Несовершеннолетний как особый субъект административного правонарушения

Статья на тему: "Несовершеннолетний как особый субъект административного правонарушения" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Несовершеннолетний как особый субъект административного правонарушения

Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЕ ЛИЦО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; MINOR PERSON; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE LIABILITY.

Административная ответственность в общем плане выражается том, что к лицам, виновным в совершении правонарушений административного порядка, применяются административные наказания, влекущие за собой неблагоприятные для таких лиц последствия имущественного и иного характера. Привлечение к административной ответственности осуществляют специально уполномоченные на это органы и соответствующие должностные лица.

В настоящее время в качестве субъектов административных правонарушений отечественным законодательством об административных правонарушениях признаются и физические, и юридические лица. В соответствии с частью 1 статьи 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) [1] в качестве физических лиц субъектами административных правонарушений являются граждане, которыми достигнут возраст 16 лет. В соответствии с этим возникают основания для выделения несовершеннолетних в отдельную категорию субъектов административных правонарушений.

Учитывая, что лица, не достигшие совершеннолетия, выступают в качестве особой категории субъектов административной ответственности, действующим законодательством об административной ответственности предусмотрены определенные особенности порядка привлечения их к административной ответственности.

Прежде всего при привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности необходимо отметить, что несовершеннолетний, совершивший противоправное деяние привлекается к административной ответственности, если его действия не содержат признаков преступления. В случае совершения лицом, достигшим шестнадцати лет, деяния, содержащего признаки преступления, он привлекается к уголовной ответственности.

Важным вопросом является также процедура, в соответствии с которой несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности. В настоящее время действующее административное законодательство предусматривает рассмотрение дел по административным правонарушениям, совершенным несовершеннолетними, специально образованными органами: районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В специальной литературе в качестве основных причин правонарушений несовершеннолетних называются: неблагополучие в семье, отсутствие занятости детей, невнимание к проблемам подростков со стороны родителей [2, с. 46]. Таким образом, важнейшим вопросом становятся вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав играют важную роль в нейтрализации таких социально-негативных проявлений как: беспризорность, безнадзорность и криминализация несовершеннолетних. подростков, приобщение последних к алкоголю, наркотикам и т.д.

Имеется также точка зрения о необходимости включения в КоАП РФ специального раздела об административной ответственности несовершеннолетних, в котором в частности будут предусматриваться: функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних; виды основных и дополнительных административных наказаний и процедуру их применения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних; порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности; порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих [3, с. 132].

Учитывая специфику данной категории правонарушителей высказанные точки зрения представляются обоснованными. В связи с чем представляется целесообразным совершенствовать законодательство о административных правонарушениях в данном направлении.

Источник: http://novaum.ru/public/p1135

Административно-правовой статус несовершеннолетних как субъектов административной ответственности

юридические науки

  • Попова Юлия Леонидовна , магистр
  • Омский государственный педагогический университет
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Похожие материалы

В настоящее время правоотношения и ответственность в области административного права затрагивает различные слои граждан, в том числе и несовершеннолетних. Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних имеет ряд особенностей, которые определены административно-правовым статусом несовершеннолетних.

Исходя из этого в российской правовой науке одной из проблем, является выявление и изучения правового статуса несовершеннолетних. Поэтому следует отметить то, что в теории государства и права выделяют несколько видов правового статуса, выделяют специальный и индивидуальный правовой статус, так под специальным статусом подразумевается статус лица принадлежащего к определенной категории граждан. Несовершеннолетние, обладают именно таким специальным статусом, то есть за ними закреплены особые права и ограничения.

Следует, обозначит то, что сам правовой статус несовершеннолетних имеет отличительную особенность от правового статуса других граждан, которая выражается в возрасте субъекта правовых отношений.

Анализируя правовой статус несовершеннолетних, стоит отметить то, что он закреплён как в российском законодательстве, так и в международно – правовых актов, поэтому необходимо более подробно рассмотреть некоторые из них.

