Нарушения прав при обращении граждан

Статья на тему: "Нарушения прав при обращении граждан" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 8 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12146661/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Отзыв персональных данных третьих лиц

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12146661/

Права граждан при рассмотрении обращений

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона №59-ФЗ, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Источник: http://29.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2049238

О порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в МВД России

Обращение в адрес МВД России и его руководства может быть направлено посредством:

Операторов почтовой связи с доставкой ими корреспонденции в здание Министерства внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991.

Официального интернет-сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации – https://мвд.рф.

Почтового ящика, установленного на контрольно-пропускном пункте при входе в Министерство внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16.

Факсимильной связью на телефонный номер 8 495 667 79 08.

Обращение может быть также подано в ходе личного приема руководителей и уполномоченных должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации в Приемной МВД России расположенной по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11.

Рассмотрение обращений граждан и организаций в системе МВД России осуществляется на основании:

Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707.

Обращение подлежит регистрации в течение 3-х дней со дня поступления в Министерство внутренних дел Российской Федерации и рассмотрению в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя.

Если в обращении не содержится информации о результатах рассмотрения обозначенных вопросов соответствующими территориальными органами внутренних дел и разрешение этих вопросов не относится к исключительной компетенции подразделений центрального аппарата Министерства, оно будет направлено для рассмотрения по существу в территориальные органы внутренних дел. При этом уведомление гражданину о переадресации обращения в органы, организации и подразделения системы МВД России не направляется (данная позиция поддержана решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2018 г. по делу № АКПИ18 — 534).

О результатах заявителю направляется ответ в письменном виде или в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 19 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707, информирование по телефону о поступлении обращения, дате его регистрации и регистрационном номере, о подразделении, осуществляющем рассмотрение обращения, а также разглашение данной информации посторонним лицам запрещается.

Установленный порядок обусловлен необходимостью защиты прав заявителей, поскольку разглашение сведений о факте обращения в органы внутренних дел неустановленному лицу может создать угрозу безопасности обратившегося гражданина, а также требованиями Федеральных законов от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Данная информация может быть предоставлена по запросу направленному в электронном виде через официальный сайт МВД России – мвд.рф или в письменной форме через операторов почтовой связи по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991, с указанием адреса для ответа такого же, как в обращении, сведения о котором запрашиваются.

Перечисленные сведения также сообщаются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Если Вы считаете, что в результате действий (бездействия) должностных лиц системы МВД России нарушены Ваши права, свободы или законные интересы, в том числе отсутствует ответ на обращение, Вы вправе обжаловать указанные действия (бездействие), обратившись к вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган внутренних дел или в прокуратуру с соблюдением требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Жалобы на решения, принятые должностным лицом структурного подразделения органа внутренних дел, подаются руководству данного органа. Жалобы на решения, принятые руководителем органа внутренних дел, подаются в вышестоящий орган внутренних дел.

В случае несогласия с ответом территориального органа МВД России на региональном уровне по результатам рассмотрения Вашей жалобы Вы можете обратиться в структурное подразделение центрального аппарата Министерства, к компетенции которого относится решение поставленного вопроса, или в МВД России.

Помимо этого, Вы вправе обжаловать действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел в судебном порядке.

Приемная МВД России располагается по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11 (ближайшие станции метро «Сухаревская», «Цветной бульвар»).

Режим работы Приемной МВД России для граждан: понедельник, вторник, четверг, пятница с 10 часов до 16 часов, среда с 10 часов до 20 часов, первая и третья суббота месяца с 10 часов до 14 часов. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

Читайте так же:  Решение кассационной инстанции по проведению реконструкции

Приём граждан руководящим составом Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется с 10 часов до 13 часов в соответствии с графиком, который ежемесячно размещается на официальном сайте МВД России – мвд.рф в подразделе «График приема граждан» раздела «Для граждан».

Запись на личный прием производится при личном обращении в Приемную МВД России, а также на основании заявления, направленного в адрес МВД России в письменной или в электронной форме.

Кроме того, записаться на личный прием возможно по телефону 8 495 667 72 64 с понедельника по пятницу включительно с 8 часов до 10 часов.

