Как квалифицируется заведомо незаконное административное задержание лица

Статья на тему: "Как квалифицируется заведомо незаконное административное задержание лица" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Источник: http://base.garant.ru/5872064/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Ответственность за незаконное задержание

Российская Федерация лидирует среди других стран по количеству полицейских на душу населения. Именно поэтому незаконное задержание граждан сегодня совсем не редкость. Как уберечь себя от неправомерных деяний сотрудников правоохранительной системы? Какая ответственность возлагается на полицейских, допустивших незаконный арест? Ответы на эти и другие вопросы представлены в статье.

Особенности задержания

В 1948 году была принята Международная декларация прав человека, гарантирующая каждому жителю земли свободу и личную неприкосновенность. Подтвердил эти гарантии Пакт о гражданских правах 1966 года. Одно из положений этого пакта гласит о том, что ни один человек не может подвергаться произвольному задержанию, аресту или изгнанию. Что все это означает? В российской Конституции обозначена статья 15, закрепляющая приоритет международного права перед национальным. Наше государство обязано придерживаться мировых норм, а потому незаконное задержание запрещается. Об этом же гласит и статья 22 основного закона страны, в которой говорится о возможности ограничения человеку свободы только по судебному решению.

Читайте так же:  Когда можно взять академический отпуск в институте

Незаконное задержание сотрудниками полиции является грубейшим попранием конституционных норм и принципа личной неприкосновенности. Подобного рода нарушение ставит под угрозу оптимальную деятельность всей правоохранительной, а порой и судебной системы.

Признаки незаконного задержания

Итак, подробнее. Чем характеризуется задержание, соответствующее закону? Во-первых, детальной регламентацией административного или уголовного законодательства. Здесь же присутствует принудительный характер и использование средств обеспечения для достижения правосудия. Во-вторых, легальное задержание осуществляется только специально уполномоченным должностным лицом. Это лицо ограничивает свободу задерживаемого не более чем на 48 часов — вплоть до вынесения судебного решения.

А какими признаками обладает незаконное задержание? Здесь стоит выделить отсутствие на момент ограничения свободы доказательств, которые помогли бы уличить человека в нарушении закона. Отсутствие в необходимых на то случаях понятых, ошибки в составлении протокола или полное отсутствие протокола — все это также нужно отметить, когда речь идет о незаконном задержании.

Виды арестов

Специалисты в области юриспруденции выделяют четыре основных формы задержания под стражу.

Первая форма обоснованная. Речь идет о тех случаях, когда полицейские работают в соответствии с нормами закона: имеются четкие доказательства вины, грамотно составляется протокол о задержании.

Вторая форма — арест с ошибками в фактах. Надо сказать, такая форма задержания не очень-то распространена, ведь вместо преступника задерживают другого человека.

Незаконное задержание под стражу из-за неверного толкования закона является третьей формой. Это — те случаи, когда у сотрудников полиции просто нет поводов для задержания лица.

Наконец четвертой и самой проблемной формой является заведомо нелегальный арест. Тут речь идет об откровенном произволе сотрудников полиции: отсутствие оснований, «шитье» дела, давление на задержанных — все это является грубейшим нарушением закона.

Не может считаться незаконным арест, произошедший по ошибке. В этом случае человека, принятого за подозреваемого, отпустят, а сотрудники полиции продолжат работу. Никакой компенсации за моральный вред здесь ждать не стоит. Исключения составляют лишь те случаи, когда с задержанным обращались вопреки нормам закона.

Об аресте собственности

Статья 115 российского Уголовно-процессуального кодекса довольно подробно регламентирует процедуру ареста имущества. Согласно закону, под таким арестом понимается запрет на свободное распоряжение собственностью. Такой запрет может быть наложен в следующих случаях:

  • конфискация при уголовном наказании;
  • необходимость возмещения убытков истцу в рамках гражданского судопроизводства;
  • взыскание издержек в рамках уголовного судопроизводства.

В России имущество нередко арестовывается нелегально. Происходит все без понятых и без составления протокола. Подобные действия сотрудников полиции могут рассчитываться как похищение или даже грабеж. Единственный выход в такой ситуации — подача иска в судебную инстанцию.

