Надзорное производство кассационной жалобы

Статья на тему: "Надзорное производство кассационной жалобы" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Полномочия кассационной и надзорной инстанции

Полномочия кассационной инстанции

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе (ст. 390 ГПК РФ):

  1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  6. оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

1) Оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения. Это полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 388 ГПК РФ суд должен сформулировать мотивы, по которым он пришел к своим выводам, и ссылку на закон, которым руководствовался.

2) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассавое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Отмену обжалуемого судебного акта влечет за собой установление существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законныхинтересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Указанные нарушения носят неустранимый характер, требуется установление новых юридических фактов, представление новых доказательств или повторное исследование имеющихся.

3) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушении норм процессуального права, предусмотренных ст. 220, 222 и 263 ГПК РФ. В этом случае суд должен отменить обжалуемое постановление и либо прекратить производство по делу, либо оставить заявление без рассмотрения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4) Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд кассационной инстанции может прийти к выводу о законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным.

5) Отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. Если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новое судебное постановление (определение), не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.

6) Оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ (возвращение без рассмотрения по существу). К указанному полномочию суд может обратиться в том случае, если установит, что кассационная жалоба была принята с нарушениями норм процессуального права при наличии оснований, указанных в ст. 379.1.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления . В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе:

  • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Полномочия надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные ниже, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам (ст. 391.1 ГПК РФ):

  • лиц, участвующих в деле;
  • других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями;
  • по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (если в рассмотрении дела участвовал прокурор).

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  1. вступившие в законную силу решения судов среднего и высшего звена судебной системы, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
  2. апелляционные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
  3. кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора установлены ст. 391.12 ГПК РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе ( сравнить с кассацией ):

  1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
  6. оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 Кодекса.
Читайте так же:  Как написать заявление в суд на банк

Отличий практически нет.

Кассация
Надзор

оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе:

  • не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/polnomochiya-kassatsionnoy-i-nadzornoy-instantsii

Производство в судах кассационной и надзорной инстанций

Сущность и основные начала производства в судах кассационной и надзорной инстанций

Судебная ошибка, если таковая была допущена, должна по возможности исправляться судом второй инстанции еще до вступления приговора, определения или постановления суда в законную силу. Однако сделать это удается далеко не всегда, тем более что в некоторых случаях вынесенные по делу решения стороны в апелляционном порядке вообще не обжалуют.

Поэтому уголовно-процессуальное законодательство наряду с производством в суде второй инстанции допускает пересмотр уже вступивших в законную силу судебных решений, представляющий собой дополнительный способ обеспечения правосудности судебных решений, который, имея резервное значение, используется только тогда, когда неприменимы или уже исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты. Раздел XV УПК предусматривает следующие формы пересмотра вступивших в законную силу судебных решений: производство в суде кассационной инстанции (гл. 47 1 ), производство в суде надзорной инстанции (гл. 48 1 УПК) и возобновление уголовных дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК).

Объектом пересмотра судами кассационной и надзорной инстанций выступают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Предметом проверки в кассационном и надзорном порядке, как уже было сказано выше, является законность соответствующего судебного акта. В этом важное отличие производства в судах кассационной и надзорной инстанций от апелляционного порядка, предполагающего проверку не только законности, но и обоснованности и справедливости приговоров, законности и обоснованности иных решений суда первой инстанции.

В рамках производства в суде кассационной инстанции также осуществляется отмена приговоров по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, рассмотренным в порядке ч. 5 ст. 247 УПК в отсутствие подсудимого, находящегося за пределами территории РФ и (или) уклоняющегося от явки в суд, когда указанные обстоятельства, препятствующие участию подсудимого в судебном разбирательстве, устраняются.

Кассационный пересмотр вступивших в законную силу судебных решений основан на начале инстанционности. В кассационном порядке приговоры, определения и постановления суда могут пересматриваться в нескольких судебных инстанциях:

  • — в президиуме верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также в президиуме окружного (флотского) военного суда (по уголовным делам, подсудным военным судам);
  • — Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (по уголовным делам, подсудным военным судам).

Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в надзорном порядке составляет исключительную компетенцию Президиума Верховного Суда РФ.

Предусмотренная уголовно-процессуальным законом возможность заинтересованных лиц обращаться с просьбой о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда в кассационном и надзорном порядках является важной гарантией права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Вместе с тем одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, помимо прочего, требует, чтобы вынесенное судом окончательное (т. е. вступившее в законную силу) судебное решение не могло быть по общему правилу оспорено. Проблема обеспечения реализации данного принципа в судах кассационной и надзорной инстанций стоит особенно остро, поскольку эти суды пересматривают именно вступившие в законную силу судебные решения.

Роль гарантии рассматриваемого принципа выполняет совокупность нормативных условий пересмотра вступивших в законную силу судебных решений. Их соблюдение обеспечивает на практике такое положение, при котором отмена или изменения судебного акта в кассационном или надзорном порядках допускаются лишь в случаях, когда судебная ошибка настолько значима, что ради ее исправления допустимо (оправдано) преодоление законной силы приговора, определения или постановления суда. Тем самым обеспечивается баланс таких правовых ценностей, как право на судебную защиту, с одной стороны, и принцип правовой определенности — с другой.

Далеко не любое нарушение закона может являться достаточным основанием для отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу. Преодоление законной силы приговора, определения или постановления суда допустимо лишь при условии, что по делу допущены «существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела» (ч. 1 ст. 401 15 , ч. 1 ст. 412 9 УПК), а пересмотр судебного решения, связанный с ухудшением положения осужденного, оправданного или лица, уголовное дело в отношении которого прекращено, возможен только при условии, что по делу допущены «повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия» (ст. 401 6 УПК).

Кроме того, пересмотр вступившего в законную силу судебного решения ограничен установленными законом сроками. Закон ограничивает возможность подачи кассационных и надзорных жалоб, представлений годичным сроком со дня вступления обжалуемого судебного решения в законную силу (ч. 3 ст. 401 2 и ст. 412 2 УПК).

Для того чтобы не допустить пересмотра вступившего в законную силу судебного акта при отсутствии необходимых нормативных условий, в структуре стадий производства в судах кассационной и надзорной инстанций выделен специальный этап — предварительное производство, в ходе которого судья соответствующего суда рассматривает поданные кассационные или надзорные жалобы, представления и решает вопрос о том, достаточно ли оснований для их рассмотрения в судебном заседании соответствующей кассационной инстанции или Президиума Верховного Суда РФ.

Последствием пересмотра судебного решения в кассационном или надзорном порядках может стать его отмена с направлением уголовного дела в нижестоящий суд на новое судебное рассмотрение. В случае принятия данного решения лицо, ранее осужденное или оправданное по обвинению в совершении преступления, вновь оказывается в положении подсудимого. Следует иметь в виду, что такое положение не нарушает общепризнанного правового принципа «поп bis in idem» (никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление) (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК).

Читайте так же:  Ходатайство в суд почерковедческой экспертизе

Данный принцип устанавливает запрет осуществления повторного уголовного преследования. Причем о повторности можно говорить только при условии, что первоначальное судебное решение, которым был разрешен вопрос о причастности лица к совершенному преступлению, сохраняет силу. В результате же кассационного или надзорного пересмотра итоговое судебное решение отменяется (аннулируется), а значит, последующее уголовное преследование и возможное привлечение лица к уголовной ответственности, применение к нему иных мер уголовно-правового характера уже не могут рассматриваться как повторные.

Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод принцип «поп bis in idem» не препятствует новому рассмотрению дела, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах либо если в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.

Об эффективном механизме реализации права на судебную защиту можно говорить лишь при условии обеспечения участникам уголовного процесса и иным заинтересованным лицам реальной свободы обжалования. Такая свобода, помимо прочего, предполагает отсутствие у субъекта обжалования (прежде всего осужденного, оправданного) оснований опасаться того, что инициированный им пересмотр судебного решения приведет в итоге к ухудшению его собственного положения или положения того лица, в интересах которого приносится жалоба.

