Нарушение прав человека в казахстане

Статья на тему: "Нарушение прав человека в казахстане" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Права человека в Казахстане все еще нарушаются

Ситуация с правами человека в Казахстане, как и прежде, оставляет желать лучшего. В целом именно такой вывод можно сделать на основе выступления передовых отечественных правозащитников, которое состоялось 10 декабря в Казахстанском пресс-клубе.

Впрочем, как отметил Евгений Жовтис, «впечатления от минувшего года противоречивые». По словам правозащитника, есть как положительные, так и отрицательные моменты.

«В этом году Казахстан отчитался в комитете ООН против пыток. В этом году начал действовать национальный механизм по противодействию пыткам. Власти стали более открыты для диалога. Существует совещательный орган при МИДе, куда входят все правозащитные организации. Там создана рабочая группа, есть какой-то диалог. То есть что касается институтов и процедур, здесь есть положительные сдвиги», — говорит Евгений Жовтис.

Одним из главных зол, случившихся в сфере прав человека, Жовтис считает новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. По мнению правозащитника, они во многом очень жесткие. «Мне кажется, за редкими исключениями в некоторых положениях, с точки зрения прав человека эти документы хуже. Увеличилось число статей, за которых может быть смертная казнь. Усилена ответственность за деятельность незарегистрированных общественных объединений. Появилась формулировка странная «лидер общественного объединения», это лицо будет нести ответственность персонально за всю организацию. В Уголовно-процессуальном кодексе увеличилась роль прокуратуры. То есть о равенстве сторон во время судебного процесса речи пока не идет», — подчеркнул Евгений Жовтис.

За минувший год не улучшилась ситуация с митингами. Людей, как отметил правозащитник, продолжают задерживать и наказывать за вполне мирные акции. Будь то желание граждан встретится с кем-то из акимов, или «антигептиловые» акции. «Много граждан было задержано, когда с их стороны не было никакой агрессии», — сетует Евгений Жовтис.

Также, продолжает эксперт, нарушается конституционное право граждан на свободу совести и религии: «Проходят процессы в отношении незаконного миссионерства, незаконного распространения религиозной литературы. В стране по-прежнему есть политзаключенные».

В целом, подытожил Евгений Жовтис, этот год не стал «прорывным» в плане соблюдения прав человека в Казахстане.

В этом смысле показательна и ситуация со свободой слова – одно из фундаментальных прав человека.

Ситуация со свободой слова, по мнению президента фонда «Адил Соз» Тамары Калеевой, в этом году не стала лучше. «Напротив, сейчас у нас не только сохранилась статья за клевету, но и ответственность по этой статье увеличилась. Теперь лишением свободы караются не только публикации и общественные выступления, которые якобы содержат клевету, но и высказывания на непубличном уровне – к примеру, споры соседей могут привести к лишению свободы до одного года», — говорит Тамара Калеева.

Другим интересным фактором, отмечает правозащитник, является то, что власть, вроде бы декларируя необходимость информационной независимости страны, закрывает – до суда – журнал, который занял независимую позицию по ситуации в Украине.

Другое, не столь заметное в информационном поле нарушение человеческих прав, — пытки. По мнению члена комиссии НПО Татьяны Чернобыль в Казахстане не ведутся надлежащие санкции по снижению роста жестокого обращения с людьми. Многие расследования не доводятся до своего логического завершения, наказания за проявление насилия и унижающих достоинство видов наказания и обращения крайне «мягкие». В этом году поступило огромное количество жалоб по разрешению Казахстаном проблемы расследования пыток.

Также оставляет желать лучшего и медицинская помощь, оказываемая в тюрьмах. Бывали случаи, когда она и вовсе не оказывалась, что приводило к летальному исходу.

Источник: http://kapital.kz/gosudarstvo/35809/prava-cheloveka-v-kazakhstane-vse-yeshche-narushayutsya.html

Безопасность человека и гражданина: некоторые актуальные вопросы правового обеспечения в Казахстане

Объектом исследования настоящей статьи является современное состояние защищен­ности интересов человека и гражданина применительно к Республике Казахстан. Автор на основе сравнительного, системного и обобщающего методов анализа и синтеза показывает проблемы и про­белы в его правовом обеспечении и предлагает некоторые конкретные меры по их решению и вос­полнению.

