Нарушение прав подростка в семье

Статья на тему: "Нарушение прав подростка в семье" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Нарушение прав ребенка

Последние годы о правах ребенка говорится сплошь и рядом. Особенное внимание этому уделяется в образовательных и воспитательных учреждениях. Несмотря на такое усиленное внимание и увеличение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних, они все же нарушаются и, к сожалению, часто.

Защищать своего ребенка обязаны родители, если они не знают, как это сделать или не справляются со своими обязанностями, то должны обратиться в опекунский отдел, где им разъяснят правовые моменты и помогут реализовать необходимый комплекс мер. Дети также, если имеет место нарушение прав ребенка, могут заявить об это, но они не всегда способны понять, что по отношению к ним применяются незаконные меры.

Основные права ребенка

Права детей закреплены законодательными нормами РФ. В главе 11 Семейного кодекса РФ прописаны те права, соблюдение которых регламентируется законом. В этот перечень включены следующие позиции:

Примеры нарушения прав

Несмотря на наличие подробно описанных в законодательстве прав несовершеннолетних, часто происходит их ущемление. Иногда это может носить разовый характер, от этого нарушения не становятся менее значимыми, но могут быть не такими заметными. Но случается и так, что права ребенка нарушаются систематически. При этом сами дети, хотя и имеют возможность заявить о неправомерных деяниях по отношению к ним, не делают этого. Причиной становится недостаточное знание законодательных основ и просто страх перед наказанием.

Не все несовершеннолетние понимают, что те действия, которые производятся по отношению к ним, нарушают их права. Для разъяснения ситуации надо уточнить, что же понимается под этим понятием. Итак, приведем примеры нарушения прав ребенка:

  1. Применение насилия. Речь идет не только о физическом или сексуальном насилии, но также и о регулярном моральном давлении, угнетении личности, негативном психологическим влиянием.
  2. Ограничение общения с отцом или матерью или иными родственниками.
  3. Сознательное препятствие развитию личности, например, запрет на посещение секций, кружков, дополнительных занятий, не говоря уже о школе.
  4. Непредоставление своевременной медицинской помощи.
  5. Лишение свободы передвижения.
  6. Оставление детей одних дома, что классифицируется как потенциально опасная ситуация.
  7. Отсутствие заботы, выраженной в пренебрежении нуждами несовершеннолетнего и их обеспечения.
  8. Попытки незаконной продажи имущества, принадлежащего ребенку.

Основной перечень нарушений не содержит все возможные нюансы, но очерчивает круг наиболее часто встречающихся проблем.

Насилие по отношению к детям

Столетиями применение физического наказания к детям считалось не только необходимым, но и поощрялось на уровне государства и религии. Эти установки вкладывались в голову людей веками, хотя далеко не все положительно относились к таким мерам воспитания. Между тем насилие считается одним из наиболее частых фиксируемых нарушений по отношению к детям. И как это ни прискорбно, но зачастую именно родители применяют подобное воздействие, аргументируя его воспитательными мерами.

Под насилием в этом случае подразумевается:

  1. Применение физических наказаний.
  2. Оказание психологического давления.
  3. Моральное угнетение.
  4. Угрозы и унижение.

Этот вид нарушения фиксируется не только со стороны родителей. Часто к словесным унижениям прибегают воспитатели и педагоги, а иногда они применяют и более радикальные меры воздействия.

Запрет на общение с родственниками

Еще одним распространенным примером несоблюдения прав ребенка является ограничение общения с близкими и родными. Ни для кого не секрет, что статистика разводов в РФ выглядит весьма устрашающе. Довольно часто семьи распадаются уже после того, как в них были рождены дети. И если имущество делится между супругами поровну, то с детьми все гораздо сложнее. Зачастую оба родителя или один из них стремится использовать несовершеннолетних как средство сделать больнее второй стороне. Иногда запрет на общение применяется как мера воздействия при неуплате алиментов.

Малолетние, которые и так страдают от того, что их привычный мир рухнул, становятся оружием в руках взрослых. Невозможность мирно договориться о дальнейшем сосуществовании и общении перетекает в судебные залы, но и их решения не всегда принимаются и выполняются. Родитель, с которым остались проживать дети, старается не только оградить их от общения со второй стороной, но и настраивает против. Ограничения, как правило, распространяются и на остальных родственников со стороны второго супруга, а именно на бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер и т.д.

