Право собственности на землю право землепользования

Статья на тему: "Право собственности на землю право землепользования" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Тема 5. Право землевладения и землепользования

Понятие права землевладения и землепользования.

Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования.

Понятие права землевладения и права землепользования.

Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.

Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю.

Право землевладения и право землепользования являются самостоятельными правовыми формами использования земли. В то же время эти формы использования земли имеют общие признаки, позволяющие обеспечивать единство их правового регулирования. К ним относятся:

* производный характер права землевладения и землепользования;

* ограниченность этих прав по содержанию;

* целевое использование земельных участков.

Они различаются по целям использования земли, по субъектам, срокам, характеру и содержанию прав на землю.

Право землевладения и землепользования производны от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду.

Право землевладения и землепользования по содержанию ограничены, они всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам.

Землевладельцы и землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах. уставленных законодательством или договоромс собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК).

Устойчивость права землевладения и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника.

Как субъективное право на землю право землевладения и право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования.

Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя:

1) вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты.

2) обязательственное право – аренда земли.

3) права, имеющие административно-правовую природу — временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия.

Право землевладения как титул использования земли было введено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятыми 28 февраля 1990 года, при отсутствии частной собственности на землю.

В настоящее время ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о земле предусматривает только пожизненное наследуемое владение земельными участками, предоставленными гражданам Республики Беларусь. Право пожизненного наследуемого владения землей является самостоятельным вещным правом (ст.217 ГК).

Право землевладения характеризуется наибольшей устойчивостью по сравнению с другими ограниченными правами на землю. Оно всегда бессрочно (пожизненное владение), при определенных условиях может переходить после смерти землевладельца к лицам, которые являются его наследниками (наследуемое владение).

Круг субъектов и целей права землевладения ограничен. Землевладельцами могут быть только граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей:

— для строительства и обслуживания жилого дома;

— для ведения личного подсобного хозяйства;

— для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

— для коллективного садоводства;

— для дачного строительства;

— для традиционных народных промыслов

Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрено предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое владение и для других целей. В тех случаях, когда для определенных целей земельные участки могут передаваться либо во владение, либо в частную собственность, граждане могут самостоятельно выбрать титул пользования.

Право землепользования.

Как правовая форма использования земли право землепользования включает в себя совокупность прав на землю каждое из которых является самостоятельным поземельным титулом.

Землепользование (использование земельных участков) – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются полезные свойства земель, земельных участков и (или) оказывается воздействие на землю.

Землепользователи – лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь либо в собственности иностранных государств, международных организаций (собственники), пожизненном наследуемом владении (владельцы), постоянном или временном пользовании (пользователи), аренде (арендаторы), субаренде

Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:

1) самостоятельно осуществлять землепользование;

2) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

3) использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;

4) возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);

5) проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты;

6) на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;

7) добровольно отказаться от земельного участка;

8) требовать установления или прекращения земельного сервитута.

Землепользователи обязаны:

1) использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;

2) осуществлять мероприятия по охране земель;

3) своевременно вносить плату за пользование земельными участками;

4) осуществлять благоустройство земельных участков;

5) соблюдать установленные сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;

6) не нарушать права иных землепользователей;

7) возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;

8) соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.


В соответствии со ст.15 и 16 Кодекса о земле земельные участки предоставляются в постоянное и временное пользование.

Право постоянного пользования земельным участком признается вещным правом (ст. 217 ГК), что обеспечивает его устойчивость и гарантирует землепользователю защиту его прав теми же способами, что и права собственности на землю. Постоянным, признается пользование земельным участком без заранее установленного срока. Субъектами постоянного и временного землепользования являются юридические лица Республики Беларусь, которым земельные участки могут предоставляться для любых уставных целей, и граждане Республики Беларусь, в случаях, предусмотренных законодательством.