Наличие подобных опасений вынуждало бы участников уголовного процесса отказываться от реализации права на обжалование, в результате чего неправосудные решения оставались бы без пересмотра, а допущенные судебные ошибки — без исправления.

Для того чтобы гарантировать свободу обжалования, в уголовнопроцессуальном законодательстве предусмотрено правило, именуемое в теории запретом поворота (преобразования) к худшему (reformatio in peius). Реализация в уголовном процессе данного требования обеспечена рядом правил, образующих содержание запрета поворота к худшему.

Во-первых, суд кассационной или надзорной инстанции не вправе самостоятельно вносить изменения во вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда, если это влечет ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого уголовное дело прекращено (например, усиление наказания). При наличии оснований для принятия такого решения суд обязан отменить обжалуемое судебное решение и возвратить уголовное дело в соответствующий суд для нового рассмотрения или прокурору.

Во-вторых, суды кассационной и надзорной инстанций вправе отменять судебные решения по основаниям, ухудшающим положение стороны защиты, лишь в случае, если соответствующие правовые основания указаны в жалобе потерпевшего, его представителя или представлении прокурора. В таких условиях осужденный, оправданный, как и любой иной участник процесса со стороны защиты, может не опасаться, что его жалоба на вступившее в законную силу судебное решение повлечет поворот к худшему.

В-третьих, согласно закону (ст. 401 6 , ч. 2 ст. 412 9 УПК) любое ухудшение положения стороны защиты, связанное с пересмотром вступившего в законную силу судебного решения, допустимо лишь в течение одного года с момента его вступления в законную силу. По истечении данного срока запрет поворота к худшему приобретает абсолютный характер.

Ограничение срока, в течение которого допускаются отмена или изменение приговора судом кассационной или надзорной инстанций, если это влечет ухудшение положения стороны защиты, направлено на то, чтобы исключить долговременную угрозу пересмотра приговора. Иной подход приводил бы к тому, что как осужденные, так и оправданные судом граждане находились бы в постоянном страхе, вызванном угрозой возможной отмены вступившего в законную силу приговора и ухудшения их положения.

Источник: http://studref.com/363742/pravo/proizvodstvo_sudah_kassatsionnoy_nadzornoy_instantsiy

Предварительное производство в судах кассационной и надзорной инстанций

Предварительное производство в судах кассационной и надзорной инстанций включает два этапа: 1) подачу кассационных и надзорных жалобы, представления; 2) рассмотрение кассационных и надзорных жалобы, представления судьей соответствующего суда.

Назначение предварительного производства состоит в том, чтобы не допустить пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда в тех случаях, когда для этого нет необходимых нормативных условий. Другими словами, на данном этапе «отсеиваются» кассационные и надзорные жалобы, представления, поданные с нарушением установленного законом срока, в ненадлежащей форме или в которых не содержится сведений о существенных (фундаментальных) нарушениях закона, допущенных в ходе производства по уголовному делу.

Подача кассационных и надзорных жалобы, представления. По своей сути кассационные и надзорные жалоба, представление являются не более чем ходатайством (просьбой) о пересмотре вступивших в закону силу судебных решений. Решение о передаче этих жалоб, представлений для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции (т. е. собственно о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения) принимается судьей соответствующего суда, который предварительно изучает жалобу, представление.

Ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в кассационном и надзорном порядках вправе осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его представитель (в том числе законный), а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать вступившее в законную силу судебное решение только в части, касающейся гражданского иска.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера, также вправе принести жалобу на вступившее в законную силу судебное решение, если этому не препятствует состояние психического здоровья данного лица.

Из числа сотрудников прокуратуры право кассационного обжалования принадлежит как Генеральному прокурору РФ, его заместителю, так и прокурору субъекта РФ, а право надзорного обжалования — только Генеральному прокурору РФ и его заместителю.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 28 января 2014 г. № 2 «О применении норм главы 47 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснил судам, что правом обращения в суд кассационной инстанции с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда пользуется также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Такое право Уполномоченного не предусмотрено в УПК РФ 2001 г., но оно закреплено в п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», т. е. в нормативном акте, обладающем большей, чем УПК, юридической силой. При этом Уполномоченный вправе обжаловать вступившие в законную силу судебные решения не только в кассационном, но и в надзорном порядке.

Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной и надзорной инстанций в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 389 5 УПК.

Читайте так же:  Отмена рассрочки исполнения решения суда

Кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, а надзорные жалобы, представления — в Верховный Суд РФ.

Уголовно-процессуальный закон предъявляет строгие требования к форме кассационных и надзорных жалоб, представлений, указывая, что они должны содержать: 1) наименование суда, в который они подаются; 2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения (существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела) с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; 6) просьбу лица, подавшего жалобу, представление, а также его подпись (ст. 412 3 УПК).

Если жалоба подается лицом, не принимавшим участия в деле, то в ней должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

К кассационным и надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу. Допустимо также прилагать копии иных документов, в том числе процессуальных, которые, по мнению заявителя, подтверждают доводы, изложенные в жалобе или представлении. Данные документы необходимы для того, чтобы судья, рассматривающий поступившие жалобу, представление, имел возможность оценить их обоснованность и решить вопрос о необходимости истребования уголовного дела.

Рассмотрение кассационных и надзорных жалобы, представления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По поступившим в суд кассационным и надзорным жалобе, представлению проводится проверка соблюдения предусмотренного законом порядка их подачи.

Кассационные и надзорные жалобы, представления возвращаются заявителям без рассмотрения по существу по следующим основаниям: форма жалобы, представления не отвечает требованиям закона; жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной или надзорной инстанции; пропущен срок обжалования судебного решения; поступила просьба об отзыве жалобы, представления. Кроме того, надзорные жалоба, представление подлежат возвращению, если они поданы на судебное решение, не подлежащее надзорному обжалованию, а кассационные жалоба, представление — если они поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 401 4 УПК.

Если кассационные или надзорные ходатайства поданы в соответствии с требованиями закона, судья изучает их на предмет обоснованности просьбы заявителя. В одних случаях для принятия такого решения судье достаточно рассмотреть сами жалобу, представление и приложенные к ним материалы, а в других — для этого требуется изучить материалы уголовного дела, которое с этой целью специально истребуется из суда первой инстанции.

Срок рассмотрения кассационных и надзорных жалоб, представлений установлен соответственно ст. 401 9 и 412 6 УПК.

По результатам изучения кассационных и надзорных жалобы, представления судья соответствующего суда выносит одно из следующих постановлений:

  • 1) об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании, соответственно, суда кассационной инстанции или Президиума Верховного Суда РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений;
  • 2) о передаче жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании, соответственно, суда кассационной инстанции или Президиума Верховного Суда РФ [1] .

В юридической литературе указанные решения принято именовать предварительными.

В силу требований ч. 4 ст. 7 УПК предварительное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным. При вынесении постановления об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда судья обязан привести аргументированные ответы на все доводы, в которых оспаривается законность судебного решения, и изложить мотивы, по которым эти доводы признаются несущественными.

Если при изучении жалобы, представления, приложенных к ним материалов, а также истребованного уголовного дела будет установлено, что по делу допущены нарушения закона, на которые не указывается в жалобе, представлении, но их устранение повлечет улучшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, судья обязан вынести постановление о передаче жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании. В этом правиле проявляется ревизионное начало предварительного производства.

Согласно ч. 3 ст. 401 8 , ч. 3 ст. 412 5 УПК Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационных или надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ. Данный процессуальный механизм выступает в качестве дополнительной гарантии защиты прав лиц, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным решением, т. е. служит обеспечению права на судебную защиту.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в статью 401 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» предоставил право обращаться с жалобами в Верховный Суд РФ тем лицам, кассационные жалобы, представления которых первоначально приносились в суд областного уровня или окружной (флотский) военный суд, но не были переданы судьей для рассмотрения в судебном заседании президиума. В Верховном Суде РФ такие кассационные жалобы, представления изучаются судьей Верховного Суда РФ, который принимает по ним одно из решений, указанных в ч. 2 ст. 401 8 УПК. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 28 января 2014 г. № 2 не стал специально останавливаться на вопросе о подсудности таких кассационных жалоб, представлений, хотя данный вопрос имеет весьма важное практическое значение. Думается, установив основания для пересмотра вступившего в законную силу судебного решения, судья Верховного Суда РФ должен в силу требований инстанционности передавать такие жалобы, представления для рассмотрения в президиум соответствующего суда областного уровня или окружного (флотского) военного суда.

