Право верховной собственности на землю

Статья на тему: "Право верховной собственности на землю" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (ст.ст. 260 — 287)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 45-ФЗ наименование главы 17 настоящего Кодекса изложено в новой редакции

ГАРАНТ:

Нормы главы 17 части первой настоящего Кодекса в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

ГАРАНТ:

См. схему «Право собственности и другие вещные права на землю»

Информация об изменениях:

>
Общие положения о праве собственности на землю
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.


Источник: http://base.garant.ru/10164072/97c0401ae090631251b74514761b15d3/

Право собственности на землю

Современная земельная реформа

С образованием России как независимого государства новой демократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь радикальная зкономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственности, означающая передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций.

Важнейшей частью экономических преобразований стала земельная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась аграрного сектора и сельскохозяйственных земель.

Правовую основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов, призванных придать законный характер предпринимаемым реформам. Принятые в начале 90-х гг. законы «О земельной реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали первоначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль для формирования приватизации земель сыграли указы Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991), «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993), «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996).

Мероприятия на краткосрочную перспективу по дальнейшему реформированию земельных отношений определены в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформе в РФ на 1999-2002 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694. В соответствии с Постановлением Россия прошла лишь первый этап земельных преобразований, связанный с принципиальными, глубинными изменениями в формах собственности на землю. Целью следующего этапа провозглашено повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный ссамостоятельный фактор экономического роста.

Право собственности на землю. Формы, виды, содержание

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым, допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности па землю:

Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.

Право государственной собственности на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  • федеральной собственности;
  • собственности субъектов РФ (т. н. субъектной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК).

Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида собственности: — государственную, — федеральную собственность на землю, — также собственность субъектов РФ.

На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока государственная собственность не разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграниченной) собственности с особым правовым режимом.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

Право муниципальной собственности на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т. е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют:

  • земли городских;
  • сельских поселений;
  • прилегающие к ним земли общего пользования;
  • рекреационные зоны;
  • земли, необходимые для развития поселений;
  • и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Читайте так же:  Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация арбитражных управляющих меркурий

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектовРФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Право частной собственности на землю. Общая собственность

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю..

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:

  • право частной собственности физических лиц;
  • право частной собственности юридических лиц.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые, фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в поселениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК РФ).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации). Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособствен-никами.

Общая собственность существует в виде долевой или совместной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (ст. 244 ГК).

Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей).

Источник: http://be5.biz/pravo/z008/5.html

ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Читайте так же:  Садовое некоммерческое партнерство

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/vs-razyasnil-tonkosti-razgranicheniya-gosudarstvennoy-sobstvennosti-na-zemlyu/

ВС РФ разобрался с вопросом о признании права собственности на земельный участок, занятый недвижимым имуществом иного собственника

ВС РФ напомнил, что по общему правилу по договору купли-продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Причем на требования собственника недвижимости о признании за ним права собственности на часть земельного участка исковая давность не распространяется.

Читайте так же:  Сопроводительное письмо к мировому соглашению образец

Реквизиты судебного акта

Суть дела

Гражданка В. обратилась в суд с иском к ООО «Уфимкабель» (далее — общество) о признании за ней права собственности на 75106/13970495 долей в праве на земельный участок. Свои требования В. мотивировала следующим.

Право собственности на земельный участок принадлежало ОАО «Уфимкабель». На основании договора об отступном от 25.06.2003 ООО «Лаки» приобрело у ОАО «Уфимкабель» недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, в виде двух нежилых помещений, расположенных в части первого этажа трехэтажного административно-производственного корпуса. В дальнейшем на основании договора купли-продажи от 09.08.2010 ООО «Лаки» продало одно из вышеуказанных нежилых помещений гражданке Р., которая, в свою очередь, по договору купли-продажи от 15.09.2012 продала указанное нежилое помещение гражданке В.