Читайте так же:  Расторжение брака по обоюдному согласию без детей

В постоянное пользование земельные участки могут предоставляться только собственником земли в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством. Временное пользование земельным участком, может быть краткосрочным — до 10 лет. Временное пользование землей может быть вторичным, но только в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданское законодательство Республики Беларусь не предусматривает временного землепользования в числе самостоятельных прав на землю. Оно возникает на основании административно-правовых актов соответствующих исполнительных и распорядительных органов (первичное временное землепользование) или решений (актов) предприятий, организаций, учреждений (вторичное временное землепользование).

Граждане Республики Беларусь ограничены в получении земли в пользование, поскольку их потребности реализуются через право частной собственности и пожизненного наследуемого владения землей. Гражданам Республики Беларусь земельные участки предоставляются в пользование только в случаях, которые предусмотрены законодательством:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_116935_tema—pravo-zemlevladeniya-i-zemlepolzovaniya.html

Содержание права собственности на землю

Содержание права собственности на землю – это принадлежащие собственнику того или иного объекта правомочия. В данной статье рассмотрим, что включает в себя содержание права собственности на землю, какими нормами регулируется и какие имеет особенности.

Понятие и содержание права собственности на землю

Право собственности на землю – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в своих интересах, а также устранять вмешательство третьих лиц в сферу своего хозяйственного господства.

Исходя из определения, можно выделить три составляющих правомочия, которые входят в содержание права собственности на землю:

  1. Правомочие владения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над землей;
  2. Правомочие пользования – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность извлекать из земельного участка его полезные свойства;
  3. Правомочие распоряжения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность определять дальнейшую судьбу земельного участка.

Нормы, регулирующие право собственности на землю

Общие положения о праве собственности закреплены Главой 13 Гражданского Кодекса РФ, а конкретно право собственности на землю и другие вещные права урегулированы Главой 17 ГК РФ.

Земельный Кодекс РФ (Глава 3) регламентирует специальные нормы, например:

  • права граждан и юридических лиц на землю;
  • права иностранных граждан;
  • Государственная собственность;
  • Федеральная собственность;
  • собственность субъектов РФ;
  • муниципальная собственность.

Особенности права собственности на землю

Особенности права собственности на землю закрепляются Земельным Кодексом. Они не должны противоречить общим нормам в Гражданском Кодексе РФ.

  1. Не все земельные участки могут находиться в частной собственности. Перечень таких земель устанавливается Земельным Кодексом и другими Федеральными Законами;
  2. Граждане, являющиеся собственниками земель, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (статья 17 Гражданского Кодекса РФ).

Для частной собственности физических лиц характерен переход права в порядке наследования, что в том числе предполагает возможность распоряжения имуществом на случай смерти путем составления завещания, приобретение права путем выплаты пая членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и др.

  • При переходе права собственности от одного владельца к другому земельный участок участвует в обороте по принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. То есть, если собственник продает здание или дом, то при продаже права на земельный участок переходят покупателю.
  • Собственность на земельный участок должна быть получена в результате юридических фактов, так как согласно статье 16 ЗК РФ, если земля не находится в частной или муниципальной, то она считается государственной собственностью.
  • Некоторые земельные участки имеют свои особенности в части регулирования права собственности. Например, земли сельскохозяйственного назначения. Подробнее о данных особенностях вы узнаете, прочитав эту статью.
  • Формы собственности на землю

    • Государственная собственность (статья 16 ЗК РФ).

    Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

    Субъекты права государственной собственности:

    1. Российская Федерация в лице органов государственной власти;
    2. субъекты Российской Федерации в лице своих органов власти;
    3. государственные предприятия и учреждения;
    4. предприятия и учреждения субъектов РФ.

    Объекты права государственной собственности:

    1. земельные участки, закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями;
    2. земельные участки, закрепленные за предприятиями и учреждениями субъектов Российской Федерации.

    Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом и другими федеральными законами.

    • Федеральная собственность

    В федеральной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами (например, Лесным кодексом, Водным кодексом);
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
    • Собственность Субъектов РФ

    В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

    В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

    • Муниципальная собственность

    Субъекты права муниципальной собственности:

    1. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления;
    2. муниципальные предприятия и учреждения.

    Объекты права государственной собственности – земля закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями.

    В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (например, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”);
    2. Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. Приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. Безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

    В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

    Земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами.