Источник: http://xn--b1aew.xn--p1ai/%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD

Права граждан на обращение в органы государственной власти

Права граждан на обращение в органы государственной власти

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 ФЗ № 59).

Следует отметить, что гражданин реализует право на обращение свободн и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 59).

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за прием, регистрацию или рассмотрение обращений в любой форме – незаконно (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 59).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В обращении должна быть указана следующая информация (ст. 7 ФЗ № 59):

— наименование лица или органа, к которому обращается заявитель;

— фамилия, имя и отчество заявителя;

— почтовый адрес гражданина, подающего обращение;

— предельно ясное описание сути обращения;

— дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Обращение гражданина не может быть проигнорировано. Гражданин имеет право получить письменный ответ. А государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, соответственно, обязаны дать своевременный письменный ответ на обращение по существу указанных вопросов.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию данных органов, письменное обращение направляется в течение 7 дней в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя о переадресации обращения (п. 3 ст. 8 ФЗ № 59).

Своевременность рассмотрения обращения означает соблюдение сроков: 30 дней с момента регистрации обращения, в отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ст. 12 ФЗ № 59).

Ответ на обращение направляется лично заявителю, за исключением случаев когда в обращении не указан почтовый адрес заявителя, его фамилия и инициалы или если весь текс обращения написан неразборчивым почерком и не поддается прочтению (ст. 11 ФЗ № 59).

Бывают случаи, когда ответы государственных органов не устраивают заявителя или недостаточно понятны ему. В таких случаях гражданин имеет право потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь, могут прекратить переписку с гражданином, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно. При этом уведомив заявителя о прекращении переписки в письменной форме (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 59).

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которых руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности государственных органов и реализации их компетенции. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и населением

Источник: http://to50.minjust.ru/ru/novosti/prava-grazhdan-na-obrashchenie-v-organy-gosudarstvennoy-vlasti

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) — единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

В ст. 33 Конституции РФ право на обращение закреплено как право гражданина. В реальной жизни это право имеют также иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст.62 Конституции РФ).
Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина организацией, то за их защитой лицо может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления.

Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?

Граждане имеют право:
1) обратиться в органы:
— как индивидуально (единолично), так и в группе с другими лицами (коллективно);
— как устно при личном приеме, так и письменно, направив свое сообщение любым удобным способом — по почте или через Интернет (например, по e-mail, через «гостевую книгу» на сайте соответствующего органа);
2) не оплачивать любые обращения независимо от того, в какой форме они поданы, так как они рассматриваются бесплатно;
3) прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял свое обращение, заявление в произвольной форме;
4) обжаловать в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (например, пропуск сроков его рассмотрения или отказ в ответе по существу без должных оснований).

Что необходимо знать гражданину чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?

Гражданину, чтобы получить ответ на свое обращение, необходимо:
— указать в нем свои Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому он ожидает ответ или электронный адрес;
— написать текст разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы у чиновника не было соблазна отписаться замечанием о том, что обращение «не поддается прочтению»;
— приводить новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (к тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.

Что не допускается указывать в обращении?

— выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо чиновнику или деятельности органа в целом (то есть употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи);
— обжаловать судебное решение — такая жалоба будет возвращена гражданину с формальной отпиской о порядке обжалования судебного решения по подведомственности и подсудности.

Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?

Гражданину следует иметь в виду, что установлены сроки рассмотрения письменного обращения(независимо от способа его поступления — по каналам связи или в ходе личного приема) — 30 дней с момента регистрация обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней (например, при необходимости получения ответа на направленный запрос).
О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.
Какие нарушения допускаются сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан?
Нарушения допускаются различные: оставление заявления без ответа, несвоевременная дача ответа, проведение проверки не в полном объеме и др.

Какая ответственность в настоящее время установлена кроме дисциплинарной за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления?

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность понятие основание формы

Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений и жалоб?

Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд.
Возбудить дело об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ вправе прокурор.

ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ

Жалуемся чиновнику, жалуемся . на чиновника.
Как сделать это правильно

Источник: http://www.potrebitel-russia.ru/?id=778

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Разъяснение по вопросам, связанным с нарушениями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

Разъясняет начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры г. Москвы Евгений Николаевич Манеркин

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В силу ст. 28.4 (возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором) КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ отнесено к исключительной компетенции прокурора.

