Гражданско правовая ответственность управляющей организации мкд

Статья на тему: "Гражданско правовая ответственность управляющей организации мкд" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Ответственность управляющей компании ЖКХ

Управляющая компания ЖКХ несёт ответственность нескольких видов:

Применительно к собственникам жилья, актуально рассмотреть ответственность управляющей компании ЖКХ в гражданско-правовом поле.

Гражданско-правовая ответственность управляющей компании ЖКХ

Ответственность управляющей компании ЖКХ в гражданско-правовом поле подразумевает применение к ней, формы государственного принудительного воздействия в виде санкций, предусмотренных законодательством России. Они применяются в случае совершения в ходе управленческих функций гражданских правонарушений.

Ответственность этого характера возникает в случае совершения правонарушений, которые указаны в Гражданском кодексе России и законе об ООО. Условиями для применения санкций являются следующие деяния:

  1. Поведение противоправного характера, связанное с управлением управляющей компанией (на практике это выглядит как принятие управленческих решений, противоречащих законодательству);
  2. Причинение убытков собственникам жилья и нарушение публичных интересов государства;
  3. Выявление причинных связей между убытками и противоправными действиями (на практике выражается в принятии и реализации управленческих решений противоправного характера, что приводит к причинению имущественного ущерба).

Аспекты гражданско-правовой ответственности управляющих компаний

Ответственность управляющей компании ЖКХ связанная с противоправным поведением лиц, руководящих ей наступает при нарушении условий договора заключённого между организацией и собственниками помещений. Это может быть действие или бездействие, что указано в пункте 2 статьи 44 закона, регламентирующего деятельность ООО. Причинение убытков, выраженных в денежном эквиваленте и приведших к расходам собственников помещений, а также повреждении и утрате имущества регламентировано статьёй 15 пункта 2 Гражданского кодекса. В случае установления причинной связи между причинёнными убытками и противоправным поведением, применяется статься 44 закона, регламентирующего деятельность ООО. При этом указывается, что ответственность управляющей компании ЖКХ наступает в независимости от того, что послужило причиной, то есть был ли, то злой умысел или неосторожность.

Степень ответственности

В целом ответственность управляющих организаций представляет собой комплекс мер по защите и контролю над их действиями со стороны собственников жилья, своевременно сигнализирующих о нарушениях в компетентные органы.

Степень ответственности компании зависит от того, какова доля участия в предоставляемых жилищно-коммунальных услугах. В данном случае ответственность оценивается по нескольким параметрам, а именно кому принадлежит право собственности на базовые фонды, кто выполняет техническое обслуживание, а также на кого возложены капитальные вложения и, следовательно, кто подвергается коммерческим рискам. Применительно к деятельности управляющих компаний рассматривается два варианта, а именно заключение договора на предоставляемые услуги или подписание контракта на управление. В первом случае основными фондами владеет государство, а техническое обслуживание совместно государством и частным сектором. Все капитальные вложения, а значит, и коммерческие риски несёт государство. При заключении контракта собственником опять же, является государство, но техническое обслуживание полностью возложено на частный сектор, то есть управляющую компанию, за что она и несёт ответственность.

Источник: http://www.yurist-online.net/article/889/otvetstvennost-upravlyayuschey-kompanii-jkh

Процедура и последствия банкротства управляющей компании

Управляющая компания является юридическим лицом, отвечающим за обслуживание многоквартирного дома. За это она получает плату от собственников, которая и является основой бюджета УК. Однако неправильное распределение средств может вызвать финансовые трудности, а также стать причиной несостоятельности. В этой ситуации жильцам стоит вникнуть в особенности банкротства управляющей компании.

Что такое банкротство УК

Банкротство — это процедура, в результате которой подтверждается неспособность юридического лица погасить долги перед кредиторами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ № 127), срок задолженности, наличие которой приводит к судебному признанию несостоятельности, составляет 3 месяца.

Стать банкротом управляющая компания может исключительно в судебном порядке.

Решение суда приводит к полной ликвидации юридического лица. Однако до этого все задолженности должны быть погашены в той степени, в которой это позволяют материальные ресурсы, находящиеся на балансе.