    Читайте так же:  Восстановление в университете после академического отпуска

    Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    • Частная собственность

    Субъектами права частной собственности являются:

    1. Физические лица
    2. Юридические лица

    Объектами права частной собственности может быть любое имущество, в данном случае земельные участки, которые не являются государственной или муниципальной собственностью.

    Юридические лица и граждане пользуются равнозначным доступом к приобретению земли в собственность.

    Земельные участки могут быть предоставлены гражданам и ЮЛ из государственной или муниципальной собственности. Исключение составляют земельные участки, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Например, в частную собственность не могут предоставляться земли, изъятые из оборота, земельные участки общего пользования, земельные участки особо охраняемых природных территорий.

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    Подробнее о правах иностранных граждан на землю в Российской Федерации читайте в этой статье.

    Источник: http://zemarenda.ru/soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/

    Объекты права землепользования

    Объектами права землепользования являются:

    земля как природный объект и природный ресурс

    части земельных участков

    В соответствии со ст.7 ЗК РФ земли в Российской федерации подразделяются на следующие категории и используется в соответствии с установленным для них целевым назначением:

    1. земли сельскохозяйственного назначения;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. земли населённых пунктов;

    3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

    5. земли лесного фонда;

    6. земли водного фонда;

    Обладатели права землепользования

    Правом землепользования обладают:

    Российская Федерация и её субъекты

    а также лица, чьи права определяются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами:

    лица без гражданства

    иностранные юридические лица.

    В соответствии с правом на владение землёй различают следующие лица:

    Собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков.

    Землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

    Землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

    Арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

    Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

    (Согласно ст.5 ЗК РФ)

    Основания возникновения права землепользования

    Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    В соответствии с ГК РФ права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или не предусмотренным законом, но не противоречащих ему.

    Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Права на земельный участок могут возникнуть также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

    Гражданское законодательство предусматривает также возможность возникновения на основе иных действий граждан и юридических лиц, к которым можно отнести приобретение земельных участков, на основании приобретательной давности. Согласно ст.234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в следующем: лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

    Право может возникнуть и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования по закону. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

    Важно отметить, что право на земельный участок возникает не из одного, а из совокупности оснований. Это связано с тем, что для приобретения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация, как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают.

    Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.

    Одной из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которыми последует возникновение федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, является разграничение государственной собственности на землю.

    Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства, конфискации земельного участка, реквизиции земельного участка. В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

    Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

    Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

    Также право на землю может возникнуть на основании договора аренды. Аренда — это форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.

    По законам РФ срок договора аренды устанавливается соглашением сторон и фиксируется в договоре. Если же срок в договоре не определён, то такой договор считается заключённым на неопределённый срок. Такой случай позволяет сторонам договора в любое время отказаться от его исполнения, но заранее предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

    · Бессрочный: срок договора не определён соглашением сторон

    · Долгосрочный: 5-49 лет

    · Среднесрочный: 1-5 лет

    Читайте так же:  Как осуществляется перевод в другой вуз

    · Краткосрочный: до 1 года

    Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

    Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. Также арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

    Источник: http://studbooks.net/1111787/pravo/obekty_prava_zemlepolzovaniya

    Особенности государственного управления эколого-правовым режимом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды

    Государственное управление земельными отношениями — это активная деятельность по организации рационального использования и охраны земель путем принятия экономико-правовых мер.

    Земельный кодекс РФ закрепляет полномочия Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления в области земельных отношений.

    К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

    установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

    • — установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
    • — государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
    • — осуществление государственного земельного надзора;
    • — установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;
    • — резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;
    • — разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

    Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

    Субъектам РФ принадлежит право резервирования, изъятия земельных участков для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

    К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель; изъятие земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

    Государственные органы, осуществляя управление земельными отношениями, обеспечивают выполнение возложенных на них задач по организации использования земель и их охраны через соответствующие функции.

    Государственные органы по характеру управления землепользованием можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т.е. на органы, регулирующие круг земельных вопросов, и те, которые занимаются специализированными вопросами управления.

