Ответственность за нарушение принципов международного права

Статья на тему: "Ответственность за нарушение принципов международного права" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Россия

Десять нарушений международного права, совершенных Россией на Украине

В эту среду мы рассмотрим те нормы международного права, которые Россия нарушила и нарушает, аннексировав Крым и оказывая поддержку сепаратистскому движению на востоке Украины.

Первое

Статья 2.4 Главы I Устава ООН гласит:

«Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».

Второе

Резолюция 2625 (XXV) Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, устанавливающая принципы международного права, касающиеся отношений дружбы и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН. В пункте 1 данной резолюции зафиксированы два положения, применимые к Украине:

Каждое государство должно воздерживаться от организации или содействия в создании нерегулярных сил или вооруженных бандформирований, в том числе наемных, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство должно воздерживаться от организации, побуждения, оказания помощи и участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве, а также от того, чтобы разрешать на своей территории организованные мероприятия, направленные на совершение вышеуказанных актов, когда акты, упоминаемые в данном разделе, предполагают угрозу силой или применение силы.

Третье

Россия открыто нарушает резолюцию 3314 (XXIX) ООН, от 14 декабря 1974 года, в которой дается определение агрессии. В частности, в статье 3 определяется, что можно считать актом агрессии. Два из перечисленных элементов напрямую соотносятся с использованием Россией своих войск, дислоцированных в Крыму, и с последующими действиями этой страны на востоке Украины.

c) Блокирование портов и берегов одного государства вооруженными силами другого государства.

e) Использование вооруженных сил одного государства, расположенных на территории другого государства, на основе договора с принимающим государством, в нарушение условий, закрепленных в договоре.

g) Отправка государством или от имени государства вооруженных бандформирований, нерегулярных сил и наемников, ведущих боевые действия против другого государства [..]

Четвертое

Россия нарушает Заключительный Акт Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству от 1975 года, первый пункт которого устанавливает соблюдение суверенитета государств, второй пункт провозглашает отказ от использования силы, третий закрепляет нерушимость границ, четвертый гласит о территориальной целостности государств, а пятый предлагает решать все споры мирными средствами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Пятое

Россия также игнорирует резолюции Совета Европы, в который она вошла в 1996 году и который уже дважды осудил действия России, нарушающие устав Совета. Речь идет о резолюциях 1990 и 2034 (2014).

Шестое

Россия нарушила условия Будапештского меморандума, подписанного 5 декабря 1994 года лидерами Украины, США, России и Великобритании (позже к нему присоединились, как члены Совета Безопасности, Китай и Франция, но не подписав его, а в форме соответствующих заявлений), согласно которому Украина передала странам-гарантам 1800 имеющихся у нее ядерных боеголовок в обмен на гарантии безопасности и территориальной целостности. Между прочим, это соглашение было подписано ни кем иным, как Сергеем Лавровым, министром иностранных дел тогда, при Ельцине, и сейчас, при Путине.

Седьмое

Россия нарушила Беловежские соглашения от 8 декабря 1991 года о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик и о создании Содружества Независимых Государств, принявших на себя обязательства уважать территориальную целостность других государств.

Восьмое

В 1997 году Россия подписала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной, который также нарушила, поскольку он предусматривал неприкосновенность и нерушимость границ обеих стран.

Девятое

Россия нарушила двусторонние соглашения от 1997 и 2010 годов, регулирующие вопросы пребывания российской армии и использования военных баз на территории Украины.

И, наконец, десятое

Россия нарушила Конституции Украины и Крыма, которые предусматривают, что любые вопросы об изменении территории решается исключительно всеукраинским референдумом.

После знакомства с этим длинным списком кажется совершенным бредом речь российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, произнесенная в начале месяца на Мюнхенской конференции по безопасности, в которой Лавров сожалеет о том, что ни Европа, ни США не приняли всерьез своих обязательств по созданию «сообщества безопасности в Европе».

