Досудебное урегулирование споров жкх

Статья на тему: "Досудебное урегулирование споров жкх" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Новое в блогах

О досудебном и претензионном порядке при взыскании долгов в ЖКХ

Как у сотрудников УО, ТСЖ, так и должников возникают вопросы: обязательно ли при обращении в суд о взыскании задолженности претензионный порядок урегулирования спора в ЖКХ? Обязана ли УО, ТСЖ направлять должникам претензии перед обращением в суд. Разберемся с этими и другими вопросами. В данной статье рассматриваем вопрос о взыскании задолженности, когда должником является физическое лицо и взыскание задолженности происходит в судах общей юрисдикции и мировых судьях по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).

Общее правило — взыскание происходит в приказном порядке, а такое производство не предусматривает претензионный порядок урегулирования

Следует сразу отметить, что требование о взыскании задолженности за ЖКУ рассматривается в приказном порядке. Этот вывод основан на положениях ст. 122 ГПК РФ, где перечислены требования, по которым предусмотрен приказной порядок.

Суть судебного приказа заключается в обращении УО, ТСЖ в суд с заявлением . А судья рассматривает такое заявление без вызова сторон и выносит судебный приказ , который приравнивается к судебному решению. Но особенности судебного приказа — его можно отменить легко. О том, что делать после его отмены я рассмотрел ранее в статье.

Миновать судебный порядок невозможно, поскольку, если обратиться сразу в исковом порядке (подать иск о взыскании задолженности), то суд возвратит исковое заявление со ссылкой на п. 1.1. ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, поскольку требования подлежат рассмотрению в-первую очередь в приказном порядке.

Так вот, содержание и список обязательных приложений к заявлению о вынесении судебного приказа указан в ст. 124 ГПК РФ,в которой отсутствует такое приложение как доказательства соблюдения заявителем (должником) досудебного или претензионного порядка урегулирования . При этом, среди оснований для возврата заявления о вынесении судебного приказа (ст. 125 ГПК РФ) отсутствует такое основание как несоблюдение досудебного или претензионного порядка урегулирования спора.

В итоге можно сделать вывод, что при обращении в суд с заявлением о вынесении судебного приказа УО, ТСЖ не обязаны направлять должника претензии.

Но как быть в случае отмены судебного приказа и при дальнейшем обращении в суд с иском: надо ли направлять претензию перед подаче иска?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Претензия при подаче иска не нужна, если договором управления не предусмотрен досудебный или претензионный порядок

Одним из обязательных реквизитов искового заявления являются сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон (п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ), а одним из обязательных приложения к исковому заявлению является доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором (ст. 132 ГПК РФ).

При этом, в случае несоблюдения требований по указанию на порядок урегулирования и приложению доказательств — судья возвратит исковое заявление со ссылкой на п 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

Но тут самое интересное — обратите внимание, что в части досудебного порядка урегулирования указано, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором.

Обратимся к федеральному закону. В нашем случае главный закон в сфере ЖКХ — ЖК РФ, который не содержит норм о претензионном или досудебном порядке урегулирования споров.

Ну а теперь посмотрите на договор управления, если управляет домом управляющая организация, ну или договор с ТСЖ, если вы не член ТСЖ. Ну а если вы член ТСЖ, то обратите внимание на Устав ТСЖ (честно говоря ни разу в Уставе ТСЖ не видел условия о досудебном порядке, но все же он может быть указан в Уставе применительно ко взысканию взносов и обязательных платежей с членов ТСЖ), и если в вышеуказанных документах есть условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования, то такой порядок обязателен для УО, ТСЖ.

Кстати, по досудебному и претензионном порядку урегулирования споров между собственниками и УО есть моя статья на сайте Росквартал. Там я разобрал что такое претензионный порядок урегулирования, как его прописать в договоре управления и даже привел пример условий договора управления.


Источник: http://maxpark.com/community/4701/content/6980420

Новое в блогах

Претензионный порядок урегулирования споров в ЖКХ.

На площадке много говориться о судебных разбирательствах и порядке подачи искового заявления. Указывается на необходимость со стороны истца ( УО/ТСЖ) предъявление доказательства досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Столкнувшись с этим «досудебным» урегулированием поискал информацию и вот, что выяснилось:

О досудебном и претензионном порядке при взыскании долгов в ЖКХ

Как у сотрудников УО, ТСЖ, так и собственников возникают вопросы: обязательно ли при обращении в суд о взыскании задолженности претензионный порядок урегулирования спора в ЖКХ? Обязана ли УО, ТСЖ направлять должникам претензии перед обращением в суд.