Национальная безопасность любого госу­дарства, безусловно, согласно всеобъемлющему измерению безопасности, должна начинаться, в первую очередь, с безопасности человека и гражданина. В этой связи и п. 1 ст. 16 Закона «О национальной безопасности Республики Казах­стан» от 6 января 2012 г. гласит, что «Республика Казахстан в соответствии с национальным зако­нодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории» [1].

Из содержания данной нормы вытекают три важных вывода: во-первых, законодательство Республики не только закрепляет, но и, как в случае со старой редакцией вышеуказанного закона от 26 июня 1998 г. продолжает впервые оперировать таким основополагающим поняти­ем, как «безопасность человека и гражданина»; вовторых, государство через эту правовую нор­му официально заявляет о своей стратегической цели принимать на себя обязательства, направ­ленные на достижение и поддержание необхо­димого уровня защищенности национальных интересов в сфере прав и свобод человека и гражданина; и, втретьих, готово реализовывать систему мер в указанной области в отношении всех категорий населения, как постоянно прожи­вающих, так и временно пребывающих на тер­ритории Республики, т.е. не только в отношении собственных граждан, находящихся в устойчи­вой правовой связи с государством, но и в отно­шении всех иностранцев и лиц без гражданства.

Учитывая, что жизненно важные интересы человека и гражданина реализуются через его права и свободы как личности, вначале на от­дельных конкретных примерах покажем, как Ка­захстаном выполняются обязательства, взятые на себя по национальному законодательству и меж­дународно-правовым нормам. По мнению пред­ставителей Международного правозащитного центра, созданного еще в 1997 г., по инициати­ве Ассамблеи народа Казахстана и Ассоциации жертв политических репрессий, важные консти­туционные нормы о правах и свободах человека и гражданина выполняются, к сожалению, не в полной мере [2]. Так, на совместных заседаниях палат Парламента Республики неоднократно от­мечалось, что только прокурорами ежегодно ос­вобождаются около 300 человек, которые были незаконно водворены в изоляторы временного содержания согласно ст. 142 Уголовно-процессу­ального Кодекса Республики Казахстан [2], т.е. в качестве подозреваемых. Судами Республики ежегодно освобождаются из-под стражи более 600 человек за оправданием или прекращением уголовного дела [3]. Еще больше допускается нарушений в области трудового, пенсионного, жилищного и хозяйственного законодательства [3]. Большую тревогу вызывает соблюдение прав человека в местах лишения свободы [3].

Читайте так же:  Чем отличается апелляционная инстанция от кассационной

Обращает на себя внимание и то, что в след­ственных органах Республики по-прежнему имеют место многочисленные факты произвола и других недозволенных методов работы. Для простых граждан судебный процесс очень ус­ложнен большими материальными и нервными затратами. По данным Министерства труда и со­циальной защиты Казахстана, количество пен­сионеров, инвалидов, репрессированных и дру­гих слабо защищенных слоев превышает 3 млн. человек, или составляет 20% населения [4]. Но отдельные чиновники министерств и ведомств иногда противодействуют неуклонному испол­нению соответствующих законов, в частности, Закона РК «О реабилитации жертв массовых по­литических репрессий» [5].

Парламент Республики 4 декабря 2008 года принял Закон «О внесении изменений и допол­нений в Закон Республики Казахстан «О пенси­онном обеспечении в Республике Казахстан», согласно которому было предусмотрено увели­чение максимального размера пенсионных вы­плат с 25 до 28 месячных расчетных показателей [6], что, однако, резко не улучшило положение инвалидов, пенсионеров и других малоимущих слоев населения в условиях финансового кри­зиса. Действия Парламента и Правительства в дальнейшем были вызваны необходимостью улучшения механизмов социальной защиты этих категорий населения (последним на эту цель было предусмотрено в бюджете на 2011 год более 80 млрд. тенге, что намного больше, чем в сопредельных государствах), но в указанном контексте предпринимаемые ими меры не долж­ны противоречить требованиям ст.ст. 74 и 77 Конституции Республики, в которых ясно гово­рится о том, что законы ухудшающие положение любых граждан (не только правонарушителей, как толкуют некоторые ученые), обратной силы не имеют [7, с. 48].

Сегодня в Казахстане созданы и действуют десятки правозащитных — как государственных, так и неправительственных учреждений — Ко­миссия по правам человека при Президенте Ре­спублики Казахстан, Казахстанское междуна­родное бюро по правам человека и соблюдению законности, Алматинский Хельсинкский Комитет и др. Важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина должны сыграть органы прокуратуры, на которые по Конституции Респу­блики возложены правозащитные функции. Од­нако в их деятельности, по замечанию Междуна­родного правозащитного центра, «преобладает карательная направленность и поэтому назрела необходимость концептуально пересмотреть За­кон «О прокуратуре Республики Казахстан» [8].