С невероятным цинизмом Лавров отвечает главе немецкого внешнеполитического ведомства Франку-Вальтеру Штайнмайеру (Frank-Walter Steinmeier) на его вопрос о том, в какие нормы международного права верит Россия, что Россия верит в нормы, устанавливаемые Уставом ООН, Хельсинским актом и Советом Европы. Интересно, он вообще их читал?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: http://inosmi.ru/russia/20150218/226348174.html

Нарушения международного права

Сущность международного права

Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.

Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом — отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.

Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Читайте так же:  Закон о восстановлении пропущенных сроков

Международно-правовая ответственность

За нарушение международного права следует международно — правовая ответственность.

Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.

Основными источниками международно — гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.

Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.

Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.

За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:

  • Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
  • Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
  • Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
  • Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
  • Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.

На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:

  1. Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
  2. Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.

Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.

Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.

Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.

Это преступление обладает следующими специфическими чертами — подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.

Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.

Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.

К международным преступлениям также относится:

  • торговля людьми — продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
  • подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
  • пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/narusheniya_mezhdunarodnogo_prava/

Ответственность за нарушение принципов международного права

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725 (дата обращения: 07.02.2019).

Актуальной проблемой современных международных отношений является проблема соотношения основных принципов международного права с практикой реальных международных отношений первой четверти XXI века.

Читайте так же:  Закон повестках суда

Закрепленные в Уставе ООН (1945 г.), а позднее в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) одиннадцать основных принципов международного права, которые являются основой всей системы международного права, в последние десятилетия вошли в серьезное противоречие с поведением на международной арене отдельных субъектов международных отношений. Наиболее активными акторами современных международных отношений, в первую очередь, являются государства, их образования и постоянно растущее число международных организации.

При этом ни у кого не возникает сомнения в том, что сами принципы исторически обусловлены, доказали свой непреходящий и универсальный характер, а также нашли свое отражение в целом ряде важнейших правоустанавливающих документов ООН и правовых системах большинства государств.

Тем не менее, современная практика международных отношений заставляет задуматься над эффективностью и применимостью принципов международного права в новых, изменившихся и весьма динамично развивающихся условиях современного мира.

На наш взгляд, современная международная практика демонстрирует постоянное нарушение основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

Так, примером нарушения принципа “неприменения силы и угрозы силой” являются: вторжение США в Камбоджу в 1970 году; ввод советских войск в Афганистан в 1979 году; США в Гренаду и Ливию в 1983 году; в Панаму в 1989 году; бомбардировки США Югославии в 1999 году, а также военная операция “Буря в пустыне”, проведенная НАТО в Ираке в 2003 году. Существуют и другие примеры.

Принцип “мирного разрешения споров” также нарушается многочисленными столкновениями, конфликтами, а также террористическими действиями различных организаций, а также гражданскими войнами (в 2014-2015 Йемен, Украина). Наиболее известный и затяжной арабо-израильский конфликт, которому более 100 лет, каждый год уносит сотни жизней, до сих пор не может найти своего мирного разрешения, не смотря на многочисленные попытки переговоров.

Регулярно нарушается и принцип “территориальной целостности государств”. Причем, нарушение границ государств квалифицируется международным правом как преступление. В качестве примера, можно привести нападение Ирака на Кувейт в 1991 году, или захват ИГИЛ территорий Сирии и Ирака начиная с 2013 года.

С принципом “нерушимости границ” все несколько сложнее. С одной стороны государства – соседи вправе самостоятельно изменить свои границы на взаимных интересах. Так, Россия и Китай выровняли границу в 2008 году. При этом площадь переданных территорий Китаю составила 174 кв. км.

Однако нередко данный принцип нарушается несанкционированным вторжением и часто захватом территории соседа. Подтверждением этого служит уже упомянутое вторжение ИГИЛ в Ирак и Сирию.

Принцип “суверенного равенства государств”, закрепленный в Уставе ООН, был нарушен самим Уставом, так как пять великих держав, – постоянных членов Совета безопасности (Великобритания, КНР, Россия, США, Франция) были наделены правами, которых не имели другие страны-члены ООН. В период создания ООН это объяснялось вкладом великих держав в разгром фашизма, но впоследствии этот фактор потерял свою актуальность.

