Методы судебно психологической экспертизы

Статья на тему: "Методы судебно психологической экспертизы" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Методы судебно-психологической экспертизы

1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в ественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также харктеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения).

2. Метод естественного эксперимента, который можкет быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника.

3. Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы.

4. Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике).

5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого.

6. Метод тестирования, в котором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного.

7. Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу «детектор лжи», в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.

Источник: Балабанова Л.М. Судебная патопсихология.

Источник: http://azps.ru/list/48.html

Методы психологической экспертизы

В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования:

При психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные характеристики психической деятельности. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики. К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, методы воздействия. Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то тогда компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ — компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.

Источник: http://vuzlit.ru/1214062/metody_psihologicheskoy_ekspertizy

Общая характеристика судебно-психологической экспертизы

Главная задача СПЭ состоит в оказании помощи органам предварительного расследования, суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающих установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Судебно-психологическая экспертиза может исследовать только такие вопросы психологического содержания, которые относятся к ее предмету.

Предмет СПЭ составляет психическая деятельность человека (психические процессы, психические состояния и психические свойства) в норме и в экстремальных условиях, изучение которой существенно для правильного разрешения уголовного дела.

Компетенция СПЭ определяется с учетом следующих критериев:

  • (1) научно-методического уровня развития современной психологической науки, прежде всего научно-методического уровня развития базовых наук — общей и юридической психологии. На разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены только такие вопросы, на которые психология в состоянии ответить, т.е. располагает научно-методической базой для научно обоснованного разрешения определенных вопросов, относящихся к компетенции СПЭ, методикой их правильного разрешения и составления по ним научно обоснованного заключения. Поскольку уровень развития знаний в психологии постоянно повышается, возможности судебно-психологической экспертизы будут расширяться и возрастать, т.е. этот критерий не носит постоянного характера;
  • (2) в компетенцию СПЭ не может входить решение юридических вопросов (оценка юридических признаков субъективной стороны преступления — вины, ее формы, мотива и цели преступления — оценка доказательств, юридическая квалификация деяния, а также нравственная оценка личности и поведения подэкспертного). Это положение играет особую роль, поскольку оно включает в себя требования, предъявляемые как к профессиональной квалификации, так и нравственно-этической стороне экспертной работы.
Читайте так же:  Куда подать жалобу на верховный суд

Реализация этических правил соответствует интересам как подэкспертного, так и самого эксперта, поскольку специфика психологического исследования обвиняемого или подсудимого предполагает, в частности, возможность установления психологического контакта с ним только в том случае, когда испытуемый убежден, что сообщение посторонним лицом сведений, которые даются им в ходе СПЭ, запрещено законом. Поэтому неслучайно многие юристы и психологи настаивают на необходимости введения законоположения, гарантирующего сохранение экспертной тайны, а также соблюдение иных требований этического характера.

Серьезная проблема — проведение СПЭ лицами, не имеющими для этого достаточной подготовки, не владеющими методами психологического исследования, правилами составления заключений и т.д. В условиях, когда штатных психологов- экспертов еще не хватает, обращение следственных и судебных органов к психологам, работающим в педагогических институтах, психиатрических больницах и т.п., практически неизбежно. Однако в целях повышения престижа судебно-психологической экспертизы и качества судебно-психологической экспертизы, по-видимому, следует ввести квалификационные экзамены на право заниматься психологической экспертизой в уголовном судопроизводстве.

Компетенцию СПЭ можно определить и через выделение круга вопросов психологического содержания, относящихся к компетенции отдельных видов психологической экспертизы.

В настоящее время с учетом названных выше критериев и потребностей следственной и судебной практики к компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

СПЭ проводится на основании постановления следователя или определения суда. В этих документах:

  • • содержится изложение оснований для назначения судебно-психологической экспертизы;
  • • излагаются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы;
  • • определяется, какие именно факты требуют анализа с применением специальных познаний в области юридической и общей психологии;
  • • указывается, кому поручается проведение экспертизы, и формулируются вопросы, которые ставятся на разрешение экспертов. Формулируя вопросы, следует учитывать:
  • (1) объект, предмет, компетенцию и научно-методические возможности судебно-психологической экспертизы;
  • (2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение устанавливаемых с помощью данной экспертизы фактов;
  • (3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли основания и повод для назначения соответствующего вида судебно-психологической экспертизы.