Конкретный механизм реализации права на обращение регламентирован Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При этом ч. 4 ст. 1 Федерального закона установлено, что общий порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Границы действия Федерального закона установлены ч. 2 ст. 1 указанного нормативного правового акта. В соответствии с данной нормой порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

К таковым, к примеру, относятся обращения в порядке подчиненности на действия/бездействие судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, жалобы по вопросам гражданского или уголовного судопроизводства, защиты конкуренции и пр.

Таким образом, при рассмотрении в органах прокуратуры вопроса о наличии нарушений Федерального закона при рассмотрении в уполномоченном органе/организации обращения и, соответственно, признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ в каждом случае подлежит определению характер поданного обращения.

Следует также отметить, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.59 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы указанными лицами, несут дисциплинарную ответственность.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 (давность привлечения к административной ответственности) КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения. При этом нарушение требований Федерального закона критериям определения длящегося правонарушения не отвечает.

Нередко вышеуказанные нюансы не учитываются заявителями при подаче в органы прокуратуры заявлений о возбуждении административного производства по ст. 5.59 КоАП РФ, которые, как следствие, остаются без удовлетворения.

Тем не менее, факты несоблюдения установленного законом порядка рассмотрения обращений носят массовый характер. Широко распространены нарушения установленных Федеральным законом сроков рассмотрения или переадресации обращений в иные органы; принципа полноты и объективности рассмотрения жалоб. Нередко в уполномоченных органах/организациях ненадлежащим образом организована работа с обращениями. Имеют место нарушения, связанные с изданием правовых актов, содержащих нормы, ограничивающие право граждан не обращение.

В 2018 году прокурорами выявлено и пресечено более 1,4 тыс. нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений. По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 426 виновных должностных лиц, к административной ответственности по направленным в суд материалам – 413.

Источник: http://www.mosproc.ru/about-law/razyasnenie-po-voprosam-svyazannym-s-narusheniyami-zakonodatelstva-o-poryadke-rassmotreniya-obrashcheniy-grazhdan/

Прокуратура разъясняет — Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и гарантирует эффективную защиту их других прав и законных интересов.

Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, на должностных лиц этих органов, учреждений и организаций обязанность по принятию и рассмотрению обращений граждан.

Порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с №59-ФЗ, обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, в указанное выше учреждение или организацию, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в указанные органы, учреждения или организации.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, учреждения или организации, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости гражданин прилагает к письменному обращению документы или материалы/копии в подтверждение своих доводов.

В обращении, поступившем в электронной форме, гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы/копии в письменной форме.

Читайте так же:  Время оформления загранпаспорта старого образца

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в компетентный на решение изложенных вопросов орган или должностному лицу.

В течение 3-х дней письменное обращение подлежит обязательной регистрации и в течение 30 дней со дня регистрации рассматривается (в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением лица, направившего обращение).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, учреждения, организации, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением этого обращения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Лица, виновные в нарушении Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в виде штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей.

Работники прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, систематически проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.

Старший помощник прокурора

младший советник юстиции И.Ю. Яновская

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://arbat.mos.ru/presscenter/news/detail/1578715.html

Как и почему гражданам следует писать заявление об административном правонарушении чиновников.

Например, нарушают сроки рассмотрения обращений, предоставляют формальные отписки, которые не соответствуют сути и содержанию запросов и обращений граждан. Предоставляют недостоверную информацию, отказываются отвечать на обращения, передавая их другим лицам, или вовсе оставляют обращения граждан без ответов.

В таких случаях, как правило, граждане пишут слёзные, жалобные письма в прокуратуру и конечно же президенту, о том как чиновники игнорируют или вовсе плюют на их обращения. Такие слёзные жалобы не имеют дальнейшей юридической перспективы, поскольку не влекут никакой ответственности для нарушителей, поэтому они очень нравятся чиновникам.

