Допуск к гостайне выезд за границу

Статья на тему: "Допуск к гостайне выезд за границу" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Выезд за границу военнослужащим и лиц с доступом к гостайне

В этой статье мы рассмотрим, какие категории граждан могут быть временно ограничены в праве выезда за границу, в каких случаях это возможно и существует ли возможность выезда за границу военнослужащим и лиц с допуском к государственной тайне.

Все ограничения в правах, касающиеся гражданина, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, перечислены в статье 24 Закона РФ № 5485-1 от 21 июля 1993г.

Основания для введения временного ограничения права гражданина на выезд за пределы страны

  1. Государственная служба в органах ФСБ. Ограничение действует до окончания действия заключенного контракта на службу или трудового договора.
  2. Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы. Ограничение действует до окончания срока службы.
  3. Закон о государственной тайне, который предполагает ограничение на выезд, если гражданин по роду своей деятельности, согласно заключенного им контракта, допущен к сведениям особой важности или к совершенно секретным сведениям, которые относятся к государственной тайне. Согласно закону срок ограничения прописан в трудовом договоре (контракте) и действует согласно договору. При этом максимальный срок ограничения прекращается после истечения пяти лет с момента последнего контакта с секретными сведениями.

Если после пятилетнего срока секретность тех данных, к которым имел доступ гражданин, сохраняется, то специальная Межведомственная комиссия может продлить срок ограничения.

Допуск к государственной тайне оформляется или по месту службы (работы), или по месту воинского учета в военкомате. При допуске гражданин оформляет письменное согласие на временные ограничения прав, в том числе и на выезд за границу военнослужащим. Данное согласие отражается в трудовом договоре. Если трудовой договор не оформляется, согласно п. 5, пп. «б» п. 7 и п. 10 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г., гражданин подписывает расписку о своем согласии на временное ограничение прав.

Согласно Закона № 114-ФЗ (ст. 16), при оформлении допуска к секретным сведениям гражданин получает уведомление от уполномоченного органа МВД, в котором раскрывается срок ограничений и основания, на которых они были введены.

Как оформить документы для выезда за границу

Закон № 114-ФЗ (ст. 7) определяет, что для пересечения границы РФ гражданин должен иметь заграничный, служебный или дипломатический паспорт.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для военнослужащих ВС РФ, кроме проходящих службу по призыву, а также для служащих федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, если в них есть военная служба, порядок выезда за границу начинается, в соответствии со ст. 19 Закона № 114-ФЗ, с получения официального разрешения от командования.

Рассмотрим порядок получения паспорта, необходимого для пересечения границы. Такой порядок определен в правовых актах соответствующих федеральных органов и ведомств.

Так, для внутренних войск МВД РФ порядок получения паспорта будет таким:

Подача рапорта на имя должностного лица, уполномоченного на решение этого вопроса

При доступе военнослужащего к совершенно секретным сведениям или к сведениям особой важности выдача паспорта или временное ограничение права военнослужащего на выезд из России производится на основании решения уполномоченного должностного лица, а решение принимается на основе документов, подтверждающих уровень доступа военнослужащего к секретным сведениям.

В соответствии с Порядком, утвержденным Приказом МВД РФ № 378, актуальность секретности данных, к которым военнослужащий получил доступ, проверяется на момент подачи им рапорта.

Допустим, что уполномоченное должностное лицо, проверив все сведения по уровню доступа военнослужащего, подавшего рапорт, дает разрешение на получение паспорта для выезда за границу. В этом случае, согласно п. 8 Порядка, он ставит визу на рапорте и далее рапорт передается в кадровый орган.

Если уровень допуска военнослужащего ниже, то есть он допущен к секретным сведениям, но не имеет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, то в общем порядке военнослужащий подает такой же рапорт на имя уполномоченного должностного лица. На рапорте, в соответствии с п. п. 13 и 14 Порядка, должна быть проставлена запись об отсутствии допуска к совершенно секретным сведениям и к сведениям особой важности. Запись ставится начальником режимно-секретного подразделения. После этого уполномоченное лицо ставит свою визу на рапорте и рапорт поступает в кадровый орган.

