Права полиции по охране общественного порядка

Статья на тему: "Права полиции по охране общественного порядка" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Административная деятельность полиции

Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности

Термин «государственное управление» в настоящее время отсутствует как в тексте Конституции России, так и в нормативных правовых актах России, регламентирующих вопросы реализации государственной власти. Однако этот термин часто используется в научной литературе — как отечественной, так и зарубежной. Содержится этот термин и в законодательстве ряда зарубежных стран.

В теории административного права многими учеными, несмотря на определенные различия в точках зрения, при определении понятия государственного управления отмечается организующий, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер такой деятельности, осуществляемой государством и его специальными органами (их должностными лицами) по практической реализации задач и функций государства.

Таким образом, государственное управление в сфере обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности также можно определить как

целеполагающее, практическое, организующее и регулирующее воздействие государства через службы и подразделения полиции на общественные отношения в указанной сфере.

По общепринятому мнению, любое управление, в том числе и государственное, предполагает наличие субъекта управления, объекта управления, а также прямой и обратной связи между ними.

Субъектом управления в приведенном выше определении выступает государство, которое делегирует большую часть своих правоохранительных функций Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России), являющемуся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для реализации этих функций государство наделило МВД России соответствующими полномочиями, обозначенными в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации 1 Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СПС «Консультант Плюс». .

Объектом управления являются граждане, группы, коллективы людей, должностные лица, государственные органы, которые обязаны выполнить исходящую от субъекта управления команду (прямая связь) и представить субъекту управления информацию о ее выполнении (обратная связь).

Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью обладает общими для всей системы государственного управления чертами и принципами, однако их реализация имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой общественных отношений в указанной сфере, ее правоохранительным характером, целями и содержанием управления. Субъекты управления выступают в качестве представителей власти, наделенных правом отдавать в пределах своих полномочий распоряжения, обязательные для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Кроме того, они обладают полномочиями применения мер административного принуждения.

Источник: http://isfic.info/poladm/index.htm

Административная деятельность полиции

Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» основное назначение полиции — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства . В соответствии с таким назначением полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством, правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

Закон определяет также важнейшие функции полиции — охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Поэтому общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны подразделений полиции по охране общественного порядка.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти создаются разнообразные государственные органы. Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся органы внутренних дел , которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. ОВД находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, ему подотчетны и подконтрольны.

В соответствии с Положением о МВД России в круг его задач входит обеспечение в пределах установленных полномочий защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, а также организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия.

Решение этих задач самым непосредственным образом влияет на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Министр внутренних дел несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД России. Составной частью системы МВД России является полиция , призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения.

Исходя из перечисленных задач, для эффективного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности сотрудники полиции обязаны:

Функции подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП) — это комплекс организационных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбу с преступлениями и другими правонарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих перед данными подразделениями.

Аппараты и подразделения полиции ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельности — организационную и административно-исполнительскую. Организационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений полиции ООП, функциональных обязанностей их сотрудников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д.

Читайте так же:  Дополнительное заявление в суд образец

При этом в организаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных направления: внешнеорганизационное , заключающееся в осуществлении взаимодействия и координации деятельности рассматриваемых подразделений с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; (2) внутриорганизационное , объектом взаимодействия которого является административно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений полиции ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспечения выполнения личным составом функциональных обязанностей; управления его служебной деятельностью: подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; планирования работы; выработки и принятия решений по расстановке сил и средств; контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.

Сущность административно-исполнительской деятельности подразделений полиции ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в выполнении других возложенных на нее функций.

Выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подразделения полиции ООП принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий.

Они осуществляют следующие функции:

  1. надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
  2. обеспечивают административно-правовой защитой от преступных посягательств и иных антиобщественных действий прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений;
  3. принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться, либо могут причинить вред окружающим или себе;
  4. обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в полицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к возврату их законным владельцам.

В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств сотрудники подразделений полиции ООП принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.

Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, сотрудники подразделений полиции ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-разыскных аппаратов; принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников; осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.

Сотрудники подразделений полиции ООП, кроме того, осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства, организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями; предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к нарушителям установленные законом меры; совместно с другими службами ОВД и во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями паспортных правил, правил пребывания в России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, правил лицензионно-разрешительной системы и другими правонарушениями.

