Надзорная жалоба судебная практика

Статья на тему: "Надзорная жалоба судебная практика" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Обжалование судебного акта в порядке надзора в гражданском судопроизводстве

Особенности пересмотра судебных актов в порядке надзора

Пересмотр судебных актов в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса, существование которой обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов, а также для обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Понимание сущности данного института гражданского процессуального права имеет немаловажное значение как для законодателя, так и для правоприменителя, а многочисленная судебная практика только подтверждает актуальность рассмотрения данной темы.

Пересмотр судебных актов – решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в порядке надзора имеет свою специфику, которая выражается в следующем.

Во-первых, в наличии особого субъекта пересмотра (согласно поправкам, внесенным в ГПК РФ в 2010 году (ФЗ от 09.12.2010 № 353-ФЗ) им может являться только Президиум Верховного Суда РФ (далее по тексту – ВС РФ).

Во-вторых, в специфике предмета пересмотра, в рамки которого включены решения судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу и бывшие предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ, а также вступившие в законную силу акты ВС РФ – определения Верховного суда и его коллегий (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ).

Следует пояснить, что закрепленный законодателем порядок подачи жалобы в надзорную инстанцию, минуя кассационное производство, не является нарушением процессуального движения дела по стадиям. Это объясняется тем, что дело уже было в ВС РФ на апелляционном рассмотрении, по нему было вынесено постановление, а кассационный порядок пересмотра, согласно ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, исключает пересмотр постановлений ВС РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О)

В-третьих, следует обратить внимание на срок подачи надзорной жалобы, представления – это три месяца с момента вступления в законную силу судебного постановления. Он подлежит восстановлению по уважительной причине (если таковой ее признает суд первой инстанции, которым и разрешается вопрос о восстановлении срока).

В-четвертых, Президиум ВС РФ имеет право проверять правильность применения и толкования норм права только в пределах обжалуемой надзорной жалобы, представления (или в их обжалуемой части), выйти за которые он вправе лишь в исключительных случаях в интересах законности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Еще одна немаловажная особенность надзорного производства выражается в том, что в рассматриваемом порядке пересмотра не применяется институт оставления без движения жалобы, представления.

Надзорная жалоба, представление

Жалоба на определенный судебный акт подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле (их перечень приведен в ст. 34 ГПК РФ) или другими лицами, права, законные интересы которых были нарушены судебными постановлениями, вступившими в законную силу. В надзорной жалобе такого лица, не участвующего в деле, должно быть указано, какие именно права, свободы или его законные интересы нарушены. Эта норма является обязательной для доказательства наличия у лица права на обращение в суд надзорной инстанции и избежания риска возвращения жалобы без рассмотрения по существу.

Представление о пересмотре судебных актов может быть подано одним из следующих лиц: Генеральным прокурором РФ, его заместителем, Председателем ВС РФ, его заместителем (последними — в порядке особого производства).

Ст. 391.3 ГПК РФ устанавливает требования к содержанию жалобы, представления, обязательность ееего подписания лицом, подающим жалобу, представление (либо его представителем), а также необходимость предоставления копий судебных постановлений, принятых по делу, которые обязательно должны быть заверены в соответствующем суде. Надзорная жалоба, представление также дополняются документом (квитанцией), подтверждающим уплату государственной пошлины в размере 300 рублей (для физических лиц) и 6000 рублей (для организаций).

Надзорная жалоба, представление могут в некоторых установленных законом случаях (ст. 391.4 ГПК РФ) возвращаться лицу без рассмотрения по существу, если они не соответствуют требованиям, установленным в законе. Тогда заинтересованное лицо вправе: с одной стороны — исправить существенные недостатки и в пределах установленного законом срока направить новое обращение в надзорную инстанцию; или же, в иной ситуации — вновь обратиться с жалобой, представлением уже непосредственно на имя Председателя ВС РФ или его заместителя, если лицо, повторно обращающееся в суд, не согласно с ранее сделанным выводом судьи о допущенных недостатках. Однако, следует отметить, что практика применения данного института фактически отсутствует, что говорит о спорной необходимости его наличия в российском гражданском процессе.

Если же надзорная жалоба, поданы в срок и соответствуют требованиям закона, то они принимаются к производству.