Сроки задержания

По закону человек не может быть задержан сотрудниками полиции более, чем на 48 часов. Судом этот срок может быть увеличен до 72 часов. Заключение под стражу наступает лишь после соответствующего решения суда. Если потенциальный срок наказания составляет менее двух лет, то арест, как правило, не применяется. Однако существует несколько исключений:

  • нет возможности установить личность подозреваемого;
  • установленная ранее санкция нарушена;
  • подозреваемый не имеет постоянного места жительства;
  • подозреваемый скрывается от правоохранительных органов.

Арест несовершеннолетних граждан допускается лишь при совершении ими особенно тяжких нарушений закона. В общем, крайние случаи.

После судебного решения подозреваемый ограничивается в свободе на 2 месяца. За это время суд должен успеть рассмотреть дело человека, после чего доказать или опровергнуть его вину. Когда рассмотрение дела затягивается, срок ограничения свободы (в виде домашнего ареста или пребывания в СИЗО) продлевается до 6 месяцев, одного года или полутора лет.

Отсутствие законных оснований

Следующий момент. Самым распространенным типом незаконного задержания сотрудниками полиции является арест при отсутствии законных оснований. На этом случае стоит остановиться.

Что вообще является законным основанием для задержания? Ответ на этот вопрос дает статья 91 УПК РФ. Дознаватель или следователь могут застигнуть подозреваемого на месте совершения преступления. Этого уже будет достаточно для законного задержания. Второе основание — указания свидетелей. Очевидцы преступления или сами потерпевшие могут узнать в подозреваемом виновника событий. Наконец, третьим основанием будет наличие следов преступления на одежде подозреваемого, его личных вещах или на теле. Хотя бы одного из трех представленных оснований будет достаточно для законного задержания человека, подозреваемого в нарушении закона. В общем, все предельно просто.

Может ли считаться заключение под стражу как задержание незаконным, если не будет какого-то из перечисленных оснований? Скорее всего, да. Однозначный ответ здесь дать не получится, ведь подозреваемый может скрываться от правоохранительных органов. Проблемы могут возникнуть и в тех случаях, когда не получается установить личность человека или место его жительства.

Несоблюдение процессуальных условий

Что в уголовном праве именуется процессуальными условиями? Здесь все также довольно просто: это уголовное дело и наличие санкции в виде лишения свободы. В чем здесь может проявляться незаконность? Речь идет о случаях, когда сотрудники правоохранительных органов решают задержать человека по законному основанию, но до возбуждения уголовного дела. По правилам судом должна быть указана конкретная статья УК РФ, нарушенная подозреваемым лицом. При этом вину еще надо доказать. Лишь после завершения всех указанных процедур сотрудники соответствующей инстанции применяют законную санкцию в виде задержания.

Представленную ситуацию не стоит путать со случаями, когда подозреваемого доставляют в ОВД. Согласно статье 92 УПК РФ, доставление является лишь начальной ступенью задержания, а потому оснований для него требуется не так уж и много. В статье 27.2 КоАП РФ доставление характеризуется как «препровождение человека в целях составления протокола». И здесь стоит отметить, что доставление в рамках уголовного процесса будет иметь характер незаконного административного задержания. Оно не соответствует интересам лица, который подозревается, по сути, в совершении преступления.

Читайте так же:  Доверенность на сотрудника на право подписи документов

Ненадлежащее оформление протокола

Незаконное задержание полицией чаще всего выражается в некорректном оформлении протокола, а порой и в полном его несоставлении. Нормы о процессуальном оформлении нарушаются нередко, но судом во внимание почти никогда не принимаются.

Сотрудник полиции мог задержать лицо. Процессуальные условия задержания имеются, причастность к преступлению установлена. При этом протокол составляется только перед тем, как впустить человека в ИВС (изолятор временного содержания, «обезьянник»). С момента обнаружения до факта задержания подозреваемый, по сути, остается в статусе очевидца. Как следствие — отрезок времени, измеряемый зачастую десятками часов, остается процессуально неоформленным.