Большинство граждан, из-за низкого уровня своих правовых знаний, даже не подозревает, что вышеуказанные действия (бездействия) чиновников, связанные с ненадлежащей обработкой обращений и запросов граждан, являются административными правонарушениями, которые предусмотрены статьёй 5.39 и статьёй 5.59 КоАП РФ.
Если вы правильно оформите свои заявления в прокуратуру, то чиновники обязательно будут привлечены к этой административной ответственности.

По всем таким фактам следует писать в прокуратуру не слёзные жалобы, а процессуальные ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ АДММИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ чиновников и прочих должностных лиц, на которых возложено осуществление публично значимых функций.

Ниже я привёл разъяснение по правильному применению законодательства, судебную практику и образцы заявлений.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок направления и регистрации обращений граждан, сроки рассмотрения письменных обращений и иные особенности таких правоотношений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, включая местных депутатов, в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Согласно статье 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо (в том числе депутат) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, принимает меры, направленные на восстановление или защиту его нарушенных прав, свобод и законных интересов, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Пернаправить запрос в другой государственный орган или другому должностному лицу могут не просто так, а только при наличие следующих оснований:
— если ответ на обращение не входит в компетенцию должностного лица, которому адресовано обращение,
— если ответ поручено подготовить другому должностному лицу, но только при наличие у этого лица документов, которые подтверждают его соответствующие полномочия и соответствующую квалификацию для подготовки ответа, а также при наличие докомунтов, которые подтверждают данное поручение.

При этом, Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом, которому былоадресовано обращение. Либо уполномоченным на то лицом, с обязательным указанием, кто и каким образом уполномочил это лицо.

Общий срок, в течении которого государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо (в том числе депутат), в соответствии с их компетенцией, обязано рассмотреть обращение по существу составляет 30 дней.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо (в том числе депутат) либо законным образом уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (включая депутатов) и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей . Статья 5.59 КоАП РФ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» .

Также, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за Неправомерный отказ гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него запросом (адвокатским запросом ), и (или) организации в предоставлении информации, которую обязаны предоставлять согласно федеральному законодательству. Либо несвоевременное её предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации. Статья 5.39 КоАП РФ . «Отказ в предоставлении информации»

Обязанность предоставления информации урегулирована следующими законами.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Читайте так же:  Право кассационного обжалования принадлежит

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон N 149-ФЗ закрепляет общие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, в том числе о свободе поиска, получении, передаче, производстве и распространении информации любым законным способом;

  • о достоверности и своевременности предоставления информации;
  • о порядке установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • о свободном доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
  • Определены перечень видов информации, к которой не может быть ограничен доступ, порядок и условия доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, порядок обжалования неправомерных действий этих органов, а также ответственность за правонарушения в сфере информации (ч. ч. 1, 2, 4 — 6 ст. 8, ч. 1 ст. 17). Статьей 9 данного Закона регулируются основания ограничения доступа к информации.

    Согласно ч.7 статьи 8 данного закона, В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством .

    Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (ч. 2 ст. 17, ФЗ № 149 ).

    ИТАК, Административная ответственность должностных лиц наступает:

    1) за нарушение сроков рассмотрения обращения и дачи ответа на него,
    2) за непредставление ответа на обращение. Формальная отписка либо немотивированный ответ считается непредоставлением ответа по существу запроса.
    3) за предоставление информации не соответствующей сути и содержанию запроса (формальная отписка)
    4) за предоставление недостоверной информации
    5) за необоснованное оставление обращения без рассмотрения.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 5.39 и статьёй 5.59 КоАП РФ, рассматривают судьи (ст. 23.1), а возбуждают дела данной категории Прокуратура (ст. 28.4).

    Если вы считаете, что орган местного самоуправления, государственное и муниципальное учреждение иное должностное лицо, (в том числе местный совет депутатов) или иная организация, на которую возложено осуществление публично значимых функций, не предоставило вам информацию по вашему запросу, либо предоставило формальную отписку или вообще не ответили на ваше обращение в установленные законом сроки, обращайтесь в органы прокуратуры и требуйте возбуждения дела об административном правонарушении.