Возможные причины банкротства

Финансовые проблемы управляющей компании не могут возникнуть без веских причин. Среди основных выделяют:

  • наличие большого процента должников среди собственников квартир, расположенных в обслуживаемых домах. Часто УК вынуждена погашать долги перед ресурсоснабжающими компаниями (РСО) за свой счет, чтобы не прекращать поставку услуг жильцам;
  • нерациональное распределение средств руководством;
  • присвоение и растрата средств УК;
  • демпинг на рынке коммунального обслуживания.

Кроме того, можно столкнуться с попытками преднамеренного или фиктивного банкротства. С их помощью управляющие компании пытаются избежать погашения долгов. Но эти действия, согласно ст. 196 и 197 Уголовного кодекса РФ , являются преступными.

Этапы процедуры банкротства УК

Процесс банкротства УК регламентирует Гражданский кодекс РФ , а также специальный ФЗ № 127. Хотя у этой процедуры нет каких-либо особенностей, установленных на законодательном уровне, на практике они все же встречаются.

Весь процесс проходит в арбитражном суде. Банкротство включает в себя 5 этапов:

1. Подача искового заявления в суд по месту регистрации компании. Подать иск о признании УК несостоятельной может ее руководитель, кредиторы и даже собственники МКД, состоящего на обслуживании. Исковое заявление должно включать в себя:

  • наименование, регистрационные данные и юридический адрес исполнительных органов УК;
  • наименование или ФИО истца и его контактные данные;
  • сведения о договорных отношениях истца и управляющей организации;
  • перечень невыполненных обязательств;
  • требования к должнику;
  • сумму долга с прилагаемым расчетом;
  • данные о кандидатуре временного координатора при подаче иска кредиторами (при наличии).

2. Начало судебного процесса. После принятия иска в производство назначается предварительное и основное заседание, на которых рассматривается наличие оснований для банкротства. Затем выносится постановление о начале процедуры наблюдения либо о прекращении судебного производства. В случае наблюдения судья назначает временного координатора для анализа финансового положения УК.

3. Процедура наблюдения. УК работает в обычном режиме, а координатор оценивает финансовое положение и перспективы ее хозяйственной деятельности, информирует оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве о начале процедуры наблюдения и организует совещание кредиторов.

4. Собрание кредиторов. Организуется за 10 дней до окончания наблюдения. Его цель — обсуждение итогов анализа материального положения компании, возможностей ее дальнейшей работы, выбор оптимального выхода:

  • финансовое оздоровление, если юрлицо платежеспособно, а руководство компании обеспечивает грамотное управление. Составляется график погашения задолженности, который утверждается судом. Управление передается руководству УК. Этап может длиться до 2 лет;
  • внешнее управление, если у компании есть материальные ресурсы, но руководство не в состоянии самостоятельно погасить долги. В этом случае руководитель и члены правления отстраняются от работы, а их обязанности передаются внешнему управляющему. Максимальный срок его работы — 2 года;
Читайте так же:  Федеральное бюджетное учреждение лаборатория судебной экспертизы

Любое решение собрания оформляется в виде протокола и ходатайства для подачи в суд.

5. Ликвидация. Если УК обанкротилась и долги пришлось погашать при конкурсном управлении, юридическое лицо подлежит ликвидации. Суд в течение 30 дней сообщает о банкротстве компании в Единый государственный реестр юридических лиц. Это является основанием о внесении в реестр записи о ликвидации.

Упрощенная форма процедуры

ФЗ № 127 предусматривает упрощенный порядок признания несостоятельности. Он доступен для УК после принятия решения о ликвидации, в процессе которой оказывается, что средств компании недостаточно для погашения всех долгов. Поскольку без признания банкротства нельзя ликвидировать компанию-должника, в течение 10 дней после установления этого обстоятельства собственник или ликвидатор должен обратиться в арбитражный суд с иском о несостоятельности.

Этот порядок действий избавляет УК от наблюдения или управления извне. Кроме того, исключаются любые процедуры финансового оздоровления.