Из международно-правовых актов нам широко известна главный нормативно-правовой документ, в котором зафиксированы права ребёнка на международном уровне, данным документом является Конвенция о правах ребёнка принятая в 1989 году. Обратимся к преамбуле Конвенции, в которой устанавливается то, что ребёнок, ввиду своей физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, а также включая надлежащую правовую защиту. Из статьи 1 Конвенции мы видим, что ребёнком принято считать лицо, не достигшее восемнадцати летнего возраста[1].

Так же в российском законодательстве правовой статус несовершеннолетних определяется возрастными особенностями, данное обстоятельство зафиксировано в статье 54 Семейного кодекса РФ, в которой ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет [2].

Но не смотря на это сам «правовой статус несовершеннолетнего» законодателем в полной мере ещё не определен, поэтому данное обстоятельство позволяет учённым различным образом раскрывать его содержание, а также классифицировать по определённым критериям, таким как: отраслевому (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и т.д.), возрастному (особые статусы малолетнего и несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет), данные критерии зависят от объёма дееспособности [3].

Помимо административно-правового составляющего статуса несовершеннолетнего, следует рассмотреть гражданско – правовое и семейно-правовое составляющее.

Так в Гражданском кодексе РФ, выделяются 2 группы несовершеннолетних таких как, малолетний — это несовершеннолетний, не достигшие 14 летнего возраста; и несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.

В юридической литературе высказана точка зрения, что за несовершеннолетними от 14 до 18 лет, необходимо закрепить термин «подросток».

В связи с этим обстоятельством, необходимо обратить внимание на статью 21 часть 1 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о том, что «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.»[4].

Читайте так же:  Апелляционная жалоба взыскание неустойки

Так же наряду со статьёй 21 частью 1 ГК РФ, следует отметить статью 1048 ГК РФ, а именно пункт 2 указанной статьи, в котором обозначены обстоятельства дающие права привлечь к ответственности несовершеннолетнее лицо совершившее вред или проступок, к таким обстоятельствам относятся нахождение несовершеннолетнего в алкогольном или наркотическом опьянении.

Следует отметить, что нормы российского законодательства, которые посвящены непосредственно правам несовершеннолетних, закреплены в СК РФ.

Что касается административно-правового статуса несовершеннолетних, то его следует раскрыть через его составляющие элементы. Многие исследователи, которые занимались изучением административно-правового статуса несовершеннолетних и его элементов, подходят к пониманию данного вопроса не однозначно. Так ряд исследователей определяют такие элементы как: права и свободы, дилектоспособность несовершеннолетнего.

Рассмотрев и проанализировав некоторые работы исследователей, можно выделить одну общую черту, которой являются административные права и свободы несовершеннолетних, данная черта является центральным компонентом административно-правового статуса несовершеннолетнего лица. Ещё одним немало важным элементом являются гарантии обеспечения административных прав и свобод несовершеннолетних.

Необходимо отметить статью 2.3 КоАП РФ, в которой утверждено то, что административной ответственности подлежит лицо, которое на момент совершения административного правонарушения достигло шестнадцатилетнего возраста.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст.2.3. п. 2. КоАП РФ)[5].

Исходя, из выше сказанного можно сделать следующий вывод, правовой статус несовершеннолетнего определяется не отдельной отраслью законодательства, а определяется межотраслевым институтом, включающим систему норм, как российского законодательства, так и международно-правовых норм, которые регламентируют права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Список литературы

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (20 ноября 1989 г.)
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29. 12. 1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014 с изменениями вступившими в силу с 05.11.2014 )
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // Российская газета. — №256. – 31.12.2001. // СЗ. – 07.01.2002. — №1 (часть 1). – Ст.1. Изменения, внесённые ФЗ №372-ФЗ, №370-ФЗ, вступили в силу 25.11.2014.
  5. Харсеева В.Л. Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации [Текст]// Теория и практика общественного развития. – 2012. — № 3. – С. 372-376.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/5306

Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Одним из важнейших принципов демократического, правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл. содержание и применение закона.

В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

Статья 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетними отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности.

Здесь необходимо дополнить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Читайте так же:  Можно ли сдавать помещения в аренду безвозмездно

Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними.

Комиссия рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Источник: http://05.xn--b1aew.xn--p1ai/document/15969414

К вопросу о профилактике совершения административных правонарушений несовершеннолетними

Обыденова Татьяна Викторовна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра педагогики, Московский университет МВД России.