Источник: http://isfic.info/poladm/demud46.htm

2.2Обязанности нарядов полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности

Патрульные и постовые наряды обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах, постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Патрульные и постовые наряды обязаны:

— знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты соответствующих республик, правовые акты органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;

— предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

— оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощной либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

— обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

— помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

— соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям, разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом, и за какое нарушение они применяются;

— докладывать дежурному по органу внутренних дел обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;

— принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по органу внутренних дел с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

По предупреждению и пресечению преступлений патрульные и постовые наряды обязаны:

— знать и обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений;

— возможного появления и укрытия преступников;

— контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

— своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;

— при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику и дежурному органу внутренних дел и принимать меры к его предотвращению;

— при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному, начальнику органа внутренних дел, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

Читайте так же:  Судебное разбирательство значение задачи составные части

— при прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить дежурному;

— выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан;

— выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

— оказывать содействие сотрудникам криминальной полиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления;

— при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом дежурному;

— обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для разбирательства в орган внутренних дел;

— по указанию начальника органа внутренних дел или его заместителей, начальника полиции общественной безопасности выполнять отдельные пор- учения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной полиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в районе несения службы.

Патрульный (постовой) является лицом неприкосновенным. Неприкосновенность патрульного (постового) заключается в охране законом его прав, чести и личного достоинства, в подчинении его строго определенным должностным лицам.

Источник: http://military.bobrodobro.ru/1604

2.1 Полномочия нарядов полиции по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности

Реализуя функции, поддержания порядка в общественных местах, наряды полиции осуществляют надзор за соблюдением всеми гражданами и должностными лицами законов, указов, постановлений высших органов законодательной и исполнительной власти РФ, субъектов РФ, а также решений органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка. Одновременно ими обеспечивается проведение в жизнь правил поведения в общественных местах, неуклонное исполнение этих правил гражданами и должностными лицами.

Важной функцией нарядов полиции является профилактика правонарушений. Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном месте работника полиции в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на нарушителей общественного порядка, способствуя предупреждению нарушений, и вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и личного достоинства.

Функция борьбы с правонарушениями осуществляется нарядами, рассматриваемой службы в процессе принятия мер, обеспечивающих пресечение и раскрытие преступлений. Работники патрульно-постовой службы ведут решительную борьбу с мелким хулиганством и другими правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других общественным мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность.

Получив сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, наряды должны незамедлительно сообщить об этом дежурному по органу внутренних дел, используя для этого средства радио- и телефонной связи. Одновременно принимаются необходимые меры к предотвращению и пересечению преступления, задержанию преступников, оказанию помощи пострадавшим, выявлению свидетелей, к сохранению следов, орудий преступления и других вещественных доказательств.

Осуществляя функцию борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, наряды патрульно-постовой службы полиции пресекают нарушения общественного порядка и преступления, совершаемые несовершеннолетними; нахождение детей без сопровождения взрослых позднее времени, установленного решением местного органа власти; пресекают продажу несовершеннолетним спиртных напитков, табачных изделий и т.д.; доставляют в инспекцию по делам несовершеннолетних, дежурную часть органа внутренних дел либо передают родителям или опекунам безнадзорных, а также заблудившихся детей.

В процессе выполнения данной функции патрульные и постовые обязаны выявлять не только несовершеннолетних правонарушителей, их группировки с антиобщественной направленностью и места сосредоточения последних, но и лиц из числа взрослых, склоняющих подростков к совершению антиобщественных действий, вовлекающих их в употребление спиртных напитков, азартные игры и т.п.

Осуществляя функцию обеспечения безопасности дорожного движения, патрульные и постовые наряды следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств и гражданами, своевременно предупреждают и пресекают нарушения этих правил пешеходами.

Важнейшим условием успешного решения задач, возложенных на патрульно-постовую службу, является поддержание тесной связи с населением и взаимодействие с общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка. С этой целью патрульные и постовые устанавливают деловые контакты с местными жителями, администрацией, должностными лицами которые могут оказать реальную помощь и необходимое содействие в охране общественного порядка. Наряды несут службу в тесном взаимодействии с добровольными народными дружинами.

Данная форма организации охраны общественного порядка на основе объединения усилий различных служб полиции и общественности позволяет заметно повысить эффективность патрульно-постовой службы.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/86373

Статья 12. Обязанности полиции

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

ГАРАНТ:

См. приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

ГАРАНТ:

См. приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

Читайте так же:  Ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства

7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 12 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; информировать администрацию исправительного учреждения о продлении срока возвращения осужденного в исправительное учреждение, если такое продление осуществлялось в соответствии со статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 14 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

16) принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в пункт 17 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан;

18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 8 июня 2020 г. — Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ

Пункт 19 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. Административный регламент МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденный приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950

См. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, утвержденный приказом МВД России от 10 сентября 2019 г. N 611

Источник: http://base.garant.ru/12182530/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

Права полиции по охране общественного порядка

Патрульные и постовые наряды обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах, постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Патрульные и постовые наряды обязаны:

— знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты соответствующих республик, правовые акты органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;

— предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

— оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощной либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

— обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

— помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

— соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям, разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом, и за какое нарушение они применяются;

— докладывать дежурному по органу внутренних дел обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;

— принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по органу внутренних дел с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

Читайте так же:  Делопроизводство судебного участка

По предупреждению и пресечению преступлений патрульные и постовые наряды обязаны:

— знать и обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений;

— возможного появления и укрытия преступников;

— контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

— своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;

— при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику и дежурному органу внутренних дел и принимать меры к его предотвращению;

— при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному, начальнику органа внутренних дел, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

— при прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить дежурному;

— выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан;

— выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

— оказывать содействие сотрудникам криминальной полиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления;

— при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом дежурному;

— обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для разбирательства в орган внутренних дел;

— по указанию начальника органа внутренних дел или его заместителей, начальника полиции общественной безопасности выполнять отдельные пор- учения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной полиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в районе несения службы.

Патрульный (постовой) является лицом неприкосновенным. Неприкосновенность патрульного (постового) заключается в охране законом его прав, чести и личного достоинства, в подчинении его строго определенным должностным лицам.

Источник: http://studbooks.net/1373953/bzhd/obyazannosti_naryadov_politsii_obespecheniyu_obschestvennogo_poryadka_bezopasnosti

Вопрос № 4. Права нарядов полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Права сотрудников СПП ВО по охране общественного порядка определяются в соответствии с должностными инструкциями, а также статьёй 13 ФЗ РФ «О полиции».

В компетенцию нарядов полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности входят следующие права:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.

2. Проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

Ни один нормативно-правовой акт России не обязывает граждан иметь при себе документов, удостоверяющих личность. Исключение составляют случаи, когда граждане дополнительно выполняют какие-либо обязанности или наделяются дополнительными правами. Так получение права на управление транспортным средством должно быть подтверждено водительским удостоверением, выполнение обязанностей сотрудника полиции специальным удостоверением.

Проверка документов сотрудниками полиции осуществляется в целях подтверждения (установления) личности данного конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления или административного правонарушения.

При проверке паспортов и иных документов наряды полиции должны проявлять высокую бдительность и оперативность, тщательный и дифференцированный подход к проверке личности.

Требование о предъявлении документов должно высказываться в вежливой и тактичной форме.

С документами необходимо обращаться аккуратно, не мять, не загибать страниц, не делать каких – либо пометок, беречь от дождя т.д.

При наличии в документах записок, денег и т.п. предложить владельцу самому вынуть их.

Особое внимание обращать на лиц, ранее судимых, прибывших с прежнего места жительства без отметки о снятии с регистрационного учета, длительное время проживающих без регистрации, не работающих, имеющих длительные разрывы во времени в отметках о постановке и снятии с регистрационного учёта.

Необходимо проверять соответствие фотокарточки внешностипредъявителя, не вызывает ли сомнения подлинность документа и его реквизитов, правильно ли они заполнены, нет ли противоречий в записях, все ли страницы на месте и т.п.

Наряд полиции, проверяя документы, должен принять соответствующие меры безопасности. Рекомендуется стоять в пол-оборота справа от проверяемого и внимательно следить за его действиями, выдержать дистанцию в один шаг, проводить проверку в некотором удалении от других граждан (лучше всего в ближайшем служебном помещении), страховать напарника, находясь несколько в стороне со спины проверяемого и др.

3. Составлять протоколы об административных правонарушениях, доставлять правонарушителей в полицию для составления протокола об административном правонарушении, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

4. Задерживать и доставлять в приёмники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом.

5. Доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а также лиц, находящихся в жилище — по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для здоровья, жизни и имущества.

При обнаружении на улице или в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа или иными опасными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья, вызывается на место скорая помощь. Доставлять таких лиц в служебные помещения ОВД запрещается.

Читайте так же:  День создания комиссии по делам несовершеннолетних

6. Задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Задержание военнослужащих производится полицией при отсутствии военных патрулей на общих основаниях лишь в целяхпроверки их причастностик преступлению или административному правонарушению и передачи органам военного управления.

Срок задержания законодательством не предусмотрен. Но он должен быть максимально коротким, т.е. до возможности передачи военнослужащих представителям воинской части.

7. Производить по решению начальника органа внутренних дел (органа полиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, при проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

8. Временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий.

9. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

10. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.

11. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам.

Использование полицией предоставленных ей прав, возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на полицию Федеральным законом РФ« О полиции».

Вопрос № 5. Обстоятельства, при которых нарядам полиции разрешается беспрепятственно входить в жилые помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций.

Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

Под помещением понимаютсястроения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного проживания людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.

Территория – этоучасток местности, огороженный или иным способом обозначенный как относящийся к какой-либо организации, независимо от форм собственности, либо принадлежащий физическому лицу.

Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Статья 15 ФЗ РФ «О полиции» гласит:

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedya.ru/2-52906.html

Права полиции по охране общественного порядка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here