Обжалование решения арбитражного суда по административному делу

Статья на тему: "Обжалование решения арбитражного суда по административному делу" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Арбитражный суд Магаданской области

Процесс

Отделение Магадан г. Магадан

Получатель

УФК по Магаданской области (Межрайонная ИФНС России №1 по Магаданской области, л/с 04471240580)

Расчетный счет

ОКТМО

Оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регламентирован параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Вместе с тем, при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами применяются и общие правила искового производства, установленные Разделом II АПК РФ.

Возбуждение производства по делу

В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Право на обращение в арбитражный суд

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности (часть 1 статьи 208 АПК РФ).

В соответствии с вышеуказанной нормой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. К постановлениям, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, относятся постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде заявления об оспаривании постановления прокурора о возбуждении административного производства, который заменяет собой протокол об административном правонарушении, который также не подлежит обжалованию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, что не ограничивает право его представителя и защитника на подачу такого заявления в рамках своих полномочий.

Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ). Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5 статьи 114 АПК РФ). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 6 статьи 114 АПК РФ).

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Для восстановления данного срока заявителю необходимо представить ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин и доказательствами, подтверждающими заявленное ходатайство.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Требования к заявлению об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Частью 1 статьи 209 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ, а именно:

часть 1 статьи 125 АПК РФ: заявление подается в арбитражный суд в письменной форме; заявление подписывается заявителем или его представителем. Представителем в арбитражном процессе может выступать не только адвокат, но и иное оказывающее юридическую помощь лицо (статья 59 АПК РФ). Представитель вправе совершать от имени представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 2 статьи 62 АПК РФ, для выполнения которых они должны быть специально оговорены в самой доверенности. Если заявление подписывает представитель по доверенности, ему необходимо приложить к заявлению доверенность (либо ее надлежаще заверенную копию), а также представить документы, подтверждающие полномочия лица, выдавшего доверенность (напр. приказ о назначении руководителя организации, выписку из учредительного договора об избрании руководителя либо лица, исполняющего обязанности руководителя);

пункт 1 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

пункт 2 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должны быть указаны наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;

пункт 10 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должен быть указан перечень прилагаемых документов;

часть 3 статьи 125 АПК РФ: заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении; допускается также непосредственное вручение копии заявления, при этом на экземпляре заявления, который подается в арбитражный суд либо на сопроводительном письме к заявлению должен стоять штамп государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа с указанием даты принятия заявления, его входящего номера, росписи принявшего заявление лица с указанием его должности.

Специальным требованием к заявлению об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, является обязательное указание в заявлении:

  • наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
  • название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
  • права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
  • требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

Документы, прилагаемые к заявлению

В соответствии с общими правилами искового производства, в частности статьей 126 АПК РФ, установлен перечень документов, необходимых для представления в суд при подаче заявления:

уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший и документы которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; при отсутствии уведомления о вручении направление заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, а если копии заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно заявителем или нарочным, — расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление заявления и приложенных к нему документов (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 №11);

Читайте так же:  Постановление определение судебная экспертиза

копии свидетельства о государственной регистрации (заявителя) в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

В соответствии с частью 2 статьи 126 АПК РФ документы, прилагаемые к заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

За подачу заявления данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.

Также, в соответствии с частью 2 статьи 209 АПК РФ к заявлению об оспаривании решения административного органа прилагается текст оспариваемого решения.

В случае если указанные выше требования заявителем не будут выполнены, то заявление в соответствии со статьёй 128 АПК РФ может быть оставлено арбитражным судом без движения (не будет принято к производству) до устранения обстоятельств в порядке и сроки, установленные определением суда.

В определении арбитражный суд указывает основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Согласно статье 118 АПК РФ данный срок может быть продлен арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле (в данном случае – заявителя). Заявление о продлении срока, установленного арбитражным судом в определении об оставлении заявления без движения, должно быть подано в суд до истечения первоначально установленного срока.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда (часть 3 статьи 128 АПК РФ).