Ключевые слова: профилактика, дети, несовершеннолетний, ребенок, правонарушение, деликт, полиция, вопрос, проблема, регулирование.

On the issue of prevention of administrative offences of minors

Obydenova Tat’yana Viktorovna — PhD in Law, Associate Professor at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Key words: problem, question, police, delict, offence, child, minor, children, prevention, regulation.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Эта проблема связана со многими факторами и требует своего разрешения. Представляется, что одним из возможных способов решения этих проблем может быть применение правоохранительными органами возможностей педагогической профилактики, сущность которой заключается в использовании педагогических средств в предупреждении правонарушений. Такие средства разрабатываются в превентивной педагогике, направленной на профилактику данных деяний, совершаемых несовершеннолетними.

Какие же правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи («Мелкое хищение», статья 7.27 КоАП) и хулиганства («Мелкое хулиганство», статья 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается свойственным именно молодым людям в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся: повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП) [1].

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:

  • распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
  • появление в общественных местах в состоянии опьянения;
  • мелкое хулиганство;
  • мелкое хищение;
  • уничтожение или повреждение чужого имущества;
  • управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
  • незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
  • проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1).

А также, по данным полицейской статистики, достаточно часто встречаемое:

  • занятие проституцией (ст. 6.11).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

Являются ли несовершеннолетние субъектами административных правонарушений?

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Отметим, что о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Все эти упомянутые лица должны были принять меры к тому, чтобы подросток не совершал правонарушения. И здесь могут оказать существенное воздействие на личность потенциального правонарушителя возможности превентивной педагогики, которая рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений, педагогическими средствами.

Для достижения положительного результата необходимо оказывать на несовершеннолетних позитивное обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие. Такое воздействие осуществляется путем:

Отметим, что в предупреждении правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних участвует множество субъектов [2].

Со стороны государства — это органы внутренних дел; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости. Со стороны близкого общения — семья, близкие родственники, педагог, друзья. Вышеперечисленные субъекты воспитательной работы оказывают различное воздействие на развитие, обучение и воспитание несовершеннолетних. Семья, по нашему мнению, является самым главным из них, так как она оказывает первостепенное влияние с момента рождения человека, помогает понять ему такие нравственные категории, как добро и зло, честь, достоинство, гуманизм, справедливость. Она формирует у человека морально-нравственные качества, уважение к старшим. Очень многое зависит от взаимоотношений в семье — если в ней между ее членами происходят постоянные конфликты, избиения, употребление спиртных напитков, то говорить о ее положительном влиянии на несовершеннолетнего не имеет смысла.

Читайте так же:  Сроки отсрочки исполнения решения суда

Субъекты воспитательной работы со стороны государства осуществляют следующую деятельность:

  1. ограничивают влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
  2. воздействуют на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  3. непосредственно воздействуют на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  4. воздействуют на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию;
  5. занимаются воспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.

Субъекты воспитательной работы в своей деятельности используют различные методы и приемы [3] профилактического воздействия на несовершеннолетнего:

а) методы и приемы обучения:

  • пример: сотрудник органов внутренних дел рассказывает в образовательном учреждении о случаях совершения преступлений их сверстниками;
  • объяснение и рассказ: сотрудник полиции поясняет несовершеннолетним, как нельзя себя вести, как нужно поступать в той или иной ситуации;

б) методы и приемы воспитания:

  • рекомендация и совет (например, субъект воспитательной работы рекомендует несовершеннолетним заниматься спортом, вести здоровый образ жизни);

в) методы и приемы развития:

  • активизация интереса и мышления, например сотрудники органов внутренних дел проводят в образовательных учреждениях различного рода спортивные мероприятия, игры.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Заметим, что такая деятельность, как педагогическая превенция, предполагает формирование у несовершеннолетних доброжелательности, подлинного желания помочь человеку, душевности, сопереживания, искренности, доверительности, оптимизма, открытости.

