Система государственных учреждений судебной экспертизы

Статья на тему: "Система государственных учреждений судебной экспертизы" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Информация об изменениях:

Статья 11 изменена с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 39

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденный приказом Минздрава России от 12 января 2017 г. N 3н

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности, утвержденную приказом ФСБ России от 23 июня 2011 г. N 277

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

См. Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511

См. Протокол ведения больных. Судебно-психиатрическая экспертиза, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ 23 мая 2005 г.

См. Методические рекомендации «Лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности», утвержденные Минздравом РФ 2 апреля 2004 г.

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденную приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


Источник: http://base.garant.ru/12123142/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Судебная экспертиза. Введение в специальность (Т. Ф. Моисеева, 2017)

В Пособии кратко изложены история развития судебной экспертизы, основные теоретические понятия судебной экспертизы, система государственных экспертных учреждений, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском судопроизводстве. Предназначено для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», может быть полезно следователям и судьям. Информационная поддержка СПС «КонсультантПлюс».

Оглавление

  • От авторов
  • Введение
  • Глава 1. Понятие и правовая основа судебно-экспертной деятельности и судебной экспертизы[1]
  • Глава 2. История становления и развития судебной экспертизы
  • Глава 3. Понятие и формы использования специальных знаний в судопроизводстве
  • Глава 4. Система государственных экспертных учреждений и субъекты судебно-экспертной деятельности
  • Глава 5. Предмет и объекты судебной экспертизы
Читайте так же:  Согласие выезда за границу турция

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судебная экспертиза. Введение в специальность (Т. Ф. Моисеева, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие и правовая основа судебно-экспертной деятельности и судебной экспертизы [1]

1.1. Судебно-экспертная деятельность

Судебно-экспертная деятельность – система действий, осуществляемая в процессе судопроизводства уполномоченными на то процессуальным законодательством органами и лицами и состоящая в назначении, организации и производстве судебных экспертиз в целях установления обстоятельств по конкретному делу (ст. 2. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»),

Задача судебно-экспертной деятельности – оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, проводящим дознания, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Судебно-экспертная деятельность осуществляется в государственных экспертных учреждениях государственными экспертами, а также негосударственными экспертами.

Правовая основа судебно-экспертной деятельности – совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Конституция РФ как основной закон государства имеет основополагающее значение и для судебно-экспертной деятельности, так как определяет важнейшие принципы отношений между государственными органами и гражданами в сфере осуществления правосудия, на службе которого находится судебно-экспертная деятельность.

Конституционные принципы находят отражение в нормах УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, регламентирующих данную деятельность.

В ФЗ о ГСЭД такие приоритетные конституционные принципы, как принцип законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, закреплены в ст. 4–6 как определяющие принципы судебно-экспертной деятельности.

Отраслевые процессуальные кодексы регламентируют организацию и производство судебных экспертиз. Наиболее полную регламентацию содержит Уголовно-процессуальный кодекс РФ, где в отличие от ФЗ о ГСЭД, речь идет не только о государственной судебно-экспертной деятельности, но и обо всех аспектах этой деятельности.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (далее – ФЗ ГСЭД) содержит основные положения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

Помимо ФЗ ГСЭД, являющегося основополагающим законодательным актом для формирования правовой базы судебно-экспертной деятельности, при производстве судебных экспертиз большое значение имеют федеральные законы РФ: Закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ; Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ; Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ; Закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ; Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № З-ФЗ; Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N3185-1.

Ведомственные нормативные акты, регламентирующие судебно-экспертную деятельность: «Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. № 347; «Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» от 11 января 2009 г. № 7; «Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» от 29 июня 2005 г. № 511; «Инструкция об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений» от 30 мая 2005 г. № 370 и др.

Международные правовые актыправовая основа государственной судебно-экспертной деятельности: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г. (ратифицирована 25 октября 1999 г.); Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписана в Минске 22 января 1993 г. и ратифицирова в Москве 4 августа 1994 г.); Принципы защиты психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи (приняты Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 46/119 от 17 декабря 1991 г.).

1.2. Принципы судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и юридического лица, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований (табл.1) (ст. 4–8 ФЗ ГСЭД). Данные принципы впервые были законодательно закреплены в ФЗ ГСЭД, в котором предусмотрен и механизм их реализации

Таблица 1. Принципы судебно-экспертной деятельности

способных отрицательно повлиять на здоровье лица [2]

не предусмотренных федеральным законодательством [3]

1.3. Формы судебно-экспертной деятельности и принципы ее информационного обеспечения

Судебная экспертиза как область практической деятельности – сложная система разнородных элементов, таких как нормативное регулирование, статус и функции субъектов деятельности, система технических средств, научные основы, методы и методики проведения экспертных исследований, организационные основы функционирования экспертных учреждений и пр.