В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьёй 129 АПК РФ (часть 4 статьи 128 АПК РФ).

При этом возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения (часть 6 статьи 129 АПК РФ).

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законном (часть 1 статьи 210 АПК РФ).

Источник: http://magadan.arbitr.ru/proc/obrazci_zajavlenij/obrazci_zajavlenij_po_sporam__voznikajuschix_iz_administrativnix_pravonarushenij/2634.html

Обжалование решения арбитражного суда по административному делу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

«Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности»

Обобщение
«Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов
о привлечении к административной ответственности»

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности не является новым направлением в работе арбитражных судов. С введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) деятельность судов по рассмотрению дел указанной категории вышла на качественно новый уровень правового регламентирования арбитражного процесса.

Во-первых, законодатель четче, по сравнению с прежним законодательством, разрешил вопрос подведомственности дел арбитражным судам. Так статьей 29 АПК РФ определено, что арбитражный суд разрешает экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности и возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В основу определения подведомственности спора по АПК РФ положен характер спора — он должен быть экономическим и быть сопряженным с административными и иными публично-правовыми отношениями.

В контексте темы обобщения необходимо отметить, что по вопросу отнесения споров к подведомственности арбитражных судов КоАП РФ введен субъектный критерий — в арбитражный суд может быть обжаловано постановление по делу о привлечении к административной ответственности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ( ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Во-вторых, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, помещено в отдельный — III раздел АПК РФ. Подобное обособление вызвано не только техническим отграничением одного вида судопроизводства от другого, но и введением ряда особенностей, характерным для судопроизводства именуемого ныне административным.

Подобные новеллистические изменения законодательства несомненно являются прогрессивными и направлены на оптимизацию судебных процедур. Дифференциация же последних с введением особенностей для каждой категории, детализирует арбитражный процесс, что в конченом итоге, не исключая путь апробации норм на практике, должно снизить количество спорных процессуальных моментов, что добавит стабильности принятым судебным актам.

Настоящее обобщение проведено в соответствии с планом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и пунктом 4.3 Плана работы Арбитражного суда Пензенской области.

В обобщении использованы материалы дел, рассмотренных за июль-декабрь 2002 и 11 месяцев 2003 года.

Всего за указанный период возбуждено 78 дел по спорам, связанным с оспариванием постановлений о привлечении к административной ответственности. Вынесено 74 решения и 4 определения по данной категории.

Основные причины удовлетворения требований заявителей.

Арбитражным судом при рассмотрении дел указанной категории в. случаях требования заявителей были удовлетворены.

В качестве основных причин удовлетворения требований заявителя, влекущих отмену решения административного органа о привлечении к административной ответственности можно отметить следующие:

Читайте так же:  Закон о восстановлении пропущенных сроков

— во-первых, нарушение самим органом порядка производства по делу об административном правонарушении;

— во-вторых, наличие дефектов протоколов, фиксирующих административное правонарушение.

Проиллюстрировать подобные нарушения можно на примере дела N А49-4373/02-185а/16. Решением суда признано незаконным и отменено полностью постановление Комитета природных ресурсов по Пензенской области о наложении штрафа на ОАО «Биосинтез» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ. Судом установлено, что административным органом протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, его защитника, а также то, что о времени и месте рассмотрения дела заявитель не был извещен. Таким образом, административным органом был нарушено производство по делу об административном правонарушении. Между тем в силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основании и в порядке, установленным законом. В связи с чем, судом требования заявителя об оспаривании постановления были удовлетворены.

Оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц.

Законодательство об административных правонарушениях претерпело существенные изменения в части привлечения юридического лица к ответственности. Анализ положений статей 1.5 и 2.1 КоАП РФ свидетельствует об исключении принципа объективного вменения в отношении данного субъекта административного правонарушения. В настоящее время недостаточно только зафиксировать нарушение, необходимо установить наличие вины юридического лица и отразить в материалах проверки в чем она выразилась и чем подтверждается.

