Порядок пересмотра судебных постановлений кассационной инстанции

Статья на тему: "Порядок пересмотра судебных постановлений кассационной инстанции" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Пересмотр судебных постановлений в кассационном порядке

(основания, порядок, полномочия суда кассационной инстанции)

В кассационном порядке обжалуются не вступившие в законную силу судебные решения судов общей юрисдикции. Правом на подачу кассационной жалобы, представления имеют стороны, лица, участвующие в деле, а также прокурор, участвующий в деле. Срок подачи кассационной жалобы, представления составляет 10 дней со дня вынесения судом окончательного решения.

Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке (ст. 337 ГПК РФ):

1) решения районных судов, решения гарнизонных военных судов – соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

2) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов – в Верховный Суд РФ;

3) решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ – в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Так же как и в апелляционном производстве, кассационная жалоба, представление подаются в суд, которым было принято судебное решение по делу. Однако при обжаловании судебного решения в кассационном порядке нельзя представлять новые доказательства. Исключение составляют только те доказательства, которые невозможно было представить в суд первой инстанции. Факт невозможности представления доказательства ранее придется доказывать стороне, представившей их.

Содержание кассационной жалобы, представления должно быть следующим (ст. 339 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который адресуется жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению доказательств.

При рассмотрении кассационной жалобы, представления суд может вынести следующее определение:

1) оставить кассационную жалобу, представление без движения, если жалоба, представление не соответствуют требованиям, предъявленным ГПК РФ. При этом суд определяет срок, в течение которого должны быть исправлены недостатки. В случае если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении суда, жалоба, представление считаются поданными в день первоначального поступления в суд (ч. 2 ст. 341 ГПК РФ);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2) возвратить кассационную жалобу, представление, если не выполны в установленный срок указания судьи, содержащиеся в определении об оставлении жалобы, представления без движения, истек срок обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

Кассационная жалоба возвращается также по просьбе лица, подавшего жалобу, кассационное представление, при отзыве его прокурором, если дело не направлено в суд кассационной инстанции.

Судья после получения кассационной жалобы, представления обязан (ст. 343 ГПК РФ):

1) не позднее следующего дня после дня их получения направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним письменных доказательств;

2) известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в кассационном порядке в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде;

3) по истечении срока, установленного для кассационного обжалования, направить дело в суд кассационной инстанции.

До истечения срока, установленного для кассационного обжалования, дело никем не может быть истребовано из суда. Лица, участвующие в деле, вправе знакомиться в суде с материалами дела, поступившими кассационными жалобами, представлением и возражениями относительно жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции проверяет решение суда первой инстанции на законность и обоснованность, исходя из требований представленных лицами в кассационной жалобе, представлении. При этом суд имеет право оценить все имеющиеся в деле доказательства вместе с теми, которые были представлены при подаче кассационной жалобы, представления, при условии, что суд утвердил, что представление этих доказательств в суде было невозможно. Суд имеет право проверить решение, вынесенное судом первой инстанции, в полном объеме, если это необходимо в интересах законности.

Гражданским процессуальным кодексом РФ установлены сроки, в пределах которых должны быть рассмотрены дела в кассационной инстанции (ст. 348 ГПК РФ):

1) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд должны рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение месяца со дня его поступления;

2) Верховный Суд РФ должен рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело в течение 2 месяцев со дня его поступления;

3) кассационные жалоба, представление по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, поступившие на рассмотрение в суд кассационной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом в течение 5 дней со дня их поступления;

4) кассационные жалоба, представление на решение по делу об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в суд кассационной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня голосования.

Проведение судебного разбирательства проводится по общим правилам, предусмотренным для судов первой инстанции. Открывает судебное заседание председательствующий и объявляет, какое дело рассматривается, по чьим кассационным жалобам, проверяет присутствующих лиц, а также проверяет полномочия представителя и документы, удостоверяющие его полномочия. После этого председательствующий объявляет состав суда, которым будет рассматриваться гражданское дело. Дела в кассационной инстанции рассматриваются судом в составе трех профессиональных судей, одним из которых является председательствующий. Лицам, участвующим в деле, разъясняется право отвода судьи. Суд не может рассматривать дело, если имеются следующие основания (ст. 16 ГПК РФ):

Читайте так же:  Рассмотрение встречного иска в арбитражном процессе

1) при предыдущем рассмотрении данного дела судья участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

2) судья является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

3) судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

В состав суда не могут входить лица, состоящие меду собой в родстве.

Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе (ст. 361 ГПК РФ):

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобу, представление – без удовлетворения;

2) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;

3) изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;

4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.

Основания для отмены и изменения судебного решения в кассационном порядке такие же, как и для апелляционной инстанции. По окончании разбирательства по гражданскому делу в суде кассационной инстанции суд выносит кассационное определение, которое должно содержать следующие положения (ст. 366 ГПК РФ):

1) дату и место вынесения определения;

2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда;

3) лицо, подавшее кассационную жалобу, представление;

4) краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, кассационных жалобы, представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции;

5) выводы суда по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления;

6) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10993 —

| 7442 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/8_144020_peresmotr-sudebnih-postanovleniy-v-kassatsionnom-poryadke.html

Рассмотрение кассационной жалобы по гражданскому делу

Рассмотрение кассационной жалобы по гражданскому делу представляет собой процедуру пересмотра судебного решения при условии, что апелляционная жалоба не принесла желаемого результата. Кассация позволяет пересмотреть решение, вступившее в силу (положения ст. 376 ГПК РФ).

Пункт 2 статьи 376 устанавливает, что правом на кассационное обжалование может воспользоваться любое заинтересованное лицо, но только в том случае, когда иные способы защиты в рамках гражданского спора полностью исчерпаны. Как правило, это означает, что сторона уже пыталась пересмотреть дело в порядке апелляции и получила отказ в удовлетворении требования.

Кассационная инстанция. Понятие и особенности

Каждый гражданин обладает правом на судебную защиту (ст. 47 Конституции России). Однако, на практике данная возможность не всегда реализуется так, как предполагает одна из сторон спора.

Не все судебные решения являются справедливыми по разным причинам:

  • недостаточная квалификация судей;
  • неправильная трактовка законодательства конфликтующими сторонами;
  • предоставление суду доказательств, не имеющих юридическую значимость;
  • неверная правовая оценка обстоятельств, которые приняты за правовую основу иска и т. д.

Именно поэтому Гражданский кодекс (как и иные процессуальные нормы) предусмотрел возможность обжалования судебного решения сначала в апелляции, а затем и кассационной инстанции.

Судебный акт первой инстанции пересматривается в порядке апелляции (положения ст. 320 ГПК России). То есть могут быть пересмотрены акты, которые ещё не вступили в законную силу. Кассация — это уже следующий шаг.

После апелляции решение вступает в силу немедленно (если в удовлетворении будет отказано и дело не будет пересмотрено). Несмотря на это, законодатель даёт заинтересованному лицу возможность попытаться ещё раз обжаловать решение уже в порядке кассации.

Под кассационным производством правоведение понимает процессуальную деятельность соответствующего суда, которая позволяет пересмотреть судебные акты, вступившее в силу, если иные способы защиты были исчерпаны.

Основная особенность процедуры заключается в том, что пересмотрено в кассации может быть только то решение, которое уже вступило в силу. Если решение в силу не вступило, то закон требует использовать иной порядок пересмотра, в зависимости от обстоятельств.

На практике, кассационная инстанция имеет и иные особенности, которые обязательно нужно учесть при обращении за таким обжалованием:

По сути, кассация — это ещё один способ отменить или пересмотреть незаконно, по мнению заявителя неверное вынесенное решение и добиться более справедливого судебного разбирательства.

Порядок кассационной инстанции

Порядок рассмотрения кассационной жалобы по гражданскому делу будет зависеть от того, какой суд такую жалобу фактически рассматривает. А это, в свою очередь, зависит от категории дела.