    Так, функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), осуществления государственной регистрации прав на земельные участки, государственного кадастрового учета и оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) осуществляет Минэкономразвития России.

    На Минсельхоз России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, и в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами.

    Минприроды России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

    Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Минэкономразвития России, и его территориальные органы осуществляют контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, распоряжаются в установленном порядке земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Росреестр, также находящийся в ведении Минэкономразвития России, и его территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на земельные участки, государственному кадастровому учету и оценке земельных участков, землеустройству, государственному мониторингу земель, государственному земельному надзору.

    Ведомственными органами управления землями являются Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство обороны РФ, ФСБ России и др. (соответствующие земельные участки предоставляются для выполнения возложенных на данные федеральные органы исполнительной власти государственных задач).

    Источник: http://studme.org/186816/pravo/osobennosti_gosudarstvennogo_upravleniya_ekologo_pravovym_rezhimom_sobstvennosti_zemlyu_zemlevladeniya_z

    Субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды

    В Российской Федерации установлены частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная собственность, собственность субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на землю. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

    Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением долей каждого собственника) и общей совместной (без определения доли) собственности. Для стимулирования рационального использования земли, недопущения ухудшения ее полезных свойств и порчи право на любое использование земли осуществляется за плату (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ).

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны организовать использование земель таким образом, чтобы максимально сочетать экономические и экологические интересы общества, предоставляя земли в собственность, владение, пользование и аренду конкретным субъектам, наделяя их соответствующими правами и обязанностями, определяя порядок, условия и формы использования земли, ее целевое назначение, осуществляя надзор за ее надлежащим использованием.

    Право собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды выступает как особый правовой институт экологического права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель, и как субъективное право, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретных собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

    В соответствии с земельным законодательством объектом права собственности на землю, права землевладения, права землепользования и аренды может быть земельный участок или земельная доля. Земельные участки должны иметь точно установленные границы, зафиксированные на плане и на местности.

    Читайте так же:  Суды рассматривающие дела по кассационным жалобам

    Субъектами права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

    Основанием возникновения права собственности на землю, права землевладения и землепользования является фактический состав, в который входят по меньшей мере два юридических факта: принятие решения об отводе земли или предоставлении земельного участка (когда первичный собственник, землевладелец или землепользователь решает вопрос о выделении земельного участка из своих земельных фондов); отвод земли или предоставление земельного участка в натуре и выдача соответствующего документа, удостоверяющего право собственности, землевладения и землепользования.

    Предоставление пользователям земельных участков осуществляется с последующей передачей материалов соответствующим уполномоченным органам для отвода земельного участка в натуре. В решениях об отводе указываются цель, для которой отводится земельный участок, и основные условия его использования.

    Как собственники, так и землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право использовать предоставленный им земельный участок любым не запрещенным законом способом, в том числе использовать для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые (торф, песок, гравий, подземные воды и др.).

    Права на земельные участки удостоверяются документами, выдаваемыми органами Росреестра в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды и субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны:

    • — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
    • — осуществлять мероприятия по охране земель;
    • — соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
    • — не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Источник: http://studme.org/186817/pravo/subekty_prava_sobstvennosti_zemlyu_zemlevladeniya_zemlepolzovaniya_arendy

    Право собственности на землю

    В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности

    Понятие «право собственности на землю»

    Под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Нормативное регулирование правоотношений в области земельного права осуществляется гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения и прекращения прав на участок земли, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Источниками земельного права являются: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), ряд федеральных законов; вопросам права собственности на землю посвящена гл. III ЗК РФ «Собственность на землю»; вопросы возникновения прав на землю рассматриваются в гл. V ЗК РФ «Возникновение прав на землю».

