Возмещение убытков причиненных государственными органами

Статья на тему: "Возмещение убытков причиненных государственными органами" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Содержание

  • Статья 16 ГК РФ. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    Новая редакция Ст. 16 ГК РФ

    Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

    Комментарий к Ст. 16 ГК РФ

    Комментируемая статья представляет собой регламентацию специального случая общего способа защиты гражданских прав (ст. 15 ГК РФ) — возмещение убытков субъектами, наделенными публичной властью. Законодатель обращает обязанность возместить убытки не на конкретный орган или должностное лицо, а на самого «публичного субъекта» — Российскую Федерацию, ее субъекта, муниципальное образование — за счет соответствующей казны (см. комментарий к гл. 5 ГК РФ).

    В случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 ГК РФ) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

    Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

    1. Гражданский кодекс не содержит общих норм, посвященных основным теоретическим положениям института гражданско-правовой ответственности. Тем не менее наиболее принципиальные правила и основания такой ответственности из ГК вытекают.

    Как и всякая юридическая ответственность, гражданско-правовая — это претерпевание (несение известных тягот, дополнительного бремени), выступающее в качестве правового последствия за совершенное правонарушение. Все способы защиты гражданских прав, которые предусмотрены ст. 12 ГК, могут быть охарактеризованы не только в виде санкций, но и в качестве гражданско-правовой ответственности.

    Вместе с тем имеются основания и для другого подхода. В отличие от тех отраслей права, которые обеспечивают целенаправленное государственно-правовое воздействие на правонарушителя (уголовное право, административное право), нормы гражданского законодательства развернуты на носителя права и его главная цель — восстановление нарушенных прав, того состояния, которое было до правонарушения (а воздействие на нарушителя происходит как бы «попутно», во вторую очередь).

    Подраздел 2. ЛИЦА

    Комментарий к подразделу 2

    Лица в гражданском праве (субъекты гражданского права) — это участники регулируемых гражданским правом отношений (физические и юридические лица), наделенные гражданской правосубъектностью. Гражданская правосубъектность, т.е. качество, позволяющее гражданам, организациям, общественным (в том числе публичным) образованиям быть носителями гражданских прав и обязанностей, участвовать в гражданских правоотношениях, равно распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Это юридическое качество (правосубъектности) в необходимой мере распространяется также на государство и муниципальные образования.

    Правосубъектность охватывает два элемента:

    Лица в гражданском праве подразделяются на две основные группы:

    а) физические лица (граждане);

    б) юридические лица.

    Гражданской правосубъектностью обладают также публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования).

    Другой комментарий к Ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. Комментируемая статья развивает положения ст. 53 Конституции РФ о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Следует заметить, что ст. 53 Конституции РФ не конкретизирует порядок, условия и размер возмещения причиненного вреда и не предоставляет заинтересованным лицам право выбора конкретных форм такого возмещения. Эти вопросы урегулированы другими законодательными актами, на основании которых разрешаются соответствующие споры. Например, согласно ст. 1082 ГК, устанавливающей способы возмещения вреда, в том числе причиненного государственными органами, а также их должностными лицами. Суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре или возместить причиненные убытки.

    2. Правила комментируемой статьи применяются в совокупности с положениями ст. ст. 1069 — 1071 ГК. Одновременно ст. 16 ГК определяет субъектов ответственности за причиненный указанными в ней органами и лицами вред. Ими являются Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование.

    3. Необходимым условием ответственности за причинение убытков является наличие причинной связи между незаконным действием или изданием не соответствующего закону акта и причиненными убытками. Наличие причинной связи должно быть доказано потерпевшим.

    4. В случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

    Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

    Читайте так же:  Как можно получить академический отпуск

    При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

    Источник: http://gkodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/podrzd-1/gl-2/st-16-gk-rf

    Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    ГАРАНТ:

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 16 ГК РФ

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2019 г. N 26-П взаимосвязанные положения статей 15, 16 и 1069 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — предполагают возложение исключительно на муниципальное образование обязанности возместить гражданину за счет местного бюджета ущерб, причиненный этому гражданину в связи со сносом по решению суда построек, возведенных на земельном участке, предоставленном местными органами государственной власти РСФСР для ведения садоводства и расположенном в охранной зоне опасного производственного объекта

    Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

    Источник: http://base.garant.ru/77683051/7a58987b486424ad79b62aa427dab1df/

    Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

    Комментарий к статье 16 Гражданского Кодекса РФ

    1. Комментируемая статья опирается на конституционное положение о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции). Хотя указанная конституционная норма находится в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ее действие, равно как и действие многих других норм данной главы, на что неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, распространяется также на юридических лиц как коллективных объединений граждан. По смыслу Конституции и прямому указанию, содержащемуся в комментируемой статье, на аналогичных началах перед гражданами и юридическими лицами отвечают муниципальные образования.

    Применительно к деликтной ответственности положения комментируемой статьи получили развитие в ст. ст. 1069 — 1071 ГК.

    2. Комментируемая статья более точно, чем ст. ст. 12 и 13 ГК, определяет основания ответственности государства и муниципальных образований перед гражданами и юридическими лицами, поскольку указывает, что ими могут быть не только незаконные акты государственных органов и органов местного самоуправления, но и другие их незаконные действия или бездействие, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что в ст. 16 под действиями (бездействием) и актами соответствующих органов и их должностных лиц понимаются лишь их властные предписания, правом принятия которых они наделены согласно действующему законодательству. Если же тот или иной государственный орган или орган местного самоуправления действует в гражданском обороте как обычный его участник, не проявляя своих властных полномочий, он отвечает за свои действия на равных началах с остальными. Положения ст. 16 в этом случае применению не подлежат.