Несовершеннолетний может и должен общаться со всеми своими родственниками, а особенно с отцом или матерью, после развода. Но ему крайне сложно самому настоять на этом, к тому же сознанием ребенка весьма просто манипулировать, настраивая его в ту сторону, которая нужна действующему опекуну.

Игнорирование мнения ребенка

Пренебрежение мнением малолетнего. По закону дети могут официально выражать свое мнение, начиная с 10 лет. Это не означает, что ранее родителям не стоит прислушиваться к нему. В этом вопросе важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дети не способны оценить правильность своего мнения, и понять, какие последствия могут быть после его реализации. С другой стороны, решать вопросы, касающиеся судьбы и интересов малолетнего без учета его мнения также неправомерно.

Когда речь идет о необходимости медицинского вмешательства, именно официальные представители могут заявлять о согласии с ним или отказе от него. Отказаться от получения среднего образования по прихоти подростка также нельзя. Но можно и нужно учитывать его склонности и способности при выборе определенного учебного уклона. Очень часто в мечтах придумывают будущее для ребенка, не обращая внимания на то, что он не хочет быть пианистом, а желает заниматься футболом. Его мучают бесконечными посещениями музыкальной школы, несмотря на все его протесты и нежелание.

Мнение малолетнего может касаться и пристрастий в пище, одежде и иных вещах. Взрослые должны учитывать его, но не позволять ребенку навредить своему здоровью неправильным питанием или одеждой не по сезону.

Выявление фактов

Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.

Читайте так же:  Роддому нужен родовой сертификат

Заявить о факте выявленного нарушения может:

  1. Сам несовершеннолетний.
  2. Родители, опекуны, попечители.
  3. Иные родственники.
  4. Друзья, соседи.
  5. Воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
  6. Иные лица.

Заявление подается в органы опеки или полицию. И в том, и в другом случае компетентные органы должны не позднее трех дней навестить семью и разобраться в том, насколько поступившая жалоба основательна. Не всегда удается выявить истину, очень часто с виду благополучные семьи могут годами угнетать ребенка, а он, боясь наказания, молчит об этом.

Ответственность

Первостепенной задачей государства считается сохранение семей, так как именно мама с папой могут дать то, что не под силу иным лицам – любовь. Основываясь на этом, представители органов опеки и попечительства должны приложить максимум усилий к устранению ситуации, если это возможно. При незначительных нарушениях семьи ставятся на специальный учет, им могут выписываться штрафы или применяться иные незначительные меры наказания, для того чтобы взрослые осознали неправильность своего поведения и скорректировали его. Нарушителям дается определенное время на исправление ситуации, в течение которого за ними производится постоянный надзор.

Не во всех ситуациях могут применяться столь мягкие меры, иногда детей приходится изымать в экстренном порядке, но это не значит, что шансов на восстановление семьи нет. К нерадивым родителям может применяться определенное воздействие, в том числе административная ответственность.

В ряде случаев совершенное беззаконие влечет уголовное преследование. Оно может быть выражено штрафами, отбыванием наказания в тюрьме или колонии поселении, но, главное, оно сопряжено с лишением осужденного права временно или постоянно заботиться о детях.

Источник: http://mojurist.ru/deti/narushenie-prav/

Консультация для родителей «Нарушение прав ребенка в семье и их последствия»
консультация на тему

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату.

Скачать:

Вложение Размер
narusheniya_prav_rebyonka_v_seme_i_ih_posledstviya.docx 20.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.

Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.

Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

Причина выбора именно этих методов кроется:

— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;

— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .

• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке ».

• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания» , как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.

• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.

• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.

• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.

• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

  • Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .
Читайте так же:  Объяснить сущность права собственности на землю

В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.

Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.

Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .

Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений: — жить и воспитываться в семье; — знать, кто являет.

Ребенок в семье имеет право:на общение и уединение;самовыражение;самоутверждение;уважение чести и достоинства;выбор друзей;выборе форм досуга;обсуждение и участие в решении семейных проблем.

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей. В данной работе даются советы родителям. А также освещены все права какие есть у ребенка.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения .

Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия&raquo.