Арбитражный суд назначает управляющего, который открывает конкурсное производство. При этом предусматривается публикация информации о долгах управляющих компаний в доступных источниках.

Все это позволяет существенно сократить продолжительность процесса. Официальная ликвидация организации происходит сразу же по окончании процедуры банкротства.

Последствия банкротства УК

Поскольку признание УК несостоятельной приводит к ликвидации фирмы, это вызывает определенные правовые последствия как для ее учредителей и кредиторов, так и для собственников помещений в многоквартирных домах.

Все долги перед кредиторами должны быть закрыты или списаны. То, куда переходят долги населения, зависит от условий передачи управления МКД.

Хотя после завершения процедуры работа компании в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг прекращается, она обязана осуществлять управление домом до тех пор, пока собрание жильцов не выберет новую организацию.

Таким образом, на потребителей и партнеров банкротство существенно повлиять не может. Последствия официального признания неплатежеспособности затрагивают лишь интересы самой компании.

Ответственность учредителей

Учредители не отвечают по долгам УК личным имуществом. Их гражданско-правовая ответственность наступает только в случае доказанной вины в банкротстве предприятия, которая выражается в виде:

  • присвоения или растраты денежных средств;
  • несвоевременного объявления о необходимости банкротства;
  • нарушения сроков подачи заявления о банкротстве при ликвидации.

Последнее обстоятельство приводит к сокращению имущества на балансе УК, следовательно, и к уменьшению конкурсной массы. Это затрудняет погашение долга перед кредиторами. Поэтому учредители, признанные виновными, обязаны самостоятельно погасить задолженности.

Как банкротство влияет на жильцов

Больше всего собственников помещений в доме с обанкротившейся УК беспокоит вопрос, чем грозит жильцам такой поворот событий. Хотя последствия отразятся на самой компании и не коснутся имущественных прав жителей дома, последним все же придется принять ряд мер. К примеру, выбрать новую УК или другую форму управления.

Выбор новой управляющей организации может повлечь изменение цен на предоставляемые коммунальные услуги.

Следует заметить, что начало процедуры признания несостоятельности УК не означает, что она не захочет взыскать с собственников их долги.

Стоит знать, что делать жильцам, если УК — банкрот, и у них возникают сомнения, что ее обязанности перед домом будут выполнены. Собственники помещений могут в первую очередь обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке надлежащего исполнения договора управления. Если условия соглашения нарушены, следует подать в суд требование произвести перерасчет.

Кто обязан погасить долги

Жильцы дома не имеют отношения к долгом юридического лица-банкрота. Однако со своими задолженностями перед УК им придется разобраться. Средства нужно возвращать по реквизитам УК, если юридическое лицо не исключено из реестра. В дальнейшем сумма может быть списана. Однако, как правило, она заранее назначается для взыскания с того, кому переходят долги при смене управляющей компании. То есть иному лицу по договору уступки требований.

С момента начала судебного процесса до его завершения жители вправе вносить на счет компании плату не за все услуги, а лишь за потребленные ресурсы:

  • воду,
  • газ,
  • отопление,
  • электроэнергию.

Это значит, что временно ремонт и обслуживание дома оплачивать не нужно. Однако в целом ответ на вопрос, нужно ли платить за ЖКХ, утвердителен.

Умышленное банкротство

Несостоятельность может быть вызвана умыслом. Судебная практика содержит примеры того, как руководство организации-банкрота пыталось учредить новое юридическое лицо и передать ему процесс управления домом. Так прежняя УК стремилась избавиться от накопленных долгов и продолжить свою сомнительную деятельность.

Для жильцов это оборачивается некачественным оказанием услуг в сфере ЖКХ, а также потенциальным накоплением задолженности перед РСО, природу которой придется выяснять в суде. Ведь недобросовестная УК вряд ли намерена выполнять свои финансовые обязательства.

Предельный срок исполнения обязанностей перед МКД

Процедура банкротства не отменяет реализации условий договора с многоквартирным домом. УК обязана их исполнять до момента:

  • передачи обязательств иной УК, товариществу собственников жилья или жилищному кооперативу;
  • выбора иной компании собственниками помещений в доме либо до проведения открытого конкурса;
  • регистрации ТСЖ или ЖСК в обслуживаемом доме.

