Право собственности на сельскохозяйственные земли

Статья на тему: "Право собственности на сельскохозяйственные земли" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Содержание

  • Имеет ли право орган местного управления продать земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования — сельскохозяйственное производство)? Если участок находится в муниципальной собственности, пустует и не используется, то можно ли этот участок использовать не для сельского хозяйства (например, построить там дом для проживания)?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Муниципалитет вправе распоряжаться земельными участками, находящимися муниципальной собственности, в том числе заключать договоры купли-продажи в отношении земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Размещение на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Парасоцкая Елена

    Ответ прошел контроль качества

    14 февраля 2019 г.

    ————————————————————————-
    *(1) Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1262412/

    Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

    Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

    1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

    2. Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности.

    3. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:

    1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

    2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

    3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

    4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

    5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

    Информация об изменениях:

    Подпункт 6 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее — уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

    7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

    8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

    9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ пункт 3 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 10, вступающим в силу с 1 апреля 2015 г.

    10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

    4. Уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.

    Читайте так же:  Неисполнение обязательств банковские гарантии

    Уполномоченное общим собранием лицо обязано информировать участников долевой собственности об осуществлении переданных ему общим собранием участников долевой собственности полномочий.

    В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

    Полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть отозваны только по решению общего собрания участников долевой собственности.

    5. Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

    Источник: http://base.garant.ru/12127542/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

    Долевая собственность на земли сельскохозяйственного назначения

    Перераспределение долей в праве общей собственности на участки земли из угодий сельскохозяйственного назначения регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом РФ.

    Землями сельскохозяйственного назначения считаются территории, расположенные за границами поселений, предоставленные и используемые для потребностей сельского хозяйства. Эти земли обладают особым статусом и их оборот строго регламентирован.

    Под общей долевой собственностью понимается имущество во владении и использовании двух или более лиц с установлением доли для каждого из участников. Применительно к земельным угодьям в качестве имущества выступает земельный участок, состоящий из земельных долей, понятие которых закреплено в ст. 15 Закона об обороте сельскохозяйственных земель. Статья определяет, что земельные доли должны быть получены гражданами по итогам приватизации сельхозугодий.

    Оценка этой нормы позволяет сделать заключение, что понятие «земельная доля» совпадает с понятием доли в праве общей собственности, т.е. земельная доля – это часть земельного участка, при этом местоположение не определено, нет индивидуализирующих признаков, но эта часть может быть объектом сделок.

    Каждый из участников общей долевой собственности вправе получить во владение пользование часть земельного участка, соразмерного его доле. Если сособственник произвел неотделимые улучшения земельного участка с/х назначения из собственных средств, он вправе требовать увеличения его доли в соответствующем размере (ст. 245 ГК РФ). Между собственниками происходит соразмерное распределение доходов от общего земельного участка, плодов, выращенных на нём либо произведенной продукции. Иной порядок распределения может быть закреплен в дополнительном соглашении между собственниками. Расходы по содержанию земельного участка распределяются в той же соразмерности, что и получение доходов — в зависимости от величины доли.

    Часто в качестве синонима к понятию «земельная доля» используется понятие «земельный пай». Пай — это доля, но с четко выраженным экономическим подтекстом, вносимая одним из участников в общее дело для извлечения прибыли. В законодательстве применительно к земельным угодьям с/х назначения понятие «пай» не употребляется.

    Определение земельной доли

    Земельная доля может исчисляться в виде дроби, гектарах или баллах — любое определение будет считаться юридически значимым. Размеры долей необходимо определять одинаковым способом с соблюдением следующих условий:

    • за основу принимается площадь участка, указанная в выписке ЕГРН;
    • размеры земельных долей не должны уменьшаться при изменении способа их определения (то есть площадь не должна изменяться, если перевести дроби в гектары или баллы);
    • земельные доли, выраженные в баллах или гектарах, определяются с учётом региональных коэффициентов для сельскохозяйственных угодий;
    • если некоторые земельные доли отражены в виде простой дроби, то и все остальные доли должны выражаться в ней же.