Кроме того, в последние десятилетия важное значение для решения общемировых, глобальных проблем имеют ежегодные встречи Большой восьмерки (G8) и Большой двадцатки (G20), в которых большинство стран мира не участвуют. При этом решения, принимаемые на таких встречах, носят огромное значение для всех стран мира.

Принцип “невмешательства во внутренние дела государства” нарушается наиболее часто. Чаще всего это вмешательство связано с гражданскими войнами внутри государств. Крайней формой такого вмешательства является применение вооруженной силы. Так, в 2015 году в Йемене, Судане, Филиппинах, Индии, Пакистане развивалось сразу несколько конфликтов, сопровождавшихся прямым или косвенным вмешательством внешних сил. Так, например, США активно используют свои вооруженные силы в Ираке, Афганистане, Йемене и других странах.[2]

Принцип “уважения прав человека” также имеет большую практику нарушения. Лидерами здесь являются африканские и азиатские государства. Нарушается право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободы мысли и передвижения и т.д. Примером нарушения принципа могут быть названы; детский труд в Уганде, Филиппинах, Таиланде, Гвинеи-Бисау и других слаборазвитых странах Азии и Африки; пытки в Гуантанамо (Куба) и Дарфуре, Демократической республике Конго. [3]

Примером нарушения принципа “равноправия и самоопределения народов” являются непризнанные государства. Примером могут служить: Приднестровье в Молдове, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Донецкая народная республика и Луганская народная республика в Украине и др.

Кроме того, существует определенное противоречие между принципами самоопределения народов и принципом территориальной целостности государств. Единого мнения у исследователей по поводу преобладания одного принципа над другим нет. [5] Так, например, в украино-российских противоречиях по Крыму каждая сторона аппелирует к разным принципам. Украина ссылается на принцип “нерушимости границ”, доказывая, что Крым принадлежит данному государству, Россия же основывается на принципе “самоопределения народов”.

Принцип “сотрудничества государств” означает, что реализация всех остальных принципов международного права возможна только путем сотрудничества. Возросшее число глобальных проблем, с которыми государства не могут справиться в одиночку, подталкивает их к сотрудничеству. Однако наличие внутригосударственных особенностей и сдерживающих факторов национального, религиозного, экономического и культурного свойства, сдерживает равноправное сотрудничество.

С другой стороны, участие государства в различных союзах и международных организациях нередко представляет угрозу национальному суверенитету, что ограничивает стремление к совместному решению проблем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип “добросовестного выполнения международных обязательств” нарушается невыполнением взятых на себя обязательств по политическим, экономическим причинам, а также в силу объективно складывающихся причин, по которым дальнейшее выполнение обязательств становится невозможным.

Таким образом, сегодня мировое сообщество находится в очень сложной ситуации, когда следует либо признать неравнозначность основных принципом международного права между собой, и создать новую иерархию принципов “нового” международного права, укрепляя роль ООН, либо стать свидетелями утраты современным международным правом своего правового статуса.

Читайте так же:  Продление полномочий генерального директора дополнительное соглашение

Нарушение баланса сил в международных отношениях и потеря устойчивости международного правопорядка создает, на наш взгляд, объективную необходимость реформирования международного права и его основных принципов.

Источник: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725

Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права

23 декабря 2004 года Генеральный секретарь ООН выступил в Совете Безопасности ООН с докладом «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», в котором особое внимание уделил проблемам правосудия переходного периода и господства права в конфликтных и постконфликтных обществах. В докладе было отмечено, что подход к системе отправления правосудия должен быть всеобъемлющим с точки зрения уделения внимания всем взаимозависимым институтам этой системы и учитывать нужды основных групп, а также необходимость обеспечить взаимодополняемость переходных механизмов отправления правосудия. Была поставлена задача не подменять национальные структуры международными, а помочь в укреплении основ национальной системы юстиции.

Столь пристальное внимание проблеме формирования двух уровней юстиции: национального и международного, объясняется, прежде всего, потребностью в повышении эффективности ответственности субъектов, совершающих грубые нарушения норм международного гуманитарного права. Парадокс состоит в том, что институт ответственности в международном праве является одним из старейших, с одной стороны, а с другой стороны, наименее кодифицированным. Имеется и второй парадокс, который состоит в том, что от того, насколько успешно будет вестись работа по формированию системы международно-правовой ответственности, зависит эффективность функционирования всей системы международного права, укрепления международного мира и правопорядка.

Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права.

Ответственность государств вытекает из предписаний принципа pacta sunt servanda, который означает, что договоры должны добросовестно соблюдаться.

Государство несет ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права, если ему вменяются следующие деяния:

а) нарушения, совершенные его органами, в том числе, вооруженными силами;

b) нарушения, совершенные лицами или образованиями, которых оно уполномочило осуществлять элементы государственной власти;

с) нарушения, совершенные лицами или группами, действующими фактически по его указаниям или под его руководством или контролем;

d) совершенные частными лицами или группами лиц нарушения, о которых государство осведомлено и которые признает как свои собственные действия.

Государство также может нести ответственность и в том случае, когда оно не предприняло всех надлежащих мер для предотвращения нарушений норм международного права и наказания лиц, виновных в их совершении. Действия всех государственных органов, и гражданских и военных приписываются исключительно государству при выявлении субъекта ответственности. Не оспаривается также тот факт, что государство отвечает и за бездействие своих органов, если они обязаны были предпринять действия, направленные на предотвращение нарушения или его наказание.

Положения об ответственности государств нашли отражение во всех четырех Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. Ответственность государств существует наряду с требованием преследовать в судебном порядке лиц за серьезные нарушения. Ответственность государств подтверждается также во Втором Протоколе к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 года.

Государство, несущее ответственность за нарушения международного гуманитарного права, должно полностью возместить причиненный ущерб. Речь идет о мерах, начиная с выплаты компенсации жертвам и их семьям и дачи гарантий неповторения и заканчивая внедрением правовых механизмов по предупреждению будущих злоупотреблений. Обязательство государства выплачивать компенсацию за нарушения международного гуманитарного права является безусловным.

В 2001 году Комиссия международного права ООН представила на 53 сессии Генеральной Ассамблее Доклад «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния», в котором были кодифицированы обычно-правовые и договорные нормы об ответственности государств.

В Докладе нашли отражением следующие важные положения:

  • · квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутригосударственному праву;
  • · поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву;
  • · поведение повстанческого движения, которое становится новым правительством государства, рассматривается как деяние данного государства по международному праву;
  • · нарушение государством международно-правового обязательства имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требует от него данное обязательство, независимо от его происхождения или характера.

Комиссия международного права ООН также представила;

· юридические последствия международно-противоправного деяния не затрагивают сохраняющейся обязанности ответственного государства по исполнению нарушенного обязательства.

Уже отмечалась обязанность государства предоставить полное возмещение вреда, вызванного международно-противоправным деянием.

Возмещение вреда может осуществляться в форме реституции, компенсации и сатисфакции, будь то отдельно или в их сочетании.

При определении возмещения учитывается усугубление вреда намеренным или небрежным действием или бездействием потерпевшего государства либо любого лица или образования, в отношении которого истребуется возмещение.

Государства должны предпринимать все необходимые меры для того, чтобы своими правомерными действиями положить конец серьезным нарушениям международного права.

Вместе с тем, следует отметить шесть обстоятельств, исключающих противоправность поведения государства:

  • · согласие;
  • · самооборона;
  • · контрмеры;
  • · форс-мажор;
  • · бедствие;
  • · состояние необходимости.

Эти обстоятельства применяются к любому противоправному деянию независимо от того, затрагивает ли оно нарушение какого-либо обязательства по норме общего международного права, договору, одностороннему акту или любому другому источнику. Они не аннулируют и не прекращают обязательства. Они оправдывают или извиняют их неисполнение, пока такое обстоятельство сохраняется.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Принцип индивидуальной ответственности физического лица за нарушение норм международного гуманитарного права является одним из его основных принципов. Впервые данный принцип был сформулирован в Уставе Нюрнбергского трибунала, предусматривавшего составы преступлений, за которые наступала ответственность физических лиц.