Вопросы и задания с целевыми установками

1. В новом УК РФ (1996) последовательно проведена идея соответствия уголовно-правовых последствий преступления характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершения и личности виновного. Значительно расширено, уточнено по сравнению с предыдущим УК и детализировано использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии, что вполне понятно, так как преступное поведение — разновидность произвольного (управляемого) поведения.

В УК РФ 1996 г. значительно расширены предусмотренные законом задачи и пределы исследования по уголовному делу личности обвиняемых и потерпевших (с выделением особенностей такого изучения применительно к некоторым категориям личностей — несовершеннолетним, рецидивистам и пр.).

Законодатель достаточно смело использовал данные психологии и для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Это, например, «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» (как обстоятельство, устраняющее уголовную ответственность); «уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего» (как обстоятельство, индивидуализирующее наказание); «обоснованный риск» (как обстоятельство, устраняющее преступность деяния); «садизм» (как обстоятельство, отягчающее наказание) и др. В новом УК использованы базовые для уголовной ответственности и наказания понятия, требующие психологического анализа их содержания с учетом положений общей и юридической психологии. Например, вменяемость, возраст, с которого наступает уголовная ответственность, уголовная ответственность вменяемых лиц с психическими расстройствами, разграничение неосторожной вины и казуса, мотив преступления, личность и др. Установление многих из них требует проведения психологической экспертизы по конкретному уголовному делу [1] .

Какова актуализация проблем использования профессиональных психологических познаний при разъяснении, интерпретации, комментировании для следственной, прокурорской, экспертной, судебной практики положений уголовного закона, при производстве судебно-психологических экспертиз, научных консультаций по конкретным уголовным делам? Свой ответ аргументируйте и приведите примеры.

2. Определите, какие методы СПЭ (наблюдение, эксперимент, тестирование) обозначены римскими цифрами (I), (II), (III).

Отличием метода (I) от иных методов выступают невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений.

Использование метода (II) предлагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.

В основном метод (III) аналогичен методу (II), однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.

3. Установите, к какому из методов СПЭ (анкеты, тест, интервью, беседы) относится положение.

Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств.

8.2. Виды судебно-психологической экспертизы

СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства

Поводом для назначения данной экспертизы могут служить: принципиальное несовпадение показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами дела; данные о каком-либо особом психическом состоянии в момент восприятия информации, имеющей значение для дела; большой срок давности событий, составляющих содержание показаний; данные о личности свидетеля или потерпевшего (возраст, профессия, уровень интеллектуального развития, низкая степень владения речью и т.д.); основанные на анализе условий восприятия сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства; данные о характере воспринимавшегося раздражителя и т.д.

В подобных ситуациях можно рекомендовать следующие типовые вопросы:

(1) Учитывая индивидуальные особенности зрения (или другого органа чувств) свидетеля (потерпевшего) и конкретные условия, в которых происходило событие (указывается, какое), мог ли свидетель (потерпевший) правильно воспринимать определенные обстоятельства (указывается, какие)?

Данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть модифицирован или даже разделен на несколько отдельных вопросов, в особенности в тех случаях, когда имелись противоречия в показаниях на разных этапах судопроизводства.

  • (2) Каковы основные индивидуально-психологические особенности свидетеля?
  • (3) Мог ли свидетель в силу имеющихся у него индивидуально-психологических особенностей правильно воспринимать события преступления (указывается, какие) и давать о них правильные показания: а) в период допроса (указывается дата); б) в настоящее время?
Читайте так же:  Причины оформить академический отпуск

Основанием для такой дифференциации могут служить сведения об экстремальных условиях восприятия, о динамике психического состояния субъекта, о стрессовых условиях, в которых были даны первоначальные показания.