Изменение судом решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В четырех случаях судебные акты Арбитражного суда по делам об оспаривании решений административного органа содержат в резолютивной части указания на изменение решения в части назначения административного наказания.

Так по заявлению индивидуального предпринимателя Будянского В.Н. об оспаривании постановления Городищенского межрайонного отдела УФСНП РФ по Пензенской области о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, суд вынес решение об изменении указанного постановления (дело N А49-3/03-25оп/13).

Суд, констатируя правильность квалификации содеянного, мотивировал изменение постановления тем, что при назначении наказания в максимальном размере административным органом не были приняты во внимание положения части 2 статьи 4.1 КоАП РФ. Поскольку административным органом не дана оценка смягчающим обстоятельствам, а наличие отягчающих органом налоговой полиции не установлено, суд пришел к выводу, что лицо подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда , что является минимальным размером санкции.

К аналогичным выводам пришел суд при рассмотрении заявления ОАО «Белинсксельмаш» об оспаривании постановления Пензенской таможни о привлечении к административной ответственности. Согласно решению суда постановление административного органа подлежит изменению, а юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренным санкцией части 1 статьи 16.19 КоАП РФ (дело N А49-28/02-5оп/19).

По делу N А49-17/03-42оп/13, возбужденного # на основании заявления индивидуального предпринимателя Ивакиной Г.М. об оспаривании постановления Темниковского межрайонного отдела УФСНП РФ по Республике Мордовия, суд также мотивировал решение об изменении постановления тем, что последнее вынесено без учета общих начал назначения и целей административного наказания. Кроме того, оценивая обстоятельства совершенного правонарушения и личность нарушителя, суд пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения. В резолютивной части решения суда содержится указание на изменение постановления в связи с прекращением производства по делу.

В основе вынесения решения об изменении постановления Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды о привлечении ОАО «Пензаэнерго» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.1 КоАП РФ лежит также указание суда на нарушение административным органом общих правил назначения административного наказания, а именно: не учтен характер совершенного правонарушения; не учтено имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность (дело N А49-5748/02-1оп/17).

Поскольку арбитражный суд в силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и решение подлежит проверке в полном объеме, то наличие и оценка смягчающих или отягчающих обстоятельств подлежит проверке независимо от того указывал ли на них заявитель. Данное замечание приведено по той причине, что в двух из приведенных дел, заявитель просил суд учесть ряд обстоятельств в качестве смягчающих. По двум другим делам заявители на подобные обстоятельства не ссылались — были установлены судом при рассмотрении дела.

Рассмотрение дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности возбужденных на основании заявлений прокуратуры.

Вынесение определений о прекращении производства по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.

В обобщаемом периоде вынесено четыре подобных определения. В трех случаях вынесение определений мотивировано неподведомственностью спора арбитражному суду (дела N А49-102/03-132оп/11, N А49-20/02-4оп/8, N А49-4/02-1оп/13). В одном случае суд вынес определение о прекращении производства по делу на том основании, что заявителем пропущен без уважительной причины срок на подачу жалобы на постановление о нарушении таможенных правил (дело N А49-12/02-2оп/8).

Необходимо отметить, что по вопросу пропуска срока на подачу жалобы единообразия в правоприменительной практике Арбитражного суда Пензенской области не выработано. Так по делу N А49-66/03-122а/17 суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Грачева К.Н. об оспаривании постановления МИ МНС РФ N 1 по Пензенской области в связи с тем, что пропущен срок на обжалование без уважительных на то причин. В апелляционном порядке решение отменено, требование заявителя удовлетворено. Оценивая позицию суда в этой части, суд апелляционной инстанции указал, что ни АПК РФ ни КоАП РФ не предусматривают отказ в удовлетворении требований по существу со ссылкой на пропуск процессуального срока. В связи с чем, заявление индивидуального предпринимателя было рассмотрено по существу.