Еще чаще оформление протоколов попросту не соответствует нормам. Не указываются основания, время или мотивы задержания. Формально указанные нарушения закона являются признаком незаконного задержания лица. С этим явлением необходимо всячески бороться.

Превышение сроков задержания

В Российской Федерации действует Федеральный закон № 103-ФЗ от 1995 года «О содержании под стражей». Согласно статье 49, основаниями для освобождения задержанного лица являются:

  • отсутствие необходимости в применении заключения под стражу;
  • истечение срока задержания;
  • снятие подозрений в нарушении закона.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый может быть отпущен, если суд не назначил ему меру наказания в виде заключения под стражу. Об этом гласит статья 94 УПК РФ. В чем здесь может проявляться незаконность? Проблема, опять же, связана с составлением протокола. Если этот документ не был составлен вовремя, то исчисление срока задержания будет неверным. При этом свобода человека нарушается при фактическом задержании. Не в момент процессуального оформления протокола.

Все перечисленные формы незаконного задержания не являются исчерпывающими. Безусловно, сотрудники полиции могут допустить и множество других противоречащих закону деяний. Разобраться в какой-то конкретной ситуации обычному человеку не так уж и просто. Единственный и верный выход — обращение к профессиональному специалисту в области права.

Ответственность за незаконное задержание

Ошибки следствия наказываются по одним нормам закона, а нелегальное взятие под стражу — по другим. Какие санкции могут ожидать сотрудников полиции за незаконное задержание? Статья 301 УК РФ как раз посвящена квалифицированному составу рассматриваемого преступления.

Субъектом деяния становится специальное лицо: прокурор, следователь, судья, дознаватель или обычный полицейский. Виновный в незаконном задержании гражданин может лишиться свободы сроком на 2 года. Есть также вариант 2 лет участия в исправительных работах или 3 лет нахождения вдалеке от своей профессиональной деятельности. Заведомо незаконный арест наказывается сроком лишения свободы до 4 лет.

Жалоба

Каждый гражданин имеет возможность обжаловать задержание, если оно имеет незаконный характер. В трехдневный период с момента вынесения приговора человек обращается в кассационную судебную инстанцию. Если суд принимает во внимание доводы истца, все обвинения снимаются. В самой жалобе на незаконное задержание должны быть приведены четкие доводы о том, что арест имеет правонарушающий характер. На это стоит обратить особое внимание.

Компенсация за незаконное задержание выплачивается из местной казны. В большинстве случаев национальные суды отказывают в возмещении морального вреда, а потому обращаться стоит в ЕСПЧ. Естественно, до обращения в столь высокую инстанцию все российские суды уже должны были предоставить отказ в компенсации.

Источник: http://businessman.ru/otvetstvennost-za-nezakonnoe-zaderjanie.html

Статья 14. Задержание

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

Читайте так же:  Образец заявления на восстановление свидетельства о рождении

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12182530/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Незаконное задержание сотрудниками полиции

При задержании лица сотрудниками полиции обязательно соблюдение определенного порядка задержания и наличие оснований для его осуществления.

Вы можете быть задержаны по следующим основаниям:

  1. в случае подозрения Вас в совершении преступления;
  2. в случае избрания в отношении Вас меры пресечения в виде заключения под стражу;
  3. в случае нахождения Вас в розыске;
  4. в случае уклонения от исполнения назначенного в отношении Вас наказания;
  5. в том случае, если Вы не достигли возраста совершеннолетия (18 лет) и нарушили правила комендантского часа;
  6. в случае Вашей попытки проникнуть или фактического проникновения на определенных охраняемые объекты (например, тоннель метро, электростанция);
  7. в случае, если Вами предпринимается или была предпринята попытка суицида (самоубийства);
  8. в случае, если ведется административное производство в отношении Вас;
  9. в отдельном случае, когда Вы являетесь иностранным гражданином и в правоохранительных органах имеется требование о выдаче Вас иному государству.

Подробнее об основаниях задержания Вы можете узнать из статьи 14 части 2 Федерального закона „О полиции” от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ.