Особенности предварительного рассмотрения дела судьей единолично

Рассмотрение надзорной жалобы, представления на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу осуществляется судьей ВС РФ единолично по материалам, которые прилагаются к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. Несмотря на то, что на данную стадию – стадию «фильтрации» надзорных жалоб, представлений – не распространяются некоторые процессуальные правила (об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания) обязательные для иных судебных процедур, это не противоречит конституционным принципам правосудия, а, наоборот, способствует исключению явно необоснованных обращений и повышению оперативности и эффективности пересмотра. (См. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П)

Определением судьи, которое он выносит после изучения материалов дела, может быть отказано в передаче надзорной жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании Президиума ВС РФ (если основания, необходимые для пересмотра в порядке надзора, в материалах отсутствуют), либо на основании его определения жалоба, представление принимаются и передаются в Президиум ВС РФ. В случае же упомянутого выше отказа, Председатель ВС РФ, его заместитель имеют право не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче, вынести определение об отмене такого отказа и самостоятельно передать надзорную жалобу, представление для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Однако, если Председатель Президиума ВС РФ или его заместитель откажут заявителю в передаче жалобы/представления, такой отказ не может быть признан произвольным, так как данная норма закреплена законодательно и регулирует порядок рассмотрения надзорных жалоб в ВС РФ, исключая вынесение немотивированных решений по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления. (Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 № 363-О-О)

Читайте так же:  Административного искового заявления об оспаривании действий

Практика свидетельствует о том, что такой порядок, при котором жалоба не всегда может быть передана на дальнейшее рассмотрение или на рассмотрение коллегиальным составом суда, по мнению заявителей, нарушает право каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство. Однако Конституционный Суд РФ опровергает такую позицию, мотивируя это тем, что пересмотр вступивших в законную силу постановлений имеет резервное значение и применяется в случае, когда уже исчерпаны все обычные первоначальные средства правовой защиты, реализация которых и должна обеспечивать гражданам конституционные права и гарантии (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 429-О).

Порядок производства в надзорной инстанции

В рамках надзорного производства деятельность суда начинается в два этапа: изначально надзорная жалоба, представление принимаются к производству суда, а затем рассматриваются на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для дальнейшего рассмотрения по существу.

Общий срок рассмотрения дел в порядке надзора в ВС РФ составляет не более двух месяцев. Если дело истребуется — не более трех месяцев с возможностью продления максимум на два месяца. К сожалению, на практике, эти сроки соблюдаются не всегда, что, отчасти, объясняется загруженностью судей, хотя это и не соответствует законному принципу осуществления судопроизводства в разумный срок. По общему положению, не допускается приостановление исполнения решения суда, однако, в случае истребования дела, и при наличии просьбы в ходатайстве заинтересованных лиц это возможно.

После предварительного рассмотрения дела судьей единолично Президиум ВС РФ рассматривает поступившее дело в своем судебном заседании, о проведении которого лица, участвующие в деле, извещаются надлежащим образом, однако их неявка не будет препятствовать рассмотрению дела в порядке надзора. Указанные лица также получают копии определения о передачи надзорных жалобы, представления с делом и копии самих надзорных жалобы, представления, которые в обязательном порядке должен направить им суд надзорной инстанции.

Что касается представления новых доказательств, то на стадии пересмотра дела в порядке надзора закон не допускает такую возможность. Верховный Суд не может оценивать, устанавливать какие-либо обстоятельства или считать их доказанными, если вопрос об их актуальности уже был разрешен судом предыдущей инстанции.

Решение всех вопросов в рамках пересмотра дела в надзорном порядке решается в Президиуме большинством голосов. Срок, установленный для принятия постановления в судебном заседании Президиума ВС РФ – максимально два месяца. В ГПК РФ указания на возможность его продления или приостановления не содержится. Исчисляется данный срок со дня вынесения судьей определения.

Полномочия суда надзорной инстанции

По завершении процесса пересмотра в порядке надзора Президиум ВС РФ вправе осуществить одно из полномочий, предусмотренных ГПК РФ: оставить постановление суда предыдущей инстанции без изменения, а надзорную жалобу, представление, соответственно, без удовлетворения, или же отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции полностью или в части. В последнем указанном случае возможно несколько вариантов последующих действий: дело направляется в соответствующий суд на новое рассмотрение; либо заявление остается без рассмотрения; либо же суд, в целом, прекращает производство по делу. Если в оспариваемом судебном акте будет выявлена допущенная ошибка в применении и/или толковании норм материального права, то суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение. Наконец, суд надзорной инстанции вправе оставить надзорные жалобу, представление, в целом, без рассмотрения по существу.