Общее правило — взыскание происходит в приказном порядке, а такое производство не предусматривает претензионный порядок урегулирования

Этот вывод основан на положениях ст. 122 ГПК РФ, где перечислены требования, по которым предусмотрен приказной порядок.

Суть судебного приказа заключается в обращении УО, ТСЖ в суд с заявлением. А судья рассматривает такое заявление без вызова сторон и выносит судебный приказ, который приравнивается к судебному решению. Но особенности судебного приказа — его можно легко отменить.

Миновать судебный порядок невозможно (теоретически), поскольку, если обратиться сразу в исковом порядке (подать иск о взыскании задолженности), то суд возвратит исковое заявление со ссылкой на п. 1.1. ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, поскольку требования подлежат рассмотрению в-первую очередь в приказном порядке.

Так вот, содержание и список обязательных приложений к заявлению о вынесении судебного приказа указан в ст. 124 ГПК РФ,в которой отсутствует такое приложение как доказательства соблюдения заявителем (должником) досудебного или претензионного порядка урегулирования. При этом, среди оснований для возврата заявления о вынесении судебного приказа (ст. 125 ГПК РФ) отсутствует такое основание как несоблюдение досудебного или претензионного порядка урегулирования спора.

Читайте так же:  Что является неотделимым улучшением арендованного помещения

В итоге можно сделать вывод, что при обращении в суд с заявлением о вынесении судебного приказа УО, ТСЖ не обязаны направлять собственникам претензии.

Но как быть в случае отмены судебного приказа и при дальнейшем обращении в суд с иском: надо ли направлять претензию перед подачей иска?

Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, установленного только договором, с 01.10.2019 г. становится необязательным (в рамках ГПК РФ).

Обоснование: Упоминание о соблюдении досудебного порядка, установленного договором, исключают из требований к содержанию искового заявления, приложений к нему и из перечня оснований для возврата искового заявления.

Значит, нельзя будет обратиться в суд только в том случае, если не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный только законом.

По данному вопросу в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом (новая редакция ст. 131 ГПК РФ).

Согласно новой редакции ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом.

Из ст. 135 ГПК РФ новой редакции известно, что судья возвратит исковое заявление в случае, если истцом не будет соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представит документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.

Заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров (новая редакция ст. 3 ГПК РФ).

Если всё будет сделано со стороны истца (УО/ТСЖ) в рамках закона, то в суд они пойдут с заявлением о возмещении ущерба (убытков), а там:

Возмещение ущерба согласно ст. 15 ГК РФ не требует обязательного досудебного рассмотрения спора.

Законом не предусмотрена обязательность управляющей компании до предъявления иска в суд предъявить потребителю коммунальных услуг — должнику претензию. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») не предусматривает обязательный претензионный порядок.

У участников площадки могут возникнуть возражения — в 354 постановлении написано же «за 20 дней вручить претензию», но это касается вопроса о приостановлении/ограничении подачи коммунальных услуг, там не говориться о подаче исковых заявлений.

Что касается, к примеру, условия договора, согласно которому все споры должны решаться путем переговоров, после чего стороны могут обратиться в суд, то в соответствии со сложившейся судебной практикой такое условие не относится к обязательному досудебному порядку урегулирования спора.

При наличии долга, сумма долга по каждой коммунальной услуге указывается в платежном документе, на основании которого возникает обязанность у потребителя оплачивать коммунальные услуги.

Таким образом, при подаче в суд обязанность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора при взыскании ЖСК/ТСЖ/УК задолженности за коммунальные услуги с физических лиц законом не установлена. Учтите это при подаче возражений, если придётся, не дайте повода судье отклонить его по причине того, что это не соответствует …

Источник: http://maxpark.com/community/1574/content/6967387

Отстаиваем свои права в сфере ЖКХ в судебном порядке: 6 вопросов к юристу

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Доступность информации о правах собственников и о возможностях отстаивания таких прав и интересов, а также количество нарушений в сфере ЖКХ, способствует росту желающих отстаивать свои права в судебном порядке. Рассмотрим наиболее частые вопросы.