Столь сложная, динамически развивающаяся система требует соответствующего информационного обеспечения субъектов судебно-экспертной деятельности. Оно должно быть адекватно разнообразию задач, которые приходится решать в экспертных учреждениях, соответствовать формам этой деятельности.

Формы судебно-экспертной деятельности: аналитическая, научная, дидактическая, управленческая и профилактическая (схема 1).

Схема 1. Формы судебно-экспертной деятельности

Общие принципы информационного обеспечения включают три группы: отбор информации; разработка системы информационного обеспечения; функционирование системы информационного обеспечения [4] .

Информационное обеспечение судебной экспертизы – научно организованный и непрерывный процесс отбора, подготовки и выдачи систематизированной научно-технической информации, необходимой для решения судебно-экспертных задач.

Отбор информации важен для того, чтобы подобранные сведения были необходимыми и в то же время не были избыточными и не создавали затруднения в пользовании информацией.

Читайте так же:  Получить компенсацию за утечку персональных данных

К принципам отбора информации относятся:

1.3.1. Автоматизированные системы в информационном обеспечении судебно-экспертной деятельности

Внедрение в практику автоматизированных систем информационного обеспечения обычно осуществляется поэтапно. Результаты каждого этапа подвергаются глубокому анализу.

Не менее важным является и информационное обеспечение познавательной деятельности судебного эксперта. Оно может различаться как по источнику поступления сведений, так и по форме его организации.

Источники поступления сведений наиболее четко разграничиваются при организации справочно-информационных фондов (СИФ), предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности.

В судебной экспертизе различают два основных вида СИФ: натурные коллекции и описательные (вербальные) фонды.

Натурные коллекции могут быть представлены в двух видах: коллекции материальных объектов и коллекции изображений этих объектов [5] .


Натурные коллекции материальных объектов, наиболее часто встречающиеся в экспертной практике, являются традиционным видом СИФ. Эти коллекции создаются путем комплектования из объектов, оставляемых в экспертных учреждениях, после их исследования с разрешения следователя (суда), а также объектов, являющихся образцами продукции, выпускаемой предприятия, изготовляющими ее для массового использования, а также образцами изделий, пользование которых нормативно регламентировано (это огнестрельное и холодное оружие), в трасологической экспертизе – натурные коллекции запорно-пломбировочных устройств, современных видов замков, узлов и других изделий массового производства.

Развитие компьютерной техники и цифровой фотографии позволяет создавать коллекции изображений объектов, полученных путем их сканирования, а также зафиксированных с помощью цифровых фотоаппаратов и преобразованных в электронное изображение.

Описательные фонды содержат вербальную информацию об объектах судебно-экспертного исследования. Они могут быть документальными и экспертно-аналитическими.

Широкое использование современных информационных технологий позволяет активно внедрять компьютерные методы и средства в судебно-экспертную деятельность, процесс автоматизации экспертного производства.

Так, Е.Р. Российская выделяет пять основных направлений внедрения современных информационных технологий в судебную экспертизу [6] (табл. 2).

Таблица 2. Основные направления внедрения современных информационных технологий в судебную экспертизу

1.4. Понятие «судебная экспертиза» [7]

Экспертиза (от лат. expertus – опытный, сведущий) – исследование, проводимое сведущими в определенных областях науки или ремесла людьми.

Экспертизы проводятся в различных сферах деятельности: в строительстве, медицине и др.

Судебная экспертиза является одной из основных форм использования научно-технических достижений в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах и обладает рядом специфических особенностей.

Судебная экспертиза проводится сведущим лицом для исследования вещественных доказательств с целью установления фактических данных по расследуемому событию.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (ст. 9 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Судебные экспертизы проводятся сведущими лицами – экспертами, которые обладают специальными знаниями в области науки, техники, искусстве. Сложно перечислить все области знания, представители которых не привлекались бы следователями и судами для дачи заключений по вопросам, требующим естественнонаучных и технических, неюридических знаний.

Понятие «эксперт» имеет несколько значений. В государственных экспертных учреждениях введены должности эксперта (главный, старший эксперт), которые являются экспертами по должности.

Судебный эксперт – сведущее лицо, которому поручается следователем (судом) в процессе судопроизводства проведение исследования и дачи заключения на основе специальных знаний.