Ожидаем, когда рапорт согласует орган безопасности

Специалист кадрового органа представляет завизированный рапорт военнослужащего и сопутствующие документы для согласования в орган безопасности. Орган безопасности, проверив все полученные документы, выдает справку о разрешении на получение паспорта.

Данную справку, согласно п. п. 9 и 10 Порядка, необходимо представить в государственный орган, занимающийся оформлением паспортов.

Получение паспорта

Согласно п. п. 24, 26-28 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ № 320 от 15 октября 2012 г., п. п. 24, 28.1.1 – 28.3.7 и 30 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ № 211 от 26 марта 2014 г, пп. 49 п. 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ № 699 от 21 декабря 2016 г. и п. 11 Порядка, военнослужащий должен подать заявление и все необходимые документы вместе со справкой от органа безопасности в орган МВД РФ, который должен оформить и выдать ему паспорт.

С момента поступления заявления и документов орган МВД, согласно ч. 5 ст. 10 Закона № 114-ФЗ, в течение трех месяцев оформляет военнослужащему с допуском к сведениям особой важности или к совершенно секретным сведениям требуемый паспорт.

Порядок выдачи и хранения паспорта

Хранение и выдача паспортов военнослужащих определяется правовыми актами соответствующих ведомств и федеральных органов, в которых они проходят службу.

Читайте так же:  Суд удовлетворил исковое заявление

Для органа ФСБ, например, установлен порядок, в соответствии с которым как военнослужащие, так и гражданский персонал ФСБ, если они имеют допуск к совершенно секретным данным или к сведениям особой важности, сдают свои паспорта после возвращения из заграничной поездки или после получения в уполномоченных органах государства на хранение в подразделение отдела кадров органа безопасности в пятидневный срок.

Если принимается решение об ограничении права на выезд за пределы России в отношении гражданского персонала, имеющего допуск к секретной информации, в пятидневный срок после принятия этого решения данные граждане обязаны сдать свои паспорта на хранение в подразделение кадров органа безопасности.

Паспорта выдаются с хранения военнослужащим только при наличии решения о выезде за границу для осуществления такого выезда. При возвращении из служебной поездки, в соответствии с п. п. 7-9 Инструкции, утвержденной Приказом ФСБ РФ № 179 от 14 апреля 2012 г., военнослужащие должны в пятидневный срок представить отчет о выезде за границу своему непосредственному начальнику.

Источник: http://www.papajurist.ru/restrictions/vyyezd-za-granitsu-voyennosluzhashchim-i-lits-s-dostup-k-gostayne/

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 179 г. Москва «Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и граж данского персонала органов федеральной службы безопасно сти из Российской Федерации по частным делам»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Регистрационный N 24451

В целях реализации Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1 , Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» 2 , Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» 3 , постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» 4 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам.

2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 17 апреля 2003 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2003 г., регистрационный N 4527) и от 24 ноября 2010 г. N 580 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2010 г., регистрационный N 19285).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России и Управление собственной безопасности ФСБ России.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Директор А. Бортников

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. I), ст. 3583; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. I), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, ст. 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 52 (ч. I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, ст. 28, ст. 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. I), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340.

2 Российская газета, 1993, 21 сентября, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267, N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст. 993.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 52, ст. 5929; 2008, N 14, ст. 1412.

Инструкция о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам

1. Право на выезд военнослужащих органов федеральной службы безопасности 1 , федеральных государственных гражданских служащих и работников 2 органов безопасности из Российской Федерации по частным делам 3 может быть временно ограничено до окончания срока контракта о прохождении военной службы, служебного контракта, трудового договора 4 , а также в иных случаях, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

2. Военнослужащие и гражданский персонал выезжают за границу с разрешения должностных лиц органов безопасности, которым предостав лено право разрешать выезд за границу 5 , перечень которых определяется Директором ФСБ России 6 .