Заметим, что при введении внешнего управления работа компании прекращается, однако управление домом должно обеспечиваться до того дня, когда иная организация примет эту обязанность на себя.

Выводы

Если управляющая компания банкротится, жильцам МКД следует проявить бдительность и постараться понять причину несостоятельности УК. Как правило, она вызвана наличием задолженности перед кредиторами из-за неправильного распределения бюджета.

Процедура признания несостоятельности проходит в арбитражном суде. Ее цель — ликвидация УК и максимальное погашение долгов. Если компанией руководят добросовестно, жильцы столкнутся лишь с необходимостью выбора новой управляющей организации.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Источник: http://pravovdom.ru/zhkx/bankrotstvo-upravlyayushhej-kompanii.html

За что управляющие организации и ТСЖ ждёт уголовная ответственность

Мы часто пишем об административных наказаниях управляющих организаций/ТСЖ и их должностных лиц за какие-либо нарушения в сфере управления многоквартирными домами. Сегодня мы на примерах расскажем, за что УО и ТСЖ могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Читайте так же:  Узнать готовность патента на работу

Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Основные статьи КоАП РФ, по которым наказывают управляющие МКД организации и их должностных лиц, и размер штрафных санкций за каждое из нарушений хорошо знают почти все УО и ТСЖ. Уголовная ответственность для компаний и лиц, работающих в сфере управления многоквартирными домами, наступает реже.

Мы решили сделать обзор видов уголовных преступлений, которые могут совершить УО, ТСЖ и жилищные кооперативы, управляя многоквартирными домами. Уголовная ответственность по УК РФ может наступить как по общим для всех лиц в России основаниям, так и в ситуациях, которые связаны конкретно с деятельностью по управлению домами.

Большинство управляющих организаций знают о таком уголовно наказуемом нарушении, как подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ. Рассмотрим подробнее, за какие ещё преступления в сфере управления многоквартирными домами и по каким статьям могут осудить руководителей и/или сотрудников УО/ТСЖ.

Причинение крупного ущерба или вреда здоровью из-за ненадлежащего исполнения обязанностей

Первая группа уголовных преступлений, за которые нередко наказывают руководителей УО и ТСЖ – причинение тяжкого вреда здоровью или смерти из-за того, что управляющая домом организация ненадлежащим образом выполняла свои обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного дома.

Примеров таких ситуаций множество: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход с крыш снега, который не был вовремя убран:

  • Руководителя УК в Перми задержали из-за сосульки, убившей младенца
  • Директора управляющей компании осудили за гибель четырёх человек

За такие нарушения, если в ситуации сильно пострадали люди, УО/ТСЖ привлекается к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 УК РФ. Если из-за ненадлежащего выполнения УО/ТСЖ обязанностей по содержанию и ремонту дома кто-то погиб, то судить виновного будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ.

Если УО отключила в квартире электроэнергию, что нанесло крупный ущерб имуществу собственника или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или привело к смерти человека, то виновного в этом осудят по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ. Но здесь есть важное условие – суд должен установить, что действия управляющей организации по отключению/ограничению коммунальной услуги были незаконными.

Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам управляющей организации или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в помещения собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354.

Однако УО/ТСЖ не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников. В ином случае законодательство трактует действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 139 УК РФ.

Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и сотрудники управляющих организаций и ТСЖ также привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество. Чаще всего эти преступления связаны с обращением с общим имуществом собственников, его ремонтом и расходованием средств, которые жители многоквартирных домов платят УО за жилищно-коммунальные услуги и капремонт.

  1. Мошенничество с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 159 УК РФ: хищение имущества собственников, незаконное оформление прав собственности на него с помощью обмана.
  2. Преднамеренное неисполнение договоров, если это стало причиной ущерба, в том числе в крупном (свыше 3 млн рублей) и особо крупном, более 12 млн рублей, размере – ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

К этой группе преступлений, с которыми могут столкнуться УО/ТСЖ при управлении многоквартирными домами, можно отнести присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения.