Более конкретные вопросы могут быть сформулированы так:

  • (1) Обладает ли свидетель абсолютной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, необходимой для восприятия раздражителя (указывается какого)?
  • (2) Обладает ли свидетель разностной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, достаточной, чтобы в имевших место условиях восприятия ощутить изменение в силе раздражителей?

Если объектом экспертизы являются несовершеннолетние (малолетние) свидетели или потерпевшие, предметом экспертизы может стать характерная для определенного возраста (и представителей некоторых типов характера) тенденция к фантазированию, результатом которой могут стать показания свидетеля или потерпевшего.

Наряду с этим у некоторых детей одной из ведущих черт характера на определенное время становится повышенная внушаемость. Как правило, это преходящее качество, однако в ряде случаев оно становится устойчивой характерологической чертой и у взрослых.

Для установления этих индивидуально-психологических особенностей формулируются следующие вопросы:

  • (1) Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к фантазированию?
  • (2) Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к внушаемости?
  • (3) Может ли свидетель с учетом выявленного у него уровня развития речи давать правильные показания?

(4) Обладает ли свидетель такими особенностями внимания, памяти и мышления, которые могли способствовать запоминанию им информации (указывается, какой) и сохранения ее на протяжении длительного времени (указывается, какого)?

В необходимых случаях вопросы, направленные на установление способности испытуемого правильно воспринимать обстоятельства преступления, могут сочетаться с другими вопросами: о наличии физиологического аффекта, психологических показателей беспомощного состояния, некоторых особенностей личности и характера и т.д.

Объектами данного вида экспертизы могут быть как взрослые, так и дети, являющиеся, как правило, свидетелями и потерпевшими по делу, хотя в некоторых случаях вопрос о способности правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания может быть поставлен и в отношении обвиняемого и подсудимого.

Вопросы и задания с целевыми установками

В монографии Китаева Н.Н., Тельцова А.П. «Проблемы расследования отдельных видов умышленных убийств» в качестве примера приводится дело по обвинению ранее судимых Самченко и Николаева в разбойном нападении на П. и его убийстве с особой жестокостью.

Тело потерпевшего было расчленено в квартире — месте совершения преступления, голова и руки сожжены в печи для затруднения идентификации личности П., остальная часть трупа сокрыта в колодце. Работники уголовного розыска выявили Кибиреву и Высоцкую как лиц, присутствовавших при совершении этого преступления и затем способствовавших сокрытию его следов.

Николаев на допросе дал показания о динамике совершенного разбоя и убийства, проверка подтвердила их объективность, позволила отыскать ряд важных вещественных доказательств. Самченко вину отрицал, выдвигая различные легенды, впоследствии стал приписывать преступление неизвестным лицам, действия которых он вынужденно наблюдал. Показания очевидцев Кибиревой и Высоцкой, изобличавших его, Самченко объявил оговором, сделанным под внушением работников дознания. Областной суд вернул дело на дополнительное расследование, подвергнув сомнению объективность показаний Кибиревой и Высоцкой.

При проведении судебно-психологической экспертизы было установлено, что объем механической памяти у Кибиревой небольшой, приемов запоминания она не знает. После изучения дела, психологического обследования испытуемой и анализа фонограммы ее допроса эксперт заключил: «. рассказ Кибиревой содержит большой объем информации; запомнить такой объем она смогла только потому, что в восприятии преступления, которое совершалось в присутствии Кибиревой, участвовали зрительные, слуховые и двигательные аппараты. Кроме того, восприятие сопровождалось сильными эмоциональными переживаниями (страх, ужас).

Во время воспроизведения событий речь Высоцкой несколько раз прерывалась слезами. Поведение следователя было пассивным, он не перебивал ее, не задавал вопросов, тактично просил успокоиться и продолжать показания, которые представляют собой рассказ, содержащий огромный объем информации».

На основе заключения данной СПЭ ответьте на следующие вопросы.

Являлись ли Кибирева и Высоцкая непосредственными очевидцами и участниками преступления ?

Какие факторы повлияли на точность запоминания ими события преступления ?

Имеются ли противоречия в их показаниях и могут ли они быть положены судебной коллегией в основу приговора?