3. Для оформления решения о возможности выезда за границу и при необходимости оформления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации 7 , военнослужащие и гражданский персонал не позднее чем за три месяца до планируемого выезда (за исключением случаев, связанных с тяжелым состоянием здоровья или смертью близких родственников 8 , близких родственников супруга (супруги), и иными обстоятельствами, не терпящими отлагательства) подают рапорт (заявление) на имя уполномоченного должностного лица (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

4. По результатам рассмотрения рапорта (заявления) принимается решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации 9 (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

Читайте так же:  Генеральная доверенность на распоряжение имуществом

При этом в отношении военнослужащих и гражданского персонала, имеющих допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, также принимается решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы защиты государственной тайны.

Военнослужащие и гражданский персонал, в отношении которых составлено решение, знакомятся с его содержанием под роспись с проставлением даты ознакомления.

5. Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих, а также гражданского персонала, ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, в следующих случаях:

— необходимость посещения родителей, родителей супруга (супруги);

— тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, близких родственников супруга (супруги), на основании подтверждающего болезнь или смерть близкого родственника документа, оформленного в установленном порядке;

— необходимость прохождения лечения;

— посещение могил близких родственников;

— принятие мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации.

В других исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих и гражданского персонала по согласованию с Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора — руководителем Пограничной службы ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России — руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, статс-секретарем — заместителем Директора ФСБ России, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России 10 .

Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненного гражданского персонала, не ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, и в иных случаях и на иной срок.

6. Для оформления военнослужащему паспорта подразделение кадров органа безопасности (войсковой части), наделенного полномочиями выдавать справки установленной формы 11 , при наличии решения о возможности выезда за границу выдает справку военнослужащему для представления в соответствующий уполномоченный государственный орган.

7. Военнослужащие и гражданский персонал, имеющий допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, сдают паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после его получения в уполномоченных государственных органах, а также после возвращения из поездки за границу.

Гражданский персонал, имеющий допуск к секретным сведениям, сдает паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после принятия решения о временном ограничении права на выезд за границу.

8. Находящийся на хранении паспорт выдается военнослужащим и гражданскому персоналу для выезда за границу при наличии решения о возможности выезда за границу.

9. По возвращении из поездки за границу военнослужащие и гражданский персонал в пятидневный срок представляют непосредственно му начальнику отчет о выезде за границу.

1 Далее — военнослужащие, органы безопасности соответственно.

2 Далее — гражданский персонал.

3 Далее — за границу.

4 Подпункт 7 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

5 Далее — уполномоченное должностное лицо.

6 Военнослужащие, замещающие отдельные должности, выезжают за границу в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 38-рп.

7 Далее — паспорт.

8 Близкими родственниками согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации являются родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 11; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 30, ст. 3808; 2008, N 17, ст. 1756; N 27, ст. 3124; 2010, N 52 (ч. I), ст. 7001; 2011, N 19, ст. 2715; N 49 (ч. I), ст. 7041).

9 Далее — решение, если не оговорено иное.

10 Согласование осуществляется по линии курирования (подчиненности). Применительно к военно служащим и гражданскому персоналу территориальных органов безопасности согласование осуществляет ся с руководителем Службы организационно-кадровой работы ФСБ России.

11 Форма справки приведена в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rg.ru/2012/06/13/vyezd-voen-dok.html

Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу.

Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.

Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.

Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:

  • Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
  • Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
  • Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».

Ограничения при оформлении допуска к гостайне

Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3. В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях — запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.

Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.

Читайте так же:  Компенсация морального вреда продавцу

Ограничения при наличии допуска 1, 2, 3 формы

Выезд за границу

При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится — можно поставить прочерк. Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре. При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.

Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для фирмы с лицензией ФСБ на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.

При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.

Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:

  • -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
  • -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
  • -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
  • -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).

Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:

  • -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
  • -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
  • -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
  • -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.
Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну

В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.

Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.

Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.

Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.

Иные ограничения при допуске к гостайне

Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями. Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны. Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.

Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.

Источник: http://srodopuski.com/ogranicheniya-pri-dopuske-k-gosudarstvennoj-tajne.html

С чемоданом и гостайной

Согласно Основному закону РФ граждане имеют право на свободное перемещение, в том числе «каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». В то же время «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом», в том числе для «обеспечения обороны страны и безопасности государства». По мнению заявителя Александра Ильченко, это ограничение противоречит международным нормам, которые должны иметь приоритет над национальным законодательством.