    Право общей собственности

    Образование права общей собственности на участки земли с/х назначения может происходить несколькими путями.

    Приватизация земельных участков — передача земли пользователю, что влечет за собой возникновение частной собственности на неё. Условия, на которых земля предоставляется, определены в Законе об обороте сельскохозяйственных земель.

    При создании крестьянско-фермерского хозяйства граждане могут получить землю в аренду в соответствии с условиями Закона о КФХ. Данные участки могут быть впоследствии выкуплены участниками фермерского хозяйства с возникновением общей долевой собственности на них.

    Общая долевая собственность на участки земли с/х назначения появляется в результате гражданско-правовых сделок. Участок земли может быть куплен сообща несколькими лицами. Часто общая долевая собственность образуется во исполнение договора дарения. При наследовании по закону или завещанию земельный участок может перейти к двум или более наследникам.

    Читайте так же:  Право собственности земель особо охраняемых территорий

    Оборот земельных долей

    К сделкам, совершаемым с земельными долями, применяются общие правила ГК РФ. Если количество сособственников земельного участка пять и более, то общие правила применяются с учетом особенностей, закрепленных в Законе об обороте сельскохозяйственных земель.

    Без выделения земельного участка собственник может осуществлять следующие сделки:

    • отказаться от права на долю (необходимо написать ходатайство в орган регистрации прав);
    • завещать долю;
    • внести земельную долю в уставной капитал сельскохозяйственной организации, которая осуществляет использование данного земельного участка;
    • передать долю в доверительное управление;
    • осуществить продажу или дарение доли. Эта норма распространяется только на других участников долевой собственности либо на организацию (или гражданина, являющегося её членом), которая осуществляет сельскохозяйственную деятельность на данном земельном участке.

    Другими способами гражданин может распорядиться земельной долей исключительно после выделения участка в натуре.

    Документы, подтверждающие право на земельную долю

    Перечень таких документов включает:

    • Свидетельство о праве на земельную долю. Оно выдавалось до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость от 21.07.97 г. Формы Свидетельства утверждались Постановлениями Правительства РФ №177 и №1767.
    • Выписка из решений местной администрации о приватизации сельхозугодий.
    • Выписка из ЕГРН.

    Невостребованные земельные доли

    Невостребованными считаются доли, собственники которых в течение трёх и более лет не отдали их в аренду или не пожелали распорядиться иным образом, не фигурируют в решениях органов самоуправления о приватизации либо умерли, не оставив наследников.

    Орган местного самоуправления формирует список долей, подпадающих в категорию невостребованных, и публикует его в СМИ, сети Интернет и на информационных щитах. Данный список передается собранию участников долевой собственности, и с момента его утверждения земельные доли, перечисленные в нём, считаются невостребованными. Далее местная администрация может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Если суд признает это право, то в дальнейшем эту землю можно будет выкупить. Информацию о таких землях и возможности её приобретения можно узнать на сайте местной администрации.

    Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/selhoz-zemli/dolevaya-sobstvennost-na-zemli-selskohozyaystvennogo-naznacheniya.htm

    Земли сельскохозяйственного назначения

    По определению земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются территории, предназначенные для производства аграрной продукции, проведения сельскохозяйственной учебной или научно-исследовательской практики, размещения специальной фермерской инфраструктуры и объектов, необходимых для полноценного осуществления сельскохозяйственной деятельности. Именно этот вид земель характеризуется наиболее высокой продуктивностью и является самой ценной категорией всего земельного фонда.

    Располагаются аграрные угодья за пределами населенных пунктов и включают разнообразные сельхоз ресурсы в виде построек, пашни, пастбищ и прочих структурных элементов, используемых в соответствии с территориальным планом и нуждами сельскохозяйственного производства. Подобные аграрные участки считаются приоритетными и подлежат особой правовой защите от нецелесообразного их применения. Согласно ЗК РФ различают земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования.