Источник: http://studref.com/539843/pravo/obschaya_harakteristika_sudebno_psihologicheskoy_ekspertizy

Методы и структура судебно-психологической экспертизы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Судебно-психологическая экспертиза должна проводиться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны и верифицируемы – доступны для проверки и оценки следователем и судом.

Основная задача судебно-психологической экспертизы – научно обоснованная диагностика непатологических право-значимых психических аномалий.

Психодиагностика как область психологии начала развиваться с конца XIX в. Ее крупнейшими представителями были Дж. Кеттл, Ф. Гальтон и др. Большой вклад в ее развитие внес французский психолог А. Бине, разработавший метод диагностики умственного развития детей (шкалу развития интеллекта – IQ).

Психодиагностика располагает множеством методик, специализированных по различным направлениям. В судебно-экспертной диагностике ведущая роль принадлежит специалистам в области психических аномалий, задержек в психическом развитии. Ведущий метод психодиагностики – метод тестов. Используемые в целях судебной экспертизной диагностики тесты должны бытьвалидными и высоконадежными.

Валидность (от латинского «valid» – пригодный, имеющий силу) __ пригодность теста для измерения выделяемой психической характеристики, его адекватность. (Мера валидности теста – коэффициент его соответствия выявляемому психическому свойству.) Надежность теста – точность измерения. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Тесты интеллекта предназначены для выявления степени владения испытуемым интеллектуальными навыками и умениями. Эти тесты пригодны для диагностики умственной отсталости. Аномалии сенсорной сферы, мышления и речи исследуются системой разнообразных методов и методик, разработанных в патопсихологии.

В практике судебно-психологической экспертизы широко применяетсяличностный опросник MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник). Опросник выявляет психосоматические и неврологические нарушения, социально-ценностные отношения, психопатические типы поведения (фобии, маниакальные и психопатические состояния, агрессивные и садистские наклонности и пр.). Из 10 шкал опросника для практики судебной экспертизы особенно значимы шкала 4 (шкала импульсивности, разработанная для диагностики социальных отклонений), шкала 6 (выявляющая аффективность личности), шкала 7 (выявляющая уровень тревожности), шкала 8 (выявляющая социальную отчужденность).

Читайте так же:  Исполнительный лист мировое соглашение арбитраж

Существуют три адаптированных в психологии нашей страны варианта MMPI (опросник Березина, Мирошниченкова, опросник, адаптированный лабораторией медицинской психологии НИИ им. В.М. Бехтерева, и опросник Л.Н. Собчик). Опросник MMPI может быть использован для диагностики криминально значимых качеств личности.

В судебно-экспертных исследованиях применяется также опросник Кеттела (выявляющий, по замыслу автора, 16 личностных факторов).

Наряду с опросниками в судебно-экспертной практике широко используютсяпроективные методы, выявляющие на модельных ситуациях различные установки личности. Один из распространенных проективных диагностических методов –текст Роршаха (он состоит из 10 таблиц с изображением двусторонних симметричных пятен. Испытуемым задается вопрос: «на что это похоже?» Ответ интерпретируется экспериментатором на основе теоретических положений, выявляются устойчивые личностные тенденции).

В текстеРозенцвейга методом рисуночной ассоциации выявляются возможные реакции личности в эмоциогенных ситуациях.

Более сложен тематический апперцептивный тест (ТАТ). (Испытуемым предъявляется ряд картин с сюжетами, которым можно дать различную интерпретацию. При анализе ответов испытуемых учитываются интерпретация позиции персонажей, солидаризация, отступления, уходы от сюжетной линии, ошибки восприятия 2 ).

Для обследования психических аномалий несовершеннолетних может быть использован патохарактериологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко. Посредством ПДО определяются акцентуации (крайние варианты нормы) характера, обусловливающие его уязвимость в отношении отдельных психических воздействий. Имеется опыт применения ПДО в практике судебно-психологической экспертизы 3 .

Для выявления наследственной обусловленности психических аномалий используютсяметоды психогенетичсской диагностики.

Кроме тестовых исследований в психодиагностике широко используются методнаучного наблюдения, методбеседы и биографический метод.