Важно! При задержании сотрудник полиции обязан назвать свою должность и звание, а также фамилию. Вы вправе потребовать от сотрудника предъявить служебное удостоверение и он обязан Вам его предъявить по первому требованию.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с задержанием сотрудниками полиции, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Сотрудник обязан разъяснить Вам мотивы, а также основания задержания, разъяснить Вам Ваши права и обязанности, составить протокол задержания (с вручением Вам копии), уведомить по Вашей просьбе родственников, адвоката и/или администрацию по месту Вашей работы или учебы не позднее 3-х часов с момента Вашего задержания.

В случае, если Вы не достигли возраста совершеннолетия (18 лет), сотрудник полиции обязан уведомить о факте Вашего задержания Ваших родителей или иных законных представителей.

Незаконное задержание человека полицией

При задержании Вас без имеющихся на то оснований или без соблюдения необходимой процедуры задержание является незаконным. Вы имеете право в таком случае направить жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции. В момент задержания Вам необходимо позвонить по номеру 102 в Главное управление собственной безопасности МВД либо по телефону +7 (495) 667-07-30, представиться полностью (ФИО, паспортные данные, контактные данные) и сообщить о незаконном действии сотрудников полиции максимально подробно, четко и полно.

Читайте так же:  Возмещение ущерба причиненного имуществу юридического лица

Важно!В письменном виде Вы вправе подать заявление в прокуратуру через соответсвующий сайт прокуратуры или по почте, или в Главное управление собственной безопасности органов внутренних дел по почте на адрес 115054, г. Москва, ул. Б. Пионерская, д.6/8 либо через сайт https://mvd.ru/request_main.

В данной жалобе указываются обстоятельства задержания, описываются кратко действия сотрудников полиции в отношении Вас, которые Вы оспариваете, приводите данные (информацию) об этих сотрудниках, при необходимости, внешние данные, номера полицейских автомобилей. Требуйте признания действий сотрудников полиции неправомерными и привлечения сотрудников, задержавших Вас, к ответственности.

Вам необходимо в полной мере указать личные данные, почтовый адрес с индексом, телефон для связи, адрес электронной почты (если имеется), поставить число и подпись в конце заявления.

Важно! В случае, если указанная жалоба не будет принята или сотрудниками полиции будет необоснованно предоставлен отказ в возбуждении уголовного дела, Вам необходимо направить жалобу на действия (бездействия) сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру. Жалоба в прокуратуру также может быть подана по почте либо через сайт прокуратуры.

Заведомо незаконное задержание и его последствия

В случае, если Вы были задержаны и при этом сотрудники правоохранительных органов осознавали тот факт, что осуществляемое ими задержание незаконно и необоснованно, они подлежат уголовной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 301 Уголовного кодекса РФ.

Согласно данной статьи, Заведомо незаконное задержание наказывается от ограничения свободы на срок до трех лет до лишения свободы до двух лет. А в случае заведомо незаконного заключения Вас под стражу наказание виновников варьируется от принудительных работ до четырех лет до лишения свободы до четырех лет.

Также виновников незаконного задержания могут лишить права занимать должность в органах полиции или иных правоохранительных органах на срок до трех лет.

Важно! В случае, если в отношении Вас имело место заведомо незаконное задержание, Вы вправе требовать компенсацию за заведомо незаконное задержание.

Компенсация за незаконное задержание

Уголовным законом не предусмотрено компенсации за незаконное задержание сотрудниками полиции. Однако она предусмотрена гражданским законодательством. В случае, если Вы были незаконно задержаны сотрудниками полиции или заключены под стражу, Вы вправе обратиться в суд на основании пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ за возмещением материального вреда, причиненного сотрудниками правоохранительных органов, а также на основании статьи 1100 и 151 Гражданского кодекса РФ за компенсацией морального вреда.

Соответствующее исковое заявление может быть подано как в порядке самостоятельного гражданского иска, так и в порядке гражданского иска в уголовном процессе.

Важно! Размер компенсации за незаконное задержание может достигать 15 000 рублей.

В исковом заявлении указываете себя как истца, ответчиками лиц, которые произвели задержание, описываете обстоятельства, при которых было произведено данное задержание и излагаете свои требования о взыскании с ответчиков компенсации за заведомо незаконное задержание материального и морального вреда.

