Положение о судебной экспертизе

Статья на тему: "Положение о судебной экспертизе" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Содержание

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 13)

Глава I. Общие положения

>
Государственная судебно-экспертная деятельность
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/89300effb84a59912210b23abe10a68f/

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

ГАРАНТ:

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12123142/

Статья 12 №73-ФЗ от 31.05.2001. Государственный судебный эксперт

Статья 12 №73-ФЗ от 31.05.2001. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 12. Государственный судебный эксперт – Комментарий к ст.12 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (автор комментария Смушкин А.Б.)

1. Комментируемая статья определяет статус государственного судебного эксперта. В принципе категорию эксперта можно рассматривать в двух смыслах: как работника экспертного учреждения, в должностные обязанности которого входит производство экспертиз, и как лицо, осуществляющее процессуальную функцию эксперта.

В первом случае эксперт может не только проводить экспертные исследования, но и привлекаться в качестве специалиста к участию в производстве иных процессуальных действий (например, специалиста-криминалиста при осмотре места происшествия). Во втором случае процессуальная роль определяется непосредственно производством экспертизы при судопроизводстве по гражданскому, уголовному, арбитражному или административному делу. Таким экспертом не обязательно будет являться работник экспертного учреждения. Как известно, в качестве эксперта для проведения экспертизы может привлекаться как государственный судебный эксперт, так и любое иное лицо, обладающее специальными знаниями.

Читайте так же:  Федеральный закон о защите персональных данных

Уголовно-процессуальный закон и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях фиксируют только общие требования к эксперту.

Согласно ч. 1 ст. 57 УПК РФ, эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Статья 25.9 КоАП РФ указывает, что в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
В отличие от общего статуса эксперта, охарактеризованного в вышеуказанных нормативных актах, комментируемый Закон закрепляет дополнительные требования к государственному эксперту.

2. В самом общем виде все требования к государственному судебному эксперту можно подразделить на требования к:

– признанию уровня его профессионального мастерства;
– месту работы;
– должностным обязанностям.

3. Признание уровня профессиональной подготовки осуществляется путем его аттестации на самостоятельное производство судебной экспертизы.

Аттестацию можно определить как процедуру предоставления права самостоятельного производства экспертизы (или продление этого права) государственному судебному эксперту, на основе рассмотрения специальными экспертно-квалификационными комиссиями знания кандидатами действующего законодательства по вопросам судебных экспертиз, научных основ производства экспертиз, специальных знаний кандидата и имеющихся практических навыков производства определенных видов экспертиз.
Подробнее вопрос о производстве аттестации государственных судебных экспертов рассмотрен в ст. 13 комментируемого Закона.

4. Местом работы государственного судебного эксперта обязательно должно быть государственное судебно-экспертное учреждение – специализированное учреждение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданное для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, и следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 комментируемого Закона).

Кроме того, ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона позволяет осуществлять организацию и проведение судебных экспертиз экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации экспертные учреждения создаются в системе МВД, Министерства юстиции, Федеральной таможенной службы, Министерства здравоохранения, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны.

Согласно Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511 “Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации”), производство экспертиз в системе МВД осуществляется сотрудниками ЭКП, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки порядке.

Эксперты-стажеры, прошедшие в установленном порядке подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством наставника, имеющего право производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается наставником и экспертом-стажером.

Систему экспертно-криминалистических подразделений МВД возглавляет Экспертно-криминалистический центр МВД России.

В систему экспертных учреждений Минюста входят 41 судебно-экспертная лаборатория, 8 региональных центров судебной экспертизы. Систему экспертных учреждений Министерства юстиции возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы. Судебные экспертизы и исследования в лабораториях производятся ее сотрудниками, получившими квалификацию эксперта по определенной экспертной специальности. Перечень экспертных специальностей и порядок получения квалификации судебного эксперта определяются Министерством юстиции Российской Федерации. На настоящий момент в сфере определения экспертных специальностей основным актом является “Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России” (утв. Приказом Минюста России от 27 декабря 2012 г. N 237).

Порядок подготовки государственных судебных экспертов определен в Положении об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

В системе Таможенной службы проведение экспертизы осуществляют Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее – ЦЭКТУ), экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ, иные экспертные организации и эксперты. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами: ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических служб – региональных филиалов ЦЭКТУ, имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз; экспертами иных соответствующих организаций или другими экспертами.

В качестве эксперта (государственный судебный эксперт) может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения (ч. 5 Методических рекомендаций о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами – региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами (приложение N 1 к письму Федеральной таможенной службы от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167).