Большую группу составляют специалисты различных учреждений, в том числе и судебно-экспертных, промышленных предприятий, органов управления, которые приглашаются для консультаций, различных оценок по сложным вопросам, которые могут возникнуть в деятельности органов государственной власти и управления.

Экспертиза может проводиться в различных государственных органах, общественных организациях (межведомственные, научные, административные, судебные экспертизы). Экспертами решаются самые разные вопросы. Государственные органы и общественные организации часто прибегают к экспертизе при решении вопросов, касающихся интересов государства и отдельных граждан. Так, в области строительства проводятся строительно-технические и экономические экспертизы, в торговле – товароведческие, в здравоохранении – врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают степень утраты трудоспособности в связи с назначением пенсии. Проводятся патентные экспертизы по материалам, претендующим на статус изобретения и т. п.

Судебные экспертизы производятся в связи с расследованием и рассмотрением уголовных и гражданских дел. Именно поэтому судебная экспертиза является важнейшей процессуальной формой применения специальных знаний в судопроизводстве, в результате чего в распоряжении следствия и суда оказывается новая информация, имеющая доказательственное значение, которая не может быть получена другими процессуальными средствами.

Отличие судебной экспертизы от других форм использования специальных знаний в том, что это обязательно исследование с использованием специальных знаний.

! Судебная экспертиза назначается, если необходимо проведение исследования с использованием специальных знаний.

Если возможно ответить на вопрос без проведения исследования, экспертиза не назначается, а возможен допрос специалиста.

Основные признаки судебной экспертизы представлены в таблице 3.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 3. Основные признаки судебной экспертизы

Источник: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%A2_%D0%A4_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D1%81_%D0%9D_%D0%9F_%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0_%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/3

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Читайте так же:  Пленум досудебный порядок урегулирования спора

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

ГАРАНТ:

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12123142/

Система судебно-экспертных учреждений России

Судебные экспертизы

Экспертизы могут проводиться любым лицом, которое имеет все необходимые знания, или же специальными экспертными учреждениями. Основные учреждения экспертного характера России находятся в определенной системе органов внутренних дел, здравоохранения, а также юстиции.

Центральное руководство подразделений экспертной направленности органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят:

  • организационно-методическое управление, которое включает в себя специальные отдел организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений;
  • технико-криминалистического, методического, информационного, технической автоматизации и обеспечения деятельности эксперта, а также технико-криминалистического обеспечения;
  • пулегильзотека федерального характера МВД России;
  • отделы экспертиз криминалистической направленности, а также исследований;
  • лаборатория научно-исследовательского характера.

Замечание 1

Помимо этого, подразделения экспертного уровня на местах входят в определенную структуру управлений регионального характера или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов Российской Федерации и городов с достаточно большим населением.

Судебно-экспертные учреждения

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет федеральный центр России занимающися судебной экспертизой (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экпертными учреждениям данной системы являются: определенные региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Определенные лаборатории судебной экспертизой в городах своей зоны обслуживания имеют какие-либо филиалы или же специальные группы экспертного характера.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-психиатрических, а также судебно-медицинских подразделений. Бюро экспертизы судебно-медицинского характера есть в определенных крупных городах, краях, областях и республиках России. Качество судебно-медицинских экспертиз должны контролироваться, а такие обязанности возложены на главных межрайонных, районных и городских судебно-медицинских экспертов. В организационно-методическом, а также научно-практическом отношении бюро экспертизы судебно-медицинского характера подчиняется Главному судебно-медицинскому эксперту. Главным учреждением, которое осуществляет методическое и научное руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.

К процессу производства судебно-медицинских экспертиз можно привлекать доцентов, профессоров, преподавателей кафедр и курсов судебной медицины медицинских университетов и институтов, а также специалистов из здравоохранительных учреждений.

Система органов

Что касается системы органов, то тут здравоохранение Российской Федерации тоже занимается осуществлением судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторно и стационарно). Судебно-психиатрические экспертизы стационарного характера проводятся в определенных судебно-психиатрических палатах, а также отделениях психиатрических стационаров или же общих отделениях больниц психиатрической направленности. А амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (включая посмертные и заочные) проводятся специально создаваемыми для этих целей психиатрическими экспертными комиссиями, которые осуществляют свои функции при психоневрологических или психиатрических учреждениях. Состав персонального типа комиссии (который состоит не менее чем из трех человек, а именно специалистов своего дела) каждый год утверждается здравоохранительным органом (края, республики, области, крупного города).