    В гл. XVII ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассмотрены основания возникновения вещных прав. Среди вещных прав, объектами которых могут выступать участки земли, выделяются:

    — Право собственности (частная, государственная, муниципальная) на земельный участок возникает либо ввиду приобретения права у другого собственника (сделки отчуждения, мены, дарения и т.д.), либо с помощью формирования нового участка и последующего оформления его в собственность;

    — Права пользования (аренда, бессрочное пользование, оперативное управление и т.д.);

    — Право бессрочного пользования землей, находящейся в федеральной или муниципальной собственности, предоставляется отдельным категориям юридических лиц (публичным органам власти; бюджетным, казенным и автономным учреждениям всех уровней); казенным предприятиям. Возникает в связи с решением уполномоченного органа власти. Право бессрочного пользования, ранее оформленное на физических лиц, сохраняет действие, однако такое право не может быть предоставлено гражданам;

    — Право пожизненного наследуемого владения в настоящее время в РФ не предоставляется, однако существующие права сохраняются;
    Право ограниченного пользования (сервитут) возникает из условий сделки, нормативного акта публичного органа власти, либо связано с особым правовым статусом земельного участка;

    — Иные права пользования (аренда и т.д.). Возникают из совершения юридически значимых действий (заключение договора, издание нормативного акта органа власти).

    Основания возникновения права собственности на землю

    Согласно ст. 25 ЗК РФ ЗК РФ права собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ.

    — в частную собственность (ст. 17, 18 ГК РФ):

    • на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка (ст. 218 ГК РФ);
    • в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ);
    • в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217 ГК РФ);
    • по иным основаниям (п. 3 ст. 218 ГК РФ), например, в силу приобретательной давности.

    — в государственную собственность (ст. 17, 18 ЗК РФ):

    • по федеральным законам;
    • процедура разграничения государственной собственности на землю;
    • гражданско-правовые основания;
    • безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов РФ).

    — в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):

    • по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов РФ;
    • процедура разграничения государственной собственности на землю;
    • гражданско-правовые основания;
    • безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента регистрации.

    Объекты и субъекты права собственности на землю

    Объектом права собственности на землю является земельный участок, понятие которого закреплено в п. 3 ст. 6 ЗК РФ: это недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

    Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим, например, для юридического лица – это возможность числить его на своем балансе.

    Пользование землей – это возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д.

    Правомочие распоряжения состоит в возможности для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе отчуждать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т.д.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т.д.

    Читайте так же:  Заявление о выдаче суд приказа алименты

    В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Согласно земельному законодательству, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением (определяемым принадлежностью к той или иной категории земель) и разрешенным видом использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

    Участниками земельных отношений (субъектами права собственности на землю) в соответствии со ст. 5 ЗК РФ являются: граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Пункт 2 указанной статьи определяет, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом и федеральными законами. Закон предусмотрено также ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком. Так, ст. 37 ЗК РФ предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

    Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения любых нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

    Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. V-V.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, также как предусмотренные ограничения права собственности, – в гл. VII ЗК РФ.

    Виды и формы земельной собственности

    В Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом в ст. 36 специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст.35 – что право частной собственности охраняется законом. Согласно гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в РФ устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В соответствии с гражданским законодательством права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

    Формы земельной собственности:

    • частная собственность: право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица;
    • государственная собственность: это право собственности РФ и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ);
    • муниципальная собственность реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования.

    Что касается иных форм собственности на землю, о которых упоминается в ст. 9 Конституции РФ, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено.

    Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц является, таким образом, разновидностью частной собственности. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Так, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, бывает у супругов; общая долевая собственность на земельный участок – у собственников жилого дома, который расположен на этом участке.

    В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находится любое имущество, за исключением отдельных видов имущества (которое в соответствии с законом не может им принадлежать). ЗК РФ в ст. 27 установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом. В некоторых статьях ЗК РФ установлен запрет на приватизацию отдельных видов земельных участков (такой запрет означает недопустимость передачи их из государственной или муниципальной собственности в частную, но если земельные участки уже находятся в частной собственности, например, право собственности возникло до введения соответствующей нормы, то они могут в ней оставаться) – это, например, земельные участки общего пользования на землях населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ), земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).

    Кроме того, ФЗ «Об обороте сельскохозяйственного назначения» от 24 июня 2002 г. №101-ФЗ установил запрет на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%. Указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Но поскольку действие данного ФЗ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы имеют право.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs2.html

    Право собственности на землю право землепользования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here