В системе Министерства здравоохранения экспертизы проводятся Научно-исследовательским институтом судебной медицины и Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений. Производство экспертиз в экспертных учреждениях Министерства здравоохранения регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. N 346н “Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”.

Читайте так же:  Выгнали из дома что делать куда идти

В рамках Федеральной службы безопасности экспертизы проводятся в Научно-исследовательском центре и оперативно-технических отделах.
В системе Министерства обороны существуют: Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России и судебно-медицинские лаборатории.

5. В любом учреждении, кроме подразделений и сотрудников, реализующих основные задачи учреждения, существует масса подразделений, играющих организующую, плановую, хозяйственную и иные вспомогательные роли.

Поэтому комментируемый Закон не случайно подчеркивает, что государственный судебный эксперт должен осуществлять производство экспертизы в порядке выполнения своих должностных обязанностей. Это означает, что, во-первых, подобная обязанность данной штатной единицы должна быть предусмотрена в федеральных нормативных актах; во-вторых, в штатном расписании учреждения должна существовать сама подобная штатная единица; в-третьих, обязанность данного лица в области производства экспертиз должна быть предусмотрена должностными инструкциями учреждения.

Источник: http://proverka-na-poligrafe.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0/73-%D1%84%D0%B7-%D0%BE-%D0%B3%D1%81%D1%8D%D0%B4-%D0%B2-%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-12-%E2%84%9673-%D1%84%D0%B7/

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года)

Название документа: О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года)
Номер документа: 73-ФЗ Вид документа: Федеральный закон Принявший орган: Государственная Дума Статус: Действующий Опубликован: Парламентская газета, N 100, 02.06.2001

Российская газета, N 106, 05.06.2001

Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 04.06.2001, ст.2291

Приложение к «Российской газете», N 23, 2001 год

Ведомости Федерального Собрания, N 17, 11.06.2001

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901788626

73 ФЗ о государственной судебно — экспертной деятельности в РФ

Необходимость в объективной и независимой профессиональной оценке возникает при разногласиях сторон по бесконечному множеству обстоятельств. Если эти обстоятельства не могут быть установлены судом самостоятельно в силу отсутствия необходимых специальных знаний, назначается судебная экспертиза.

Общие сведения

Федеральный закон N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2001 года, вступив в силу после официальной публикации в «Российской газете» 31 мая того же года. Также в это время вносились корректировки в Федеральный закон об экологической экспертизе. подробнее об этом здесь:

Преамбула закона о судебно-экспертной деятельности гласит, что «настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве».

Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ об адвокатуре. Подробности по ссылке:

Структурно ФЗ-73 о госэкспертизе представлен шестью главами, содержащими 43 статьи. Рассмотрим подробнее его структуру и основные положения, прописанные в законе.

Общие положения:

  • Понятие государственной судебно-экспертной деятельности, её задача, правовая основа, принципы;
  • Соблюдение законности, прав и свобод третьих лиц при её осуществлении;
  • Независимость эксперта, объективность и полнота исследований;
  • Основные понятия, прописанные в законе, объекты исследований;
  • Государственные профильные учреждения;
  • Государственный судебный эксперт и требования, предъявляемые к нему.

Обязанности и права:

  • Обязанности и права руководителей государственных судебно-экспертных учреждений;
  • Обязанности и права специалистов (экспертов);
  • Ограничения при подготовке и осуществлении исследований.

Производство экспертизы:

  • Основания;
  • Дополнительное и повторное проведение;
  • Комиссионная судебная экспертиза;
  • Комиссии экспертов одной и различных специальностей;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы;
  • Заключение эксперта (комиссии экспертов) и его состав.

Особенности судебной экспертизы в отношении живых лиц:

  • Условия и место проведения;
  • Добровольность и принудительность;
  • Основания и порядок перевода лица в медицинский стационар;
  • Сроки нахождения в стационаре;
  • Гарантии прав лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза;
  • Условия её проведения в отношении лиц, находящихся под стражей или в психиатрических стационарах;
  • Обеспечение лиц, которые помещены в судебные психиатрические экспертные центры;
  • Ограничения при проведении экспертизы в отношении живого человека;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы в отношении живого человека.

Обеспечение судебно-экспертной деятельности профильных учреждений:

  • Финансирование;
  • Организационное и научно-техническое обеспечение;
  • Информационная поддержка;
  • Охрана экспертных учреждений.

Заключительные положения:

  • Распространение положений закона об экспертной деятельности на негосударственные экспертные центры и их специалистов;
  • Приведение существующих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом;
  • Порядок вступления закона об экспертной деятельности в силу.

