Ответственность за нарушение норм конституционного права

Статья на тему: "Ответственность за нарушение норм конституционного права" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания)

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности — это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание — это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение — виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная — уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности — государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты — государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты — участники избирательного процесса);

4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты — общественные и религиозные объединения);

5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты — граждане).

Конституционное право предусматривает несколько способов привлечения к конституционно-правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ.

Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10994 —

| 7442 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/4_57618_konstitutsionnaya-otvetstvennost-ponyatie-sub-ekti-osnovaniya.html

3. Ответственность за нарушение норм конституционного права

Юридическая ответственность — важнейший институт любой правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности занимает одно из центральных мест как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках, включая и конституционное право.

Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

В конституционном праве предусмотрена возможность применения мер принуждения, а также мер воздействия за определенные нарушения. Например, согласно Конституции РФ [1, ч.3 ст.115] постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Отмена акта является принудительным воздействием со стороны Президента РФ, которое прекращает возникшее правоотношение и предупреждает наступление вредных последствий издания неправомерного акта. Вместе с тем, эта отмена является конституционно-правовой санкцией, выражающей в правовой форме последствия несоблюдения норм конституционного права. Эти последствия носят неблагоприятный для правонарушителя характер.

Читайте так же:  Ненадлежащий ответчик постановление пленума

Таким образом, конституционно-правовой ответственности, как и всякой другой юридической ответственности, присущи элементы кары как претерпевания неблагоприятных для правонарушителя последствий за нарушение норм конституционного права. Эта кара всегда имеет государственно-властную, принудительную природу.

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность — это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция — мерой этой ответственности.

В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности используется достаточно широко.

Так, согласно Конституции РФ [1, ч.3 ст.115] постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ. Президент РФ также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом [1, ч.2 ст.85].

Одной из разновидностей рассматриваемой санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений. Так, согласно Конституции РФ [1, ст.125] Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ.

Другой важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции РФ [1, ч.2 ст.117] Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения [1, ст.93].

Одной из конституционно-правовых санкций, применяющихся к депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, а также к членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является лишение их полномочий по решению законодательного органа.

Так, согласно Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимается соответственно Советом Федерации и Государственной Думой и оформляется постановлениями палаты. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением палаты.

Одной из мер конституционно-правовой ответственности является аннулирование юридических результатов тех или иных конституционно-правовых действий. Так, согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации право принять участие в распределении депутатских мандатов; либо если за списки кандидатов, получившие согласно соответствующему закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов.

Конституционно-правовое законодательство предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан. Так, согласно Конституции РФ [1, ч.3 ст.32] не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эта санкция является временным ограничением со стороны государства некоторых правомочий граждан Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации также предусматривает возможность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград. Однако эта мера является одним из видов уголовного наказания. Согласно ст.48 Уголовного кодекса РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Читайте так же:  Статья срок исковой давности по гражданским делам

Таким образом, существует разнообразные спектр санкций, которые могут быть применены при нарушении норм конституционного права.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/34265

Ответственность в конституционном праве России

Нарушение конституционно-правовых норм влечёт ответственность, которую несут государственные органы и должностные лица. Эту ответственность не стоит путать с ответственностью за нарушение конституционно-правовых норм, предусмотренную для граждан и должностных лиц другими отраслями права.

Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами самого конституционного права. Она не имеет ни репрессивного, ни материального характера. На гражданина, который не является должностным лицом, данная ответственность не распространяется. Конституционно-правовая ответственность выступает как реальная гарантия против злоупотребления властью.

Формами ответственности по конституционному праву являются:

Во-первых, ответственность Президента РФ перед Конституционным судом РФ, который вправе отменить издаваемые им нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отстранить Президента РФ от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ;

Во-вторых, ответственность Правительства РФ перед Президентом, который вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра; ответственность Правительства перед Федеральным Собранием, которое вправе выразить ему недоверие;

В-третьих, ответственность всех государственных органов за соответствие своих актов Конституции РФ, которую реализует Конституционный Суд РФ.

В настоящее время признаётся, что правонарушения могут совершать не только граждане и не только отдельные государственные органы и их должностные лица, но и государство в целом. Условия последовательного осуществления конституционных полномочий российского государства создаются в первую очередь в результате реализации его конституционно-правовой ответственности перед народом, обществом, человеком и гражданином. Так, в последние годы получила распространение ответственность государства перед гражданином за совершённые в прошлом массовые нарушения законности.