Это не только присвоение платежей собственников за ЖКУ, но и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ, например:

  • На УО заведено уголовное дело за хищение платы жителей домов за ЖКУ

Деятельность без лицензии с крупным доходом и уклонение от уплаты долгов

Руководителей управляющих организаций могут осудить по ч. 1 ст. 171 УК РФ в случае, если компания занималась управлением многоквартирными домами без получения на это лицензии, собирала с них платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей. Если сумма ущерба/дохода в итоге превысила 9 млн рублей, то судить виновного будут поч. 2 ст. 171 УК РФ.

Также руководителя УО могут наказать по этим статьям за иную принёсшую ей значительный доход деятельность, для ведения которой необходимо получать лицензию: например, на вывоз отходов или обслуживание лифтового оборудования, оборудования пожарной безопасности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

УО хорошо знают, что за непогашение долгов перед РСО могут лишить лицензии, но мало кто помнит, что за злостное уклонение от погашения задолженности в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность была подтверждена судом, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ:

  • Против УО в Орске возбудили уголовное дело из-за долгов перед РСО
  • Директору УО грозит уголовное наказание за долги перед РСО

Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Управляющие организации и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и создание условий для безопасного проживания людей в таком доме.

В ситуациях, если из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли люди, руководитель и сотрудники управляющей организации будут наказаны по УК РФ. Сюда относятся нарушения:

  1. При проведении ремонтных работ – ч.ч. 1–3 ст. 216 УК РФ.
Читайте так же:  Согласие на выезд ребенка во францию

По такой статье осудят сотрудников УО, если, например, на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью. К такому вреду относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности, прерывание беременности и другое.

  1. Требований пожарной безопасности – ч.ч. 1–3 ст. 219 УК РФ.

Управляющая организация по договору управления отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры и лестницы, открывались все входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и другое. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по УК РФ.

  1. Санитарно-эпидемиологических правил – ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

Примером ситуации, когда руководителя/сотрудников УО будут судить по УК РФ за такое нарушение, может стать распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание за уголовное преступление.

Также уголовная ответственность в отношении управляющих домами организаций предусмотрена в случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ):

  • Неисполнение решения суда грозит уголовным наказанием директору УО

На заметку

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда УО/ТСЖ грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении многоквартирными домами, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере, нанесение тяжкого вреда здоровью или же смерть одного или более лиц.

При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний. Это может быть:

  • лишение свободы до 10 лет;
  • арест сроком до 6 месяцев;
  • принудительные работы;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • штрафы, в некоторых случаях достигающие 0,5–1 млн рублей;
  • лишение права занимать должности/вести деятельность сроком до 5 лет.

Источник: http://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10704/za-chto-upravlyayuschie-organizacii-i-tszh-zhdyet-ugolovnaya-otvetstvennost

Правовое регулирование управляющих организаций

Дата публикации: 04.06.2019 2019-06-04

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Жеребцов И. Е. Правовое регулирование управляющих организаций // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 456-457. — URL https://moluch.ru/archive/261/60152/ (дата обращения: 10.02.2020).

Правовое регулирование управляющих организаций на сегодняшний день является актуальной проблемой в сфере законодательства. Это обусловлено тем, что процесс активной приватизации жилья и общий рост количества жилых помещений остро поставили вопрос правового регулирования деятельности управляющих компаний.

В связи с этим был принят закон № 255-ФЗ, который постановил необходимость обязательного лицензирования компаний, которые осуществляют управление многоквартирными жилыми домами.

На сегодняшний день управляющие организации несут ответственность за нарушение законодательства относительно правил осуществления предпринимательской деятельности, при наличии соответствующей лицензии.

Правовое регулирование деятельности управляющих организаций осуществляется в соответствии Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), а так же ряда нормативных актов, целью которых является осуществление безопасных условий для проживания граждан, поддержание достойного уровня общественного имущества в многоквартирных домах, кроме того информирование жильцов многоквартирных домов о предоставлении коммунальных услуг [1].