консультация «Нарушение прав ребенка в семье и их последствия&quot.

quot;Нарушение прав ребёнка в семье и их последствия&quot.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/12/07/konsultatsiya-narushenie-prav-rebenka-v-seme-i-ih

Нарушение прав ребёнка в семье и последствия.
статья на тему

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Скачать:

Вложение Размер
narushenie_prav_rebenka_-_sayt.docx 20.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.

Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.

Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

Причина выбора именно этих методов кроется:

— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;

— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .

• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке ».

• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания» , как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.

• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.

• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.

Читайте так же:  Нарушении его трудовых прав срок

• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

  • Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .

В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.

Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.

Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .

Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследования показывают, что дети, права которых нарушаются в семье, обычно испытывают те или иные сложности.

О Роли воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.

консультация для воспитателей.

Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия&raquo.

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети.

консультация «Нарушение прав ребенка в семье и их последствия&quot.

quot;Нарушение прав ребёнка в семье и их последствия&quot.

Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/12/08/narushenie-prav-rebyonka-v-seme-i-posledstviya

Право ребенка жить и воспитываться в семье

По российским законам, дети имеют право на проживание и воспитание в семье – конечно, есть и особые случаи, в которых оно не может быть реализовано их родителями, но в них государство должно позаботиться о том, чтобы отыскать замещающую семью. Формы устройства могут быть разными: усыновление, опека, приёмная или патронатная семья, и некоторые другие.

Хотя не всегда это удаётся, и некоторые несовершеннолетние так и остаются воспитанниками интерната до получения всех гражданских прав и выхода в общество, но всё же приоритетна именно реализация право на проживание и воспитание в семье до совершеннолетия – так выше шансы, что человеку удастся сформироваться как всесторонне развитой и гармоничной личности.

Право жить и воспитываться в семье

Согласно законодательству, каждый ребёнок имеет такое право, но с оговоркой – насколько это возможно. Конечно, невозможно заставить родителей, которые того не хотят, заниматься воспитанием. Всё, что остаётся в таком случае – заняться устройством брошенного ими ребёнка. Могут возникнуть и иные случаи, в которых воспитание в семье окажется невозможным – они ещё будут разобраны.

Однако, во всех остальных ситуациях именно родители должны воспитывать своих детей и содержать их. Государственные органы могут разлучать их лишь при наличии на то законных оснований, в ином же случае место проживания детей должно быть тем же, что и у их родителей – или у одного из них, если они живут раздельно. С 14 лет подростки уже смогут сами выбирать место своего проживания – но и тогда требуется получить согласие от родителей.

Правовые основы

В статье 38 Конституции РФ указано, что родители имеют право и обязаны заботиться о детях и воспитывать их. Подробнее право жить и воспитываться в семье раскрывает статья 54 Семейного кодекса, а иные связанные с этим права – его другие статьи. В кодексе сделан особый упор на то, что приоритет всегда должен отдаваться максимально близким к семейным формам воспитания, в связи с чем требуется обеспечить всемерное содействие лицам, желающим усыновить оставшегося без опеки родителей несовершеннолетнего, взять его под опеку, в приёмную семью – подробно на каждой статье останавливаться мы не будем.

Особые случаи

К сожалению, право жить и воспитываться в семье может быть реализовано не всегда, о чём свидетельствует существование детских домов. В ряде случаев возникают непреодолимые обстоятельства, из-за которых его реализация будет зависеть уже не от родителей ребёнка, а от желания других людей помочь ему в этом – усыновить, взять под опеку, и так далее.

Устройство ребёнка в детский дом или замещающую семью будет возможно, если у него нет родителей, либо они не выполняют свои обязанности. Чаще всего можно встретить следующие причины:

  • родители умерли;
  • были лишены родительских прав;
  • признаны недееспособными.

Поскольку родителей обычно известно два (но не всегда, иногда отец ребёнка попросту остаётся неустановленным), возможно и сочетание причин, например, если один из них умер, а другой признан недееспособным.

Отсутствие родителей

Будет считаться, что родители у ребёнка отсутствуют, если они умерли, не были установлены, отказались от него ещё в роддоме. В подобных случаях он не может оставаться сам по себе, поскольку в силу возраста не в состоянии себя обеспечивать, и к тому же нуждается в воспитании, ведь его личность ещё не сформировалась.