Предусмотрен ли досудебный или претензионный порядок урегулирования спора?

Условно, иски в сфере ЖКХ можно поделить на две группы:

  • иски об оспаривании решений общих собраний собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или ЖСК;
  • иски к управляющим компаниям, в том числе ТСЖ, ЖСК, об оспаривании начислений, действий или бездействия, договоров управления, взыскания причиненного вреда и т. д.

Ни в одном из перечисленных случаев нормами Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса, а также иными законами, регламентирующими правоотношения в сфере ЖКХ, не предусмотрен досудебный или претензионный порядок урегулирования спора. Но он может быть предусмотрен в договорах, заключаемых с такими организациями. Таким образом, при обращении в суд по спорам в сфере ЖКХ, соблюдение претензионного порядка необязательно, если такой порядок не предусмотрен договорными отношениями.

Является ли процедура уведомления собственников при оспаривании решений общих собраний о намерении обратиться в суд досудебным порядком урегулирования? Какие последствия несоблюдения процедуры?

В рамках процедуры оспаривания решения собрания предусмотрена обязанность лица, оспаривающее такое решение, уведомить в письменной форме и заблаговременно участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу (п. 6 ст. 181.4 Гражданского кодекса).

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 (далее – Постановление № 25) обратил внимание, что установленное п. 6 ст. 181.4 ГК РФ правило о заблаговременном уведомлении участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд не является досудебным порядком урегулирования спора, в связи с чем в случае невыполнения истцом указанных требований суд не вправе возвратить исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, а также оставить исковое заявление без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ (п. 115 Постановления № 25). Отсутствие доказательств об уведомлении других участников является основанием для оставления искового заявления без движения согласно п. 1 ч. 2 ст. 135 ГПК РФ.

Таким образом, при обращении в суд с оспариванием решения собрания необходимо приложить к исковому заявлению доказательства соблюдения процедуры уведомления участников о намерении обратиться в суд. В противном случае исковое заявление будет оставлено без движения, и истцу будет предложено в установленный определением срок соблюсти процедуру и представить в суд доказательства.

Читайте так же:  Нарушение прав сотрудника полиции

Кого именно надо уведомлять и каким способом?

Если оспаривается решение общего собрания собственников, то следует уведомлять всех собственников помещений в МКД как потенциальных участников общего собрания, имеющих право участвовать в собрании и на которых распространяется решение собрания согласно ст. 46 Жилищного кодекса РФ.

Если оспаривается решение членов ТСЖ, то следует уведомлять также всех собственников помещений в доме, поскольку ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ установлено право как членов ТСЖ, так и лиц, не являющихся членами ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Сложность уведомления заключается в отсутствии законодательного указания на конкретный способ такого уведомления (вручение под роспись, направление заказным или иным способом), а также во множестве адресатов уведомления. В ст. 181.4 ГК РФ есть лишь указание на письменную форму уведомления.

В свою очередь, ВС РФ в п. 65 Постановления № 25, высказал позицию о возможности направить юридически значимое сообщение, которым является уведомление о намерении обратиться в суд, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в МКД.

Таким разъяснением ВС РФ в несколько раз увеличил возможность собственников обжаловать решения общих собраний, которые в определенных случаев «сдавались» на стадии оставления искового заявления без движения и невозможности уведомить абсолютно всех собственников под роспись.

Позиция ВС РФ активно используется в судебной практике.

Например, Верховным судом Республики Хакасии апелляционным определением от 26 июля 2016 г. по делу № 33-2496/2016 было отменено определение суда первой инстанции об оставлении искового заявления об оспаривании решения общего собрания собственников. Суд указал, на законность одного из способа уведомления как размещение уведомления на информационном стенде дома. В свою очередь, коллеги из Забайкальского краевого суда в апелляционном определении от 10 марта 2016 г. по делу № 33-1150/2016, рассматривая частную жалобу на определение об оставлении иска без движения, напомнили, что п. 6 ст. 181.4 ГК РФ не содержит ограничений в способах извещения собственников, указывая лишь на необходимость письменного извещения, и указали в качестве примера извещение в форме размещения объявления на информационной доске.

Исходя из своей практики, отмечу, что размещая объявление лучше сделать фотографию с геолокацией (в таком случае в свойствах фотографии, как электронного документа, будет указан адрес дома, где она сделано), а также стоит сделать фотографию как самого объявления вблизи, так и общего фона (доски объявления).