На практике, граждане чаще всего обжалуют в порядке кассации решения, которые не удалось пересмотреть в рамках апелляции. В любом случае, для заявителя первый шаг – подготовка кассационной жалобы, которая подаётся в адрес президиума кассационного суда соответствующего региона.

В целом, процедура кассационного обжалования выглядит следующим образом:

  1. Анализируется ситуация. Важно определить, имеются ли основания для обращения в кассационную инстанцию. Чаще всего, для этого достаточно пройти этап апелляции.
  2. Подготавливается жалоба. В ней указываются все необходимые реквизиты и обстоятельства. Необходимо также приложить полный пакет документации, в том числе и квитанцию об оплате пошлины и предыдущее решение.
  3. Подается жалоба на имя президиума суда, вынесшего решение (если иной порядок прямо не предусмотрен законом) или в Верховный суд РФ.
  4. Рассматривается жалоба судом. По итогу ее рассмотрения судья отказывает в пересмотре гражданского дела, либо оно передается на рассмотрение в заседании.
Читайте так же:  Отдел по делам несовершеннолетних отчет

Далее, если дело будет передано на рассмотрение, суд известит об этом всех участников процесса. Им будет направлено об этом судебное определение. Далее в соответствующий кассационный суд передаётся дело, вместе с имеющимися материалами.

Внимание! Дата рассмотрения назначается с учётом, предполагаемой возможности (принцип разумных сроков) участников данного спора присутствовать в судебном процессе (пункт 1 статьи 385 ГПК РФ). Но неявка лиц не будет препятствием в рассмотрении вопроса (положения ст. 385 ГПК России).

Далее дело слушается в кассационной инстанции. При этом участие в слушании могут принимать все заинтересованные лица. Судья излагает описанные в материалах дела обстоятельства, а также доводы, указанные в жалобе (ст. 386 ГПК России). Лица, явившиеся в процесс, вправе давать свои пояснения (ст. 386 ГПК России).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Результат судебного слушания – постановление президиума или определение Судебной Коллегии ВС. В целом, вынесение акта производится по правилам, прописанным в положениях ст. 194 и 193 ГПК России.

Впоследствии принятое судебное решение — постановление или определения, должно быть отправлено всем учувствовавшим в процессе лицам.

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

Подается кассационная жалоба в любой момент в течение полугода после вступления в силу апелляционного определения (ст. 376 ГПК России).

В свою очередь, жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок с момента ее поступления. Срок увеличивается в два раза, если судья запрашивает материалы для изучения (пункт 1 статьи 382 ГПК РФ).

Если требование будет удовлетворено и дело будет направлено на рассмотрение в кассации – срок для вынесения судебного акта по спору составляет месяц (когда рассматривает вопрос Президиум суда), Если дело передаётся Верховному суду – все решается в два раза быстрее (ст. 386 ГПК России).

Требования к жалобе

Общие требования к документу содержатся в статье 378 ГПК РФ. Так, в документе должны указываться следующие сведения:

  • Реквизиты суда, в который документ направляется. Необходимо указать его наименование, а также адрес.
  • Реквизиты сторон процесса, как заявителя, так и прочих лиц, включая третьих.
  • Сведения о предыдущих инстанциях и итоге их рассмотрения дела. Например, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении, суд второй инстанции поддержал его, но заявитель не согласен по указанным причинам.
  • Ссылки на допущенные предыдущим судом нарушения, которые, по мнению заявителя, должны быть обжалованы. Например, нормы материального права неверно истолкованы судом первой инстанции.

К жалобе прилагаются все необходимые документы, в том числе квитанция об оплате пошлины. Сумма составит 150 рублей для физлиц и 3000 рублей для организаций.

Документы, которые нужно приложить:

  • Копия судебного акта первой инстанции. Она должна быть заверена соответствующим судом.
  • Квитанция об оплате пошлины или заявление об освобождении на основании определённых оснований (дополнительно прикладываются документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств, например, справка об инвалидности);
  • Доверенность, если документ подаётся через представителя (или документация, подтверждающая право на представительство по закону).

В тексте документа можно просить суд принять новое решение, либо направить дело рассматриваться заново в первую или вторую инстанции. Чаще всего используется второй вариант.