Читайте так же:  Постановление о прекращении уголовного дела несовершеннолетнего

Трибунал, учрежденный в 1945 г. Соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией для справедливого и быстрого суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений:

a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;

b) военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

c) преступления против человечества, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

При этом руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, в соответствии с Уставом должны были нести ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. Должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не рассматривалось как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания. Трибунал мог рассматривать как довод для смягчения наказания, но не освобождения от него тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника и то, если этого требовали интересы правосудия.

Модель индивидуальной ответственности физических лиц строится на концепции, что классическая международная ответственность и уголовная международная ответственность не поглощают и не исключают одна другую. Это правило подтверждается в п. 4 ст. 25 Римского Статута Международного уголовного суда, который гласит: «Ни одно положение в настоящем Статуте, касающееся индивидуальной уголовной ответственности, не влияет на ответственность государств по международному праву». И наоборот, ответственность государств «не затрагивает вопросов индивидуальной ответственности по международному праву любого лица» (Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств за международно-противоправные деяния, ст. 58).

Разработка механизмов эффективного привлечения к ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права физических лиц, активно ведется с середины 20-го века.

По состоянию на сегодняшний день Международный уголовный суд представляется с этой точки зрения одним из наиболее адекватных механизмов, с помощью которого можно привлекать к судебной ответственности лиц, совершивших серьезные нарушения международного права прав человека и международного гуманитарного права.

В исследовании Верховного комиссара ООН по правам человека, изданном в 2011 г. отмечается, что Римский Статут Международного уголовного суда дает наиболее полное и обновленное определение соответствующих международных преступлений, которые сводятся главным образом к нарушениям международного права прав человека и международного гуманитарного права:

a) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо, независимо от того, подлежит ли это другое лицо уголовной ответ-ственности;

b) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление, если это преступление совершается или если имеет место покушение на это преступление;

c) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или каким-либо иным образом содействует его совершению или покушению на него, включая предоставление средств для его совершения;

d) любым другим образом способствует совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью. Такое содействие должно оказываться умышленно и либо:

i) в целях поддержки преступной деятельности или преступной цели группы в тех случаях, когда такая деятельность или цель связана с совершением преступления, подпадающего под юрисдикцию Суда; либо

ii) с осознанием умысла группы совершить преступление;

e) в отношении преступления геноцида, прямо и публично подстрекает других к совершению геноцида;

f) покушается на совершение такого преступления, предпринимая действие, которое представляет собой значительный шаг в его совершении, однако преступление оказывается незавершенным по обстоятельствам, не зависящим от намерений данного лица. Вместе с тем лицо, которое отказывается от попытки совершить преступление или иным образом предотвращает завершение преступления, не подлежит наказанию в соответствии с настоящим Статутом за покушение на совершение этого преступления, если данное лицо полностью и добровольно отказалось от преступной цели. Практика работы Трибуналов, создававшихся для преследования лиц, подозревавшихся в совершении военных преступлений в вооруженных конфликтах, а именно: Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде, а также Международным уголовным судом позволяет обозначить сложившуюся систему принципов индивидуальной уголовной ответственности в современном международном гуманитарном праве. Они сводятся к следующим важным положениям:

  • · каждый обязан отказаться выполнять явно противозаконный приказ. Приказы совершить геноцид или преступления против человечности являются явно противозаконными;
  • · все лица несут уголовную ответственность за международные преступления, которые они совершают;
  • · командиры и иные руководители несут уголовную ответственность за международные преступления, совершенные во исполнение их приказов, и, помимо этого, в соответствии с принципом ответственности командования (пункт 2 статьи 86 Протокола I предусматривает, что нарушение обязательств по Конвенциям подчиненным лицом не освобождает его начальников от их собственной ответственности за надзор и контроль. Однако, для того чтобы можно было сослаться на ответственность командования, необходимо, чтобы начальник знал или имел основания знать, что нарушения совершаются или скоро будут совершены;
  • · все лица должны нести уголовную и материальную ответственность за вынесение наказания за международные преступления, если по признакам, характеризующим объективную сторону, преступление совершено преднамеренно и сознательно.
Читайте так же:  Сроки рассмотрения жалобы в арбитражном суде

Источник: http://studwood.ru/817406/pravo/otvetstvennost_narushenie_norm_mezhdunarodnogo_gumanitarnogo_prava

Ответственность государств за нарушение норм международного права

Источники международного права

К основным источникам международного праваотносятся международный договор и международный обычай.