С середины 2000-х годов Ильченко служил в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных сил РФ, имел допуск к совершенно секретным сведениям, однако с 1 мая 2009 года фактически прекратил работу. Тем не менее ему запрещено выезжать за границу до 2014 года, поскольку запрет сохраняется в течение пяти лет со времени последнего допуска. Заявитель считает, что эта норма нарушает его конституционное право. Тот факт, что он добровольно подписал контракт, содержавший ряд условий и ограничений, Александр Ильченко считает несущественным.

— Отказ от права выезда можно считать ничтожным, — полагает он, — поскольку я не был осведомлен об одном из условий вступления России в Совет Европы, данном в 1996 году, а именно — об обязательстве немедленно прекратить практику запрета выезда из страны «осведомленным гражданам».

Александр Ильченко также настаивает на том, что суды должны более тщательно исследовать филологические тонкости заключений по поводу допуска к гостайне, которое дает работнику организация. Он, в частности, настаивает на разделении понятий «допущенный», то есть потенциально имеющий возможность ознакомиться с соответствующими сведениями, и «осведомленный», то есть обладающий такими сведениями. Конституционный суд РФ с этим требованием согласился и постановил, что «к решению вопроса об ограничении права граждан РФ, допущенных в силу служебной деятельности к государственной тайне и ознакомленных с совершенно секретными сведениями, нельзя подходить формально».

Читайте так же:  Опрос несовершеннолетнего по административному делу

— Суды не могут руководствоваться одним лишь формальным допуском, необходимо учитывать характер информации и степень ее секретности, — провозгласил постановление суда председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин.

Полковнику Ильченко, впрочем, это поможет лишь опосредованно. Суд не закрепил за ним права пересмотра состоявшихся в отношении него решений, но отметил возможность обжаловать отказ уполномоченного органа в Межведомственную комиссию или суд. Сам Ильченко подтвердил, что намерен продолжать судебные тяжбы.

— Начиная данный процесс, я не был убежден, что дело будет рассмотрено в Конституционном суде, — заявил он корреспонденту «РГ». — Конечно, дело мое «утопили», но «утопили» не по-тихому, так что до встречи в Европейском суде.

По мнению полковника, на его стороне — прецеденты по аналогичным делам Бартика и Солтысяка. По первому из них Европейский суд по правам человека постановил, что «не является оправданным ограничение свободы передвижения лиц, имевших доступ к секретным сведениям». Жалоба Ильченко уже зарегистрирована в Страсбургском суде. Там, кстати, ранее была зарегистрирована и его жалоба на неполучение жилья от государства. А оспаривание нормы о выезде за рубеж стало закономерным следствием желания офицера лично отстаивать свои интересы в Страсбурге. Отметим, что с 2009 года по настоящее время Александр Ильченко продолжает оставаться в распоряжении начальника управления Генштаба, поскольку не обеспечен жильем.

Источник: http://rg.ru/2012/06/07/pravo-site.html

Невыездные, на выезд

Верховный суд России защитил право выезда за границу граждан, причастных к государственным секретам.

Решение высшей инстанции радикально меняет отношение к людям, считавшимся до того хронически невыездными. В свободной и демократичной стране доверие к людям — хороший тон. Поэтому границы должны быть открыты.

Прецедент создала скромная сотрудница военкомата, которая потребовала отменить пункт закрытой инструкции минобороны об организации выезда за границу.

Документ обязывал гражданских служащих, допущенных к секретам, обязательно брать разрешение у начальства на выезд за рубеж. Обычно подобные допуски являются скорее формальностью: особых тайн на низовой должности человек, как правило, не узнает. Но мы с советских времен привыкли скрывать все подряд, даже размер солдатских портянок. Поэтому начальство может с чистой совестью отказать человеку в заграничном вояже: вдруг ценную сотрудницу райвоенкомата похитят на пляже иностранные спецслужбы и будут пытать? Человека не жалко, но вдруг он что-то выболтает?

Мол, тайны — это святое.