А значит, ему требуется присмотр со стороны взрослых. Хорошо, если у него есть родственники, которые готовы взять его под опеку – тогда он будет расти в их семье, а после достижения четырнадцатилетия она сменится на попечительство – наконец, в 18 он станет совершеннолетним и самостоятельным человеком, а государство всячески поспособствует его обучению и устройству и жизни – предусмотрены различные выплаты, льготы и программы для этого.

Если никто не берёт под опеку несовершеннолетнего в течение месяца после того, как он лишился родителей, то он помещается в детский дом – конечно, такие условия отличаются от воспитания в семье, но это лучше, чем ничего, по крайней мере он будет обеспечиваться государством. В дальнейшем же может быть усыновлён, опять-таки взят под опеку, и так далее.

Читайте так же:  Общего порядка судебного разбирательства уголовных дел

Ограничение прав

Как указывает пункт 2 статьи 73 Семейного кодекса, родители ограничиваются в правах в том случае, если оставлять с ними ребёнка опасно для него – не обязательно непосредственно они представляют для него опасность, а возможно, просто не могут обеспечить потребности малыша. Но при этом, оснований лишать их родительских прав нет.

Такое сочетание условий встречается, если родитель недееспособен – в первую очередь, по причине психического расстройства, либо инвалидности I или II группы. Также он может быть признан частично недееспособным – тогда врачами отдельно определяется, сможет ли он продолжать воспитывать ребёнка, либо тому потребуется опека других лиц.

Ограничение прав может быть временным, то есть, после восстановления статуса дееспособного гражданин будет вправе вернуть ребёнка под собственную опеку. Но в тот период, пока оно действует, будут применяться те же правила, что и в предыдущем случае: даётся время на установление опеки, затем ребёнок помещается в детский дом. Естественно, в данном случае не может идти речи об усыновлении, поскольку у него есть родитель, чьи права были лишь ограничены. Зато может использоваться такая форма воспитания, как патронат.

Лишение прав

Ему посвящены статьи 69-72 СК, где последовательно раскрываются причины лишения родительских прав, его порядок, последствия, а также возможность восстановления прав.

Если прав был лишён единственный родитель, либо сразу оба, или второй не может воспитывать несовершеннолетнего по иной причине, возникнет та же ситуация, как и в случае со смертью родителей – то есть, необходимо будет либо чтобы кто-то взял его под опеку, либо он отправится в детдом. Далее для него точно так же может найтись замещающая семья, но с той разницей, что если впоследствии лишённый прав родитель сумеет их восстановить (а это возможно через суд, если ему удастся доказать, что он изменил образ жизни, поведение, подход к воспитанию), то сможет потребовать возвратить ребёнка, для чего также подаётся заявление в суд. Этот вопрос будет рассматриваться отдельно, и возврат осуществляется только при условии, что он не будет противоречить интересам самого ребёнка.

Лишают прав по следующим причинам:

  • уклонение от обязанностей по воспитанию и содержанию, включая систематическую невыплату алиментов;
  • отказ забирать малыша из роддома или других организаций (медицинских, образовательных и так далее);
  • злоупотребление правами – их применение в ущерб интересам детей;
  • жестокое обращение;
  • алкоголизм или наркомания;
  • преступление против жизни или здоровья ребёнка либо любого другого члена семьи.

Формы устройства детей

Если нашлись желающие взять ребёнка на воспитание, и они удовлетворяют предъявляемым к замещающей семье требованиям, то далее он будет воспитываться ими. Замещающие семьи могут быть разными, и в зависимости от формы будут различаться обязанности – усыновители не то же, что опекуны, те отличаются от приёмных родителей, и так далее.

Самый лучший вариант – усыновление, но и все остальные формы замещения также предпочтительнее для воспитания и развития личности маленького человека, чем нахождение в детдоме. Ведь семейная обстановка куда лучше способствует формированию гармоничной личности и социализации – воспитанникам детдомов после выпуска очень непросто устроиться в обществе и найти своё место в жизни. Потому государство стремится всячески способствовать тому, чтобы детей брали в замещающие семьи – упростить процедуру, помогать материально, и так далее.

Под опеку

Чаще всего оставшиеся без родителей дети берутся именно под опеку. Как правило, опека или попечительство применяются, если они остались без родителей, но у них есть родственники, готовые воспитывать их в собственной семье. Но только на этом варианте её применение не исчерпывается: точно так же брать под опеку могут и чужие по крови люди – если под неё передаётся воспитанник детдома, то это может рассматриваться как промежуточный шаг к усыновлению. Всё же усыновление – более сложная и обязывающая процедура, а потому есть смысл сначала убедиться, что совместное проживание устроит обе стороны.