Международный договор (конвенция) –соглашение, заключенное между государствами, либо между государствами и международными организациями, где закрепляются права и обязанности сторон.

Признание договора достигается его подписанием главой государства или ратификацией (утверждение высшим законодательным органом власти страны, например в Республике Беларусь — Парламентом).

Международный обычай – это практика государств (поведение государств в конкретной ситуации), признанная ими в качестве юридически обязательной для себя.

К основным принципам международного праваотносятся принципы: суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, права народов на самоопределение, мирного разрешения международных споров, уважение прав и свобод человека.

В законе «О международных договорах Республики Беларусь» устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь, подлежат непосредственному применению. Так, на статьи 21 – 51 Конституции оказали прямое влияние Всеобщая декларация прав человека и пакты о правах человека. В УК в 1999 г. введены составы военных преступлений и преступлений против человечества.

В международном праве ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства (международного договора или обычая).

Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов власти.

Международные правонарушения бывают двух категорий: международные преступления и международные деликты.

Международное преступление –это тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом.

К международным преступлениям относятся:

агрессия – незаконное применение вооружённой силы;

геноцид – истребление отдельных групп населения, народов по расовым, национальным или религиозным мотивам;

апартеид –расовая дискриминация (различение), выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны (апартеид до 1994 г. существовал в ЮАР, т.е. брак между черным и белым являлся уголовным преступлением; если черному необходимо было пройти в район, где проживали белые, обычно прислуге, то для этого необходимо было выписать специальное разрешение; белые могли иметь любую недвижимость, черные имели право проживать только в трущобах);

рабство – положение полной зависимости, подчиненности;

экоцид— грубое и массовое загрязнение окружающей среды;

международный терроризм – устрашение своих политических противников, выражающее в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Терроризм (страх, ужас) – форма вооруженного насилия в политических целях. Это движение не широких масс, а небольших, но тщательно организованных подпольных террористических групп. В качестве средства террористы используют насильственные акты против отдельных граждан, а также разрушение материальных объектов, убийства, захват заложников, взрывы в общественных местах.

Международный деликт – это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.

Ответственность государств за международные правонарушенияпредусматривается нематериальная и материальная.

К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация, а материальной ответственности – репарация, реституция и субституция.

Сатисфакция –это действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Это может быть извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя, отзыв должностного лица, оскорбившее другое государство, привлечение его к ответственности по национальному законодательству.

Ресторация –восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства, повышение таможенных пошлин на товары, разрыв дипломатических отношений).

Репарация(восстановление, возмещение) денежное возмещение ущерба (Бразилия заявила иск к компании «Шеврон» в размере 11 миллиардов долларов за нефтепятно в размере около 1 км в диаметре).

Реституция – возвращение вывезенных культурных и других ценностей, неправомерно захваченных и вывезенных с территории противника. Порядок реституции определяется мирным договором.

Субституция – замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение.

При совершении государством международного преступления Советом Безопасности ООН применяется решение о введении экономических санкций (мер воздействия)против государства-нарушителя (приостановление торговых отношений, разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи) или вводятся военные санкции (применение вооруженных сил ООН), а исполнители международного преступления привлекаются к уголовной ответственности.

Суд осуществляется Международным трибуналом, который находиться в Гааге (Нидерланды). Впервые такой трибунал был создан в 1945 г. для суда над главными военными преступниками второй мировой войны – высшими должностными лицами и генералитетом фашистской Германии.

В 1993 г. был учрежден Международный трибунал над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9010 —

| 7280 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/3_201782_otvetstvennost-gosudarstv-za-narushenie-norm-mezhdunarodnogo-prava.html

Ответственность за нарушение принципов международного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here