Стоит отметить, что статья 162 ЖК РФ, регулирующая договорные основы управления многоквартирными домами, не в полной мере освещает вопросы возникновения ответственности управляющих организаций в связи с ненадлежащим уровнем исполнения обязательств. Это обуславливает возникновение ряда проблем в процессе правовой практики, тем самым увеличивая количество нарушений прав граждан — жильцов многоквартирных домов.

Деятельность управляющих организаций является достаточно специфической. Сфера ЖКХ отличается тем, что имеется потенциальная возможность нанесения ущерба широкому кругу лиц, именно поэтому к предоставлению услуг должны допускаться только те компании и организации, которые в полной мере будут отвечать законодательно закрепленным требованиям, наличием лицензии, это повысит законность в сфере деятельности управляющих компаний. Именно такой подход используется в процессе внесения изменений в действующее законодательство, например в статью 12 закона N 99-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 закона N 99-ФЗ внедрение и проведение лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, позволило заранее предупреждать и пресекать нарушения в деятельности управляющих компаний, в случае выявление нарушений для управляющих компаний применяются меры административного воздействия.

Для усовершенствования системы правового регулирования управляющих организаций необходимо применение системы мер осуществления законности в жилищно-коммунальном хозяйстве, проведение политики усовершенствования правового регулирования должно происходить вкупе с экономическими отношениями, социальной политикой и политической системой, а также с учетом имеющихся особенностей разрешительного воздействия.

Современное законодательство не устанавливает точных требований к системе деятельности управляющих организаций, чаще всего в своей деятельности управляющие организации руководствуются нормами Жилищного кодекса, а также нормативными актами, которые устанавливают основные требования к эксплуатации МКД. Однако, необходимо понимать, что все требования и правила, представленные в данных нормативно-правовых актах, являются указаниями для управляющих компаний.

Безусловно, вышеперечисленные документы представляют правила для собственников многоквартирных домов, которые должны следить за состоянием домов самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, к которым и относятся управляющие компании и организации.

Тем самым, можно сказать, что нарушение правил эксплуатации МКД влечет за собой наступление ответственности собственников, однако, стоит выделить тот факт, что если нарушение правил эксплуатации наступило по причине действия (бездействия) управляющей организации, деятельность которой заключается на договорной основе, с выделением финансирования и наложения соответствующих функций, то в данном случае именно управляющая организация понесет гражданско-правовую ответственность, а так же будет обязана возместить убытки, если они имеют место быть.

Проблемы правового регулирования деятельности управляющих организаций заключаются в широком спектре вопросов деятельности компании. Правовое регулирование деятельности управляющих организаций строится в различных плоскостях, сюда входят как особенности лицензирования деятельности управляющих организаций, так и отношения управляющей компании с собственниками жилья, общее регулирование деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ в целом.

В целом, можно сказать, что на сегодняшний день в сфере правового регулирования управляющих организаций имеется ряд существенных проблем.

Читайте так же:  Доверенность на получение товара почта россии образец

К таким проблемам относится:

− отсутствует определение понятия «управление многоквартирным домом управляющей организацией»;

− отсутствует представление о системе средств правового контроля, а также защиты собственности и ответственности управляющей компании.

Тем самым, очевидна необходимость совершенствования правоотношений по управлению многоквартирными домами, путем совершенствования законодательства, а также выработки ряда рекомендаций для правоприменительной практики по вопросам деятельности управляющих организаций.

В современных условиях особую важность приобретает создание комплексного подхода к правовому регулированию деятельности управляющих организаций, необходимо проведение реформы в системе правового регулирования управляющих организаций на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Общественные организации граждан и государственные ассоциации управляющих организаций могут стать движущей силой реформ, создание взаимообмена информацией и внутри этих групп позволит создать наилучшие условия для реализации правового регулирования управляющих организаций.

Кроме того, важным является разработка и принятие правовых норм, задачей которых будет защита управляющих организаций от административного давления, а также правовых норм относительно условий расторжения договорных отношений с управляющими организациями.