    Отличие земель сельскохозяйственного назначения от земельных участков сельскохозяйственного использования

    Земельный ресурс сельскохозяйственной направленности предназначен исключительно для производства фермерской продукции. Осуществление иных форм хозяйственной деятельности или возведение на пахотных угодьях различного рода сооружений категорически запрещается. Земли сельскохозяйственного назначения находятся за границами населенных пунктов и предоставляются для целей сельского хозяйства.

    Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах – могут быть заняты пашнями, многолетними насаждениями, зданиями и сооружениями сельхозназначения. Они используются для ведения сельского хозяйства до момента изменения вида разрешённого использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Их главное предназначение – развитие территории населённого пункта, а не с/х производство.

    Структура земель

    Согласно правовой классификации аграрные земли в зависимости от их функциональных качеств разделяют на 2 основные категории:

    1. Угодья фермерские. Состоят из участков, используемых в качестве производственного средства для изготовления сельскохозяйственных культур и растениеводства, размещения пастбищ, сенокосов, пашни, залежей и многолетних насаждений.
    2. Угодья несельскохозяйственные. Представлены землями, занятыми под коммуникации, внутрихозяйственные дороги, древесно-кустарниковую растительность, хозяйственные постройки и дворы, замкнутые водоемы, болота, овраги и пр. Фактически являются лишь территориальной основой и необходимым условием для организации сельхоз и сопряженными с ним видами деятельности.

    Используются фермерские земли в порядке, установленном земельным законодательством, как единый аграрный объект. Возделываются лишь те угодья, которые наиболее пригодны для сельского хозяйства. Исключение составляют заповедные зоны. Также российским законодательством предусмотрены некоторые ограничения по эксплуатации земель данной группы — это запрет на самовольное изменение целевого назначения аграрных участков, предоставление угодий инвесторам исключительно на условиях временной аренды, установление перечня территорий, запрещенных для приватизации и прочее.

    Нормативно-правовая база

    Правовой режим формируется на определенной законом основе и включает учет, мониторинг, кадастр, использование и охрану аграрных земель. Главными юридическими актами, регулирующими правила эксплуатации земельных участков, являются:

    • Земельный кодекс Российской Федерации.
    • ФЗ «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения».
    • ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
    • ФЗ «О крестьянском (фермерс­ком) хозяйстве»
    • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
    • ФЗ «О садоводческих объединениях».
    • ФЗ «Об оборо­те земель сельскохозяйственного назначения».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Эти законы позволяют четко устанавливать и контролировать любые отношения, связанные с распоряжением, оборотом, арендой, изъятием и владением сельхоз землями различной формы собственности.

    Право использования земель

    Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ субъектами, обладающим правом использования сельскохозяйственных угодий, могут быть:

    • Фермерское и личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство и огородничество.
    • Хозтоварищества, муниципальные и государственные объединенные предприятия, коммерческие организации и промышленные союзы.
    • Неторговые сообщества, включая потребительские и с/х кооперативы, а также религиозные объединения.
    • Казачьи формирования.
    • Научно-исследовательские и учебные организации сельскохозяйственного профиля.
    • Общинные формации северных народов и национальных групп Дальнего Востока РФ, Сибири.
    Читайте так же:  Заявление отказа от мирового соглашения

    Обязательным для всех субъектов прав на земли сельхозназначения является наличие общей или специальной правовой и производственной дееспособности. То есть, любое юридическое лицо в виде предприятия, организации или учреждения должно иметь сельскохозяйственную направленность своей деятельности с официальным отражением данного факта в корпоративном уставе.

    Права и обязанности

    Каждый владелец, пользователь или арендатор сельскохозяйственных угодий обладает рядом привилегий и обязательств, установленных законом РФ. Все положения детально прописаны и представляют исчерпывающий перечень действий относительно эксплуатации фермерской земли.

    К правам собственников относится:

    • использование в рамках ЗК РФ для собственного потребления находящихся на земельном участке общераспространенных природных ресурсов — пресных подземных вод, закрытых водоемов, полезных ископаемых и др.;
    • возведение на территории угодий различного рода сооружений без нарушения целевого назначения участка и с соблюдением всех необходимых регламентов — строительного, экологического, санитарного, гигиенического, противопожарного и др.;
    • проведение разнообразных мелиоративных работ (орошения, осушения и пр.) и создание на территории участка искусственных водных объектов в виде прудов и закрытых водоемов;
    • осуществление иного вида прав на эксплуатацию земли в границах, предусмотренных нормами закона.