В целом для данной категории характерно разнообразие споров в зависимости от вида правонарушений, что обусловлено положениями АПК РФ и КоАП РФ о подведомственности данных споров:

— наибольшее количество дел рассмотрено по заявлениям об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ — 23 дела, по которым были вынесены решения;

— вторая по численности группа — дела, возбужденные по заявлениям об оспаривании постановлений о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ;

— рассмотрено 4 спора по статье 16.12 ; 3 спора по части 2 статьи 14.4 ; по два заявления об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной следующими статьями КоАП РФ — 7.1 , 8.1 , 16.21 , 15.19.

— оспаривались также постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной статьями 6.5 , 8.21 , 9.5 , 9.4 , 14.15 , ч.3 ст. 14.25 , 8.8 , 15.1 , 15.11 , 15.13 , 15.12 , 15.19 , 15.25 , 16.19 , 20.4.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/17302757/

Статья 211 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Удалить персональные данные

2. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:

1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;

2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его адрес или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

5. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

5.1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.11.2016 N 393-ФЗ.

5.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

6. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Источник: http://www.zakonrf.info/apk/211/

Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности

СТ 206 АПК РФ

1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

3. В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

4.1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Абзац третий утратил силу.

4.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

5. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Комментарий к Ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В ч. 1 ст. 206 Кодекса предусматривается, что при принятии решения о привлечении к административной ответственности применяются те же правила, которые установлены в гл. 20 Кодекса применительно к решению по делам, возникающим из гражданских правоотношений. В этом смысле по форме и содержанию данное решение ничем не отличается от решений по другим делам, рассматриваемым арбитражным судом по правилам искового производства.

При этом следует иметь в виду, что арбитражный суд в данном случае принимает судебный акт именно в форме решения, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 15 АПК РФ судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Эта норма, содержащаяся в Общих положениях Кодекса, не дает оснований для применения ст. 29.9 КоАП в части, касающейся наименования акта, принимаемого по результатам рассмотрения дела по существу, который называется постановлением (ч. 1 ст. 29.9).

Читайте так же:  Доверенность на получение товара почта россии образец

Указанное различие в наименовании актов не меняет их сути и одинаковой юридической силы.

2. В ч. 2 ст. 206 АПК РФ предусматривается, что по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд может принять одно из двух решений: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования о привлечении к ответственности.

При этом основаниями для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности могут быть, в частности, нарушения требований ст. 28.2 КоАП, касающихся протокола об административном правонарушении, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП.

3. В ч. 3 ст. 206 АПК РФ предусмотрены требования к резолютивной части решения суда о привлечении к административной ответственности.

В ней должны указываться точные сведения о лице, привлеченном судом к административной ответственности, законодательные нормы, на основании которых указанное лицо привлечено к ответственности, а также вид наказания и конкретные санкции.

При назначении административного наказания арбитражный суд должен учитывать, что ст. 4.2 КоАП предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность. Однако в силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за то или иное административное правонарушение, в соответствии с КоАП. Поэтому размер штрафа, например, не может быть установлен арбитражным судом ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП, на основании которой лицо привлечено к административной ответственности.

4. Согласно ч. 4 ст. 206 решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если оно не обжаловано в суд апелляционной инстанции, либо вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции.

Таким образом, в АПК устанавливается десятидневный срок для обжалования решения по делу о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд апелляционной инстанции.

После вступления решения в законную силу оно является обязательным в соответствии со ст. 16 АПК РФ и подлежит исполнению в соответствии с ч. 1 ст. 182 АПК РФ.

При этом следует иметь в виду, что в разд. V КоАП регулируются вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Именование судебного акта арбитражного суда, принимаемого по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности, решением, а не постановлением (ст. 29.9 КоАП) не изменяет его юридической значимости и не исключает поэтому распространения разд. V КоАП на исполнение судебных актов арбитражных судов. Указанные положения КоАП, в частности, придают постановлениям по делам об административных правонарушениях характер исполнительного документа.