Однако подобная психология руководителей — уже анахронизм. Все-таки наша главная ценность — люди.

Поэтому Верховный суд страны в первой инстанции отменил спорную инструкцию, как противоречащую федеральным законам. А в новом обзоре судебной практики высшая инстанция специально в назидание судьям включила еще и свежее постановление Европейского суда по правам человека на эту же самую тему. Права переходить границы потребовал наш бывший военный, который во время службы, как и все люди в погонах, подписал «договор об оформлении допуска к государственной тайне, предусматривающий ограничение его права на выезд за границу на пять лет» (цитата из решения Европейского суда). После увольнения отставник обратился в паспортно-визовый отдел с заявлением о выдаче загранпаспорта. Однако ему ответили, что его право на выезд временно ограничено и срок ограничения не истек. Соответственно, загранпаспорт оформлять не стали.

Наши военные суды признали отказ совершенно законным. Зато Европу такой подход озадачил. Если государство готово доверить людям свои тайны, почему же не готово поверить им самим? Разве правильно — подозревать в каждом предателя, готового броситься в объятия иностранных шпионов, работающих, без сомнения, на все разведки мира?

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, к которому присоединилась и Россия, провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную. Поэтому в деле нашего отставника Европейский суд заключил, что ограничение права на свободу передвижения не являлось необходимым в демократическом обществе, то есть было несоразмерно преследуемой цели.

При этом Европа вовсе не призывает нас пуститься во все тяжкие с точки зрения секретности. У любого государства есть право (и даже обязанность!) оберегать свои тайны. Это тоже европейский подход.

Весь вопрос в мере. Европейский суд посчитал: «. секретная информация, которой обладал заявитель, может быть передана различными способами, которые не требуют его присутствия за рубежом и даже прямого физического контакта с кем-либо». А заявление отечественных представителей, что «. заявитель будет похищен иностранными разведывательными службами или террористическими организациями во время пребывания за границей, кажется простым предположением, не подтвержденным какими-либо фактическими оценками рисков безопасности в индивидуальном деле заявителя. «

Наверное, найдется немало экспертов, которые сочтут подобные подходы для нас неприемлемыми и опасными. Однако излишняя секретность так же вредна и опасна, как и чрезмерная открытость, бесхозяйственность в охране важных тайн.

Наши законы, кстати, соответствуют международным стандартам. Право на выезд из страны может быть временно ограничено при допуске гражданина к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Срок запрета не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными. Также закон предусматривает, что военнослужащие выезжают из страны при наличии разрешения командования.

— По смыслу приведенных норм право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих, — пояснил Верховный суд России.

Поэтому устанавливать разрешительный порядок выезда для гражданских служащих военного ведомства нельзя. Доводы, что ограничение на выезд можно установить любому лицу, в т.ч. гражданскому служащему, если это оговорено в трудовом договоре, независимо от степени секретности носителей, основан на неправильном толковании закона. Так пояснил Верховный суд.

Кроме того, согласно инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной правительством страны, ограничение на выезд не может быть применено в отношении работников, не осведомленных в сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора , допускающего временное ограничение их права на выезд.

Читайте так же:  Прошла выездная комиссия по делам несовершеннолетних

Источник: http://rg.ru/2011/12/14/vuezd.html

Выезд за границу при 2 форме секретности

В силу определенных обязанностей своей профессии, граждане, которые несут военную службу, включаются в программу, требующую хранить некоторые государственные тайны. Такие тайны необходимы для защиты целостности и суверенности территории РФ, они связаны с информацией о вооружении страны, ее политическими, экономическими и военными стратегиями, а также другими масштабными государственными программами. Допуск секретности определяется непосредственно Министерством Обороны РФ. Указанным Министерством разработан ряд регламентирующих документов, которые нацелены на систематизацию запретов и разрешений о хранении важных государственных тайн. Для того чтобы контролировать исполнение правил регулярно проводятся специальные проверки.

Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность

На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».

Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:

  • Первая наивысшая степень. Информация повышенной важности.
  • Вторая средняя степень. Информация, относящаяся к данной категории, находится под эгидой «Совершенно секретно».
  • Третья низшая степень. Информация низшего допуска. Метка ― «секретно».