Пересматриваемые судебные постановления подлежат отмене/изменению лишь по некоторым основаниям, круг которых определен в ГПК РФ. Прежде всего, возможна отмена/изменение судебного постановления, если Верховный Суд установит, что оно нарушает права, свободы человека и гражданина, закрепленные как на внутригосударственном уровне Конституцией РФ, так и соответствующими актами на уровне международном. Вторым основанием является нарушение оспариваемым судебным актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо если такой акт серьезно стесняет иные публичные интересы. И, в-третьих, судебное постановление также подлежит отмене/изменению, если оно нарушает единообразие в толковании и применении норм права.

Перечисленные полномочия Президиум ВС РФ реализует посредством вынесения соответствующих постановлений, которые принимаются им по результатам рассмотрения материалов дела, вступают в силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/343-obzhalovanie-sudebnogo-akta-v-poryadke-nadzora-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve

Надзорная жалоба судебная практика

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Определение заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 27 февраля 2011 г. N 5-Ф10-861 Суд отменил определение о возвращении надзорной жалобы без рассмотрения по существу, поскольку истец при подаче надзорной жалобы на состоявшиеся судебные постановления по иску, связанному с нарушением прав потребителя, не должен оплачивать государственную пошлину

Определение заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 27 февраля 2011 г. N 5-Ф10-861

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаев В.И.,

ознакомившись с надзорным производством, заведенным по надзорной жалобе Понедельникова В.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 6 октября 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 декабря 2009 г. по делу по иску общественного объединения «Региональная общественная организация потребителей «Право» в интересах Понедельникова В.В. к ЗАО «Тусарбанк» о признании частично недействительным договора банковского вклада, возмещении убытков и компенсации морального вреда, установил:

решением Люблинского районного суда г. Москвы от 6 октября 2009 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 декабря 2009 г., Понедельникову В.В. в иске отказано.

Понедельников В.В. 3 марта 2010 г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с надзорной жалобой, в которой выразил несогласие с указанными судебными постановлениями и просил их отменить.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. надзорная жалоба Понедельникова В.В. на основании ст. 379.1 ГПК РФ возвращена без рассмотрения по существу в связи с неуплатой при ее подаче государственной пошлины, установленной п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

В представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации К., считая указанное определение судьи Верховного Суда Российской Федерации неправильным, просит его отменить.

Читайте так же:  Постановление суда в административном праве

Возвращая без рассмотрения надзорную жалобу Понедельникова В.В., судья Верховного Суда Российской Федерации указала в определении, что в нарушение требований Налогового кодекса РФ заявителем к надзорной жалобе не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере, либо документ, подтверждающий право заявителя на соответствующую льготу.

Согласно п. 1 ст. 333.19 главы 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при подаче надзорной жалобы по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина оплачивается в размере пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера, который для физических лиц определен в размере двухсот рублей.

Вместе с тем, в силу подп. 4 п. 2 ст. 333.36 главы 25.3 части второй того же Кодекса истцы по искам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и связанным с нарушением прав потребителей, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Согласно п. 3 той же статьи при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в п. 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 29 сентября 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» разъяснил, что отношения, возникающие из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, с 20 декабря 1999 г. регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Из надзорной жалобы и приложенных к ней копий судебных постановлений видно, что между сторонами по делу был заключен договор банковского вклада. При этом действия Понедельникова В.В. не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Цена иска, как видно из материалов надзорного производства, не превышает 1 000 000 руб.

Таким образом, Понедельников В.В., как истец по иску, связанному с нарушением прав потребителя, при подаче надзорной жалобы на состоявшиеся судебные постановления не должен оплачивать государственную пошлину, поэтому его надзорная жалоба незаконно возвращена без рассмотрения по существу по мотиву неуплаты государственной пошлины.

Глава 41 ГПК РФ наделяет заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации правом не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации и его отменить ( ч. 3 ст. 381 ).

Определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. о возвращении надзорной жалобы без рассмотрения по существу не соответствует требованиям закона, ограничивает право Понедельникова В.В. на доступ к правосудию, поэтому влечет за собой необходимость в вынесении определения об отмене данного определения судьи Верховного Суда Российской Федерации по аналогии с ч. 3 ст. 381 ГПК РФ ( ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 381 ГПК РФ, определил:

определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. о возвращении без рассмотрения по существу надзорной жалобы Понедельникова В.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 6 октября 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 декабря 2009 г. по делу по иску общественного объединения «Региональная общественная организация потребителей «Право» в интересах Понедельникова В.В. к ЗАО «Тусарбанк» о признании частично недействительным договора банковского вклада, возмещении убытков и компенсации морального вреда отменить, надзорную жалобу Понедельникова В.В. передать судье Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения по существу.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/58101266/

Надзорное обжалование и производство

Решение, принятое в любом из видов судебного процесса, может пройти несколько стадий пересмотра. Последней из них является производство в суде надзорной инстанции.

Оно предусмотрено в гражданском, административном и уголовном процессах. Помимо этого, в рамках данного механизма можно оспорить и судебное решение о наложении административного взыскания. Однако взаимоотношения с надзорным судом имеют свои особенности, которым посвящён указанный раздел сайта.

Производство в суде надзорной инстанции

По законодательству обращение с надзорной жалобой возможно далеко не по всем категориям дел. Так, в порядке надзора могут быть проверены и изучены решения областных, республиканских и краевых, военных судов, которые обжаловались в порядке апелляции через Верховный Суд РФ.

Точно так же пересматриваются определения от Верховного суда, вынесенные в рамках кассационной процедуры. Кроме того, надзорное обжалование уголовного дела осуществляется и в случае, когда апелляцию на приговор рассматривал именно Верховный суд.

При оспаривании штрафов, наложенных по КоАП, надзорное обжалование административного наказания возможно после рассмотрения дела в первой и вышестоящей инстанциях.

Нужно помнить о том, что при пересмотре решений в порядке надзора, их исполнение не прекращается. И если, например, приставы уже взыскали долг до удовлетворения надзорной жалобы, то впоследствии можно будет поставить вопрос о повороте исполнения решения суда.

Кто имеет полномочия подать надзорную жалобу

Прежде всего, право на обращение в суд надзорной инстанции предоставлено законодательством сторонам по делу (истцу, ответчику). Точно так же полномочиями на надзорное обжалование в арбитражном процессе обладают кредитор и должник в рамках дел относительно банкротства.

Подать надзорную жалобу также вправе и прокурор, отстаивающий позицию обвинения, либо представляющий одну из сторон по делу.

Наконец, на подачу надзорной жалобы может рассчитывать потерпевшая сторона по конкретному уголовному делу. При этом в обращении могут быть подняты вопросы неправильной трактовки законодательства при назначении обвиняемому лицу меры наказания.

Разумеется, от лица своего клиента надзорную жалобу вправе подготовить, подписать и подать представитель (юрист, адвокат). На это у него должны быть соответствующие полномочия.

О чем не следует забывать при подаче надзорной жалобы

В первую очередь, надзорное обжалование в гражданском процессе, как и по другим видам судопроизводства, требует соблюдения определённых сроков. Они прописаны в соответствующих процессуальных Кодексах.

Также необходимо подобрать основания, позволяющие направить в суд надзорную жалобу. В число таковых входят нарушение гарантированных законодательством прав человека, интересов государства или ряда.

Кроме того, поводом для обращения с жалобой в рамках надзора может быть неоднозначное применение правовых норм в рамках аналогичной категории дел.

Нужно с самого начала чётко определиться с требованиями, которые ставит перед собой жалоба. Это может быть как отмена всех предыдущих судебных решений, так и передача спора на новое разбирательство. Всё будет зависеть от сути дела и содержания документов, принятых судами ранее.

Читайте так же:  Как заключается мировое соглашение в суде

Наконец, следует соблюсти все прописанные в законодательстве предписания относительно оформления надзорной жалобы и процедуре её подачи. В противном случае все документы, предназначенные для надзорной инстанции, будут возвращены заявителю.

Источник: http://sud-isk.ru/nadzor

Обжалование в порядке надзора

Последняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.

Содержание и сроки обжалования в порядке надзора

Надзорная жалоба по гражданскому делу подается сразу в Верховный Суд РФ. Она должна содержать данные инициатора пересмотра дела с указанием его гражданско-процессуального статуса в деле: истец, ответчик, третье лицо, и адресом местожительства, данные всех лиц, участвующих в деле, их адреса, перечень и краткое содержание всех судебных решений, постановлений или определений суда апелляционной инстанции, принятых по делу, основания и доводы для их пересмотра, просьбу инициатора надзора. Такая просьба должна выражаться в указании на точное решение, которое по мнению заявителя надлежит суду принять. О подсудности при обжаловании в порядке надзора – статья 391.1 ГПК РФ.