Отсюда следует, что несмотря на объективно или субъективно существующие сегодня неко­торые социальные и экономические проблемы, Казахстану все же стоит продемонстрировать свою причастность к мировым демократиче­ским процессам, ратифицировав прежде всего Факультативные протоколы к Международным пактам от 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и куль­турных правах.

Необходимо также, на наш взгляд, наконец- то решить вопрос о ратификации Республикой Конвенции о статусе беженцев 1951 г. с соот­ветствующим Протоколом от 1967 г., поскольку их наличие в стране никто уже не отрицает. То же самое можно говорить и в отношении других международных договоров, принятых, напри­мер, в рамках Совета Европы и Европейского Союза.

Что же касается Европейского Союза, то в лице трех его органов — Европейского парла­мента, Совета ЕС и Европейской Комиссии 12 декабря 2007 г. был принят в новой редакции значимый в политико-правовом отношении до­кумент — так называемый «новый Билль о правах человека», а именно Хартия Европейского Сою­за об основных правах [15, с. 110]. Первоначаль­но одобренный вышеназванными учреждениями ЕС как международный акт, имеющий рекомен­дательный характер, теперь он в соответствии с Договором о ЕС и Договором о функциониро­вании ЕС и решением данной наднациональной организации, утвержденном 21 ноября 2008 года, юридически обязателен для соблюдения не толь­ко всеми 27 государствами-членами, но и всеми государствами, не входящими в Союз, но явля­ющимися его партнерами в торгово-экономиче­ских и иных отношениях [15]. В первую очередь, это касается тех государств, в том числе и быв­ших советских республик, подключенных к Ев­ропейской политике соседства и имеющих, со­ответственно с ЕС индивидуальные Планы дей­ствий как механизмы ее реализации. Новая Про­грамма «Восточное партнерство», адресованная шести бывшим республикам СССР, может быть причислена к данному ряду документов.

(Продолжение следует)

Литература

[1] Об этом говорилось, кстати, во время встреч действующего Председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы М. Чавашогулу с Президентом Республики, состоявшихся в рамках его официального визита в Казахстан 19 марта 2010 г и 6 июля 2011 г

Источник: http://articlekz.com/article/11765

Казахстану необходимо присоединиться к Европейской конвенции по правам человека

Спор в Казахстане, по общему правилу, разрешается в двух судебных инстанциях: первой и апелляции. В исключительных случаях дело доходит до кассации – Верховного суда, который ставит точку. Действительно, дело должно иметь конец.

Вместе с тем Европейская конвенция по правам человека, принятая в 1950 году, предусматривает возможность гражданам получить дополнительную защиту своих прав. Европейский суд по правам человека, созданный в соответствии с данной конвенцией, предоставляет защиту лицам, которые не получили ее на должном уровне в своих государствах. Так, одним из критериев для обращения в данный суд является исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты от нарушений, то есть прохождение всех судебных инстанций.

Поскольку обеспечение прав граждан и организаций, в том числе в коммерческих спорах, является задачей государства, то возможность дополнительной защиты их прав международным судом в интересах самого государства.

Поэтому вызывает удивление, что Казахстан все еще не присоединился к Европейской конвенции по правам человека и не стал членом Совета Европы. Из бывшего СССР членами Совета Европы являются Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Украина, Эстония.

Надо признать, что судебная система Казахстана все еще находится на стадии своего развития и определения эффективной модели отправления правосудия. Очевидно, что довлеющее советское прошлое все еще лежит тенью на всех правоохранительных органах, и правосудие не является исключением.

Читайте так же:  Госпошлина за неимущественный иск в районный суд

Однако расширение коммерческого оборота требует, чтобы суды шли в ногу с ним и обеспечивали справедливое и эффективное разрешение споров по международным стандартам. Защита прав участников уголовного процесса также требует соответствия современным международным стандартам. Сложившаяся ситуация в уголовном процессе вызывает особую тревогу.

Наличие у нашего государства суверенитета позволяет без оглядки на кого-либо внедрять все прогрессивные положения, зарекомендовавшие себя в развитых странах, или принятых международными конвенциями. Все находится в наших руках, в том числе возможность иметь механизмы, которые позволяют справедливо и эффективно разрешать споры, защищать права участников процессов.