Кроме самих фотографий в суд можно приложить в качестве доказательства и акт о размещении уведомлений, составленный в присутствии свидетелей (двух и более граждан).

Какой срок исковой давности по спорам в сфере ЖКХ?

В сфере ЖКХ существует несколько сроков исковой давности в зависимости от предмета спора и требований.

3 года – общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ, который, в том числе распространяется и на требования о взыскании задолженности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Например, если речь идет о взыскании задолженности, то со дня, следующим за днем обязанности уплатить очередной платеж.

6 месяцев – срок для предъявления требований об обжаловании решений общих собраний собственников помещений в МКД согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ. Срок исчисляется со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Например, с даты размещения уведомления о результатах общего собрания на информационных досках и/или с даты размещения управляющей организацией протокола общего собрания в ГИС ЖКХ.

Аналогичный срок установлен и для иных решений собраний согласно п. 5 ст. 181.4 ГК РФ, например – решение общего собрания членов ТСЖ, ЖСК или иного жилищного объединения.

Каков размер госпошлины при обращении в суд?

При подаче исковых заявлений к управляющим компаниями госпошлину платить не следует, если сумма исковых требования меньше 1 млн руб., поскольку на отношения между собственниками жилых помещений в МКД и управляющей компанией распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)). А в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При более высокой цене иска госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Если оспаривается решение собрания, то размер госпошлины составит 300 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ). При этом Минфин России разъяснил, что при подаче в суд общей юрисдикции одного искового заявления тремя физлицами должна быть уплачена госпошлина в размере 300 руб. При этом каждое физлицо в таком случае уплатит по 100 руб. (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 августа 2017 г. № 03-05-06-03/53697).

Таким образом, чтобы определить сумму пошлины, необходимую уплатить каждым соистцом, следует общую сумму пошлины согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в 300 руб. разделить на количество соистцов:

  • по 150 руб. каждый, если двое;
  • по 100 руб. каждый, если трое;
  • по 75 руб. каждый, если четверо;
  • и так далее.

Обязан ли гражданин при иске о взыскании убытков к управляющей компании доказывать ее виновность в действиях или бездействии?

Гражданин при подаче иска о взыскании убытков не обязан доказывать наличие вины на стороне управляющей компании, поскольку граждане, являющиеся собственниками помещений в МКД, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления МКД, в связи с чем на данные правоотношения распространяется закон о защите прав потребителей (п. 7 Обзора № 3).

Видео удалено.
Читайте так же:  Судебные расходы с несовершеннолетнего
Видео (кликните для воспроизведения).

А это означает, если вред причинен в зоне ответственности управляющей организации (например, в результате аварии на общедомовом стояке холодной воды), то гражданин не должен доказывать наличие вины со стороны управляющей организации.

В свою очередь, согласно вышеуказанным разъяснениям бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если управляющая организация не согласна с требованиями и считает, что вред был причинен в результате действий третьих лиц, то именно на управляющую организацию возлагается обязанность по доказыванию этого обстоятельства в суде. Так, например, она не будет отвечать за причиненный вред вследствие проведенных ремонтных работ собственниками помещений в МКД. Собственнику было отказано в возмещении вреда из-за того, что собственник коммунальной квартиры самостоятельно выполнил работы по замене унитаза, и во время монтажа сломал часть чашки на крестовине канализационного стояка (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. № 05АП-572/15).

Большая масса требований в спорах с управляющими компаниями посвящена взысканию убытков вследствие заливов квартир, которые происходят из-за ненадлежащего исполнения обязательств управляющими организациями.

В итоге, при подаче иска о взыскании убытков, причиненными по данной причине, не следует доказывать виновность управляющей организации в силу вышеуказанных положений законодательства.

Аналогичная ситуация будет обстоять и с требованиями к ТСЖ или иному жилищному объединению согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» – закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/burnyashev/1296717/

Досудебное урегулирование с УК

Аня777

New Member

Подскажите, пожалуйста, действует ли для управляющих компаний Обязательство направлять неоплатившему ком.услуги собственнику досудебное предупреждение для исполнения досудебного урегулирования, или же УК может сразу обратиться в суд для взыскания задолженности? Приведите, пожалуйста, конкретный пункт закона, который это объясняет.