Важно, чтобы со стороны законодательства для собственников были созданы такие условия по выбору управляющей организации, которые бы не несли в себе непомерных издержек.

Именно при создании данных условий станет возможным создание полноценного эффективного механизма правового регулирования управляющих организаций в Российской Федерации.

Итак, с целью совершенствования проблем правового регулирования управляющих организаций необходимо использование следующих инструментов:

− проведение реформ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

− создание общественных организаций граждан и ассоциаций управляющих компаний;

− принятие правовых норм, целью которых будет защита управляющих организаций от административного давления;

− принятие правовых норм относительно условий расторжения договоров с управляющими организациями и создания оптимальных условий для собственников жилья по выбору управляющей организации.

Представленные инструменты позволят комплексно решить имеющиеся проблемы в сфере ЖКХ и убрать пробелы в законодательстве.

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л, 2010. – 72 с.

Источник: http://moluch.ru/archive/261/60152/

Договор управления многоквартирным домом

Охранное агентство «КУЗЕТ-КОРГАУ» занимается монтажом систем безопасности

Ответственность исполнителя по договору управления многоквартирным домом

Статья 162 ЖК РФ, посвященная правовому регулированию договора управления многоквартирным домом, оставляет без внимания вопрос об ответственности его сторон. Поскольку под договорной ответственностью принято понимать «санкцию за нарушение договорного обязательства», то правовое регулирование вопросов ответственности находится в прямой зависимости от отраслевой принадлежности конкретного обязательства. Гражданско-правовая природа обязательства, возникающего из договора управления многоквартирным домом, предопределяет применение к вопросам ответственности его участников норм гражданского права. Таким образом, общие положения об основании, условиях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора управления многоквартирным домом.

Вместе с тем правило о наступлении ответственности предпринимателя независимо от вины в силу своей диспозитивности может быть изменено договором. Эту возможность нередко используют управляющие организации, включая в предлагаемые к заключению договоры управления многоквартирным домом вину в качестве условия своей ответственности. При этом используются следующие формулировки: «Управляющая компания отвечает за ущерб, причиненный собственникам ее виновными действиями»; «Управляющая организация не несет ответственности за все виды ущерба и убытков, возникшие не по ее вине или не по вине ее работников».

Кроме того, при заключении договора управления многоквартирным домом стороны нередко предусматривают дополнительные основания освобождения должника от ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства. На практике в число таких оснований обычно попадают следующие: изменения в действующем законодательстве, делающие невозможным выполнение обязательств; истечение нормативного срока эксплуатации общего имущества многоквартирного дома; недостаток средств в фонде содержания или в фонде ремонта; аварии инженерных сетей или иного оборудования, произошедшие не по вине управляющей организации; исполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятых без учета предложений управляющей организации, а также отсутствие необходимых решений общего собрания о ремонте общего имущества многоквартирного дома, несмотря на информирование со стороны управляющей организации.

Таким образом, если договор управления многоквартирным домом заключен между собственником-гражданином и организацией, управляющей многоквартирным домом, и приобретение собственником услуг не связано сего предпринимательской деятельностью, на отношения между собственником и управляющей организацией распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Этот вывод подтверждается материалами судебно-арбитражной практики.

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Эта норма, по сути, является повторением правила, содержащегося в ч. 3 ст. 401 ГК РФ, однако отличается по характеру воздействия на регулируемые отношения: ее содержание не может быть изменено соглашением сторон.

Таким образом, в случаях, когда контрагентом управляющей организации является гражданин, заказывающий услуги для личных (семейных) нужд, вина управляющей организации не является необходимым условием для применения к ней мер ответственности, а основанием освобождения от ответственности является действие непреодолимой силы. Данные правила не могут быть изменены договором, поскольку согласно п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Иная ситуация складывается, если контрагентом управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив, застройщик либо собственник, не соответствующий критериям потребителя (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, публично-правовое образование). Такой субъектный состав исключает применение к отношениям, основанным на договоре управления, законодательства о защите прав потребителей. А значит, отсутствуют предусмотренные им ограничения на изменение в договоре правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК РФ, посредством закрепления принципа виновной ответственности управляющей организации. При таком подходе для избежания ответственности управляющая организация должна будет доказать, что ее действия соответствовали той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и ею были исчерпаны все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Читайте так же:  Ответственность федеральных государственных гражданских служащих

В юридической литературе к числу форм гражданско-правовой ответственности, бесспорно, относятся возмещение убытков и взыскание (уплата) неустойки.