Источник: http://studref.com/363743/pravo/predvaritelnoe_proizvodstvo_sudah_kassatsionnoy_nadzornoy_instantsiy

Производство в надзорной инстанции

Что следует понимать под надзорной инстанцией

Производство в надзорной инстанции является стадией уголовного процесса, на которой вышестоящим судом при поступлении надзорной жалобы или представления проверяется законность и обоснованность вступившего в силу приговора, определения или постановления, вынесенных судом первой инстанции, мирового судьи, а также определений и постановлений, которые были вынесены судебными органами в кассационном или надзорном порядке.

Цель надзорного производства состоит в исправлении судебных ошибок и обеспечении прав и законных интересов участников судопроизводства.

Предмет надзорного судопроизводства представлен судебным решением (приговором, определением или постановлением), которые вступили в законную силу.

Надзорную жалобу или представление направляют в суд надзорной инстанции с приложением:

  • копии обжалуемого приговора или решения;
  • копий выносимых по делу приговоров, определений или постановлений апелляционной, кассационной или надзорной инстанций;
  • копий других процессуальных документов, которые могут по мнению заявителя подтвердить доводы, излагаемые в жалобе или представлении.
Читайте так же:  Объяснить сущность права собственности на землю

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Производство в надзорной инстанции имеет сходство с другими стадиями уголовного процесса, на которых проверяются судебные решения (апелляционное и кассационное производство) и выполняются следующие задачи:

  • проверяется законность судебных решений, а также законность деятельности органов расследования и судов предшествующих инстанций;
  • принимаются меры по устранению либо исправлению выявленных нарушений закона.

Суд надзорной инстанции полномочен отменять или изменять приговор и иные проверяемые решения в соответствии с законом.

Надзорное производство полномочен осуществлять только Президиум Верховного Суда РФ, в задачи которого входит рассмотрение:

  • судебных решений судов областного уровня, которые были вынесены по первой инстанции, если они являлись предметом апелляционного производства в Верховном суде РФ;
  • определений Судебной либо Военной коллегий Верховного Суда РФ, выносимых ими в апелляционном или кассационном производстве;
  • иных постановлений Верховного Суда РФ.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Участники процесса могут обжаловать судебные решения на протяжении 1 года со дня их приобретения законной силы.

Надзорную жалобу подписывает подавшее ее лицо. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителями.

Как рассматриваются дела в надзорной инстанции

Структура надзорной инстанции, рассматривающей дела, включает в себя:

  • судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, в которую входят как минимум три члена суда;
  • президиумы судов, в том числе и Президиум ВС РФ с составом большинства членов президиума.

Рассмотрение дел осуществляется в течение 15 суток, а дела, рассматриваемого Верховным Судом РФ – на протяжении месяца с момента, когда поступило дело с протестом.

Дело имеет право докладывать судья, который ранее не участвовал в рассмотрении дела. Он должен изложить обстоятельства дела, а также судебное решение, протест.

Решение по делу может быть принято большинством голосов. Если количество голосов равное, то протест считается не собравшим большинства голосов и должен быть отклонен.

При вынесении решения Президиумом судов оформляется постановление, а при вынесении решения судебной коллегией Верховного Суда РФ – определение.

Пределами прав надзорной инстанции являются:

  • оставление протеста без удовлетворения;
  • отмена приговора и прекращение производства по делу либо передача его на новое судебное расследование или рассмотрение;
  • отмена кассационного определения, а также последующих судебных решений в случае их вынесения и передача дела для нового кассационного рассмотрения;
  • отмена решений, которые выносились в порядке надзора и оставление в силе приговора суда и определения кассационного суда;
  • внесение изменений в приговор, определение и постановление суда.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/proizvodstvo_v_nadzornoy_instancii/

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции понятие и значение

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса). Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.