По мнению В., одновременно с приобретением в собственность нежилого помещения к ней перешло и право собственности на долю земельного участка, необходимую для использования объекта недвижимости, размер которой она определила как 75106/13970495 долей в праве на земельный участок.

Позиция судов

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований гражданки В. Вынося решение, суд руководствовался положениями подп. 1 п. 4 ст. 35 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи нежилого помещения в здании (от 15 сентября 2012 г.), предусматривающего, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением в том числе отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.

Суд исходил из того, что испрашиваемая В. доля в праве собственности на земельный участок предыдущему собственнику нежилого помещения Р. не принадлежала, предметом договора купли-продажи нежилого помещения от 15 сентября 2012 г. не являлась. Переход права собственности на долю в праве на земельный участок в установленном законом порядке не оформлялся и не регистрировался. Общество стороной сделки, заключенной с истицей, не являлось.

Кроме того, в качестве одного из оснований для отказа в иске суд указал на пропуск истицей срока исковой давности, о чем ответчиком было сделано соответствующее заявление в ходе судебного разбирательства. По мнению суда, о нарушении своих прав на земельный участок истица могла узнать с момента регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, то есть с 08.10.2012, однако в суд обратилась лишь 02.06.2017, то есть с пропуском установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года.

Решение первой инстанции поддержала апелляция.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил акты судов нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение. При этом он руководствовался следующей логикой.

В силу требований ст. 273 ГК РФ, регулирующей переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 51-ФЗ, действовавшей на момент приобретения 25 июня 2003 г. ООО «Лаки» нежилых помещений), при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.

Положения ст. 552 ГК РФ, регулирующие права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ, действовавшей на момент приобретения 25 июня 2003 г. ООО «Лаки» нежилых помещений), также предусматривали, что с передачей права собственности на объект недвижимости одновременно передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка. Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Таким образом, при приобретении ООО «Лаки» трех нежилых помещений к нему перешло право на долю в земельном участке, на котором размещалось нежилое строение, ранее принадлежавшее ОАО «Уфимкабель».

В связи с переходом права собственности на одно из нежилых помещений от ООО «Лаки» сначала к Р., а потом к В., к ним также перешло и право на часть земельного участка, несмотря на то что надлежащим образом в установленном законом порядке это право не было оформлено. В связи с этим в соответствии со ст. 56 ГПК РФ судам надлежало установить, принадлежал ли земельный участок обществу «Уфимкабель» на праве собственности на момент отчуждения нежилых помещений ООО «Лаки». Для этого следовало предложить сторонам представить документы о приватизации ГУП «Уфимкабель» и его преобразовании в ОАО «Уфимкабель», в частности, определить момент возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок. Также судами не дано никакой оценки ссылкам общества на то, что после приобретения нежилых помещений ООО «Лаки» пользовалось спорным земельным участком на основании договора аренды.

Отказывая гражданке В. в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истицей срока исковой давности, суды не учли тот факт, что земельный участок, право собственности на долю в котором оспаривает истица, находится в ее владении, на нем расположен принадлежащий ей объект недвижимости, а потому на данные требования срок исковой давности в силу ст. 208 ГК РФ не распространяется.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/380676/

Правовед

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Глава 14. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.

Статья 78. Содержание права собственности на землю.
1. Право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками.
2. Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, настоящего Кодекса, а также иных законов, которые издаются в соответствии с ними.
3. Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.
4. Лицам (их наследникам), имевшим в собственности земельные участки до 15 мая 1992 года (со дня вступления в силу Земельного кодекса Украины), земельные участки не возвращаются.

Читайте так же:  Порядок обжалования решения суда апелляционной инстанции

Статья 79. Земельный участок как объект права собственности.
1. Земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с обозначенными в отношении его правами.
2. Право собственности на земельный участок распространяется в его границах на поверхностный (почвенный) слой, а также на находящиеся на нем водные объекты, леса и многолетние насаждения.
3. Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и на глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и иных строений и сооружений.