Аня777

New Member

Наталья Анатольевна

Пользователь

Аня777, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕТЕНЗИОННЫЙ, ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК
УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела:
— об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ);
— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ);
— о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ);
— по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ);
— о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ);
— приказного производства (гл. 29.1 АПК РФ);
— связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (гл. 30 АПК РФ);
— о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ),
а также при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52, ст. 53 АПК РФ).
Соответственно, для подачи иска на взыскание задолженности по коммунальным платежам имеется обязанность досудебного урегулирования путем направления претензии.

При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия к производству — оставлению без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).

Аня777

New Member

Да, пропустила «не».
Вот мне и кажется это все размытым:
— о защите прав и законных интересов группы лиц — руководство УК не может считаться группой лиц?
— при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности — если для обхода досудебного урегулирования УК «договорится», например, с администрацией города или прокурором, чтобы от их имени шел иск в защиту интересов организации?
— приказного производства — сюда каким-то образом не подпадает?

Существует ли вообще какой-то документ или решение Верховного суда или еще какой-то инстанции, которое совершенно однозначно дает понять любому судье в любом суде, что тот не имеет права причислять вопросы вызскания долгов по коммуналке и кап.ремонту к категории дел, не требующих обязательного досудебного урегулирования? Чтобы в случае, если судья местного суда вдруг скажет — эта категория дел относится к такому-то пункту в этом перечне, ему можно было указать на этот документ/решение, и он был бы обязан изменить свое решение, или в случае подачи апелляции это бы гарантированно сработало в пользу принятия решения отменить решение судьи и сам поданный иск?

Вот выдержка из АПК, которая, как я понимаю, является ключевой в определении обязательности досудебного урегулирования:
«Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.»
К какой категории дел относится взыскание долгов по коммуналке и кап.ремонту: гражданско-правовому спору, экономическому или иному?

Читайте так же:  Исковое заявление возмещение вреда дтп

Источник: http://forumyuristov.ru/threads/56615/

Обязательно ли соблюдение досудебного порядка урегулирования спора при взыскании ЖСК/ТСЖ/УК задолженности за коммунальные услуги с физических лиц?

Возмещение ущерба согласно ст. 15 ГК РФ не требует обязательного досудебного рассмотрения спора.

В силу ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья возвращает исковое заявление в частности в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

Таким образом, обязательность досудебного порядка урегулирования спора должна быть предусмотрена либо законом, либо договором.

Что касается, к примеру, условия договора, согласно которому все споры должны решаться путем переговоров, после чего стороны могут обратиться в суд, то в соответствии со сложившейся судебной практикой такое условие не относится к обязательному досудебному порядку урегулирования спора.

При наличии долга, сумма долга по каждой коммунальной услуге указывается в платежном документе, на основании которого возникает обязанность у потребителя оплачивать коммунальные услуги.

Аннотация. Таким образом, при подаче в суд обязанность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора при взыскании ЖСК/ТСЖ/УК задолженности за коммунальные услуги с физических лиц законом не установлена.

Источник: http://ks063.ru/vopros-ekspertu/faq/obyazatelno-li-soblyudenie-dosudebnogo-poryadka-uregulirovaniya-spora-pri-vzyiskanii-zhsktszhuk-zadolzhennosti-za-kommunalnyie-uslugi-s-fizicheskix-licz

Споры по ЖКХ в Москве

Компании ЖКХ часто нарушают закон: незаконно начисляют платежи, завышают установленные тарифы, некачественно оказывают услуги, сдают общедомовое имущество в аренду третьим лицам без согласия собственников. Управляющие компании пользуются юридической неграмотностью граждан и их нежеланием ввязываться в споры с ЖКХ. При этом закон стоит на стороне жильцов, позволяя им призвать нарушителей к ответственности и изменить ситуацию.

Разрешение споров по ЖКХ необходимо начинать с заявления в управляющую компанию. Оно подаётся письменно на имя руководителя. Один экземпляр передаётся руководителю для рассмотрения, другой остаётся у заявителя с отметкой о получении. Если в ЖКХ отказываются принимать заявление, можно направить его заказным письмом. Квитанция об отправлении будет служить доказательством того, что обращение было передано адресату.

В заявлении потребуется указать:

  • информацию об управляющей компании (наименование, ФИО руководителя, адрес);
  • информацию о заявителе (ФИО, адрес, номер телефона, электронный адрес);
  • суть проблемы (кратко, объективно, доказательно);
  • просьбу к руководителю (решить проблему);
  • опись приложенных документов;
  • дату, подпись.