    В обязанности землепользователей входит:

    • использование природного объекта в соответствии с его классификацией и целевым назначением, а также официально разрешенными способами, без причинения окружающей среде какого-либо вреда;
    • сохранение на эксплуатируемой территории установленных специальных и геодезических знаков;
    • проведение природоохранных мероприятий, соблюдение правил пользования лесными и водными ресурсами;
    • своевременное проведение всех земельных платежей;
    • предоставление в контролирующие органы власти надлежащих сведений о применении на участке пестицидных веществ и агрохимикатов;
    • информирование компетентных служб о состоянии земли и фактах ее деградации или почвенного загрязнения;
    • использование угодий в соответствии с оговоренными в договоре сроками;
    • строгое соблюдение, установленных законом стандартов, регламентов и нормативов при любом роде манипуляциях с землей — строительстве, агротехнической, химической, санитарной и прочей обработке;
    • недопущение ухудшения состояния земельного потенциала, загрязнения или деградации почвы;
    • содействие всестороннему эколого-токсикологическому, агрохимическому и фитосанитарному исследованию участка;
    • осуществление хозяйственной деятельности безопасными для земли и природы методами.

    Данные положения актуальны для владельцев всех форм собственности земельного участка, включая сервитуты и арендаторство.

    Ответственность за нарушение правового режима

    В качестве юридической защиты угодий от негативного воздействия на них производственной и иной деятельности, законодательством предусмотрено несколько видов правовой ответственности:

    1. Административная. Наступает вследствие самовольного занятия земельного участка, загрязнения его радиоактивными или химическими веществами и отходами, повреждения плодородного слоя земли, порчи или захламления сельскохозяйственных территорий. Предусматривает наложение штрафов или прекращение права собственности на землю.
    2. Гражданско-правовая. Является результатом несоблюдения ЗК РФ, нанесения угодьям имущественного вреда и экологического ущерба, противоправного поведения собственника или арендатора в отношении подчиненных ему земельных участков, которые в свою очередь охраняются законом.
    3. Уголовная. Регулируется УК РФ и предусматривает ответственность за правонарушения с наибольшей степенью общественной опасности — регистрация незаконных сделок с землей, порча угодий, невыполнение условий использования, хранения и транспортировки на участке удобрений, ядохимикатов, биологических растворов и прочих вредоносных веществ. Наказание предусматривает наложение огромных штрафов (200–500 мин. зарплат), лишение свободы сроком от 2 до 5 месяцев, утрату права на реализацию определенного вида деятельности до 3 лет и исправительные работы до 2 лет.
    4. Дисциплинарная. Координируется трудовым законодательством.

    Применение мероприятий правоохранной системы позволяет не только рационализировать, но и защитить земли сельскохозяйственного назначения от негативного внешнего влияния и потери качественных свойств.

    Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/selhoz-zemli/zemli-selskohozyaystvennogo-naznacheniya.htm

    Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения

    Земли сельскохозяйственного назначения – участки, расположенные за пределами населенных пунктов. Они предназначены для нужд сельского хозяйства. В составе земель таких категорий выделяют сельскохозяйственные угодья, земли для внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, предназначенные для защиты земель от негативного влияния природы, антропогенных и техногенных факторов. Также на землях сельхозназначения могут находиться здания, предназначенные для хранения, производства либо первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

    Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения реализуется посредством принадлежности участка конкретным лицам, группам лиц или объединениям. Таким образом, это обеспечивается через формы и виды собственности на землю, находящуюся в земельном фонде Российской Федерации. Согласно действующему законодательству, выделяются следующие виды собственности на земли сельскохозяйственного назначения:

    • Частная – власть реализуется определенным собственником, решения принимаются исходя из собственных интересов.
    • Государственная – решение о порядке использования участка принимает государство в интересах общества.
    • Муниципальная – решения о порядке использования участка принимается органами местного самоуправления в интересах муниципального образования.