На взрослого при опеке будут возложены обязанности по воспитанию подопечного, защите его интересов, государство продолжит участвовать в его материальном обеспечении, но непосредственно занимается этим опекун. Словом, его обязанности во многом схожи с родительскими.

Однако, полноценной семьей опекун и подопечный не становятся – после наступления 14 лет вместо опеки будет установлено попечительство, а значит, часть обязанностей по представлению своих интересов будет переложена на самого подростка. А после достижения совершеннолетия он обретёт полную самостоятельность и более не будет частью семьи.

Опека может быть временной, если родителям необходимо уехать в долгую командировку, либо они по иным причинам оказываются надолго разлучены. В таком случае временно исполняющий обязанности опекуна будет иметь стандартные права опекуна, за исключением возможности распоряжаться имуществом.

Усыновление

В отличие от опеки, в данном случае отношения между усыновлённым и усыновителем с точки зрения закона будут почти аналогичными отношениям ребёнка и родителя. Права усыновлённого будут теми же, что и у родного, в том числе и в плане наследования.

Процедура усыновления более сложна и длительна, чем при взятии под опеку, поскольку потребуется решение суда. Соответственно, и расторгнуть такие отношения также сложнее – для этого также нужно будет решение суда.

При усыновлении ребёнок должен обрести настоящую семью, в отличие от других вариантов замещающих семей – без каких-либо оговорок, то есть усыновители станут ему родителями. Если усыновление произошло в раннем возрасте, то тайна усыновления позволяет взрослым самим решать, когда сообщать усыновлённому о том факте, что он не родной – а по всем документам он будет считаться именно родным.

Приёмная семья

Этот случай схож с опекой, но имеет и определённые отличия. С одной стороны, несовершеннолетний также помещается в замещающую семью, а приёмные родители должны заниматься его воспитанием и обеспечивать развитие. Однако, характер связи изначально временный, о чём следует сразу же сообщить ребёнку. Хотя впоследствии форма может и измениться: приёмным родителям даётся приоритетное право усыновления.

Но пока они остаются в статусе приёмных, их права аналогичны правам опекунов, а после того, как подопечным исполняется 14 – попечителей. При этом государство будет финансировать содержание ребёнка, и самим приёмным родителям также полагаются выплаты за их труд, а всё время, пока ребёнок находился в их семье на воспитании, будет зачтено в трудовой стаж.

Читайте так же:  Производство судебной экспертизы в суде

Такие меры со стороны государства призваны стимулировать граждан становиться приёмными родителями: нельзя сказать, что это очень уж выгодно, но по крайней мере и не затратно, а значит, чтобы приютить ребёнка не обязательно быть богатыми.

Патронатная семья

Как и в случае с приёмной семьей, воспитатель в семье патронатной должен заключить договор на воспитание, и будет получать за это выплаты от государства. Однако, ответственность за ребёнка он будет делить с органами опеки и попечительства, а также Уполномоченной службой.

Патронат нужен затем, чтобы передавать под него детей с не оформленным статусом, в результате чего не получается оформить опеку над ними, или передать их усыновителям. То есть, данная форма замещения рассматривается как временная.

Хотя не все дети могут реализовать своё право на проживание и воспитание в семье, государство предпринимает усилия, чтобы оно было реализовано для как можно большего количества, в частности, с помощью замещающих семей. И главное в такой семье – не формальности и не статус, а какие в ней складываются отношения, и в какой атмосфере проходит воспитание и взросление.


Источник: http://mojurist.ru/deti/pravo-vospityvatsja-v-seme/

Учебный проект Нарушение прав ребенка в семье как фактор противоправного поведения

Содержание

Автор проекта

Учебный проект

Нарушение прав ребенка в семье как фактор противоправного поведения

Предмет, группа

Обществознание, право, 9 класс

Краткая аннотация проекта

В рамках предмета обществознание, в разделе «Человек и право» может использоваться проект «Нарушение прав ребенка в семье как фактор противоправного поведения», адресован учащимся 9-х классов. Помогает глубже освоить темы «Семейное право», «Уголовное право», «Административные правонарушения», «Преступления несовершеннолетних».