Жалобу обычно направляют посредством почтовой связи. Если по каким-то причинам пропущен срок обжалования в порядке надзора, в тексте жалобы необходимо просить о восстановлении срока по надзорной жалобе (или подать отдельное заявление о восстановлении срока по надзорной жалобе). Причины должны быть уважительными и подтверждены документально. Подписывается документ либо инициатором жалобы, либо его представителем – в доверенности на представление интересов в суде специально должно быть оговорено такое полномочие.

Жалоба в порядке надзора со всеми материалами и копиями (по числу участвовавших в деле лиц) подается в течение 3 месяцев с даты вступления в силу судебного постановления. Принятые по делу решение и постановления являются обязательной частью надзорной жалобы (приложение).

Государственная пошлина оплачивается в размере 300 руб., если заявитель – физическое лицо, 6 000 руб. – если организация. Можно подготовить заявление об освобождении от уплаты или о предоставлении отсрочке госпошлины.

Обжалование в порядке надзора: кто заявитель

В порядке надзора в Верховный Суд РФ вправе обратиться участники гражданского дела, прокурор – когда его участие было обязательно в суде 1 инстанции.

Обжаловать судебное постановление в порядке надзора могут и иные лица, в случае, если вынесенные судебные постановления нарушают их права и интересы. Только такие обстоятельства придется доказывать в общем порядке. То есть представлять доказательства по гражданскому делу, отсутствие судебных извещений (так как не привлекались ни соответчиком, ни третьим лицом) и просить отменять решения по причине не участия в деле.

Как проходит обжалование в порядке надзора

После подачи жалобы в надлежащую судебную инстанцию определяется ее судьбу: при нарушении сроков подачи, содержания, ненадлежащем заявителе жалоба возвращается. Верховным Судом РФ по указанному вопросу будет вынесено определение суда в течение 10 дней с даты поступления материалов. Аналогичное решение принимается, если заявитель подаст ходатайство о возвращении жалобы.

Судья примет решение: передать ли жалобу и все материалы на рассмотрение по существу или отказать заявителю в передаче дела. Дело направляется в соответствии с определением суда, копия которого направляется также всем лицам, участвующим в деле. Рассмотрение жалобы происходит в Президиуме Верховного Суда РФ в течение 2-3 месяцев в судебном заседании с участием явившихся извещенных лиц.

Основания для отмены судебного постановления установлены также ГПК РФ:

  • нарушение постановлением конституционных прав или прав, охраняемых нормами международного права,
  • нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ,
  • при применении норм материального права в указанном случае нарушено единообразие в толковании норм права.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы по гражданскому делу суд вправе:

  • отменить все или часть судебных решений и постановлений по делу,
  • направить его на новое рассмотрение, возможно, в новом составе,
  • прекратить производству по делу и т.п.

Результатом обжалования в порядке надзора станет вынесение Верховным Судом РФ постановления, которое вступит в силу немедленно после оглашения и обжалованию не подлежит, кроме случаев пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Источник: http://iskiplus.ru/obzhalovanie-v-poryadke-nadzora/

Что нужно знать при подаче надзорной жалобы на решение суда

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Настойчивость в достижении цели часто вознаграждается. Это же высказывание применимо и к гражданскому процессу.

Так как иногда удаётся добиться ожидаемого от суда результата только в надзоре, когда все судебные постановления по делу уже вступили в силу.

Что же нужно знать при подаче надзорной жалобы на вступившие в законную силу судебные акты? Какой порядок подачи надзорной жалобы по гражданскому делу?

Как и куда подается надзорная жалоба

Надзор, является только очередной ступенью для тех перед кем стоит конкретная цель. А надзорная жалоба является, в сущности, воплощением данной цели и содержит чёткое пожелание об изменении ранее состоявшихся судебных решений, определений и постановлений.

Правомочия по подаче надзорной жалобы вкладываются в руки тех, кто участвовал в рассмотрении дела на предыдущих стадиях или так или иначе заинтересован в исходе дела.

Вместе с тем, при этом одной лишь заинтересованности мало. Требуется проявление инициативы, которая будет выражена в надзорной жалобе как таковой.