5. Часть 5 ст. 206 Кодекса устанавливает трехдневный срок для направления решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле, а при необходимости и в вышестоящий в порядке подчиненности орган.

Соблюдение этого срока арбитражным судом представляется особенно важным, поскольку в ч. 4 ст. 206 АПК РФ предусмотрен 10-дневный срок для обжалования указанного решения.

§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений

Источник: http://apkodrf.ru/razdel-3/glava-25/paragraf-1/st-206-apk-rf

Как обжаловать решение арбитражного суда о привлечении к ответственности

Лицо вправе обжаловать решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (далее по тексту постановление). Схема последовательного обжалования решения арбитражного суда отличается от обжалования постановления в суде общей юрисдикции.

При обжаловании постановления важно учитывать как правила КоАП РФ, так и особенности, которые устанавливает Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Важно иметь в виду, что не вступившее в законную силу решение об отказе в признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности можно обжаловать в порядке апелляции, а вступившее в порядке первой и второй кассации и надзора.

Как последовательно обжаловать решение арбитражного суда о привлечении к ответственности

Решение не вступило в законную силу

1. Лицу необходимо подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции.

2. Если решение суда первой инстанции будет оставлено в силе, то у лица появляется возможность обжаловать его и постановление суда апелляционной инстанции в порядке первой кассации, подав соответствующую кассационную жалобу.

Однако по некоторым категориям дел решение суда первой инстанции можно обжаловать в суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Это такие дела, по которым в совокупности соблюдены три условия:

  • за совершение правонарушения законом установлено наказание только в виде предупреждения и (или) в виде штрафа,
  • размер назначенного штрафа не превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для предпринимателей 5 тыс. руб.,
  • апелляционный суд принял постановление по итогам рассмотрения жалобы на решение суда первой инстанции.

Такое правило установлено в части 4 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

3. Если принятые ранее судебные акты будут оставлены в силе, то у лица появляется возможность обжаловать их в порядке второй кассации, подав соответствующую кассационную жалобу в Судебную коллегию Верховного суда РФ.

4. Если же и в этот раз принятые ранее судебные акты будут оставлены в силе, то у лица появляется возможность обжаловать их в порядке надзора, подав соответствующую надзорную жалобу в Президиум Верховного суда РФ.

Решение вступило в законную силу

1. Если лицо докажет уважительность причин пропуска срока на обжалование, можно начать с указанной выше первой стадии, направив суду вместе с апелляционной жалобой ходатайство о восстановлении срока (ч. 1 ст. 117 АПК РФ, ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). При этом необходимо учесть предельные допустимые сроки для восстановления (ч. 2 ст. 117 АПК РФ).

2. Если уважительных причин нет, то остается только одна возможность приступить к указанной выше второй стадии обжалованию в порядке первой кассации.

Как суд рассматривает жалобу согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ

Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не была подана апелляционная жалоба. В случае если такая жалоба была подана, решение (если суд апелляционной инстанции его не изменил или не отменил) вступает в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 206 АПК РФ).

Исполнительный лист на основании судебного акта суд не выдает. Судебный пристав-исполнитель производит принудительное исполнение непосредственно на основании этого судебного акта (ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ).

Копию решения в трехдневный срок со дня его принятия суд направляет лицам, участвовавшим в деле. Он может также направить копию решения в административный орган, вышестоящий в порядке подчиненности (ч. 5 ст. 206 АПК РФ).

Апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции суд рассматривает по общим правилам, установленным в главе 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ (абз. 2 ч. 4.1 ст. 206, ст. 181 АПК РФ).

Читайте так же:  Образец рассмотрения жалобы в суде

Суд ведет производство в кассационной инстанции (в порядке первой кассации) по правилам, предусмотренным в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Однако важно учитывать особую категорию дел, по которым суд кассационной инстанции вправе отменить решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Производство в порядке второй кассации и в порядке надзора Верховный суд РФ осуществляет по правилам КоАП РФ.