    Основной целью использования земель сельхозназначения является ведение сельскохозяйственного производства и создание защитных лесных насаждений, также земли используются для учебных, научно-исследовательских целей и занятия рыболовством. Такие участки могут находиться в собственности:

    • Некоммерческих организаций.
    • Крестьянских (фермерских) хозяйств.
    • Хозяйственных товариществ и обществ.
    • Казачьих обществ.
    • Общин коренных малочисленных народов.
    • Учебных, учебно-опытных, опытно-производственных, учебно-производственных подразделений научных организаций.

    Собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения не могут быть иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, у которых в уставном капитале более 50% составляет доля иностранцев либо лиц без гражданства. Они могут пользоваться участками только по праву аренды.

    Общая собственность: долевая и совместная

    При общей собственности земельный участок сельхозназначения находится в собственности сразу двух и более лиц. Такая форма применялась для реорганизации совхозов и колхозов, которые существовали в советское время. Собственник доли имеет право на выдел части земельного участка из общей доли. Выделяют два вида общей собственности: долевая и совместная. Этот параметр прописывается в регистрационных документах каждого собственника. Между собой такие формы собственности отличаются тем, что:

    • Общая долевая – подразумевает выделение отдельно доли, размер которой устанавливается заранее.
    • Общая совместная – не предполагает выделения отдельной доли.
    Читайте так же:  Представление доказательств в судебном разбирательстве

    Распоряжение участком, находящимся в общей долевой собственности, происходит по соглашению всех владельцев. Спорные вопросы, касающиеся владения, разрешаются в суде. Собственник любой доли имеет право пользоваться общей землей. Если достичь этого не получается, собственник может потребовать от других владельцев компенсации. Все затраты и доходы, связанные с владением земельным участком, делятся между собственниками пропорционально их доле.

    Каждый собственник может распоряжаться, закладывать либо продавать свою долю. При продаже или отчуждении он обязан оповестить других собственников о своих намерениях, так как они имеют преимущественное право покупки. Для этого владелец может отправить письмо, в котором прописаны условия продажи. Если в течение месяца другие собственники не выкупят либо же откажутся от отчуждаемой доли, владелец может продавать землю постороннему лицу.

    Оформление земли в собственность

    Земельные участки сельскохозяйственного назначения представляются физическим и юридическим лицам по результатам торгов. Без торгов получить землю можно в тех случаях, если вы ранее арендовали этот участок либо же через суд. Если участок не имеет границ, необходимо провести межевание. После этого он ставится на кадастровый учет. Когда эти шаги будут пройдены, нужно обращаться в муниципалитет. Вам нужно предоставить следующие документы:

    • Паспорт либо иной другой документ, удостоверяющие личность.
    • Кадастровый план.
    • Заявление о передаче в собственность.
    • Выписка из кадастрового плана.
    • Оплаченные квитанции.

    При положительном ответе вам потребует зарегистрировать свои права в Росреестре. Для этого вам придется предоставить заявление, технический и кадастровый паспорта на участок, акт отчуждения муниципальной собственности, оплаченные квитанции, постановление администрации. Решение о выдаче или отказе принимается в течение 2 недель, новое свидетельство регистрируется в Ростреестре.

    Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/selhoz-zemli/pravo-sobstvennosti-na-zemli-selskohozyaystvennogo-naznacheniya.htm

    Особенности земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования и порядок их включения в границы

    Земля – это очень важная часть среды природы, которая окружает человека. На территории нашей страны земли разделены на категории. При этом важным моментом в законодательной базе является целевое использование земель. Конечно, можно перевести землю из одной категории в другую, но нужно точно знать особенности этой процедуры. Так же стоит понимать, к какой категории относится та или иная земля.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

    Категории

    Группы и классы земель сельхоз назначения очень разнообразны, и сразу стоит сказать, что есть две категории подобных земель, которые существенно отличаются друг от друга:
    1. Земли сельскохозяйственного использования.
    2. Земли сельхоз производства.