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Почему говорят, что яблочки от яблони недалеко падают?

Проблемные вопросы: Почему и как нарушаются права ребенка в семье? В чем причины противоправного поведения подростков? Какие меры предупредят противоправное поведение подростков?

Учебные вопросы: Что такое права ребенка? На что имеет право ребенок в семье? Как могут нарушаться права ребенка в семье? Что такое противоправное поведение подростков? Его разновидности?

Источник: http://wiki.soiro.ru/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ущемление прав несовершеннолетних детей

Как показывает практика, проблема ущемления детских прав и свобод продолжает оставаться одной из наиболее острых не только в нашей стране, а во всем мире. И несмотря на все попытки на законодательном уровне гарантировать детям свободу и соответствующие права, факты ущемления все равно встречаются весьма часто.

Общие положения

Права детей закреплены в нашей стране во многих законодательных нормативах, начиная от Конституции РФ и федеральных законодательных актов, и заканчивая разнообразными кодексами. Но все же более обширно данный вопрос рассматривается в Семейном Кодексе РФ и ФЗ-214 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Кроме того, ключевые права закреплены также и на международном уровне в Конвенции ООН.

На законодательном уровне определено, что все дети, которые не достигли возраста совершеннолетия, обладают определенными правами и свободами, гарантированные им на высшем уровне. И если будет установлено, что имеет место факт ущемления прав и свобод, нарушители будут привлечены к ответственности.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задайте вопрос юристу в онлайн чате круглосуточно

Скачайте мобильное приложение

Обеспечение прав осуществляется в нашей стране в соответствии с положениями ФЗ-214. Тут указано, что все властные структуры, а также должностные лица, родители (опекуны), а также граждане, которые занимаются воспитанием, развитием или образованием ребенка должны оказывать полное содействие в защите интересов несовершеннолетних и препятствовать попыткам ущемления их интересов. Особую роль в обеспечение защиты прав играет такое ведомство, как органы опеки и попечительства. В том случае, если будут выявлены факты ущемления детских свобод, любой человек может позвонить на номера телефонов горячей линии и сообщить о нарушении.

Основные права несовершеннолетних

В ст.11 СК РФ определены основные права, которые не могут быть нарушены без правовых последствий. Среди них можно выделить:

Все права детей закреплены на высшем законодательном уровне, и лица, которые в силу тех или иных обстоятельств сталкиваются с несовершеннолетними, обязан следить, чтобы они ни в коем случае не нарушались. Если в школе будет установлено, что учащийся подвергается физическому или моральному насилию, учителя обязаны незамедлительно сообщить о выявленных фактах в органы опеки.

Административная ответственность при ущемлении детских интересов

Если установлены факты ущемления детских свобод в семье, ответственные могут быть привлечены к определенным мерам, вплоть до лишения родительских прав. Однако подобное решение будет принято лишь в том случае, если будут установлены конкретные факты, что родители (опекуны) не осуществляют свои обязанности в должной мере.

В том случае, если взрослые люди игнорируют потребности несовершеннолетнего или ущемляют его интересы, в их отношении может быть применено административное судопроизводство, которое устанавливает наказание в виде штрафных санкций в размере от 100 до 500 рублей.

Если же имеет место укрытие ребенка против его воли от родственников, штраф будет более значительным, и составит от 2 до 3 тыс. рублей. При повторном нарушении в отношении виновного будут применены несколько другие меры, в частности денежный штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей и тюремный арест на 5 суток.

Уголовная ответственность за нарушение прав ребенка

Положения уголовного законодательства применяются в тех ситуациях, когда имеет место быть жесткое обращение с несовершеннолетними, или же создаются условия повышенной опасности для здоровья или жизни детей. В такой ситуации наказание будет весьма суровым, в частности, злоумышленника ожидает штраф в 100 тыс. рублей, исправительные работы на 2 годы или обязательные работы на 480 часов.

Те родители, которые вовлекают несовершеннолетних в бродяжничество или попрошайничество будут арестованы на срок до 6 месяцев. Если же по вине взрослых, дети оказались вовлечены в преступную деятельность, то статья 150 УК РФ определяет наказание для злоумышленников в виде тюремного заключения на 6 лет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://advocate-service.ru/crimes-against-honor/ushhemlenie-prav-nesovershennoletnih-detej.html

Нарушение прав подростка в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here