Порядок обжалования в надзоре также четко оговорен действующим процессуальным законодательством. Надзорная жалоба подлежит рассмотрению непосредственно Верховным Судом РФ. И именно в этот орган она должна быть подана.

Закон предусматривает и требования к содержанию надзорной жалобы по гражданскому делу. Предлагаемый образец жалобы в надзорную инстанцию содержит всю необходимую информацию.

Напомним, в ней не только следует указать полное наименование того судебного органа, куда она направляется и указать всех участников процесса.

В жалобе на решение суда обязательна ссылка на тот судебный акт, который подлежит обжалованию и полное раскрытие и обоснование тех обстоятельств по которым судебный акт подлежит отмене или изменению.

Подача надзорной жалобы является началом для рассмотрения высшей судебной инстанцией изложенных в ней позиций. И для успеха в надзорной инстанции потребуется максимальное внимание ко всем деталям процесса.

Читайте так же:  Выезд за границу в турцию документы

Хотелось бы отметить, при всем этом нельзя забывать и о некоторых юридических формальностях, таких как, соблюдение процессуальных сроков и ссылки на положения Гражданского процессуального кодекса РФ.

Срок подачи надзорной жалобы

Кроме описанных выше требований законодательно установлен конкретный временной промежуток в течение, которого возможна подача надзорной жалобы. Начальной точкой данного временного отрезка будет являться момент вступления в законную силу судебного решения.

Срок подачи надзорной жалобы ограничивается 3 месяцами. Обжалование по окончании данного периода времени повлечёт возвращение жалобы заявителю, но при этом существует возможность восстановления срока подачи надзорной жалобы.

Образец надзорной жалобы в Верховный Суд РФ

К составлению надзорной жалобы по гражданскому делу следует подойти с особой тщательностью, так как в рамках Российской судебной системы она является последним шансом на исправление ситуации.

В ней необходимо не только сформировать позицию и грамотно обосновать её, но и соблюсти требования закона. Для того чтобы оформление было на высоте можно ознакомиться с представленным образцом надзорной жалобы в Президиум Верховного суда. Он поможет применить на деле юридические формулировки и полностью проследовать существующей форме.

Кроме этого образец надзорной жалобы в Верховный Суд РФ покажет правильно сформулированные просьбы к суду. А значит, повысит шансы на успех обращения в высшую судебную инстанцию.

Не стоит искать на просторах интернета образец надзорной жалобы, его можно скачать на данном сайте, для этого нужно просто воспользоваться предлагаемой ссылкой.

Источник: http://sud-isk.ru/nadzor/chto-nuzhno-znat-pri-podache-nadzornoj-zhaloby-na-reshenie-suda.html

Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

(действующая редакция ст. 391.11 ГПК РФ, комментарий статьи кодекса)

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

2.1. Пропущенный срок подачи жалобы или представления прокурора, указанных в части первой настоящей статьи, может быть восстановлен в порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой статьи 391.2 настоящего Кодекса.

3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Комментарии статьи 391.11 ГПК РФ в действующей редакции кодекса

Комментируемая статья 391.11 ГПК РФ в действующей редакции — это новелла современного гражданского процессуального законодательства. Ранее действовавшее законодательство не предусматривало нормы подобного типа. Практически это свидетельство возрастающей роли судебной практики и судов в жизни Российского государства, необходимости создания единой судебной практики.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов не наделены полномочиями на внесение протестов на судебные постановления для их пересмотра в порядке надзора. Значительно сокращены в этом плане и полномочия Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей. Они лишь вправе внести представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

В целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Комментируемая статья 391.11 ГПК РФ не перечисляет, на какие судебные постановления может быть внесено представление в Президиум Верховного Суда РФ. Здесь следует исходить из правил о подсудности дел, определенных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ. Так, в Президиум Верховного Суда РФ обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
  • определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Очевидно, что именно на перечисленные судебные постановления Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе внести представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ в целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи 391.11 ГПК РФ.

Обратите внимание!

Закон требует внесения мотивированного представления, где особое внимание должно уделяться аргументации пересмотра конкретных судебных постановлений, в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Дополнительный комментарий к ст. 391.11 ГПК РФ

Статья 391.11 ГПК в действующей редакции предоставляет Председателю ВС РФ или его заместителю право внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Отметим, что такое право появилось у них сравнительно недавно. Конституционность данной нормы проверялась в КС РФ до вступления закона, внесшего изменения в ГПК на предмет соответствия Конституции, о чем свидетельствует Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П.