Однако в этом деле, как и в любом другом, крайне желательно иметь ориентиры и подсказки от более опытного. Получение рекомендаций государству, законодателю, судам сторонним авторитетным и опытным наблюдателем является чрезвычайно ценным.

Если же на кону стоит защита основополагающих прав человека, прав предпринимателя, инвестора, столь необходимых для процветания государства, то ценность правильных рекомендаций увеличивается многократно.

Принятая в послевоенное время, когда напоминания о прошедших ужасах войны были перед глазами, Европейская конвенция имеет явный отпечаток острой необходимости защиты прав людей от произвольных и насильственных действий. Права, содержащиеся в конвенции, содержатся и в Конституции Казахстана. В этом для нашего государства нет никаких неожиданностей, мы всегда провозглашали преданность основным правам человека. Таким как, например, право на жизнь, на справедливое судебное разбирательство, на защиту собственности, запрет дискриминации.

Европейская конвенция имеет определенное преимущество даже перед Всеобщей декларацией прав человека ООН, принятой в 1948 году. Оно выражается в наличии системы реальной защиты провозглашенных прав – Европейского суда по правам человека. Кроме того, конвенция предусматривает и механизм обеспечения исполнения постановлений Европейского суда через Комитет министров Совета Европы.

Таким образом, можно говорить о том, что Европейская конвенция и ее реализация через постановления Европейского суда являются лучшей международной практикой реальной защиты прав граждан и организаций. За полвека работы Европейский суд вынес более 21 тыс. постановлений.

Рассмотрение Европейским судом жалоб граждан и организаций на действия государства является ценным средством выявления самим государством слабых мест во внутренней системе защиты прав человека, а также для устранения этих недостатков. Вопрос касается как изменения законодательства, так и практики работы государственных органов. Таким образом, решаются структурные и системные проблемы.

Постановления Европейского суда могут стать важным независимым ориентиром для определения правильности выбранного Казахстаном правового пути и предотвращения того, чтобы не свернуть с него. Ведь со стороны всегда виднее.

Кроме того считаем, что наличие независимой судебной инстанции международного уровня будет дополнительным мотиватором для Верховного суда РК тщательно подходить к рассмотрению конкретных дел и обоснованию своих решений.

Это также даст возможность улучшения правоприменительной практики всех судов в Казахстане в соответствии с международными стандартами защиты прав человека. Местные судьи будут вынуждены учитывать весь объем практики Европейского суда, иметь понимание текущих международных тенденций, что должно позитивно отразиться на качестве судебных решений.

Необходимо признать, что суды и даже высшие суды могут ошибаться. Никто не идеален. Это относится к любому государству. Поэтому важно иметь контрольный механизм защиты прав. Полагаем, что Совет Европы, Европейский суд по права человека являются заслужившими доверия и достаточно авторитетными органами для того, чтобы дать им возможность быть таким контрольным механизмом.

Эффективным средством для получения авторитетного мнения и достижения правовой определенности могут служить и консультативные заключения Европейского суда. Заключения выдаются по ключевым вопросам толкования прав и свобод, содержащихся в Европейской конвенции. Такие заключения выдаются по просьбе суда государства в связи с конкретным делом, находящимся на его рассмотрении.

Полагаем, что участие в Европейской конвенции является «правилом хорошего тона» для государства – если его действительно беспокоит защита прав его граждан, то оно должно быть участником конвенции и давать возможность своим гражданам обращаться в Европейский суд. Государство как участник конвенции не должно никоим образом препятствовать эффективному осуществлению такого права гражданами.

Присоединение к конвенции показывает искреннюю готовность государства следовать общемировым идеалам правового государства и всеми средствами защищать права своих граждан. Даже если государство будет обязано исправить неблагоприятные последствия нарушения или выплатить компенсацию за свои неправомерные действия.

С 2004 года казахстанские депутаты принимают активное участие в сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы. То, что Казахстан реализует различные проекты с Советом Европы, дает полное основание и является логическим для следующего шага в форме ратификации Европейской конвенции.

26 марта 2019 года на заседании группы докладчиков Комитета министров Совета Европы по внешним связям заместитель министра иностранных дел Казахстана заявил, что Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии широкого сотрудничества с Советом Европы, особенно в сфере обеспечения верховенства права, модернизации системы правосудия и присоединения к соответствующим конвенциям этой международной организации.