После указаний о необходимости пересмотра дела, суды предыдущих инстанций внимательнее и более объективно оценивают обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства.

Новое решение может быть вынесено только в том случае, если ранее представленных доказательств достаточно для этого. Суть в том, что новые доказательства кассационная инстанция принимать не может.

Кассационная инстанция служит для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов. Дела рассматриваются в данном порядке в случаях, если иные способы защиты исчерпали себя.

Чтобы инициировать производство, следует подать кассационную жалобу, соответствующую ряду процессуальных требований в плане содержания, сроков подачи, наличия приложений и так далее.

При пересмотре дела не принимаются новые доказательства, суд лишь оценивает ранее представленные.

Источник: http://law03.ru/society/article/rassmotrenie-kassacionnoj-zhaloby-po-grazhdanskomu-delu

Кассационное производство

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

Очень интересная и познавательная статья по судебной практике и реалиям российского судопроизводства: «Отказные» определения и «право не согласиться» председателя и заместителей Председателя Верховного суда РФ с результатами изучения кассационных и надзорных жалоб на сайте http://zakon.ru/. /6370

Производство в суде кассационной инстанции регулируется гл. 41 ГПК РФ.

Производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

При рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права (ст. 390 ГПК РФ).

В суд кассационной инстанции обжалуются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации (ст. 376 ГПК РФ).

Характерные черты кассационного производства (по ГПК РФ):

  • кассационная жалоба подается заинтересованными лицами на вступившее в законную силу постановление суда первой, апелляционной и кассационной инстанции;
  • суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений;
  • до обращения в суд кассационной инстанции необходимо соблюдение правила об использовании апелляционного способа проверки судебных постановлений.

Право кассационного обжалования и кассационного опротестования (субъекты, объект, порядок подачи и сроки)

Субъекты кассационного обжалования

Право на обращение в суд кассационной инстанции имеют:

  • лица, участвующие в деле;
  • другие лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями;
  • должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса (если в рассмотрении дела участвовал прокурор).

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Объекты кассационного обжалования (ст. 377 ГПК РФ):

  1. апелляционные определения:
    • верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
    • районных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
  2. вступившие в законную силу:
    • судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
    • решения и определения гарнизонных военных судов;
    • решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум вышестоящего суда;
  3. постановления президиумов:
    • верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
    • окружных (флотских) военных судов.
Читайте так же:  Правила возмещения собственникам земельных участков убытков

Порядок подачи кассационных жалобы, представления

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции:

1) в президиум (соответственно) верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа:

  • на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
  • на апелляционные определения судов;

2) в Судебную коллегию по административным (или гражданским) делам Верховного Суда Российской Федерации:

  • на постановления президиумов;
  • на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

3) в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации:

  • на постановления президиумов военных судов;
  • на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

  1. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;
  2. прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Срок обращения с кассационной жалобой:

  • 6 месяцев с момента вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Согласно ст. 379.1 ГПК РФ кассационные жалоба, представление, поданные по истечении 6-месячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу, если к ним не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока.

О восстановлении срока см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

Содержание кассационной жалобы, представления

Кассационные жалоба, представление должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
  7. просьбу лица, подающего жалобу, представление.

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле , должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

Кассационные жалоба, представление подаются с копиями , количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в ч.3 статьи 377 Кодекса.

К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

  1. кассационные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК для их содержания;
  2. кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и к кассационным жалобе, представлению, не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока либо в кассационных жалобе, представлении, поданных в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве кассационных жалобы, представления;
  5. кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 Кодекса.

Кассационные жалоба, представление должны быть возвращены без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд кассационной инстанции.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/kassatsionnoe-proizvodstvo

Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

Ирина Соловьева,
ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Елена Трубникова, руководитель
корпоративно-правовой службы, налоговый консультант
Читайте так же:  Делегирование права подписи документов

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Читайте так же:  Устав некоммерческого партнерства образец

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/soloveva/1212200/

Порядок пересмотра судебных постановлений кассационной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here