Читайте так же:  Компенсация морального вреда шпаргалка

Руководство научно-методической деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе всероссийского характера возложено на Государственный научныйы центр судебной и социальной психиатрии имени В. П. Сербского.

Руководство организационно-методического характера психиатрическими, а также психоневрологическими учреждениями, включая судебно-психиатрические экспертные комиссии возложено на главного психиатра управления медициной региона.

Существуют специальные государственные судебно-экспертные учреждения, помимо этого, в Минобороне, ФСБ, ФТС, ФСКН России.

В последние годы в России была создана определенная сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, экспертных центров, а также лабораторий.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/sistema-sudebno-ekspertnyh-uchrezhdenij-rossii/

Статья 12 №73-ФЗ от 31.05.2001. Государственный судебный эксперт

Статья 12 №73-ФЗ от 31.05.2001. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 12. Государственный судебный эксперт – Комментарий к ст.12 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (автор комментария Смушкин А.Б.)

1. Комментируемая статья определяет статус государственного судебного эксперта. В принципе категорию эксперта можно рассматривать в двух смыслах: как работника экспертного учреждения, в должностные обязанности которого входит производство экспертиз, и как лицо, осуществляющее процессуальную функцию эксперта.

В первом случае эксперт может не только проводить экспертные исследования, но и привлекаться в качестве специалиста к участию в производстве иных процессуальных действий (например, специалиста-криминалиста при осмотре места происшествия). Во втором случае процессуальная роль определяется непосредственно производством экспертизы при судопроизводстве по гражданскому, уголовному, арбитражному или административному делу. Таким экспертом не обязательно будет являться работник экспертного учреждения. Как известно, в качестве эксперта для проведения экспертизы может привлекаться как государственный судебный эксперт, так и любое иное лицо, обладающее специальными знаниями.

Уголовно-процессуальный закон и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях фиксируют только общие требования к эксперту.

Согласно ч. 1 ст. 57 УПК РФ, эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Статья 25.9 КоАП РФ указывает, что в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
В отличие от общего статуса эксперта, охарактеризованного в вышеуказанных нормативных актах, комментируемый Закон закрепляет дополнительные требования к государственному эксперту.

2. В самом общем виде все требования к государственному судебному эксперту можно подразделить на требования к:

– признанию уровня его профессионального мастерства;
– месту работы;
– должностным обязанностям.

3. Признание уровня профессиональной подготовки осуществляется путем его аттестации на самостоятельное производство судебной экспертизы.

Аттестацию можно определить как процедуру предоставления права самостоятельного производства экспертизы (или продление этого права) государственному судебному эксперту, на основе рассмотрения специальными экспертно-квалификационными комиссиями знания кандидатами действующего законодательства по вопросам судебных экспертиз, научных основ производства экспертиз, специальных знаний кандидата и имеющихся практических навыков производства определенных видов экспертиз.
Подробнее вопрос о производстве аттестации государственных судебных экспертов рассмотрен в ст. 13 комментируемого Закона.

4. Местом работы государственного судебного эксперта обязательно должно быть государственное судебно-экспертное учреждение – специализированное учреждение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданное для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, и следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 комментируемого Закона).

Кроме того, ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона позволяет осуществлять организацию и проведение судебных экспертиз экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации экспертные учреждения создаются в системе МВД, Министерства юстиции, Федеральной таможенной службы, Министерства здравоохранения, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны.

Согласно Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511 “Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации”), производство экспертиз в системе МВД осуществляется сотрудниками ЭКП, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки порядке.

Эксперты-стажеры, прошедшие в установленном порядке подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством наставника, имеющего право производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается наставником и экспертом-стажером.

Систему экспертно-криминалистических подразделений МВД возглавляет Экспертно-криминалистический центр МВД России.

В систему экспертных учреждений Минюста входят 41 судебно-экспертная лаборатория, 8 региональных центров судебной экспертизы. Систему экспертных учреждений Министерства юстиции возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы. Судебные экспертизы и исследования в лабораториях производятся ее сотрудниками, получившими квалификацию эксперта по определенной экспертной специальности. Перечень экспертных специальностей и порядок получения квалификации судебного эксперта определяются Министерством юстиции Российской Федерации. На настоящий момент в сфере определения экспертных специальностей основным актом является “Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России” (утв. Приказом Минюста России от 27 декабря 2012 г. N 237).