    Но на основании Земельного Кодекса РФ эти виды относятся к одной категории земель – сельскохозяйственной.

    К первой подкатегории могут относиться земли других категорий, например:

    • лесного фонда;
    • промышленности;
    • населенных пунктов.

    Документально это подтверждено следующим определением: «Категория земли – населенные пункты, разрешенное использование – для крестьянско-фермерского хозяйства». Подобное разрешенное использование является временным – земля передается юридическим лицам или гражданам для определенных целей, например, организации сельхозпредприятий.

    • административные строения;
    • склады;
    • дороги;
    • разные объекты инфраструктуры.

    В общем, все, что может обеспечить качественный процесс производства сельхоз продукции для населения.

    Если опираться на статью 77 Земельного кодекса РФ, то в ней написано, что землями сельскохозяйственного назначения считаются участки, которые находятся за пределами населенного пункта.

    Земли этой категории, находящиеся в границах населенных пунктов имеют следующие правовые статусы: «земли для дачного строительства» или «для индивидуальной жилищной застройки», так как эти земли попадают под статьи 35 ч. 10 и 36 ч. 3 ГРК РФ.

    На данный момент следующие категории земель можно изменить путем включения участков в границы населенного пункта или присоединив их к дачному некоммерческому партнерству, или садоводческому некоммерческому товариществу, если имеется факт их соприкосновения:

    • сельскохозяйственного производства;
    • КФХ (крестьянское фермерское хозяйство);
    • ЛПХ (личное подсобное хозяйство).

    Особенности

    Земли населенных пунктов — это территория, которая предназначена для застройки развития и роста сел и городов. Эти территориальные участки состоят из зон:
    1. общественно-деловых;
    2. жилых;
    3. производственных;
    4. рекреационных;
    5. инфраструктурных (транспортных и инженерных);
    6. сельхоз использования и других.

    Больше нюансов о составе и использовании земель населенных пунктов можно узнать тут.

    Все это регламентировано статьей 83 ЗК РФ.

    Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

    1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
    2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

    Более детально правовой режим земель населенных пунктов мы рассматривали в этом материале.

    Земельный и Градостроительный кодекс определяют, что в комплекс зон для сельскохозяйственного использования включаются:

    • сенокосы;
    • пашни;
    • участки с многолетними посадками;
    • пастбища;
    • сооружения и здания, используемые для ведения дачного, сельского, ЛПХ, садоводческого хозяйства.
    Читайте так же:  Документ согласие на обработку персональных данных

    Отличительной особенностью данных участков сельхозназначения является тот факт, что в сельскохозяйственных целях они применяются вплоть до смены типа их использования в соответствии с генеральным проектом населенных пунктов и инструкцией землепользования и застройки, утверждёнными органами местных администраций, исходя из нужд поселения.

    Стоит понимать, что местная администрация имеет право (в рамках своей компетенции) распоряжаться и руководить всеми участками земли сельскохозяйственного использования, которые находятся в границах данного поселения. Это же право распространяется на не дифференцированные землевладения.

    Для территорий сельхоз назначения, будущих в границах населенных пунктов, свойственен смешанный порядок правового регулирования, таким образом, несмотря на то, что они входят в текстуру земель населенных пунктов, эти участки никак не лишены народнохозяйственного свойства – применения для нужд аграрного хозяйства.

    Что позволяется делать?

    Какие сельхоздействия разрешены?

    Исходя из законов, сельскохозяйственные земли предназначаются для:
    1. ведение личного подсобного хозяйства, для своих нужд;
    2. производство растительного сырья и сельхоз продукции;
    3. организацию фермерского хозяйства;
    4. устройство садоводства;
    5. разведение рыбы в натуральных или искусственных водоемах, которые изолированы от рек.

    Исходя из законодательной базы, нет никакой речи о строительстве, каких либо домов и технических сооружений. Но, как известно, ни одно сельское хозяйство не может обойтись без инфраструктуры, поэтому допускается строительство:

    • курятников;
    • коровников;
    • дорог;
    • складов для хранения продукции;
    • гаражей для транспорта.