Ярким примером такого сотрудничества должен стать шаг Казахстана по вступлению в Европейский совет и ратификации Европейской конвенции. Это будет соответствовать лучшим мировым стандартам поведения государств в отношении защиты прав своих граждан. А будущее имеет только то государство, которое уважает права своих граждан и создает все условия для их защиты.

Источник: http://kapital.kz/gosudarstvo/78432/kazakhstanu-neobkhodimo-prisoyedinit-sya-k-yevropeyskoy-konventsii-po-pravam-cheloveka.html

Личные права и свободы

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Казахстан 1995 г., основан на концепции прав человека и гражданина и исходит из основных положений международно-правовых документов.

В современном международном праве сложился целый комплекс правовых актов, относящихся к правам человека. Нормы международного права непосредственно не регулируют права человека в конкретных государствах. Устав ООН (пункт 3 статьи 1) обязывает государства обеспечить всем лицам, находящимся в пределах их территории, основные права и свободы, не допуская какой-либо дискримина­ции. В рамках ООН принят ряд документов по этому вопросу: «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Об экономических, социальных и культурных правах человека», «О гражданских и политиче­ских правах человека» (1966 г.), «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о политических правах женщин» (1954 г.) и др.

Читайте так же:  Постановление права нарушения

Основным правам и свободам присущи особые юридические свойства:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;

б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.; [1]

в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

г) основные права и свободы граждан РК отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;

д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения;

ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу — в Конституции.

Указанные выше признаки характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина, которое может быть сформулировано следующим образом:

Права и свободы человека — возможность совершать те или иные действия, пользоваться определен­ными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип — каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином [2].

Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему.

Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:

  1. По субъекту: на права и свободы человека и права и свободы гражданина.
  2. По характеру субъекта на: индивидуальные и групповые.
  3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация принята в казахстанские науки конституционного права.

Личные (гражданские) права и свободы. Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

  1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
  2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.

К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

  1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) — это основное неотъемлемое, неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право. Право на жизнь толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры.

В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая возможности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс активных действий всех государствен­ных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

Конституция Республики Казахстан, закрепляя права и свободы граждан, основывается на нормах и принципах международных актов. Указанные и другие международные акты провозглашают следующие основные права и свободы:

каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; никто не должен подвергаться пыткам, жестоким или унижающим его достоинство обращению и наказанию; все люди равны перед законом, имеют право на равную защиту закона; каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах государства; каждый человек имеет право на труд, образование, на отдых, на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоро­вья и благосостояния его, его семьи и т.д. Международно-правовые документы признают права и свободы человека высшей ценностью.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Казахстана. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материаль­ную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение вперед казахстанского общества.

Читайте так же:  Сроки восстановления стефан карри

Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод казахстанского законо­дательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы междуна­родного права, закрепляющие права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориенти­ры. Они призваны формировать правовую политику.

Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все — индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конститу­ционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.

Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Вопервых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человече­ского достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. Вчетвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.

Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Республике Казахстан в соответствии с международными документами — Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельно­сти органов государственной власти [4].

Конституционную концепцию основных прав и свобод личности отличают следующие характерные черты.

Литература

  1. Теория государства и права /Под ред. Венгерова А.Б. — М., 1998.
  2. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г.
  3. Теория государства и права / Под ред. Венгерова А.Б. — М., 2008.
  4. Теория государства и права. /Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. — М.: Юрист, 2001 г.

Источник: http://articlekz.com/article/11127

Права, обязанности и гарантии прав личности и граждан Республики Казахстан

Основные права человека и гражданина в Республике Казахстан

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений и социальной реальности. Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве.

Что касается характеристики основных личных прав и свобод человека и гражданина, то в преамбуле Всеобщей Декларации прав человека сказано: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых прав, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, и что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был выпущен прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Конституция Республики Казахстан обладает не только высшей юридической силой, но и имеет прямое применение на всей её территории, а права и свободы человека и гражданина являются действующими непосредственно. Права человека и гражданина, их утверждение, с одной стороны,- это важнейший стимул деятельности государства, а с другой — ограничитель его власти.

В Конституции Республики Казахстан использована следующая классификация основных прав и свобод индивида:[6,p.2,cт10-20]

  • — личные права и свободы, создающие основу жизнедеятельности гражданина как человека и как личности;
  • — политические права и свободы, которые определяют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства. Важно понимать, что эта категория возможностей граждан является основным показателем демократически развивающегося общества;
  • — социально-экономические права и свободы, позволяющие гражданам активно проявлять свои творческие способности, и обеспечивают надлежащие условия для жизнедеятельности.