Читайте так же:  Согласие родителя на обработку персональных данных несовершеннолетнего

Порядок подготовки государственных судебных экспертов определен в Положении об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

В системе Таможенной службы проведение экспертизы осуществляют Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее – ЦЭКТУ), экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ, иные экспертные организации и эксперты. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами: ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических служб – региональных филиалов ЦЭКТУ, имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз; экспертами иных соответствующих организаций или другими экспертами.

В качестве эксперта (государственный судебный эксперт) может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения (ч. 5 Методических рекомендаций о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами – региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами (приложение N 1 к письму Федеральной таможенной службы от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167).

В системе Министерства здравоохранения экспертизы проводятся Научно-исследовательским институтом судебной медицины и Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений. Производство экспертиз в экспертных учреждениях Министерства здравоохранения регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. N 346н “Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”.

В рамках Федеральной службы безопасности экспертизы проводятся в Научно-исследовательском центре и оперативно-технических отделах.
В системе Министерства обороны существуют: Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России и судебно-медицинские лаборатории.

5. В любом учреждении, кроме подразделений и сотрудников, реализующих основные задачи учреждения, существует масса подразделений, играющих организующую, плановую, хозяйственную и иные вспомогательные роли.

Поэтому комментируемый Закон не случайно подчеркивает, что государственный судебный эксперт должен осуществлять производство экспертизы в порядке выполнения своих должностных обязанностей. Это означает, что, во-первых, подобная обязанность данной штатной единицы должна быть предусмотрена в федеральных нормативных актах; во-вторых, в штатном расписании учреждения должна существовать сама подобная штатная единица; в-третьих, обязанность данного лица в области производства экспертиз должна быть предусмотрена должностными инструкциями учреждения.

Источник: http://proverka-na-poligrafe.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0/73-%D1%84%D0%B7-%D0%BE-%D0%B3%D1%81%D1%8D%D0%B4-%D0%B2-%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-12-%E2%84%9673-%D1%84%D0%B7/

Система государственных экспертных учреждений России

Процессуальное законодательство допускает производство судебных экспертиз как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными знаниями. Однако основная масса судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях.

Основу действующей системы государственных экспертных учреждений РФ составляют судебно-экспертные структуры трех федеральных министерств: юстиции; внутренних дел; здравоохранения.

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции производят судебные экспертизы по уголовным и гражданским делам. Высшим звеном в системе данных учреждений является Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ), где осуществляются научные разработки и создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также производятся судебные экспертизы практически всех родов и видов. РФЦСЭ, как правило, производит повторные и особо сложные экспертизы, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях. Основное звено судебноэкспертных учреждений этой системы представлено региональными научно-исследовательскими лабораториями судебных экспертиз (ЛСЭ), деятельность которых распространяется на территории конкретных субъектов Федерации.

Экспертно-криминалистические подразделения Министерства внутренних дел производят экспертизы и предварительные исследования по уголовным делам. Система данных подразделений представлена тремя звеньями, расположенными на федеральном, региональном и районном уровнях.

Высшим звеном в системе данных подразделений является Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России, где производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы. Кроме того, в научно-исследовательской лаборатории ЭКЦ осуществляются научные разработки по совершенствованию имеющихся и созданию новых методик исследования объектов.

Среднее звено системы экспертных учреждений МВД составляют экспертно-криминалистические управления (ЭКУ) субъектов Федерации, в которых производятся, как и в ЭКЦ РФ, большинство родов и видов судебных экспертиз.

Основное звено представлено экспертно-криминалистическими отделами (ЭКО) городских и районных отделов внутренних дел, где производятся в первую очередь основные традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерковедческие, фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов.

Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений.

Судебно-медицинские учреждения возглавляет Российский центр судебно-медицинской экспертизы (РЦСМЭ), в котором проводятся соответствующие научные исследования и наиболее сложные или повторные судебно-медицинские экспертизы.

На региональном уровне действуют бюро судебно-медицинской экспертизы органов управления здравоохранением субъектов Российской

Федерации (БСМЭ). В бюро судебно-медицинской экспертизы производятся экспертизы как трупов, так и живых лиц. Также предметом судебно-медицинских исследований могут быть вещественные доказательства (кровь, слюна, сперма, вещество мозга и др.).

Судебно-психиатрические экспертизы производятся в судебно- психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров и в общих отделениях психиатрических больниц.

Научно-методическое руководство деятельностью судебных экс- пертов-психиатров в масштабе России возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, в котором производятся наиболее сложные судебно-психиатрические экспертизы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/558968/pravo/sistema_gosudarstvennyh_ekspertnyh_uchrezhdeniy_rossii

Система государственных учреждений судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here