Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних

Статья на тему: "Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её. Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Источник: http://rvs.su/statia/processualnye-narusheniya-dopuskaemye-kdnizp-pri-rassmotrenii-administrativnyh-del

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

>
Судьи
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/9b4beb5583a0da68549c480ddd5b0837/

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 29.5 показывает, что:

1) по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту, где оно было совершено. При этом речь идет:

Читайте так же:  Административные правонарушения несовершеннолетних статьи

а) об определенном населенном пункте;

б) о конкретном месте, например участке дороги, где водитель транспортного средства был остановлен инспектором ГИБДД за превышение скорости;

2) по ходатайству (оно должно соответствовать требованиям ст. 24.4) лица, в отношении которого ведется дело, оно может быть рассмотрено и по месту жительства такого лица: вопрос решается судьей, органом, должностным лицом, которое осуществляет производство по делу. По результатам рассмотрения такого ходатайства выносится соответствующее определение;

3) если по делу было проведено административное расследование (см. коммент. к ст. 28.7), то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование.

2. Характеризуя правила ч. 3 и 4 ст. 29.5, нужно сказать следующее:

1) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних (т.е. лиц в возрасте от 16 до 18 лет, см. коммент. к ст. 2.3) рассматриваются по месту их жительства (обычно комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, см. коммент. к ст. 23.2);

2) до 15.05.06 устанавливалось, что и дела об административных правонарушениях, связанных с невыполнением работодателем соглашения (достигнутого в ходе примирительных процедур), а также с увольнением работника в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (см. коммент. к ст. 5.33, 5.34), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К сожалению, в ч. 3 ст. 29.5 было упущено, что чаще всего административные правонарушения, предусмотренные в ст. 5.33, 5.34, совершают не физические лица (к которым применимо словосочетание «место жительства»), а работодателями — юридическими лицами (в отношении, которых применимо понятие «место нахождения», см. ст. 54 ГК). Видимо, законодатель из-за этого вынужден был уточнить ч. 3 ст. 29.5 Законом N 57 от 29.04.06 — данное положение исключено из ч. 3 ст. 29.5. С другой стороны установлено, что с 15.05.06 дела об административных правонарушениях связанные с неисполнением родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (см. об этом коммент. к ст. 5.35) — также рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) дела, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также с появлением несовершеннолетних в состоянии опьянения в общественных местах, подлежат рассмотрению по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (см. коммент. к ст. 6.10, 20.22);

4) дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством (например, за превышение скорости на величину более 60 км/ч, см. коммент. к ст. 22.3), может быть (но не обязательно) рассмотрено по месту учета транспортного средства либо (по общему правилу) — по месту совершения административного правонарушения.

5. О практике применения ст. 29.5 таможенными органами см. приказ ФТС от 24.04.07 «Об утверждении Инструкции о порядке передачи дел об АП на рассмотрение в другой таможенный орган РФ». Судебная практика по применению ст. 29.5 в частности исходит из того, что:

1) удовлетворение ходатайства о направление дела по месту жительства нарушителя ДЛ (при возбуждении им дела об АП), уполномоченным составлять протокол об АП, недопустимо. ДЛ должно занести такое ходатайство в протокол (п. 11 Обзора от 25.03.09);

2) дела о привлечении к административной ответственности ЮЛ в связи с нарушением связанным с деятельностью его филиала (представительства) — подлежит рассмотрению по месту совершения АП или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (п. 1 Пост. N 10);

3) при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 правила о территориальной подсудности. При этом местом совершения АП является место совершения противоправного действия, независимо от места его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если АП совершено в форме бездействия — место где должно было быть совершено действие, выполнена обязанность. Для дел о АП, за совершение которых предусмотрено лишение прав управления ТС в ч. 4 ст. 29.5 установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (ДЛ), составивший протокол об АП, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета ТС (п. 3 Пост. N 5);

4) поскольку лицу предоставлено право на рассмотрение дела по месту его жительства, а по делу, влекущем лишение права управления ТС — также право на рассмотрение дела по месту учета ТС — право лица должно быть реализовано и соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено (п. 13 Обзора от 29.11.06).

О случаях, когда право лица, в отношении которого ведется производство по АП, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по АП см. п. 9 Обзора от 16.09.09).

Источник: http://base.garant.ru/5872064/0baa94d0072daa10dff70d058884030d/

Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых правонарушениях, указанных в ст. 29.5 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. /Д.Н. Бахрах/ М.: Эксмо. 2010. с.537..

Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает в закрытом заседании с.719..

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо Колоколов Н.А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: Научно-практическое пособие. /Колоколов Н.А.//М.: Юрист. — 2009. — с.22..

В соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

Читайте так же:  Получить выписку о праве собственности на квартиру

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Бюллетень Верховного Суда РФ. — №6. — 2005..

Материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям. До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением Бадиков К.Н. Основы права: конспект лекций / К.Н. Бадиков, А.А. Ильин. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010. — с.73..