Заключение судебно-психологической экспертизы, как источник доказательства, должно быть изложено письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму структуру и содержание. Заключение должно быть написано понятным языком, а научные термины должны быть разъяснены. Заключение должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной.

Во вводной части указываются время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же указываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения. В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы. Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необходимость назначения психолого-психиатрической, медико-психологической, инженерно-психологической или другой экспертизы.

В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования проведены раздельно и совместно, и приводятся соответствующие результаты. Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно. Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается дополнительная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

Источник: http://helpiks.org/7-78553.html

2. Методика проведения судебно-психологической экспертизы

В центре внимания внутренней картины преступления всегда находится психология личности. В психологическом плане эта внутренняя картина может рассматриваться как элемент правосознания, как сложный комплекс представлений и идей, своеобразно отражающихся в психике преступника. Внутренняя картина преступления личности зависит и от структуры личности преступника, от глубины сознания и переживания содеянного, от положения преступника в семье, в обществе, в преступной группе. Мы уже ранее отмечали, что всякое поведение человека, в том числе и антиобщественное, есть форма взаимодействия личности со средой.

Следует отметить, что дезорганизация сознания и деятельности личности, которая возникает, когда мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение явно тормозится, называется фрустрацией. Как правило, реакции фрустраций принимают два основных направления: импульсивность и устойчивость. Эксперт-психолог должен проанализировать реакции подэкспертного на фрустрацию с помощью экспериментально-психологических методов, в том числе используя биографический метод и метод наблюдения.

Третий этап формирования антиобщественного поступка, то есть его реализация, включая совершение поступка и вредные последствия, в настоящее время достаточно полно изучается юридическими науками и явно недостаточно психологическими дисциплинами. При проведении же судебно-психологической или судебно-психолого-психиатрической экспертизы нужно всегда учитывать отношение подэкспертного к правонарушению, степень осознания содеянного, степень психического стресса, особенности психологической защиты личности подэкспертного. Мы считаем что психологическая защита — это специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция психологической защиты — это «ограждение» сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Особенности такой защиты определяют индивидуально-психологические и возрастные характеристики.

Отметим, что ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных данных о личности. Важной и необходимой стороной продуктивного исследования личности, совершившей правонарушение, является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и неэкспериментальных методов изучения. В последнее время экспериментальные исследования заняли прочное место в современной психологической науке. Однако, несмотря на их первостепенную значимость следует подчеркнуть: во-первых, эксперимент в отношении к человеку ограничивается этическими соображениями, не позволяющими с ним широко экспериментировать; во-вторых, нельзя не отметить, что эксперимент регистрирует лишь психику личности в текущий момент ее жизни. Реакции же личности в настоящем обусловлены историей развития в прошлом и перспективой будущего.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на определение мирового суда

Элементами, составляющими внутреннюю картину преступления являются: 1) объективные проявления преступной деятельности; 2) уровни эмоционального реагирования личности на содеянное; 3) уровень интеллектуального развития личности преступника, его жизненный и профессиональный опыт. Особенно важную роль в формировании внутренней картины преступления играет тип эмоционального отношения изучаемой личности к преступлению, к расследованию и прогнозированию своей дальнейшей судьбы. Следует также выделить анализ эмоциональных отношений к преступлению при работе с несовершеннолетними.

Исследование эмоциональных характеристик личности приобретает особое значение при судебно-психологической экспертизе физиологического аффекта. Здесь важным является анализ ситуации, возникновению которой способствует острый конфликт. Однако наличие конфликтных ситуаций является обязательным, но недостаточным при возникновении аффекта. Важное место занимает при этом комплекс индивидуальных психологических особенностей личности и психофизиологических состояний подэкспертного.

При анализе индивидуально-психологических особенностей на этапе предварительного расследования важное место занимает исследование особенностей самооценки. Опираясь на самооценку, человек прогнозирует свои возможности, оценивает их как значительные и незначительные; в результате мотивация этой личности в конкретной ситуации может быть сильной или слабой. Безусловно, неадекватность самооценки по-разному влияет на поведение человека. Как правило, люди с заниженной самооценкой приписывают себе более низкие возможности, недооценивают свою значимость, а это приводит к ограничению активности, понижению инициативы, особенно в тех случаях, когда ситуация предъявляет повышенные требования к их способностям и умениям. Недостаточная уверенность в своих силах является одной из важных предпосылок появления психической напряженности. При завышенной самооценке человек часто некритичен к себе, берется за решение задач, которые явно превышают его возможности.

