

    Так как председатель ликвидационной комиссии обладает полномочиями руководителя организации, то на него может быть наложена также и субсидиарная ответственность как на контролирующее должника лицо в случае проведения процедуры банкротства в соответствии с действующим законодательством о финансовой несостоятельности. Привлечение к таким мерам ответственности происходит в том случае, если арбитражный управляющий докажет, что именно по вине такого руководителя организация оказалась неплатежеспособна.

    Ответственность арбитражного управляющего

    Если говорить о руководителе ликвидационной комиссии, которым становится арбитражный управляющий, то он, кроме всего прочего, будет привлечен к ответственности на основании решения арбитражного суда с использованием положений Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а в части используемых мер ответственности на него могут быть возложены любые меры, предусмотренные этим нормативным актом, вплоть до исключения из существующей саморегулируемой организации.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/predsedatel-komissii.html

    Чем занимается ликвидационная комиссия
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here