Судья должен решить, может ли представление (как и жалоба) быть поводом к возбуждению надзорного производства или в этом следует отказать. Объектом пересмотра судами кассационной и надзорной инстанций выступают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Вместе с тем одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, помимо прочего, требует, чтобы вынесенное судом окончательное (т. е. вступившее в законную силу) судебное решение не могло быть по общему правилу оспорено. Проблема обеспечения реализации данного принципа в судах кассационной и надзорной инстанций стоит особенно остро, поскольку эти суды пересматривают именно вступившие в законную силу судебные решения.

Надзорное пр-во имеет своей задачей проверить ре­шения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необхо­димые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незак., необоснован­ною или несправедливого судебного решения. Рассмотрев материалы уголовного дела, суд надзорной инстанции вправе принять следующие решения(ч. 1 ст. 408 УПК).

Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от производства в судах апелл

Надзорная инстанция проверяет только законность вынесенного судебного решения по первой инстанции, или по апелляционной или кассационной инстанции.

-вместе с тем эта стадия служит гарантией прав и законных интересов не только осужденного или оправданного, но и других участников процесса: потерпевшего, гражданского истца и других лиц;

133. Порядок, сроки подачи и содержание надзорных жалобы, представления.

Статья 412.3

. Содержание надзорных жалобы, представления3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Производство дел в апелляционной кассационной и надзорных инстанциях? К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных решениях, в интересах защиты прав осужденных.

Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ). Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции. В ст.

Читайте так же:  Человек не отдает деньги взятые под расписку

Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от производства в судах апелляционной и кассационной инстанций

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований для этого;

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление. оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, УПК.4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

Вопрос 413

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора либо определения или постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 405 УПК 9.

В случаях, предусмотренных п. 2-6, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК.

После удаления сторон из зала судебного заседания президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Президиум ВС РФ выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ – определение.2 ) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;6 ) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Понятие и значение надзорного производства

В ч. 1 ст. 402 УПК субъектом принесения представления в надзорную инстанцию назван прокурор, а не государственный обвинитель. Это означает, что представление в суд надзорной инстанции может вносить и прокурор, который не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Это правило обусловлено единством и централизацией прокуратуры, что дает возможность вышестоящему прокурору участвовать в соответствующей надзорной инстанции.

Изменен и порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, где по своему желанию, а не по усмотрению суда могут участвовать лица, подавшие жалобы, а также лица, чьих интересов касается жалоба или представление.

Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения. В первом случае речь идет о моменте, с которого решение считается вступившим в законную силу и подлежит исполнению (ст. 390 УПК). Во втором — о судебной инстанции, после рассмотрения в которой приговор или иное судебное решение является «окончательным и не может быть пересмотрен в апелляционном или кассационном порядке. Производство в суде надзорной инстанции понятие задачи значение? Момент вступления в законную силу приговора, определения и постановления суда (судьи) указан в ст. ст.

Возможность обжалования вступивших в законную силу судебных решений и рассмотрение уголовных дел в порядке надзора — существенная гарантия прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. в принесении жалобы (представления) сторонами на вступивший в законную силу приговор, определение, постановление суда; В стадии надзорного производства решаются прежде всего общие задачи уголовного судопроизводства, изложенные в ст. 2 УПК. Суды надзорной инстанции, исправляя допущенные нижестоящими судами ошибки, отменяя необоснованные и незаконные судебные решения, изменяя приговоры и прекращая дела производством, обеспечивают правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Другое различие заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции отличается от процедуры, установленной для кассационного производства.

В этой связи некоторые авторы приходят к выводу о том, что представление, истребование и использование дополнительных материалов в надзорном производстве российским уголовно-процессуальным законом не предусмотрены, хотя ранее допускались судебной практикой [6, с. 249].

Понятие и значение пересмотра приговоров в порядке надзора

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.

обеспечение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или отвергнуты им, а равно не вправе предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://urist-onlain.ru/grazhdanskij-kodeks/proizvodstvo-v-sude-kassacionnoj-i-nadzornoj.html

Надзорное производство кассационной жалобы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here