Несколько ранее также существовала категория, которая ограничивала доступ военных сотрудников к определенным служебным делам. Однако на данный момент эта категория не используется в перечне форм доступа.

Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.

Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.

Порядок получения 2-й формы допуска

Возможность иметь доступ к государственным тайнам в России носит добровольный характер. Это означает, что, вступая в высокопоставленную должность, гражданин не обязуется по умолчанию соблюдать государственные тайны. Так, доступность к государственной тайне тесно связана с возможностью занятия определенных должностей, а также иметь право на образование в ВУЗах, профилем которых является подготовка военнообязанных служащих.

Следовательно, гражданин, устраивающийся на военную должность или поступающий в военный ВУЗ, должен понимать, что наличие определенной военной обязанности (разных мест работы, конкретных направлений деятельности) влечет за собой подтверждение содержания государственной тайны.

Гражданин должен сознавать, что при его согласии на содержание государственной тайны, для его свободы, в том числе свободы межгосударственного передвижения, будут предусмотрены ограничения.

Возможность получать необходимую секретную информацию для студентов военных учебных заведений, а также для служащих определенных структур, оформляется соответствующей комиссией, которая фиксируется по месту проживания субъекта.

Оформление доступа к секретности требуемого уровня проходит с помощью ряда проверочных мероприятий. Для этого кандидат должен заполнить представленную ему комиссией специальную анкету, в которой будет установленный перечень проверок относительно предполагаемого уровня доступа. Соответственно, кандидат сам подтверждает свое согласие на проведение проверки.

Такие мероприятия подразумевают следующие исследования:

  • сверка данных, которые кандидат указал в графах анкеты (свои личные данные, паспортные, сведения о прописке и т.д.);
  • информация о наличии судимости у кандидата (как условных, так и фактических, закрытых и не закрытых);
  • анализ близких родственников кандидата. В данный список входят: отец, мать, супруга, а также дети, если имеются, которым исполнилось 14 лет;
  • определение физического здоровья кандидата;
  • определение психического здоровья кандидата;
  • определение, проживал ли кандидат длительное время за пределами РФ.

Если все проверочные процедуры выполнены успешно, военный комиссариат выдает свое заключение. В нем фиксируется факт возможности допуска конкретного гражданина к секретным государственным данным. Также в заключении указывается форма доступа к секретности.

После подтверждения разрешения на доступ к государственной тайне, кандидату выдается на подпись подписка о неразглашении данных. Также разъясняется ответственность за разглашение государственной тайны.

Случаи, в которых кандидату могут отказать:

  • у гражданина есть опыт судимости;
  • гражданин участвовал в любом виде деятельности, которая была направлена против установленного правопорядка;
  • нетрудоспособность гражданина (как частичная, так и полная). Подразумевается, как физические недостатки, так и психические нарушения;
  • в случае если среди близких родственников выявлены судимые граждане;
  • в случае если у кандидата имеется опыт проживания за пределами РФ более полугода, либо же близкие родственники, которые на момент оформления допуска к секретности, проживают за пределами РФ на постоянной основе;
  • если кандидат ранее уже допускался к государственной тайне, но был отстранен.

В случае отказа военный комиссариат не обязан разъяснять кандидату причины отказа.

Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы. Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет. В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.

Тем не менее, суммарно такой срок не может превышать 10 лет.

В рядовых случаях необходимо полностью уведомить начальство о намерении и месте отдыха. Командование может как принять, так и отклонить такое прошение.

При этом, если в Беларусь или Украину не требуется дополнительных бумаг, то при желании выехать на дальнее зарубежье, также необходимо оформить заграничный паспорт и предоставить сведения из него начальству.

Таким образом, выезд на отпуск за рубеж для служащих, имеющих вторую степень допуска к секретности, возможен. Однако является нечастым явлением, и разрешаются подобные вопросы советом командования места работы служащего, при условии его полной законопослушности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravo.moe/vyezd-za-granicu-pri-2-forme-sekretnosti/

Допуск к гостайне выезд за границу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here