Ответственность государства перед гражданами вытекает из его конституционных обязанностей. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений обязано создать действующий механизм предотвращения нарушений, когда такие нарушения приобретают массовый характер. Ответственность государства перед народом состоит, в частности, в том, чтобы не допускать политические, экономические и другие условия, превращающие народ в толпу, когда он утрачивает качества политического субъекта властвования.

Другая форма ответственности государства связана с реализацией гражданами права обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Большое значение имеет такое средство, как возмещение государством ущерба, причинённого незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, а также в других случаях, как например, если ущерб здоровью или имуществу причинён экологическим правонарушением. На основании Конституции РФ государство реализует свою конституционную обязанность по возмещению ущерба, причинённого незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

В большинстве случаев конституционная ответственность носит политический и моральный характер. Это вовсе не означает её неэффективности. Утрата профессиональным политиком репутации, например, может оказаться достаточным наказанием за антиконституционные действия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/10_49421_otvetstvennost-v-konstitutsionnom-prave-rossii.html

Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые санкции и их особенности.

Конституционно – правовая ответственность – это закрепленная конституционно – правовыми нормами обязанность субъекта конституционно – правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или общественного воздействия.

Основной Закон Республики Беларусь прямо не признает конституционно-правовую ответственность в качестве отдельного института, но слово «ответственность»употребляется в некоторых его статьях: ст. 2, 59, 97, 106, 110.

Одним из механизмов, гарантирующих реализацию Основного Закона, и является институт конституционно – правовой ответственности, а особым субъектом в плане обеспечения конституционного правопорядка выступает Конституционный Суд Республики Беларусь.

Ответственность государственной власти за поддержание режима законности, установленного в государстве, — гарантия обеспечения правопорядка. Например, закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь в ч.3 ст.10 устанавливает юридическую ответственность за отказ либо уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда.

Реализация данного правоположения находила продолжение в ст.167 ранее действовавшего Уголовного Кодекса Республики Беларусь, которая запрещала понуждение должностного лица, состоящего на государственной службе, к неисполнению решений Конституционного Суда Республики Беларусь должностным лицам, занимающим ответственное положение.

Особо следует подчеркнуть, что метод возложения ответственности – это не только обязанность совершать определенные действия либо воздерживаться от них, но и предостережение о неблагоприятных последствиях при невыполнении обязанности.

По нашему мнению, конституционная ответственность характеризуется теми признаками, которые присущи юридической ответственности в целом.

В свою очередь, В.А. Виноградов предлагает выделять три основания конституционно-правовой ответственности: 1) нормативное, 2) фактическое и 3) процессуальное, причем устанавливает следующую последовательность: «Прежде всего, должна быть конституционно-правовая норма, устанавливающая модель поведения и санкцию за отклонение от нее. Затем может возникнуть фактическое основание – не соответствующее конституционно-правовой норме деяние. При наличии нормы и не соответствующего ей деяния уполномоченная инстанция в порядке, установленном конституционно-правовыми нормами, может определить меру конституционно-правовой ответственности за указанное деяние».

Однако конституционная ответственность может наступать не только за нарушение Конституции, но и обычных законов. Например, Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления (ст.88 Конституции Республики Беларусь). Следовательно, основанием конституционной ответственности может послужить нарушение Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

Читайте так же:  Регистрация права собственности на квартиру сроки получения

Конституционная ответственность может иметь и моральные основания. В частности, Кодекс чести судьи Конституционного Cуда Республики Беларусь в ст.13 и Закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь в п.5 ст.18 устанавливают, что полномочия члена Конституционного Суда могут быть прекращены либо приостановлены в связи с поступком, который хоть и не является преступным, но по своему характеру несовместимый с высоким званием

Рассматривая правоохранительную деятельность Конституционного Суда через призму института конституционной ответственности, можно выявить основные причины, которые тормозят включение конституционно-правовой ответственности в традиционный набор видов юридической ответственности. Как представляется, юридические причины обусловлены особенностями конституционно-правовых отношений. К числу таковых необходимо отнести следующие.

Во-первых, комплексный, разносторонний характер конституционно-правовых отношений, в связи с которым наиболее остро встают вопросы разграничения конституционно-правовой ответственности с одной стороны, и политической, уголовной, административной — с другой.