В судебно-психологической экспертизе существует достаточное количество подходов к диагностированию самооценки личности. Среди экспертов-психологов большей популярностью пользуются различные опросники для описания и оценки человеком самого себя при нахождении в различных ситуациях. На практике, однако, при проведении экспертизы недостаточно оценить личность только на основе самооценочных методов. В любом судебно-психологическом или судебном психолого-психиатрическом исследовании специфическое поведение лица, подлежа-щего экспертизе, можно предсказать более точно, изучая взаимодействие индивидуальных особен-ностей личности и особенностей конкретной ситуации. Как правило, для изучения личности в целом необходим достаточно широкий комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов.

В большинстве постановлений о судебно-психологической экспертизе по делам об изнасилованиях, как правило, ставятся следующие вопросы:

1) способность потерпевшей понимать и осознавать характер и значение совершаемых с ней действий; 2) возможность и способность оказывать сопротивление; 3) психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию и т.д. В связи с этими вопросами необходим анализ психосексуального развития потерпевших, психологических механизмов сексуального общения, которые привели к изнасилованию. Эксперт-психолог выявляет устойчивость виктимной деформации личности потерпевшей, особенности ее ценностно-личностных ориентации и установок. При судебно-психологической экспертизе потерпевшей, которая до совершения преступления не была знакома с преступником и в формировании ситуации преступления не участвовала, необходимо проанализировать особенности ее эмоциональных состояний при конфликте. Перед экспертом стоит задача анализа личной значимости ситуации для пострадавшей.

Серьезные трудности возникают при экспертном обследовании пострадавших, которые были знакомы с преступником до изнасилования, систематически или периодически общались с ним и при изнасиловании не оказывали должного сопротивления. Эксперт-психолог должен выяснить не только особенности и уровень психосексуального развития потерпевшей, но и особенности межличностного общения с преступником, дать психологический анализ ситуации. В таких случаях необходимо проводить экспертизу как пострадавшей, так и обвиняемого.

Как нами уже было отмечено выше, практическая психология может и должна осуществлять три главные функции: психодиагностику, психопрогностику и психологическое управление. Пока же в судебно-психологической экспертизе, да и в комплексной психолого-психиатрической экспертизе реализована в достаточно полной мере только психодиагностическая функция практической психологии. Оценка же социальной опасности тех или иных особенностей психического состояния больных требует еще разработки методов и критериев психологического прогноза социально отклоняющегося поведения. Основное значение в решении этой проблемы имеет оценка состояния личностной регуляции поведения. Точное комплексное решение вопроса прогноза у лиц с психической патологией — главная предпосылка достижения конечной цели практической психологии и судебной психиатрии — эффективного управления поведением исследуемых лиц.


Источник: http://studfile.net/preview/2997366/page:2/

Методы судебно-психологической экспертизы (стр. 2 из 2)

Законодатель допускает лишь один случай принудительного направления на психиатрическую экспертизу. Более того, законодательно определены условия, при которых это возможно. Во-первых, принять решение о принудительном направлении — право, но не обязанность суда. Даже если налицо имеются все условия, с которыми закон связывает возможность принудительного направления, суд может и не прибегать к такой мере. Во-вторых, принудительное направление допускается, как подчеркивает законодатель, в исключительных случаях, при явном уклонении лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным, от прохождения экспертизы. В-третьих, вопрос о принудительном направлении решается в судебном заседании при участии прокурора и психиатра с тем, чтобы обеспечить права личности, гарантировать недопустимость необоснованного и незаконного ущемления свободы личности посредством процессуального принуждения.

3. Метод психологической экспертизы

Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы.

При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные качественные характеристики психической деятельности.

Метод психологического исследования предполагает использование для достижения экспертных целей психологических законов и закономерностей, которые могут быть «приложимы» к качественно различным объектам. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики.