Последняя редакция 73 ФЗ о ГСЭД в РФ датируется 2015 годом.

Последние поправки

За более чем 15 лет своего существования, закон об экспертной деятельности неоднократно претерпевал изменения. Последняя редакция закона, действующая на настоящий момент, датируется 8 марта 2015 года. Поправки были продиктованы вступлением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С выходом Федерального закона от 08.03.15 «О внесении изменений…», поправки коснулись только формулировок, притом всего в двух статьях закона об экспертной деятельности:

Статья 3 о правовой основе государственной судебно-экспертной деятельности была дополнена ссылкой на Кодекс административного судопроизводства РФ в качестве одного из источников правовой основы в данной сфере.

Часть 3 статьи 37 о финансировании судебно-экспертной деятельности также претерпела изменения. Государственные судебно-экспертные учреждения имеют право предоставлять платные услуги в виде экспертиз, осуществляемых на основании договора с третьими лицами.

Также данная статья закона об экспертной деятельности была дополнена сведениями о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу: экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.

Читайте так же:  Сроки рассмотрения судебного разбирательства

Рассмотрим отдельные статьи настоящего закона, которых не коснулись поправки.

Статья 13 ФЗ-73 о профессиональных и квалификационных требованиях, предъявляемых к эксперту, гласит о том, что эту должность в судебных экспертных учреждениях может занимать только гражданин России с высшим образованием, получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности, в то время как эксперт подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел должен иметь по меньшей мере среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

К определению уровня квалификации и аттестации специалистов на право самостоятельно проводить судебную экспертизу привлекаются экспертно-квалификационные комиссии. По закону ФЗ 73 об экспертной деятельности, уровень квалификации экспертов должен пересматриваться каждые 5 лет.

Статья 16 ФЗ-73 прописывает перечень обязанностей судебного эксперта. Так, данный специалист обязан:

  • Принять к производству порученную руководителем экспертизу, произвести полное исследование предоставленных материалов и объектов с использованием научных знаний и технологий;
  • Составить объективное заключение, дав ответы на поставленные вопросы, либо составить мотивированное письмо о невозможности проведения экспертизы, если на то есть веские причины. Например, если поставленные перед специалистом вопросы не входят в сферу его компетентности, предоставленные материалы не годятся или недостаточны для исследования и вынесения заключения, в то время как дополнить их возможности нет, либо же ответ на поставленный вопрос не может быть найден ввиду недостаточного уровня развития современной науки;
  • Не разглашать полученные в ходе проведения экспертизы сведения;
  • Обеспечить сохранность материалов, которые были ему предоставлены.

Также в ст. 16 73 ФЗ прописаны действия, которые специалист в ходе своей экспертной деятельности совершать не вправе. Чтобы ознакомиться с содержанием данной статьи, предлагаем скачать закон 73-ФЗ об экспертизе тут.

Статья 20 ФЗ-73 прописывает основание и порядок проведения дополнительной и повторной судебных экспертиз. Так, в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, производство дополнительной экспертизы может быть передано как прежнему, так и иному эксперту.

В то же время, если основанием для проведения повторной экспертизы явились возникшие у суда или следствия сомнения в части объективности ранее полученного заключения, согласно положениям закона о судебно-экспертной деятельности, экспертиза поручается другому специалисту или комиссии экспертов.

ФЗ о судебной системе 2018 года в РФ читайте по ссылке:

Статья 25 ФЗ о ГСЭД прописывает:

  • Сведения, которые должны быть отражены в основанном на проведенных исследованиях письменном заключении эксперта;
  • Необходимость его заверять подписями и печатью учреждения;
  • Обязательность приложения к заключению материалов, его иллюстрирующих — это документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований. Содержатся в хранилище судебно-экспертного учреждения и выдаются по требованию для приобщения к делу.

Статья 41 в соответствии с нормами процессуального законодательства предусматривает возможность проведения судебной экспертизы вне соответствующих учреждений лицами, не являющимися судебными экспертами. Необходимость участия таких лиц возникает в случае, когда для экспертизы необходимы специальные знания узкого профиля в области науки, техники, искусства или ремесла.

Текст действующей редакции закона

Чтобы ознакомиться подробнее с содержанием Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предлагаем скачать его с нашего сайта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lawlinks.ru/fz-o-sudebnoj-ekspertize/

Общие положения о судебной экспертизе

Экспертная деятельность основывается на Конституции России, Федеральном законе от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

(далее – ФЗ № 73), ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Таможенном, Налоговом кодексах РФ, законодательстве о здравоохранении, других федеральных законах, а также нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы.