К указанному заявлению прилагаете его копию по числу сторон в деле (ответчиков, заинтересованных лиц), ставите дату и подпись и подаете в суд, в котором осуществляется разбирательство по соответствующему уголовному делу или по месту жительства одного из ответчиков в том случае, если уголовное дело не было возбуждено.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Источник: http://opravdaem.ru/detention/nezakonnoe-zaderzhanie-sotrudnikami-policii/

НЕДОСТАТКИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ

Авторы приглашают специалистов к научной дискуссии, предметом которой является теоретическая концепция единого института задержания лица, подозреваемого в преступлении. В статье исследуются недостатки уголовно-правовой регламентации такого состава преступления, как заведомо незаконное задержание, дается их анализ, определяются пути совершенствования института уголовной ответственности за это деяние. Предлагается включить в объективную сторону данного преступления незаконное административное задержание. Формулируется новая редакция диспозиции ч. 1 ст. 301 УК РФ. Авторы приходят к выводу о том, что реализация их предложений позволит сделать первый шаг на пути создания комплексного закона, регламентирующего институт задержания.

Ключевые слова: Уголовно-правовая регламентация задержания, заведомо незаконное задержание, преступление, причины, условия, мотивация, должностные лица, меры предупреждения, уголовная ответственность.

Исследователи неоднократно обращали свое внимание на нерешенную в науке уголовного права проблему — определение понятия заведомо незаконного задержания. Понятие «задержание», используемое в ч. 1 ст. 301 УК РФ, по содержанию является универсальным термином в уголовной юстиции. Различия в его толковании являются камнем преткновения при квалификации данного деяния в качестве противоправного. Для того чтобы сформулировать определение понятия заведомо незаконного задержания, прежде всего необходимо рассмотреть дискуссионные вопросы, связанные с законным задержанием лица, совершившего преступление.

В теории уголовного права институт задержания лица, совершившего преступление, в полной мере не разработан. В Общей части Уголовного кодекса содержится норма, предусматривающая исключение уголовной ответственности при причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление. Так, согласно ч. 1 ст. 38 УК РФ, «не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер» [1]. Само по себе причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании относится к обстоятельствам, исключающим преступность деяния.

В науке уголовного права обстоятельствами, исключающими преступность деяния, называются те, при наличии которых, деяние, формально содержащее все признаки состава преступления, не признается преступным. Продолжается дискуссия о том, являются ли указанные обстоятельства по своей правовой природе общественно опасными, общественно нейтральными или общественно полезными. Представляется, что в целом эта дискуссия находится за рамками нашего научного исследования. Однако считаем, что причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании
является по своей правовой природе общественно полезным обстоятельство, поскольку позволяет активно противодействовать преступным посягательствам.

В уголовном праве, кроме указанного обстоятельства, исключающего преступность деяния, также существуют уголовно-правовые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за причинение вреда при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, а также такое обстоятельство, смягчающее наказание, как совершение преступления при нарушении условий правомерности задержания лица, совершившего преступление. Таким образом, отечественное уголовное право имеет целую систему норм, в которых используется термин «задержание лица, совершившего преступление».

Читайте так же:  Момент регистрации права собственности на квартиру

Между тем понятие задержания лица, совершившего преступление, в данных нормах не раскрыто и играет второстепенную роль, что позволяет трактовать его произвольно. Следует констатировать, что за рамками правового регулирования остаются важнейшие вопросы, связанные с задержанием лица, совершившего преступление. Кто вправе осуществлять такое задержание, в каких случаях применяется универсальная процедура задержания и существует ли таковая вообще? На эти вопросы, к сожалению, законодатель четкого ответа не дает.

По нашему мнению, давно назрела необходимость в принятии комплексного закона, который установил бы единую процедуру задержания лица, совершившего преступление, и действие которого распространялось бы не только на сотрудников правоохранительных органов, но и на граждан, позволяя им активно участвовать в противодействии преступности. Концепция такого закона является темой для отдельного самостоятельного научного исследования и находится за рамками задач, стоящими перед авторами статьи. Нами осуществляется сегодня только анализ действующего законодательства. При этом приходится констатировать, что оно фрагментарно регламентирует процедуру задержания, а она сама на практике реализуется сотрудниками правоохранительных органов с многочисленными нарушениями.