В современных условиях нацеленности на гуманизацию всех сфер жизни общества основными направлениями совершенствования профилактики совершения преступлений несовершеннолетними являются:

  1. гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
  2. профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
  3. усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
  4. придание семье роли ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
  5. четкое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В заключение необходимо отметить, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, при значительных масштабах распространения требуют решительных, энергичных и целенаправленных мер по их предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также в недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. На наш взгляд, для совершенствования профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений субъектам воспитательной работы со стороны государства необходимо проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях с целью пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств, досуга в аморальных группах, которые постепенно разлагают морально-нравственные качества человека, впоследствии приводящие к совершению правонарушений и преступлений. Положительный результат также приносит и проведение встреч и собраний с родителями несовершеннолетних для того, чтобы понять, чьи родители должным образом воспитывают своих детей, а чьи не оказывают им должного внимания.

Представляется, что такая системная деятельность в обозначенном направлении может и должна приносить положительные результаты.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/79649-voprosu-profilaktike-soversheniya-administrativnykh-pravonarushenij-nesovershennoletnimi

50.Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности:

1) дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ).

В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл. 12КоАП РФ), а также правонарушений, предусмотренныхст. 11.18КоАП РФ, дела указанной категории могут быть рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав лишь постольку, поскольку орган или должностное лицо передает (в установленном порядке) дело об административном правонарушении указанным комиссиям.

2) при совершении правонарушения, связанного с распитием пива, напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной, спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, в возрасте до шестнадцати лет, ответственность за действия несовершеннолетнего несут его законные представители.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст.32.2 КоАП РФ).

Кроме того, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим возраста 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9КоАП РФ).

4) Часть 2 ст. 2.3. КоАП РФ предусматривает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

5) несовершеннолетие является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2КоАП РФ).

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе.

Читайте так же:  Неисполнение встречных обязательств

Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе.

Порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних аналогичен с рассмотрением дела совершеннолетних, однако, включает в себя ряд особенностей.

Так, материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям.

При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений.

Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. В рассмотрении дела участвует прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения.

Источник: http://studfile.net/preview/5662384/page:13/

Административно-правовой статус несовершеннолетнего

Административные правоотношения затрагивают различные сторо­ны жизни граждан, в том числе и несовершеннолетних.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:

• охрана прав и свобод человека и гражданина;

• охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благо­получия населения;

• защита общественной нравственности;

• охрана окружающей среды, установленного порядка осуществле­ния государственной власти, общественного порядка и общественной безо­пасности, собственности;

• защита законных экономических интересов физических и юридичес­ких лиц, общества и государства от административных правонарушений;

• предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 Ко­декса об административных правонарушениях (КоАП) РФ).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных пра­вонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответствен­ности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административно­го правонарушения возраста 16 лет; административные дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются, как правило, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совер­шившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, ко-

миссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может бьггь освобождено от административной ответственности с приме­нением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законо­дательством о защите прав несовершеннолетних. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., регламентирует принятие мер к несовершеннолетним без привлечения их к административ­ной ответственности: выговор, обязанность своим трудом устранить при­чиненный материальный ущерб и др.

Целью административного наказания является предупреждение со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и дру­гими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, или причинение ему физических страда­ний, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административная ответственность несовершеннолетних — это пре­дусмотренное в санкциях норм административного законодательства на­ступление неблагоприятных последствий для несовершеннолетних в связи с совершенными правонарушениями.

Признаками административного правонарушения, влекущими за со­бой административную ответственность, являются общественная опас­ность, противоправность, виновность и наказуемость.

Особенностью административной ответственности несовершенно­летних является одновременное наступление административной ответ­ственности их родителей, согласно ст. 5.35 КоАП РФ, предусматрива­ющей административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовер­шеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответ­ствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.

лей»); ст. 6.10 («Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одур­манивающих веществ»); ст. 20.22 («Появление в состоянии опьянения не­совершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими пива и на­питков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных ве­ществ в общественных местах»), В последней статье предусмотрена адми­нистративная ответственность родителей или иных законных представите­лей несовершеннолетних.

Ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ предусматривает, что дела об административ­ных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

В качестве примеров целенаправленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в административных правоотношениях кроме уже перечисленных статей следует привести следующие статьи КоАП РФ:

• ст. 5.37 («Незаконные действия по усыновлению ребенка, передаче его под опеку или попечительство в приемную семью»);

• ст. 6.7 («Нарушение санитарно-эпидемиологических требований

к условиям воспитания и обучения»); .