К заявлению необходимо приложить доказательства – квитанции, фотографии, показания соседей. Управляющая компания обязана рассмотреть заявление в течение месяца и направить заявителю письменный ответ. Если проблему отказались решать, можно обратиться в Государственную жилищную инспекцию или в суд.

Досудебное урегулирование споров ЖКХ

Досудебное урегулирование споров ЖКХ закон не считает обязательным. Ни одна из сторон не обязана пытаться урегулировать спор в досудебном порядке, но может сделать это по собственному желанию. Досудебное урегулирование обычно выгоднее ответчику, так как в случае подачи искового заявления ответчику придётся нести судебные расходы, да и сумма иска обычно больше суммы первоначальной претензии за счёт штрафов и компенсации морального ущерба.

Урегулировать спор с компанией ЖКХ можно посредством медиации. Медиатор (представитель юридической компании) выслушает обе стороны и поможет им прийти к общему решению. Например, если компания ЖКХ годами не производит ремонтные работы в подъезде, а платежи за содержание имущества начисляет, медиатор может помочь ускорить ремонт или вернуть часть платежей.

Пожаловаться на управляющую компанию можно в Государственную жилищную инспекцию. Обращение можно передать лично в местном отделении Государственной жилищной инспекции, по почте, онлайн через портал государственных услуг, сайт Государственной жилищной инспекции или сайт Правительства Москвы и области.

В обращении нужно указать:

  • название органа, в которое направлено заявление;
  • информацию о заявителе (ФИО, адрес, номер телефона);
  • согласие на обработку персональных данных;
  • суть проблемы;
  • дату обращения.

Можно написать коллективное обращение, например, от всех жильцов дома. В этом случае потребуется отдельно указать контактные данные ответственного заявителя, которому должен быть направлен ответ. Это может быть старший по дому или представитель юридической компании.

К обращению нужно приложить доказательства заявленной позиции. При личной передаче обращения заявитель должен показать удостоверение личности. Личный приём осуществляется по графику, указанному на сайте Государственной жилищной инспекции. Обращения рассматриваются 30 дней, затем заявитель получает ответ. Жилищная инспекция может удовлетворить просьбу заявителя, отказать заявителю или перенаправить заявление в другой орган, если в сферу деятельности ГЖИ не входит данная проблема. Решение Жилищной инспекции можно обжаловать в прокуратуре или в суде.

Судебное урегулирование споров ЖКХ

Если попытки урегулировать спор в досудебном порядке не увенчались успехом, следует обращаться в суд. Истец подаёт исковое заявление, в котором указывает информацию о суде, о себе и ответчике, суть проблемы и просьбу к суду. К исковому заявленеию прикладываются документы, подтверждающие позицию истца, и квитанция об оплате государственной пошлины. Районный суд рассматривает дело два месяца, назначает судебное разбирательство. По его итогам выносится судебное решение.

Судебные споры ЖКХ разрешаются с большим успехом, если истца поддерживает профессиональный юрист. Компания «Правовое решение» поможет Вам разрешить проблему в минимальные сроки и удовлетворить все Ваши требования к ЖКХ.

Разрешая Ваши споры ЖКХ, юрист нашей Компании изучит документы и обстоятельства дела, подготовит обращения в компетентные органы для досудебного урегулирования, и, если оно не даст результатов, защитит Ваши интересы в судебном порядке.

Источник: http://lawr.ru/services/sudebnoe-uregulirovanie/spory-obzhalovanie/spory-po-zhkh

Досудебное урегулирование спора по оплате коммунальных услуг

Досудебное урегулирование спора по оплате коммунальных услуг

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (ст. 153 ЖК РФ). Плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или жилищного кооператива (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

В соответствии со ст.155 ЖК РФ несоблюдение сроков своевременной и полной оплаты за пользование коммунальными услугами предоставляет право управляющей компании применять различные меры борьбы с неплательщиками. Для начала управляющие организации должны уведомить должника об образовании задолженности, предложить в добровольном порядке оплатить указанную сумму.

Читайте так же:  Комендантский час на зимних каникулах

Уведомление необходимо вручить под расписку или направить неплательщикам по почте заказным письмом (с описью вложения, Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 112).