    К заявлению в прокуратуру следует приобщить копии запросов, обращений, на которые не были предоставлены ответы, либо были предоставлены формальные отписки.
    Прокуратура, после проведения проверки обязана подготовить материалы об административном правонарушении и передать их в суд для принятия судебного решения.

    —————————————- —————————————- ———————————-
    Раменская городская прокуратура,
    140100, Московская область, г.Раменское, ул.Ногина, д.8
    от Белых Ивана Сергеевича
    Адрес места жительства: _____________
    Тел.: ______________________
    E — mail : __________________________

    ЗАЯВЛЕНИЕ
    о возбуждении дела об административном правонарушении
    по ст . 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ

    Сообщаю Вам о нарушении Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. А также, о наличие в действиях(бездействии) должностных лиц ФИО, ИО, ФИО, правонарушений, которые предусмотрены статьёй 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ.

    18 марта 2013г. мною было направлено обращение начальнику управления коммунального хозяйства администрации Раменского муниципального района Лысенкову Александру Михайловичу с сайта http:// www . ramenskoye . ru
    В форме обращения был указан мой E — mail и установлена галочка « Выслать копию ответа на e -mail »

    Оригинал письменного ответа на мое обращение в момент составления данной жалобы не получен. Сделав несколько телефонных звонков в управление коммунального хозяйства, мне удалось добиться пересылки ответа в электронном виде. Копия ответа была получена мною 31 мая 2013 на указанный в обращении e — mail .
    Ответ на мое обращение был написан заместителем главы администрации Раменского района Аубакировым Борисом Евгеньевичем

    В тексте ответа фигурируют даты уже произошедших событий (25 апреля 2013 и 16 мая 2013) из чего следует, что обращение было рассмотрено не ранее 16 мая 2013, т.е. не был соблюден срок рассмотрения письменного обращения (30 дней).

    Сообщаю так же, что я не получал никакого уведомления о продлении срока рассмотрения моего обращения.

    Ответ должностных лиц не соответствует сути и содержанию моего обращения и не содержит ответа по существу на поставленный в моем обращении вопрос – отсутствует информация о работоспособности ТП-401 на момент составления обращения и дата ввода в эксплуатацию ТП-401, т.е. ничего, что могло подтвердить или опровергнуть информацию о том, что ТП-401 не функционировала в момент подачи обращения.

    Упомянутое ООО «Мосэнергосбыт-Раменское» не имеет никакого отношения к договору №87 о технологическом присоединении, заключенным между мной и ОАО «Раменская электросеть» 22 марта 2012, в связи с невыполнением которого было подано обращение. Так же к этому договору не имеет никакого отношения заявка на увеличение мощности и новый проект договора и ТУ №104 от 25 апреля 2013.

    ВСВЯЗИ С ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫМ ПРОШУ:
    1) возбудить дело об административном правонарушении по ст . 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ;
    2) привлечь Аубакирова Бориса Евгеньевича, Лысенкова Александра Михайловича и других ответственных лиц к административной ответственности по ст . 5.59 КоАП РФ;
    5) подготовить соответствующие материалы об административном правонарушении и передать в суд для дальнейшего рассмотрения и принятия судебного решения.

    Примечание : В случае вашего отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прошу вынести мотивированное постановление и направить мне его копию.
    Ответ на данное заявление и все последующие сообщения прошу направлять в письменном виде по адресу: 140102, Московская обл., Раменский р-н, с.Новое, ул.Садовая, д.9, Белых Ивану Сергеевичу.

    1. Копия обращения №Б-232/2( Е )
    2. Копия электронного уведомления о получении обращения
    3. Копия ответа на обращение
    4. Копия распечатки MIME -заголовков электронного сообщения с ответом, по которой можно определить все параметры электронного сообщения (даты отправления/получения, адреса отправителя/получателя, версию программного обеспечения, уникальный идентификатор сообщения и т.п.).
    5. ЕЩЁ ОДИН ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ по ссылке:
      https://pravorub.ru/articles/34420.html

      Для тех, кто интересуется данной темой более глубоко и профессионально вот некоторое количество судебной практики.

      Видео удалено.
      Видео (кликните для воспроизведения).

      Источник: http://a-podrezov.livejournal.com/50066.html

      Нарушения прав при обращении граждан
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here