Применительно к ответственности, возникающей при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора управления многоквартирным домом, действующее законодательство не предусматривает исключений из принципа полного возмещения убытков. Следовательно, субъект, право которого нарушено, может требовать возмещения как реального (положительного) ущерба, так и упущенной выгоды (ст. 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков рассчитывается в соответствии с правилами, предусмотренными п. 3,4 ст. 393 ГК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Нарушение обязательств, возникших из договора управления многоквартирным домом, может повлечь за собой не только возмещение должником причиненных убытков, но и уплату им неустойки. Для случаев, когда контрагентом управляющей организации является гражданин-потребитель, взыскание неустойки предусмотрено законодательством о защите прав потребителей.

Так, Закон «О защите прав потребителей» устанавливает взыскание неустойки в виде пени в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день (час) просрочки в случаях: нарушения исполнителем назначенного потребителем нового срока выполнения работы (оказания услуги), если первоначально установленные сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания) услуги были нарушены или во время выполнения работы (оказании услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок (и. 1,5 ст. 28);

нарушения исполнителем назначенного потребителем срока устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (п. 1 ст. 29, ст. 30);

нарушения исполнителем сроков удовлетворения отдельных требований потребителя: об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, о повторном выполнении работы (оказании услуги) (ст. 31).

При злом в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона размер неустойки определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

В соответствии с подп. «д» п. 77 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период, если иное не предусмотрено договором. Данная норма не содержит информации о размере подлежащей взысканию неустойки, что затрудняет применение предусмотренной формы ответственности при отсутствии соответствующих условий в договоре. Новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не только предусматривают перечень случаев предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, которые могут послужить основаниями взыскания с исполнителя неустойки, но и определяют ее размер (п. 157).

Взыскание неустойки, наряду с убытками, в качестве меры имущественной ответственности ставит вопрос о соотношения неустойки и убытков. В виде общего правила ответ на данный вопрос содержится в ст. 394 ГК РФ, согласно которой, если за неисполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Поскольку правило изложено в виде диспозитивной нормы, оно может быть изменено законом или договором. Закон «О защите прав потребителей» устанавливает иное правило о соотношении неустойки и убытков: «Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором» (п. 2 ст. 13). Это правило распространяется на отношения, возникшие из договора управления многоквартирным домом, если он заключен управляющей организацией непосредственно с собственником помещения, отвечающим признакам потребителя.

Если заказчиком по договору управления многоквартирным домом является ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, то все претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по управлению многоквартирным домом, непосредственные потребители вправе предъявить только к такому юридическому лицу. Удовлетворив требования собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ, ЖК или иной кооператив вправе привлечь управляющую организацию к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Такое положение дел представляется неверным. Как отмечалось, ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив не являются конечными потребителями оказываемых управляющей организацией услуг. Заключая договоры на оказание услуг управления, такие объединения собственников выступают в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов. Таким образом, в структуре соответствующих договорных связей ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив) не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Это признают и сами субъекты нормотворчества при регламентации вопросов, связанных с применением тарифов на коммунальные услуги, и судебная практика.

Представляется, что объем ответственности ТСЖ перед потребителями (собственниками помещений в многоквартирном доме) должен соответствовать объему ответственности управляющей организации перед ТСЖ. Для этого необходимо в ЖК РФ установить специальное правило, в соответствии с которым ответственность управляющей организации перед ТСЖ (ЖК, иным специализированным потребительским кооперативом), действующим исключительно в интересах конечных потребителей — собственников помещений в многоквартирном доме, определяется по тем же правилам, по которым ТСЖ отвечает перед собственниками.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://isfic.info/kvarta/avera11.htm

Гражданско правовая ответственность управляющей организации мкд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here