    Но, несмотря на это, стоит отметить, что при соблюдении определенных условий на подобных землях можно построить дом или жилой коттедж.

    Допустимо ли строить дома или иные постройки?

    На землях сельскохозяйственного назначения можно соорудить следующие постройки:

    1. Дом, который будет предназначен исключительно для личного пользования или ведение приусадебного хозяйства.
    2. Коттедж не выше трех этажей, при условии, что там будет проживать 1 семья.
    3. Хозяйственные постройки, исключительно внутри определенного участка.
    4. Строения, используемые для хранения урожая или заготовок на зиму. Сюда входят складское помещение или погреб в котором будет установлен определенный температурный режим.
    5. Дачный или садовый домик – часто устанавливают на землях дачного назначения.

    Но перед тем как начать строительство на землях сельскохозяйственного назначения внутри населенных пунктов следует оформить участок в собственность, и получить специальное разрешение на застройку, правда перед этим придется разработать проект дома. Впоследствии постройку нужно зарегистрировать. Подробнее об особенностях использования земель населенных пунктов для ИЖС, дачного и других видов строительства можно узнать здесь.

    Все остальные разрешенные действия

    Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:
    • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
    • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
    • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

    Чем нельзя заниматься?

    То есть, если вы построите 3 этажный коттедж и устроите в нем гостиницу, то немалый штраф от Государства будет обеспечен.

    Пошаговая инструкция включения в границы НП участков сельскохозяйственного назначения

    В соответствии со ст 84 Земельного кодекса РФ установлением либо изменением пределов населенных пунктов считается установление или изменение генерального проекта муниципального округа, городского либо сельского поселения, отражающего пределы населенных пунктов, находящихся в границах данного муниципального образования.

    Порядок принятия и подготовки генерального плана поселения определен статьями 24, 25 Градостроительного кодекса РФ. Включение сельскохозяйственных участков в пределы населенных пунктов не лишает собственников их прав на данный земельный участок.

    Любое заинтересованное лицо, может подать прошение о включении участка сельхоз назначения в границы населенного пункта, при этом в органы самоуправления отправляется следующий пакет документов:

    1. заявление в произвольной форме о включении земельного участка в границы населенного пункта;
    2. кадастровый план участка, который следует включить в границы населенного пункта;
    3. документы на земельный участок.

    Орган самоуправления поселения вместе с владельцем готовит и запрашивает в соответствующих службах:
    • заключение о сельскохозяйственной ценности земельного надела;
    • справку из ветеринарной службы о том, что на этом участке нет санитарно-защитных зон и скотомогильников.

    При подготовке включения аграрного участка в пределы населенного пункта следует понимать, что наделы должны применяться в соответствии с целевым назначением и допустимым использованием в соответствии с зонами земель. Границы населенных пунктов обязаны разделять территории населенных мест с землями других категорий.

    На основе ст. 24 Градостроительного кодекса РФ расположение земельного надела, выбор типа его разрешенного использования, а также строительство на нем, выполняются в соответствии с условиями утвержденных нормативов градостроительного план-проекта. Органы самоуправления на местах учитывают следующее:

    • примыкание аграрного участка к пределам населенного пункта, в границах доступности к имеющимся объектам ежедневного, периодического и нерегулярного характера;
    • возможность обеспечить переводимый надел технической, автотранспортной, общественной инфраструктурой;
    • отсутствие на присоединяемом участке санитарно-защитной зоны и объектов промышленности, производства и сооружений, в т.ч. скотомогильников;
    • отсутствие зны охраны от объектов, каковые не следует размещать в пределах населенных пунктов;
    • низкая аграрная ценность земельного надела.

    Также нужно учитывать, что после перехода участка в состав земель населенных пунктов его кадастровая стоимость может измениться. О том, как проводится кадастровая оценка ЗНП, читайте в нашей статье.

    Как видим земли сельхоз назначения внутри земель населенных пунктов можно использовать не только непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, но и для индивидуального строительства, но в определенных условиях.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/naselennye-punkty/dlya-selhoz-naznacheniya.html

    Право собственности на сельскохозяйственные земли
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here