Статья 80. Субъекты права собственности на землю.
Субъектами права собственности на землю являются:
а) граждане и юридические лица — на земли частной собственности;
б) территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности;
в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, — на земли государственной собственности.

Статья 85. Право собственности на землю иностранных государств.
Иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения строений и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций в соответствии с международными договорами.

Статья 86. Общая собственность на землю.
1. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая частичная собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность).
2. Субъектами права общей собственности на землю могут быть граждане и юридические лица.
3. Субъектами права общей собственности на земельные участки территориальных общин могут быть районные и областные советы.
4. Право общей собственности на землю удостоверяется государственным актом на право собственности на землю.
Статья 87. Возникновение права общей частичной собственности на земельный участок
1. Право общей частичной собственности на земельный участок возникает:
а) при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
б) при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
в) при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
г) по решению суда.

Статья 89. Общая совместная собственность на земельный участок.
1. Земельный участок может принадлежать на праве общей совместной собственности лишь гражданам.
2. В общей совместной собственности находятся земельные участки:
а) супругов;
б) членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
в) совладельцев жилого дома.
3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком общей совместной собственности осуществляются по договору или закону.
4. Совладельцы земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, имеют право на его раздел или на выделение из него отдельной доли.
5. Раздел земельного участка, имеющегося в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца, может быть осуществлен при условии предварительного определения размера земельных долей, являющихся равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом.

Статья 90. Права собственников земельных участков.
1. Собственники земельных участков имеют право:
а) продавать или иным путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
б) самостоятельно хозяйствовать на земле;
в) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
г) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
г1) на возмещение ущерба в случаях, предусмотренных законом;
д) сооружать жилые дома, производственные и другие строения и сооружения.
2. Нарушенные права собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г. № 3404-1У)

Статья 91. Обязанности собственников земельных участков.
1. Собственники земельных участков обязаны:
а) обеспечивать использование их по целевому назначению;
б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
в) своевременно уплачивать земельный налог;
г) не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей;
г1) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
д) своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
е) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.
2. Законом могут быть установлены иные обязанности собственников земельных участков.

Источник: http://www.pravoved.in.ua/section-kodeks/78-zku/290-glava14.html

Право государственной собственности на землю

Согласно ч. 1 ст. 84 ЗК в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

Субъектом права собственности на государственные земли и конкретные земельные участки в их составе, всегда была и остается государство как политико-правовая организация общества. Из приведенного следует, что земли государственной собственности принадлежат самому государству со всеми социальными и юридическими последствиями.

Свои собственнические полномочия относительно земель государственной собственности государство реализует через государственные органы исполнительной власти, осуществляющие правомочия владения, пользования и распоряжения ими в законом установленных пределах от имени и в интересах государства. Так, по ч. 2 ст. 84 ЗК право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, государственных органов приватизации, в соответствии с законом.

Земли, не подлежащих передаче в коммунальную собственность . Согласно ч. ст. 84 ЗК к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся:

Земли государственной собственности, которые не подлежат передаче в частную собственность. Согласно ч. 4. ст. 84 ЗК к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на определение меры

а) земли атомной энергетики и космической системы;

б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта;

в) земли обороны;

г) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;

г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;

д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;

е) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;

е) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы;

ж) земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями;

з) земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной формы собственности;

и) земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Государство приобретает право собственности на землю в случае:

а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

б) приобретения по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;

в) принятия наследства;

г) передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами;

д) конфискации земельного участка;

Украинскому государству на праве собственности могут принадлежать земельные участки и за ее территориальными границами. Так, согласно ч. ст. 18 ЗК Украины за пределами ее территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны. Несмотря на не значительные по сравнению с площадями внутренних земель, размеры иностранных землевладений нашего государства, данное положение земельного закона имеет принципиальное значение.