Во-первых, данные меры позволяют управляющей организации в случае возникновения спора доказать факт и время извещения должника, избавляют от многих осложнений при дальнейшей работе по принудительному взысканию долга.

Во-вторых, иногда этих мер бывает достаточно, чтобы задолженность по оплате пользования жильем и коммунальных услуг была погашена. Ведь причины неплатежей могут быть временными.

Соглашение о погашении задолженности по коммунальным платежам – это самый гуманный вариант уладить противоречия с коммунальщиками, который подразумевает оплату возникшего долга частями. Для этого необходимо выполнить следующее:

Абонент с паспортом должен посетить собственное ЖКХ и выяснить точную сумму долговых начислений.

Далее возможно заключение соглашения о реструктуризации задолженности с соответствующим графиком платежей.

Одним из способов провоцирования погашения задолженности является опубликование списков лиц, имеющих задолженности. Списки должников по коммунальным платежам формируются управляющими компаниями или эксплуатирующими многоквартирные дома организациями. Ознакомиться с содержанием можно на досках объявлений, непосредственно в офисах УК и иногда в местных СМИ. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. При этом надо быть очень внимательными с данными мероприятиями. Известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (Кассационное определение Амурского областного суда от 01.01.2001 по делу N 33-195/11). Поэтому данная мера должна применяться строго в рамках Федерального закона «О персональных данных» 27.07.2006 (Кассационное определение Пермского краевого суда от 01.01.2001 по делу N 33-8722). Не допускается вывешивать ФИО должника. Информация должна содержать в себе номер квартиры должника, размер образовавшейся задолженность и возможно период просрочки.

Если подобные подходы окажутся неэффективными, представителям ЖКХ необходимо перейти к реализации более жестких санкций.

Ограничение или прекращение коммунального обслуживания. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 000) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Особо подчеркнем, что приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД — также за исключением холодного водоснабжения.

Размер задолженности при реализации права на приостановление/ограничение коммунальных услуг должен превышать сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального, или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.

Следует также отметить, что в случае отсутствия технической возможности введения ограничения коммунальной услуги можно сразу переходить к приостановлению.

Исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, в случае неполной оплаты, вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи предупреждения предоставление такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено (пп. «а» п. 117, ппHYPERLINK «consultantplus://offline/ref=EAF26EA980F64B8D065AEECD93E39635B11BE9CD96E8B48F6C226CEFF5D0B2E5286595BF56E882B2S6c8N». «а» п. 119 Правил) либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

б) при непогашении потребителем задолженности в течение установленного в предупреждении срока исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя (пп. «б» п. 119 Правил);

в) при невозможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя (пп. «в» п. 119 Правил).

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности потребителем или заключения соглашения о погашении задолженности (п. 120 Правил). ( Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 01.01.2001 N 44-г-58/14) Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности (п.118.Правил) На основании вышеизложенного, делаем вывод о том, что у потребителя есть возможность погасить задолженность за каждую коммунальную услугу отдельно и тем самым возобновить ее предоставление в полном объеме.

Кроме того, такие действия управляющей организации не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (раздел XI Правил).

Договором о предоставлении коммунальных услуг может быть предусмотрен иной порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги в случае ее неполной оплаты потребителем.

Ограничение горячего водоснабжения. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

То есть для ограничения ГВС необходимо получить доступ к стояку с горячей водой.

Ограничение водоотведения. На сегодняшний день самым эффективным способом борьбы с неплательщиками услуг ЖКХ является ограничение водоотведения (блокировка канализации).

Мера по отключению канализации должникам за коммунальные услуги вполне законна, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2001 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ст. 119. Важным является уведомление/предупреждение должника о предстоящем ограничении или приостановлении услуги. Процесс монтажа и демонтажа заглушки будет производится при помощи специального устройства, оборудованного видеокамерой, через канализационный стояк. Установка производится с технического этажа, либо с крыши дома без проникновения в квартиру. В результате должник не сможет игнорировать сложившеюся ситуацию и будет вынужден решать вопрос с образовавшейся задолженностью.

Таким образом, ограничение/приостановление коммунальных услуг не только будет стимулировать погашение задолженности, но и позволит не наращивать кредиторскую задолженность перед поставщиками.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pandia.ru/text/80/152/35129.php

Досудебное урегулирование споров жкх
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here