Задачей судебно-экспертной деятельности

является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах

законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

При производстве судебной экспертизы эксперт не может находиться в зависимости от органа или лица, назначивших экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела; он даёт заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством РФ (в частности, ст. 302 УК РФ).

Эксперт проводит исследования

объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объёме.

Заключение эксперта

должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят экспертизы для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

ФЗ № 73 регулируются следующие важные вопросы, имеющие отношение и к курсу «Судебная бухгалтерия»:

Читайте так же:  Основные положения судебного делопроизводства

– обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения (ст. 14-18);

– производство судебной экспертизы в государственном судебно- экспертном учреждении (ст. 19-25);

– особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц (ст. 26-36);

– финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (ст. 37-40);

– заключительные положения (ст. 41-43).

На руководителя судебно-экспертного учреждения (СЭУ) возложена обязанность по организации работы по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно-техническом уровне

Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и регистрируется в журнале регистрации экспертиз. При назначении судебной экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным заключением. При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность объекта для последующей судебной экспертизы.

Судебная экспертиза, назначенная и проведенная в суде, регистрируется в указанном выше порядке после передачи экспертом заключения и копии определения (постановления) суда в СЭУ (п. 19 Инструкции).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9636 —

| 7393 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/2_4602_obshchie-polozheniya-o-sudebnoy-ekspertize.html

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»»

Принят Государственной Думой 16 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1, ст. 2; 2007, N 7, ст. 831; N 31, ст. 4011; 2011, N 50, ст. 7351; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2015, N 10, ст. 1393) следующие изменения:

1) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.»;

а) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«судопроизводство — регулируемая законодательством Российской Федерации о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия, а также процессуальная деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;»;

б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«судебная экспертиза — предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;»;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

«уполномоченные федеральные государственные органы — федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, в том числе нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению, и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, и федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.»;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.»;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.»;

в) в части четвертой слова «соответствующих федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона»;

Читайте так же:  Заявление о восстановлении срока мотивированного решения

г) в части пятой слова «федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации»;

д) в части седьмой слова «федеральными органами исполнительной власти» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами»;

е) в части восьмой слова «федеральными органами исполнительной власти» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами»;

а) в части первой слова «соответствующих федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «соответствующего уполномоченного федерального государственного органа»;

б) в части второй слова «соответствующих федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «соответствующего уполномоченного федерального государственного органа»;

5) в пункте 3 статьи 15 слова «федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «уполномоченных федеральных государственных органов»;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений уполномоченных федеральных государственных органов финансируется за счет средств федерального бюджета.»;

б) в части второй слова «, экспертных подразделений» исключить;

в) часть третью изложить в следующей редакции:

«Государственные судебно-экспертные учреждения вправе взимать плату за производство судебной экспертизы в случаях, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации, а также проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.»;

а) в части первой слова «федеральными органами исполнительной власти» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами»;

б) в части второй слова «федеральными органами исполнительной власти на судебно-экспертные учреждения» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами на судебно-экспертные учреждения и (или) экспертные подразделения».

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 1, ст. 45; 2018, N 53, ст. 8432) следующие изменения:

1) в части 4 статьи 1:

а) пункт 2 после слов «предварительного расследования» дополнить словами «и судебной экспертизы»;

б) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 ) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;»;

2) пункт 2 статьи 4 после слов «учреждения Следственного комитета -» дополнить словами «судебно-экспертное учреждение,»;

3) статью 5 дополнить частью 1 1 следующего содержания:

«1 1 . Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.»;

а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) криминалистические подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации).»;

б) часть 3 после слов «могут создаваться» дополнить словами «судебно-экспертное учреждение,»;

5) статью 45 дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. До создания в системе Следственного комитета судебно-экспертного учреждения, но не позднее чем до 1 января 2022 года организацию и производство судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в Следственном комитете могут осуществлять экспертные подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации), которые действуют на основе подчинения нижестоящих сотрудников и руководителей экспертных подразделений вышестоящим руководителям экспертных подразделений. Сотрудники и руководители экспертных подразделений Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: http://rg.ru/2019/07/31/sud-dok.html

Законодательная база экспертной деятельности

Экспертная деятельность осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.

«В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона». (Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»)

Особенности назначения и проведения судебной экспертизы в рамках судебных процессов регламентируются соответствующими статьями кодексов, а также иными законодательными актами:

Источник: http://sudexpa.ru/law/

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
5 апреля 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n73-fz-ot31052001-h586728/

Положение о судебной экспертизе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here