На наш взгляд, необходима более точная редакция ч. 1 ст. 301 УК РФ. Диспозиция в любом случае (и даже если она носит бланкетный характер) должна содержать признаки, которые характеризуют незаконное задержание как общественно опасное деяние. Только уголовный закон должен определять преступность и уголовную наказуемость допущенного нарушения, в том числе такого, которое связано с задержанием лица по подозрению в совершении преступления. Поэтому необходимо в первую очередь выработать уголовно-правовое понятие задержания лица, совершившего преступление, и включить его в Общую часть Уголовного кодекса. А сами признаки задержания лица по подозрению в совершении преступления будет легко конкретизировать в УПК РФ, если предлагаемое нами общее понятие уголовно-правового задержания будет закреплено в УК РФ. Формулируя такое понятие для уголовного закона и указывая на то, что задерживается именно лицо, совершившее преступление, мы одновременно исключаем возможность ошибки расширительного толкования задержания в уголовно-процессуальном законодательстве и в рамках административного судопроизводства (например при задержании автотранспортного средства как орудия совершения дорожно-транспортного происшествия вместе с водителем).

На основе изложенных аргументов предлагаем дополнить ст. 38 УК РФ примечанием 1
следующего содержания: «Под задержанием лица, совершившего преступление, следует понимать задержание лица, которое совершило общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений». В предлагаемой нами редакции уголовный закон будет прямо указывать на совершение общественно опасного деяния как на необходимое и законное основание для задержания преступника. Кроме того, такая расширительная формулировка позволит гражданам (не являющимся сотрудниками правоохранительных органов) активно участвовать в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений.

В практике правоохранительных органов нередко возникает вопрос о правомерности применения административного задержания в целях ограничения свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, и о квалификации злоупотребления такой формой задержания. Согласно ст. 27.3 КоАП РФ: «Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может применяться в исключительных случаях, если это необходимо для правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении» [2]. При этом отсутствие указанных оснований для задержания образует объективную сторону незаконного административного задержания. Этот вывод подтверждается, в частности, результатами проведенного одним из авторов статьи анкетирования 120 дознавателей и следователей.

Стоит также отметить, что лишь в единичных случаях невиновным лицам удалось доказать в суде незаконность осуществленных в их отношении административных задержаний. Это свидетельствует о том, что факты незаконных административных задержаний встречаются на практике и имеют достаточно высокую степень общественной опасности. Как и многие практики-специалисты, считаем, что эта степень соответствует категории преступления, а не административного правонарушения. Указанное обстоятельство подтверждается и результатами упомянутого выше социологического исследования: 75% опрошенных дознавателей и следователей согласились с этим мнением.

Таким образом, становится очевидным, что необходимо включить незаконное административное задержание в объективную сторону такого преступления, как заведомо незаконное задержание. Для решения рассмотренной проблемы предлагаем изложить диспозицию ч. 1 ст. 301 УК РФ в следующей редакции: «Заведомо незаконное административное или уголовно-процессуальное задержание лицом, уполномоченным в соответствии с законом на совершение указанных действий, — наказывается …». Реализация этого предложения позволит сделать первый шаг на пути к созданию комплексного закона, регламентирующего институт задержания. Несмотря на то, что в данной статье рассматривается лишь один частный вопрос, связанный с регламентацией уголовной ответственности за заведомо незаконное задержание, мы не могли не затронуть и ряд других существенных проблем института задержания. Авторы приглашают специалистов к научной дискуссии, предметом которой может быть теоретическая концепция единого института задержания лица, подозреваемого в преступлении.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; СПС «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; СПС «КонсультантПлюс».
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко. М., 2004.
4. Синельщиков Ю. Незаконное задержание // Законность. 1999. № 2. С. 7-10.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России». № 2 (56) 2019.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakoniros.ru/?p=32730

Как квалифицируется заведомо незаконное административное задержание лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here