Источник: http://studies.in.ua/zemelne-pravo-shporu/2009-pravo-derzhavnoyi-vlasnost-na-zemlyu.html

Тест по истории Традиционные общества Востока 7 класс

Тест по истории Традиционные общества Востока Начало европеизации для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Право верховной собственности на землю в государствах Востока принадлежало

1) крестьянским общинам
2) государству
3) чиновникам
4) аристократии

2. Разделение земель на государственную и народную харак­терно для системы землевладения

1) Индии
2) Китая
3) Японии
4) Кореи

3. Основную роль в жизни крестьян Востока играли

1) законы, установленные государством
2) нормы, установленные в крестьянской общине
3) профессиональные правила
4) решения государственных чиновников

4. Японские воины-самураи в XVII-XVIII вв. следовали

1) кодексу бусидо
2) культу харакири
3) круговой поруке общины
4) общественному мнению

5. Что из перечисленного считают одним из признаков разло­жения сословного строя?

1) культ мечей у самураев
2) военная подготовка самурая в свободное время
3) работа самураев учителями в школах и писателями
4) участие самураев в чайных церемониях

6. С точки зрения Конфуция

1) человек должен быть предприимчивым
2) главное для человека — почитать старших
3) человек должен стремиться к самореализации
4) человек должен стремиться к карьерному росту

7. Для буддизма характерна вера в то, что

1) жизнь человека — это путь к наслаждению
2) жизнь человека — это путь от страдания к страданию
3) цель жизни — найти богатого и влиятельного покровителя
4) идеал человека — стремление к материальному благо­получию

8. Определите, о каком учении идет речь.

Это учение было создано в Индии в VII-VI вв. до н.э. цареви­чем Сиддхартха Гаутамой. Согласно этому учению вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причи­на которых кроется в неудовлетворенных земных желаниях. Если человек вел неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презирае­мым всеми животным.

2 вариант

1. Землевладелец в Индии получал землю от государства и за это должен был


1) исповедовать официальную государственную религию
2) содержать военный отряд
3) передать земельный надел по наследству
4) сдавать землю обратно государству перед своей смертью

2. Принадлежность земельного фонда князьям — характерная черта системы землевладения

1) Индии
2) Китая
3) Японии
4) Кореи

3. Для сословной структуры восточных обществ характерна

1) круговая порука всех сословий
2) строгая иерархия наследуемых статусов
3) гарантированность имущественного благосостояния принадлежностью к своему сословию
4) подвижность социальной структуры

4. К обязанностям самурая относится

1) занятие предпринимательской деятельностью
2) следование общественному мнению
3) свободный образ жизни
4) занятие только военным делом

5. Отношение к купцам в восточных обществах было негатив­ным, так как

1) без них не могли обойтись представители всех других социальных групп
2) их дети могли достичь любого социального статуса
3) они жили на деньги от торговли
4) сами они ничего не производили, но при этом богатели

6. С точки зрения Конфуция

1) добродетели могут быть абсолютно у всех людей
2) человек обязан стремиться к карьерному росту
3) добродетели могут быть у избранных людей, но стре­миться к ним должен каждый
4) каждый может стремиться к всенародной славе и покло­нению

7. Для буддизма характерна вера в то, что

1) путь человека — это борьба с несправедливостью
2) идеал жизни — стремление к карьерному росту
3) путь спасения возможен для любого человека
4) цель жизни — не прерывать цепь перерождений

8. Определите, о каком учении идет речь.

Это очень древняя языческая религия, включающая верова­ния в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью ко­торых японцы пытались умилостивить духов. Главным богом этой религии считается богиня Солнца Аматэрасу, от нее ведут свое происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба, и их ав­торитет был непререкаем.

Ответы на тест по истории Традиционные общества Востока Начало европеизации
1 вариант
1-2
2-2
3-2
4-1
5-3
6-3
7-2
8-буддизм
2 вариант
1-2
2-3
3-2
4-4
5-4
6-3
7-3
8-синтоизм

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://testschool.ru/2017/11/16/test-po-istorii-traditsionnyie-obshhestva-vostoka-7-klass/

Право верховной собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here