Во-вторых, конституционно-правовые отношения носят достаточно сложный характер, и для того, чтобы выявить конституционный деликт, необходим комплексный анализ конституционных норм. В частности, такая ситуация может иметь место в случае, если полномочия Палаты представителей или Совета Республики досрочно прекращаются на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции (ч.2 ст.94 Конституции Республики Беларусь).

В-третьих, своеобразный характер имеют конституционно-правовые санкции. Для большинства субъектов правотворчества чисто психологически достаточно ново принять в качестве таковой необходимость отмены изданного ими нормативного акта, признанного Конституционным Судом не соответствующим Основному Закону. Возможно, юридической науке необходимо провести более четкую границу между понятием санкции и понятием негативных последствий.

Итак, конституционно – правовая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой (в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устанавливается конституционно – правовыми нормами, но и направлено прежде всего на защиту конституционно – правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно – правовых норм, усиливать их влияние на общественно – политическую практику.

Конституционно-правовая санкция — это определенная нормами конституционного права мера государственного либо общественного воздействия в сфере конституционно – правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией конституционно-правовой нормы, и которая содержит ее итоговую оценку.

Изучение конституционного законодательства Республики Беларусь позволяет выделить основные виды мер негативной конституционно-правовой ответственности, которые могут быть рассмотрены в качестве соответствующих санкций. Итак, речь может идти о таких мерах, как:

— отмена ранее принятого решения о принятии в гражданство (были представлены подложные документы и т.п.);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— лишение статуса беженца либо отмена решения о предоставлении временного убежища физическому лицу (совершение преступления на территории Республики Беларусь, подлог документов и т.п.);

— вынесение предупреждения общественному объединению, политической партии, религиозной организации за деятельность, не соответствующую закону, уставу;

— ликвидация общественного объединения, политической партии, религиозной организации и запрет на их деятельность по решению суда;

— признание поведения физического лица, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституционным или не соответствующим закону (например, Конституционный Суд в своем заключении констатирует имевшие место факты нарушения Палатами Парламента Конституции);

В Республике Беларусь сложилась целая система конституционно-правовых санкций. С определенной долей условности рассмотренные меры конституционно-правовой ответственности можно сгруппировать.

Первая группа санкций обращена к физическим лицам и направлена на правильное оформление их отношений с государством.

Вторая группа санкций предусматривает меры, принимаемые в отношении политических партий, иных общественных объединений, религиозных организаций и других коллективных субъектов.

Третья группа санкций относится к государству в целом, государственным органам и должностным лицам. Базовым здесь является положение о том (ст. 2 Конституции Республики Беларусь), что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

К особенностям конституционно-правовых санкций можно отнести то, что они:

Во-первых, очень часто носят ярко выраженный политический характер как по основаниям применения, так и по кругу субъектов;

Во-вторых, круг субъектов, уполномоченных применять такие санкции, очень широк (практически все органы государственной власти и должностные лица, а также граждане, например, в случае отзыва депутата);

В-третьих, следует учитывать то обстоятельство, что высшие органы государственной власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность, и поэтому здесь очень важно соблюсти конституционный принцип «сдержек и противовесов»;

В-четвертых, применение конституционно-правовых санкций, за редким исключением, не влечет судимости или иного состояния наказанности;

В-пятых, в конституционно-правовой ответственности на первый план выступает правосстановительная функция, и лишь в немногих случаях преследуется карательная цель, то есть наказание лица, совершившего конституционно-правовой деликт;

В-шестых, конституционно-правовая санкция существует не как санкция какой–либо одной нормы конституционного права и как следствие этого, формулируются они не в качестве части каких-либо норм, а как самостоятельные нормы в виде диспозиции;

В-седьмых, конституционно-правовые санкции могут быть применимы к субъекту, поведение которого с формально-юридической точки зрения невиновно.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/1x4ccc.html

Конституционно-правовые нормы. Их виды, особенности. Механизм реализации. Ответственность за их нарушение.

Конституционно-правовые нормы — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Читайте так же:  Разрешение на травматическое оружие под ключ

Особенностями конституционно-правовых норм являются:

· их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством;

· своим содержанием — зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

· источниками, в которых они выражены — основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;

· своеобразием видов общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, нормы-декларации, нормы-цели, и др);

· учредительным характером содержащихся в них предписаний — конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;

· специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

· особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

1. По содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):

· нормы, регулирующие основы конституционного строя;

· норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;

· нормы, регулирующие федеративное устройство;

· нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.

2. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;

б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;

в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

3. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомочивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).

4. По территории действия:

· нормы, действующие на всей территории РФ;

· нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).

5. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

а) императивные — нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);

б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

6. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

· Материальные нормы — предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

· Процессуальные (процедурные) нормы — определяют формы, в которых материальные нормы реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее

7. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;

б) специальные — определенный круг лиц.

Конституционно-правовая ответственность— это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание — это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная — уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности :

· возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности — государство);

· отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты — государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

· отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты — участники избирательного процесса);

· приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты — общественные и религиозные объединения);

Читайте так же:  Признание сделки недействительной мнимая сделка

· отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты — граждане).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/18xd9ea.html

Ответственность в конституционном праве

Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционного права (конституционные деликты). Целью такого воздействия является недопущение нарушений или восстановление нарушенных правовых положений.

Основы ответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действия конституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычно устанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенства конституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащих конституции. Властными полномочиями для обеспечения верховенства наделяются глава государства, выступающий как гарант конституции, правительство, судебные органы. Важную роль играет конституционный контроль, обеспечивающий соответствие правовых актов конституции страны. В ряде государств для обеспечения единства правового поля учреждены прокуратуры, уполномоченные по правам человека, ведомства по охране конституции. Полномочия этих органов, составляющие механизм защиты конституции и законов, предусматривают возможность применения определенных мер воздействия к органам власти и должностным лицам. В совокупности эти полномочия служат гарантией защиты прав граждан, сохранения конституционного строя и законности, а также защиты от злоупотребления властью, нарушения пределов компетенции органов власти, возможности узурпации власти и т. д.

От этой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица по другим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому). Так, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ, но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; каждый по Конституции обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, но за нарушение этой нормы лицо отвечает по гражданскому, уголовному и административному законодательству. Во всех приведенных случаях ответственность имеет не конституционно-правовой характер, хотя она наступает также за нарушение норм конституционного права.

Что касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность вообще не распространяется.

Конституционно-правовая ответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме. Такими санкциями выступают и отмена незаконных актов, и освобождение от должности (отставка), и лишение депутата его полномочий. В российском конституционном праве закреплена ответственность Правительства перед Президентом, который, например, вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра. Правительство также несет ответственность перед

Федеральным Собранием, которое вправе выразить ему недоверие. Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции РФ, эту ответственность реализует Конституционный Суд. Как видим, такие формы ответственности наступают за конкретное правонарушение, но иногда не связаны с ним, а отражают потребность в регулировании политических отношений. По большинству же конституционных процедур Конституция РФ санкций не предусматривает.

В 1990-е гг. в связи с коренной демократизацией государственного строя России получила распространение ответственность государства перед гражданами за совершенные в прошлом массовые нарушения законности. Например, Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 9 марта 2016 г.) были реабилитированы и восстановлены в правах миллионы граждан, пострадавших в годы тоталитарного режима, этим гражданам выплачивалась из бюджета посильная компенсация. Специальным парламентским постановлением в 1991 г. были признаны незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, и приняты меры по обеспечению их прав. Тем самым признается, что правонарушения могут совершать не только граждане и отдельные государственные органы, но и государство в целом. И тогда наступает ответственность государства за свои действия. Это, разумеется, относится к далекому прошлому, к тоталитарному государству, и ответственность уже не может быть распространена на виновных должностных лиц. Однако важно, чтобы демократическое правовое государство теоретически предусматривало возможность такой ответственности как своеобразную превентивную меру против поползновений антидемократических сил, если они окажутся у власти.

Другая форма ответственности государства перед своими гражданами связана с реализацией гражданами своего конституционного права обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ст. 46 Конституции). Ответственность государства перед гражданами также вытекает из его конституционных обязанностей, например обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции).

Конституционная ответственность чаще всего имеет политический и моральный характер. Например, потеря политической репутации профессионального политика может оказаться вполне достаточным наказанием за антиконституционные действия. Только в определенных случаях эта ответственность требует наличия вины того или иного должностного лица, которая должна устанавливаться с соблюдением законных процессуальных правил. Поэтому конституционная ответственность часто выполняет скорее профилактическую функцию. В процессуальных формах эта ответственность устанавливается только судебными органами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/316588/pravo/otvetstvennost_konstitutsionnom_prave

Ответственность за нарушение норм конституционного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here