Читайте так же:  Персональные данные понятого

Нововведением стали основания, которые побуждают Председателя ВС РФ или его заместителя обратиться с соответствующим представлением. Это общие основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК). Основания надзорного производства, начатого по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя, коренным образом изменились.

Не перечисляя широкий круг тех прав, которые гарантированы заинтересованным лицам при их участии в гражданском судопроизводстве, законодатель показательно приводит следующие: право на доступ к правосудию, право на справедливое судебное разбирательство.

Право на доступ к правосудию не закреплено ни в Конституции, ни в ГПК, ни в УПК. Изучение международных договоров, участником которых является Россия, показывает, что в них также нет определения о праве на доступ к правосудию. И тем не менее о наличии такого права и возможностях его национальной и международной защиты позволяет говорить судебная практика международных органов, в частности ЕСПЧ. Ее анализ показывает, что право на судебную защиту — это собирательное и очень широкое понятие, которое включает в себя ряд составляющих.

Обращение к Конвенции о защите прав человека и основных свобод позволяет выделить еще ряд составляющих, обеспечивающих право на доступ к правосудию. К ним можно отнести, например, право на справедливое и публичное разбирательство дела, право на разбирательство дела в разумный срок, право на рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и т.д.

Срок надзорного обжалования — это процессуальный срок. Наибольшие дискуссии в науке вызывает не только его продолжительность и целесообразность введения.

Срок на обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу в порядке надзора, остался неизменным. Так, надзорные жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу. Поэтому принципиально важным для правильного исчисления срока, указанного в ст. 391.11 ГПК, является указание судьей даты поступления надзорной жалобы (представления) в суд надзорной инстанции.

Рассмотрение надзорной жалобы (представления) по существу по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя происходит в общем порядке, свойственном для жалоб (представлений), поданных заинтересованными лицами.

Судебная практика по ст. 391.11 ГПК РФ

Определение Конституционного Суда РФ N 1598-О

В силу правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, предусмотренное статьей 391.11 ГПК Российской Федерации правомочие Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права, по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора осуществляется с соблюдением общих правил, предусмотренных главой 41.1 данного Кодекса, регламентирующей процедуру производства в суде надзорной инстанции.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что по смыслу норм процессуального законодательства, регулирующих производство по обжалованию судебных постановлений, вступивших в законную силу, объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу, либо промежуточные определения суда по вопросам, имеющим значение для движения дела. Определение же судьи суда кассационной инстанции выносится в процедуре предварительного рассмотрения кассационной жалобы (представления прокурора), в которой судья, не рассматривая дело по существу, решает лишь вопрос о наличии оснований для передачи кассационной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в суд кассационной инстанции. Какое-либо иное решение, по-новому определяющее права и обязанности участвующих в деле лиц, при этом не выносится.

Таким образом, поскольку статья 391.11 ГПК Российской Федерации не предусматривает возможность обжалования Председателю Верховного Суда Российской Федерации или его заместителю определения судьи суда кассационной инстанции об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, постольку дата вынесения такого определения не может считаться датой начала течения срока, в течение которого заинтересованные лица вправе обратиться к Председателю Верховного Суда Российской Федерации или его заместителю с соответствующей жалобой, а потому часть вторая статьи 391.11 ГПК Российской Федерации также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 11-КГ18-17

Обстоятельства: Определением отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы, так как у заявителя отсутствовали обстоятельства, объективно препятствующие ему подать кассационную жалобу в более ранние сроки.


Решение: Определение отменено. Восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы, поскольку первоначально жалоба была подана заявителем в установленный срок, на момент окончания которого жалоба с приложенными к ней документами находилась в суде кассационной инстанции, возвращение жалобы имело место по истечении названного срока, заявитель по обстоятельствам, не зависящим от него, был лишен возможности исправить недостатки жалобы и повторно обратиться в суд кассационной инстанции до истечения срока на кассационное обжалование.

Частью 4 статьи 112 ГПК РФ, действовавшей на момент обращения с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы и рассмотрения его судом первой инстанции, было предусмотрено, что заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 2 статьи 376, частью 2 статьи 391.2 и частью 2 статьи 391.11 ГПК РФ, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vseiski.ru/statya-391-11-gpk-rf.html

Надзорная жалоба судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here