Как суд рассматривает жалобу согласно нормам КоАП РФ

При подготовке к рассмотрению жалобы судья выполняет следующие действия:

  • выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им жалобы (ст. 29.2 КоАП РФ),
  • выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ),
  • разрешает ходатайства,
  • назначает экспертизу (при необходимости),
  • истребует дополнительные материалы (при необходимости),
  • вызывает лиц, участие которых признает необходимым при рассмотрении жалобы,
  • направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к его компетенции.

Такие правила установлены в статье 30.4 КоАП РФ.

Судья единолично рассматривает жалобу, он не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом он:

  • объявляет, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба,
  • устанавливает явку лиц (физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, лиц, вызванных для участия в рассмотрении жалобы),
  • проверяет полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя,
  • выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие либо об отложении рассмотрения жалобы,
  • разъясняет права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,
  • разрешает заявленные отводы и ходатайства,
  • оглашает жалобу,
  • проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. В частности, заслушивает объяснения лица, привлеченного к ответственности (или его представителя или защитника). При необходимости он может заслушать показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта. Кроме того, он вправе исследовать иные доказательства и осуществить другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ,
  • заслушивает заключение прокурора в случае его участия в рассмотрении жалобы.

Такие правила установлены в статье 30.6 КоАП РФ.

Внимание! Есть случаи, когда дело может быть рассмотрено без участия лица, привлеченного к ответственности

По общему правилу дело должно рассматриваться с участием лица, привлеченного к ответственности (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). Такое правило применимо и в том случае, когда дело ведется по жалобе, поскольку и глава 25, и глава 30 КоАП РФ находятся в общем для них разделе IV КоАП РФ Производство по делам об административных правонарушениях.

Однако из этого правила есть исключения, когда дело может быть рассмотрено без участия лица, привлеченного к ответственности, а именно в следующих случаях:

1) рассматривается надзорная жалоба (такой вывод следует из содержания ст. 30.1230.19 КоАП РФ),

2) если есть данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела или если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство было оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ),

3) обжалуется постановление по делу о правонарушении (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ):

  • предусмотренном главой 12 КоАП РФ,
  • совершенном в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ.

Как суд должен известить законного представителя организации или предпринимателя (или самого предпринимателя) о рассмотрении жалобы в суде общей юрисдикции, чтобы это считалось надлежащем извещением лица, привлекаемого к административной ответственности

Суд, в производстве которого находится дело по жалобе, извещает или вызывает лиц, участвующих в деле, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении,
  • повесткой с уведомлением о вручении,
  • телефонограммой или телеграммой,
  • по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Такое правило установлено в части 1 статьи 25.15 КоАП РФ.

Извещение, адресованное предпринимателю, суд направляет по месту его жительства. Его суд определяет на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства суд определяет на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо ведет дело через представителя, извещение суд также направляет и по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч. 2, 3 ст. 25.15 КоАП РФ).

Согласно позиции Пленума ВАС РФ: КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Поэтому суд может произвести извещение любым доступным способом, например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (п. 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).

Надлежащим извещением будет даже СМС-сообщение в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату (абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях).

Если лицо, которое обжалует постановление о привлечении его к ответственности, не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, то это обстоятельство является основанием для отмены принятого по итогам рассмотрения такой жалобы решения (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Важно иметь в виду, что суд, рассматривающий дело о правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ). Кроме того, обязательным является присутствие лица, привлеченного к ответственности при рассмотрении дел, влекущих:

  • административный арест,
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства,
  • обязательные работы.

Это правило установлено в абзаце 2 части 3 статьи 25.1 КоАП РФ. При отсутствии лица, присутствие которого является обязательным, суд выносит определение об отложении рассмотрения дела. Если его неявка не имела уважительной причины, судья выносит определение о его приводе (ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://piterlaw.ru/news/kak-obzhalovatj-reshenie-arbitrazhnogo-suda-o-privlechenii-k-otvetstvennosti-2454

Обжалование решения арбитражного суда по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here