В соответствии со статья 29.7 КоАП РФ:

  • 1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
  • 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • 3) проверяются полномочия законных представителей физического

или юридического лица, защитника и представителя;

По результатам написания данного раздела можно сказать следующее:

Дело об административном правонарушении несовершеннолетнего рассматривается в 15-дневный срок со дня его получения.

Именно комиссии по делам несовершеннолетних принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

Источник: http://vuzlit.ru/306176/osobennosti_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah_nesovershennoletnih

Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

СТ 23.2 КоАП РФ

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Комментарий к Ст. 23.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетний — это лицо, не достигшее возраста 18 лет. Таким образом, в комментируемой статье речь идет о лицах в возрасте от 16 до 18 лет.

Статья 11 указанного Закона гласит, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП РФ к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно разделить на две группы:

1) дела об административных правонарушениях, совершенных самими несовершеннолетними;

2) дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

То есть в компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входит также рассмотрение дел об административных правонарушениях по: ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»; ст. 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ»; ст. 6.23 «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака» и ст. 20.22 «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ» КоАП РФ.

Орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении по ст. 11.18 КоАП РФ «Безбилетный проезд», а также в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), вправе передать его на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Читайте так же:  Срок исковой давности по убийству в россии

Источник: http://www.kodap.ru/razdel-3/glava-23/st-23-2-koap-rf

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Если несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие его личность; совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств; не находится в состоянии, алкогольного или наркотического опьянения, то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ.

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу

(участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности ( а в некоторых случаях и их родителей) также может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел куда они могут быть направлены либо на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел ( на срок не более 48 часов), либо на основании постановления судьи (на срок более 48 часов).

В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства несовершеннолетнего). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и по общему правилу — с участием его законных представителей. Родитель, явившийся в заседание КДН и ЗП для защиты интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДН и ЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором.

Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые решают вопрос о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН и ЗП в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

На несовершеннолетних, в отношении которых КДН и ЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки. При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ.

Читайте так же:  Какой срок обжалования апелляционного определения

Нагатинская межрайонная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Прокуратурой ежемесячно проверяется деятельность районных КДН и ЗП по рассмотрению административных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и привлечению их к административной ответственности, а в законность составления таких протоколов. По выявленным нарушениям закона вносятся представления, а также приносятся протесты на незаконные постановления КДН и ЗП. За 9 месяцев 2008 года прокуратурой опротестовано 5 постановлений КДН и ЗП, которые рассмотрены и отменены Нагатинским районным судом г. Москвы. Кроме того, в поднадзорные ОВД и КДН и ЗП внесено 10 представлений с требованиями по устранению выявленных нарушений административного законодательства в отношении несовершеннолетних.

Источник: http://pandia.ru/text/78/111/54367.php

ПАМЯТКА для несовершеннолетних (Административная ответственность несовершеннолетних)

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

С 14 лет до 16 лет:

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

С 16 лет до 18 лет:

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Согласно ст.2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских учреждениях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Кроме того, несовершеннолетним распитие пива, согласно ст. З ФЗ №11-05 г., не допускается в любых общественных местах.

Ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов в общественных местах (улица, стадион, сквер, парк, транспортное средство общего пользования, другие общественные места).

Ст. 20.20 ч.З КоАП РФ.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, также в других общественных местах.

Ст. 20.21 КоАП РФ.

Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Ст. 20.22 КоАП РФ (на родителей).

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта)

4.1 – с 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 100 рублей.

4.2 – на родителей детей до 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

По общему правилу ответственности за совершение преступления или административного правонарушения подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК, ст. 2.3 КоАП РФ). Устанавливая минимальный возраст ответственности, законодатель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы сознавать характер своих действий, их общественную опасность и запрещенность.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

лишение права заниматься определенной деятельностью;

лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Источник: http://krk.sledcom.ru/folder/875981/item/1189288

Методические рекомендации на тему: «Особенности производства дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

На тему: «Особенности производства

Подготовлены заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, начальником отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Копейского городского округа Челябинской области

Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных

________ правонарушениях в отношении несовершеннолетних__________ 6

1.1. Понятие, задачи и основные принципы производства по делам об

административных правонарушениях в отношении

1.2. Общая характеристика стадий производства по делам об

административных правонарушениях в отношении

Глава 2. Участники производства по делам об административных

правонарушениях в отношении несовершеннолетних________ 26

2.2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных

правонарушениях в отношении несовершеннолетних________ 33

Глава 3. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных

правонарушениях в отношении несовершеннолетних________ 38

3.1.Исполнение административной юрисдикции комиссиями по делам

несовершеннолетних и защите их прав____________________ 38

3.2.Исполнение законодательства комиссиями по делам

несовершеннолетних и защите их прав при осуществлении

Список использованных источников и литературы 64

Читайте так же:  Кассационная жалоба моральный вред

В законодательстве об административной ответственности вряд ли возможно найти более сложное, объемное и динамичное явление, чем производство по делам об административных правонарушениях. Этот процесс приобретает особую значимость благодаря своей содержательной стороне и тем требованиям, которые предъявляются к его осуществлению, а также возможностью устранения возникающих пробелов в действующем законодательстве.

Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время осуществляется Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ (далее по тексту – Кодекс РФ или КоАП РФ). В сравнении с действовавшим ранее Кодексом РСФСР об административных правонарушениях вопросам производства в действующем нормативном правовом акте уделяется значительно больше внимания.

Актуальность темы в работе является, выделение для самостоятельного исследования производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, которое объясняется рядом причин. Во-первых, важностью задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. Во-вторых, особенностью мотивации совершаемых несовершеннолетними правонарушений и влияние на них процесса воспитания и содержания со стороны взрослых лиц, а также особенностями личностных, социально-психологических и иных характеристик. В-третьих, спецификой уровня и структуры правонарушений, их причин и динамики.

Основная цель исследования – выявление особенностей производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть общую характеристику, задачи, принципы и основные стадии производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних;

2) исследовать круг лиц, участвующих в административном производстве, в том числе несовершеннолетних как специального субъекта административной ответственности;

4) рассмотреть деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнении административной юрисдикции по организации производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан;

5) выявить основные пробелы в законодательстве при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и выработать предложения по его совершенствованию.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях с учетом несовершеннолетних лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.

Предметом исследования служат теории, концепции, монографии, а также нормативно-правовые акты и практика их применения.

Теоретическую основу работы составили труды таких ученых в области административного права как: , , , , и другие.

Кроме научных работ ученых использованы информационно-статистические данные в области исполнения законодательства комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по Российской Федерации, Челябинской области и Копейского городского округа, а также публикации, статьи в журналах, методические рекомендации по правовым вопросам в области административного права в отношении несовершеннолетних.

Рассматривая особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан, использованы в основном такие методы как сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, аналитический и социологический.

Работа построена из введения, трех глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

1.1. Понятие, задачи и основные принципы производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

Производство по делам об административных правонарушениях является частью административного процесса по разрешению индивидуально-конкретных дел на основе норм административно-процессуального права.

До начала 60-х годов XX века в российской науке отсутствовали основательно разработанные концепции административного процесса. За прошедший период времени ситуация вокруг административного процесса существенно изменилась. В настоящее время в юридической науке административный процесс представляет собой достаточно разработанное сложное правовое явление, имеющее собственную конструкцию, соответствующие аспекты и формы выражения.

Основное предназначение административного процесса состоит в обеспечении последовательности порядка применения административно-правовых норм в сфере управления для достижения конкретных юридических результатов.

Административный процесс представляет собой «внешнюю правоприменительную деятельность органов и учреждений исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, иных уполномоченных государством субъектов управления (административных органов) по урегулированию (разрешению) индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права, в пределах их компетенции, осуществляемую в предусмотренных процессуальными нормами права несудебных формах (процедурах)»[1].

В настоящее время существует множество административных производств, при их построении используются различные критерии. Так, выделяют следующие административные производства: по принятию нормативных актов органов исполнительной власти; по комплектованию личного состава; по приватизации государственного и муниципального имущества; по жалобам граждан; дисциплинарное производство; по выдаче разрешений; по делам об административном правонарушении и др. Таким образом, административное производство является частью административного процесса, их соотношение может быть представлено как отношение части и целого.

Производство по делам об административных правонарушениях как одно из важнейших направлений административного процесса представляет собой «нормативно-урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета»[2].

Производство в традиционном понимании представляет собой институт административного права, состоящего из норм, регулирующих деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных наказаний за административные правонарушения в установленной административно-процессуальной форме. Основным нормативным актом, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Исследование правовой основы производства предполагает характеристику как минимум двух аспектов. Первый и в данном случае определяющий — вопрос о субъектах, издающих нормы, устанавливающие порядок производства по делам об административных правонарушениях. Данный аспект есть не что иное, как решение вопроса о предметах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

. Второй аспект, нуждающийся в обозначении, — это вопрос об органах, регулирующих установление административной ответственности, главным образом виды административных правонарушений.

Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отражены в статье 1.3 КоАП РФ, где среди иных положений к ведению Российской Федерации отнесен и порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая меры обеспечения производства. Это значит, что субъекты Российской Федерации не вправе издавать нормы, изменяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Соответствующего внимания требует вопрос об органах, регулирующих установление административной ответственности (виды административных правонарушений). Так, статья 1.1 КоАП РФ к числу законодательных актов, составляющих законодательство об административных правонарушениях, наряду с Кодексом относит и законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, а также статьей 1.1 КоАП РФ органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность посредством своих законов в пределах совместного ведения, если административная ответственность по данному предмету не нашла отражения в федеральном законодательстве.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pandia.ru/text/80/139/31422.php

Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here