Читайте так же:  Производство судебной экспертизы является

К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, методы воздействия. Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Довольно широко используется тестирование (например, тесты MMPI, ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.). Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Допустим, исследование изменений состояния человека в нестандартной ситуации проводится при помощи психофизиологического метода, психометрических проб, метода операторских задач, личностных тестов. В некоторых случаях необходим психолингвистический метод исследования (исследование содержательной стороны документа, письма с целью установления отобразившихся в нем навыков мышления, особенностей памяти, восприятия).

Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то этой констатацией компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ — компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.

Однако на практике нередки случаи, когда, с одной стороны, необходимо установить обстоятельства психологической природы (например, способность лица в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий), с другой — имеются сведения об отклонениях в психике непсихотического характера (т е не связанных с психическим заболеванием) В подобных ситуациях при производстве экспертного исследования необходимо взаимодействие специалистов как в области психологии, так и психиатрии. Иначе говоря, возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы

Окончательно вопросы предмета и метода комплексной экспертизы не разрешены, дискусионна проблема пределов научных компетенции психолога и психиатра [Подробнее об этом см.: Кудрявцев И. А Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.]. Можно сказать, что общим предметом комплексной экспертизы является такая психическая деятельность, которая в целом подчиняется психологическим законам и закономерностям, но последние «отягощены» определенными изменениями психики непсихотического характера. Большинство ученых полагают, что психолого-психиатрическая экспертиза необходима, когда речь идет о так называемых пограничных состояниях, олигофрении, неврозах, психопатиях, об установлении аффекта (непатологического) у психически больных, а также о выявлении психологических факторов поведения (действий) психически больных, находящихся в стадии ремиссии. При производстве комплексной экспертизы на разных этапах используются оба метода психиатрического и психологического исследования.

Заключение

Результаты данного исследования могут иметь определенное доказательственное значение при выявлении судом форм гражданско-правовой вины и их отграничении друг от друга (что особенно актуально для форм неосторожной вины).

Подчеркнем, что речь идет именно о психологической, а не юридической мотивации (которую вправе установить только суд); эти понятия не синонимичны. В юриспруденции мотив — всегда социально-оценочная категория, при помощи которой поведение (уже совершенные действия) оценивается в ретроспективе как позитивное или негативное (с юридической точки зрения). В психологии мотив также рассматривается как побуждающий к действию фактор, но его содержание раскрывается через психологические категории, а не социально-оценочные (через структуру личности, ее потребности, установки). Это дает возможность в принципе проектировать данные качества на конкретную ситуацию Психологический мотив — это определенная реальность, объект, который отвечает той или иной потребности и который, в той или иной форме отражаясь объектом, ведет его деятельность (А. Н. Леонтьев). Иначе говоря, мотив означает то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее. В юриспруденции же понимание мотива зачастую соответствует психологическому понятию цели действия.

Поводами к назначению психологической экспертизы по определению основных мотивационных линий личности и их иерархии можно назвать данные, вызывающие сомнения относительно мотивов того или иного поведения, необычность, причудливость мотивации, несоответствие характера поведения целям, противоречивость в объяснении причин собственного поведения и т п. Это могут быть, например, сведения о конфликтах в семье при рассмотрении дела, возникшего из брачно-семейных отношений, о «жестком» поведении супругов, их непонимании друг друга или детей.

Литература

1. Белкин Р.С. «Криминалистика». МГУ. Москва, 1995 г.

2. Виноградов Е.В.Экспертизы на предварительном следствии. – М.: Госиздат, 1959 г.

3. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 16

4. Кудрявцев М.А.Судебная психолго-психиатрическая экспертиза. – М.: Юридическая литература, 1988.

5. Судебная медицина». «Юридическая литература»Москва, 1974 г.

6. Экспертизы в судебной практике. Изд-во при Киевском университете. 1987 г.

7. Яковлев Я.Л. Подготовка и направление следователем материалов на криминалистическую экспертизу. — Душанбе, 1989 г

[1] Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 16

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mirznanii.com/a/197917-2/metody-sudebno-psikhologicheskoy-ekspertizy-2

Методы судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here