• ст. 6.13 («Пропаганда наркотических средств, психотропных ве­ществ или их прекурсов»).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмат­ривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об администра­тивном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Читайте так же:  Суд кассационной инстанции наделен полномочиями

КоАП РФ не содержит специальной главы, регулирующей ответ­ственность несовершеннолетних и защиту их прав, а также не выделяет ад­министративных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним. В ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ предусмотрено, что административный арест уста­навливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к бере-

менным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, ли­цам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

В ч. 2 ст. 32.2 предусматривается, что при отсутствии самостоятель­ного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыски­вается с его родителей или иных законных представителей.

При применении к несовершеннолетним административных наказа­ний необходимо преследовать воспитательную цель — формирование у подростков навыков правопослушного поведения.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272 создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защи­ты прав и законных интересов несовершеннолетних. Основным направле­нием ее деятельности является профилактика безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних.

Правительственная комиссия не подменяет собою комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые при местных органах власти на основании федерального и регионального законодательства.

Административное законодательство играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений. В последние годы наметилась тенденция к декриминализации некоторых уголовно наказуемых деяний и расширению административной ответственности физических и юридичес­ких лиц.

Представляется целесообразным ввести административную ответ­ственность родителей за отсутствие контроля посещения детьми общеоб­разовательной школы, а также за факты насилия в семье в отношении не­совершеннолетних.

Источник: http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/administrativno-pravovoy-status-71442.html

Общие положения административной ответственности несовершеннолетних

Понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних

За последнее время появилось множество статей, посвященных проблемам асоциальному, противоправному поведению подростков: росту числа проступков, увеличению удельного веса тяжких насильственных преступлений, бродяжничеству, пьянству, употреблению наркотических и психотропных веществ и т.д. Такое поведение, совершаемое молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте представляют значительный вред как отдельным людям, так и обществу в целом[10;15].

Любые запрещенные законом поступки людей являются правонарушениями, противоправными действиями. Классифицируются они, как правило, согласно видам ответственности, установленным законодательством: уголовные, гражданские, административные, финансовые, земельные и т.д. Степень их общественной опасности различна.

Предметом данного исследования являются административные проступки, которые часто предшествуют преступлениям. Криминальное поведение обычно начинается с возникновения менее опасных проступков, и, развиваясь, становится закономерным следствием такого поведения.

Административным проступком является деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, на различные формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность [2;33]. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние. Она состоит в применении к субъекту административного наказания.

Понятие административного проступка включает в себя определенное качество, совокупность ряда существенных для него свойств, признаков, таких, как противоправность, виновность и наказуемость. Это сознательный (умышленный или неосторожный) поступок (действие или бездействие), его совершают физические вменяемые лица, достигшие определенного возраста.

Административная ответственность несовершеннолетних — это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, не являющемуся совершеннолетним [5;56]. Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Однако общим субъектом административной ответственности будет являться гражданин РФ, достигший возраста не 16, а 18 лет, так как лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними и относятся к особым субъектам административной ответственности.

К основным нормативным актам, регулирующим административную ответственность несовершеннолетних, относятся не только Кодекс РФ об административных правонарушениях, но и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 года и ряд других нормативных актов, включая положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне, которые также являются субъектами административной юрисдикции.

При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних может быть выделено различное количество ее специфических особенностей:

В то же время за некоторые проступки несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности.


Следовательно, можно говорить о том, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

В том случае, когда во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, который достиг шестнадцатилетнего возраста и имеет самостоятельные доходы, судья имеет право принять решение о самостоятельном возмещении несовершеннолетним причиненного вреда или обязать своим трудом устранить этот ущерб.

К особенному признаку административной ответственности несовершеннолетних следует также отнести:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— воспитательный характер административной ответственности, так как к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, применяются меры воздействия, которые не являются административными наказаниями.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел[4;37].


Источник: http://studwood.ru/929218/pravo/obschie_polozheniya_administrativnoy_otvetstvennosti_nesovershennoletnih
Несовершеннолетний как особый субъект административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here