Конституция Республики Казахстан закрепляет во 2 разделе основные личные права и свободы, а именно:

  • -каждый имеет право на жизнь;
  • -государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
  • -каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь;
  • -неприкосновенность жилища;
  • -граждане Республики Казахстан имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Казахстан;
  • -право на определение отношения к религии;
  • -свобода мнений и убеждений;

А сейчас попытаемся охарактеризовать каждое из перечисленных прав.[6,cт.10-39]

Статья 3 Всеобщей Декларации прав человека закрепляет право на жизнь каждому человеку. Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 6: «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Так и Конституция Республики Казахстан говорит, что каждый человек имеет право на жизнь.

В связи с этим возникает вопрос о законном лишении человека и гражданина жизни через официальный приговор суда с применением такого вида наказания как смертная казнь. Так вот в Международном пакте о гражданских и политических правах в статье 6 части 2 есть следующая норма: «В странах, которые не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления, и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Это наказание может быть осуществлено только в исполнении окончательного приговора, вынесенного компетентным только в исполнении окончательного приговора, вынесенного компетентным судом».

Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключённое под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию.

Читайте так же:  Права военнослужащих военной полиции

Любое действие, представляющее собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинства виды обращения и наказания, являются оскорблением человеческого достоинства и должно быть осуждено как нарушение прав человека и основных свобод. Никакое государство не может разрешать или терпимо относиться к пыткам или другим жестоким обращениям. Стоит вспомнить слова французского мыслителя Ш.Монтескье «право делать всё, что разрешено законом — это свобода».

Право на невмешательство в личную жизнь.

Согласно Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Указанная статья закрепляет неприкосновенность личной(частной) жизни, под которой в юридической литературе понимают физическую и духовную область, контролирующую самим человеком. Есть составные элементы этого права: личная и семейная тайна; свобода общения; свобода располагать собой, т.е. недопустимость прослушивания и записи его переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования, право на защиту личности и другие

Право на неприкосновенность жилища.

Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется.Никто не имеет право без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Таким образом, не нарушимость жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности.

Следует сделать оговорку о законном вмешательстве в жилище. Так, согласно статье Уголовно процессуального кодекса следовать, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы, имеющие значение для уголовного дела, может произвести обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов.

Право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Граждане Республики Казахстан имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Казахстан, покидать её и беспрепятственно возвращаться обратно.

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае речь идёт о свободе граждан Казахстана; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Казахстан.

Согласно статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированных Республикой Казахстан, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства. Право на свободу передвигаться внутри государства и выбирать место жительства, а также право выезжать из страны и возвращаться обратно.

Очередной шаг на пути к отмене ограничений на свободу передвижения и выбор места жительства является принятое 1 июня 1999 года, заключение конституционного суда Республики Казахстан по вопросу о соответствии конституции Республики Казахстан и международно-правовым актам части 1 статьи 182 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статьи за приём должностными лицами предприятий, учреждений и организаций на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами, а также граждан, проживающих без прописки, подлежат штрафу до 5 базовых величин.

Таким образом, через наказание должностного лица вводился, по существу, запрет на реализацию гражданам своего выбора, где работать, то есть, не только ограничивалось право на труд, но и на свободу передвижения. Данная норма признана не соответствующей конституции и международно-правовым актам. На мой взгляд, решение Конституционного суда справедливо, так как подбор кадров на работу должен осуществляться исключительно по деловым качествам.

Право на собственное определение отношения к религии.

Каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обедов, не запрещённых законом.

Каждый имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения.

Согласно статье Конституции религии и вероисповедания равны перед законом. Так, согласно статье 18 международного Пакта о гражданских и политических правах это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичными или частным образом.

Согласно закону «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии.

Свобода мнений и убеждений.

Каждому гарантируется свода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускается.

Согласно статье 19 Международного Пакта о Гражданских и Политических правах пользование правом на свободное выражение своего мнения полагать особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом, и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Граждане Республики Казахстан имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. Также гражданин Республики Казахстан гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состояние окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Казахстан возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1376222/prava_obyazannosti_garantii_prav_lichnosti_grazhdan_respubliki_kazahstan

Нарушение прав человека в казахстане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here