    3. Статья 16 не раскрывает условия возмещения убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) органов и должностных лиц. Это означает, что они определяются нормами действующего законодательства, предусматривающими ответственность за конкретные нарушения прав граждан и юридических лиц. При этом по общему правилу ответственность наступает за виновное поведение, а в случаях, предусмотренных законом (например, ст. 1079 ГК), — независимо от вины.

    Общим является и подход к объему возмещения: убытки возмещаются в полном объеме, т.е. в размере положительного ущерба и упущенной выгоды.

    Вместе с тем комментируемая статья едва ли может трактоваться в качестве правила, которым установлено, что причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц вред может возмещаться лишь в форме убытков, т.е. денежном выражении. Указанная форма возмещения вреда действительно преобладает на практике, однако нет никаких препятствий и для того, чтобы вред был возмещен в иной, в том числе натуральной, форме.

    4. Наиболее важным в ст. 16 является положение о том, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) властных органов и должностных лиц, возмещаются не самими причинителями, а непосредственно Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. С учетом содержащихся в ст. ст. 1069 — 1071 ГК указаний к сказанному можно добавить, что ущерб возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

    Под казной понимается принадлежащее Российской Федерации (субъекту РФ, муниципальному образованию) имущество, не закрепленное за конкретными государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями. В первую очередь к казне относятся средства соответствующих бюджетов, которые управляются органами Министерства финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. При удовлетворении иска взыскание средств производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии средств — за счет другого имущества, составляющего казну (см. п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

    Вместе с тем нельзя не отметить, что идея казны как имущества не нашла последовательного воплощения в действующем законодательстве. Наряду с казной как имуществом термином «казна» нередко именуется правообладатель этого имущества, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это обстоятельство оправдывает использование в настоящем комментарии выражения «от имени казны» и сходных с ним словосочетаний.

    5. Решив вслед за Конституцией этот принципиальный вопрос, комментируемая статья оставила открытыми ряд частных вопросов, связанных с практическим воплощением в жизнь данного положения. Главным из них является вопрос о том, к кому конкретно должен предъявляться иск о возмещении убытков.

    Общий ответ на него содержится в п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8: ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Однако какие конкретно органы должны выступать от имени государства или муниципального образования (от имени казны), определено не было.

    Читайте так же:  Органы ревизионной комиссии

    Законодательство и судебная практика последних лет при решении данного вопроса были крайне непоследовательны и противоречивы. В конце 90-х годов в роли ответчика чаще всего привлекалось Министерство финансов РФ как уполномоченное действовать от имени казны РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273). Функцию по выступлению от имени казны в судах по делам о взыскании денежных средств за счет казны РФ Минфин России Приказом от 12 февраля 1998 г. N 26 возложил на управления федерального казначейства по субъектам РФ, руководителям которых были выданы доверенности по выступлению от имени казны РФ.

    Однако с 1 января 2000 г. вступил в силу БК, п. 10 ст. 158 которого предусматривает, что от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

    Согласно п. 1 ст. 158 БК главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов (ст. 4 ФЗ от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» (СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030)).

    Первым уровнем указанной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, которые и рассматриваются в качестве главных распорядителей средств. Этот перечень, содержащийся в приложении N 9 к указанному Закону, может дополняться и уточняться законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Он включает более 150 прямых получателей средств из федерального бюджета, в состав которых входят как различные министерства и ведомства, так и отдельные важнейшие государственные организации и учреждения. Именно они согласно п. 10 ст. 158 БК, с учетом их ведомственной принадлежности (т.е. Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.д.) и должны выступать от имени казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

    6. Практическое воплощение в жизнь указанных положений БК столкнулось, однако, с массой проблем, обусловленных, в частности, отсутствием в федеральном бюджете средств на их реализацию, и вылилось в разный подход судов общей юрисдикции и арбитражных судов к решению вопроса о том, какой конкретно государственный орган должен привлекаться к участию в деле в качестве ответчика от имени казны РФ.

    Правильной представляется практика арбитражных судов, согласно которой от имени казны РФ в подобных делах выступают главные распорядители средств федерального бюджета, т.е. различные министерства и ведомства, должностными лицами и органами которых причинен вред. Эта практика опирается на ст. 128 БК, которая имеет приоритет перед правилами, закрепленными в подзаконных актах. Поскольку, однако, в составе средств, выделяемых из федерального бюджета министерствам и ведомствам как главным распорядителям, не предусмотрена такая статья расходов, как возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) их органов и должностных лиц, реальное возмещение производится Минфином России за счет федерального бюджета по разд. 30, подразд. 04 «Прочие расходы, не отнесенные к другим целевым статьям».

    Правильность данного подхода подтверждается положениями ежегодных законов о федеральном бюджете, согласно которым исполнительные листы по искам к казне РФ по данной категории дел направляются для исполнения в Минфин России и исполняются им в соответствии с законодательством в порядке, установленном Правительством РФ.

    7. Как видно из изложенного, вопрос о том, кто должен выступать от имени казны РФ по искам о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, достаточно сложен и решается на практике неоднозначно. Однако любые трудности, связанные с его решением, не должны ложиться на плечи потерпевших от незаконных действий, с чем, к сожалению, приходится сталкиваться на практике.

    Как указано в п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8, достаточно того, чтобы потерпевшие предъявили иск о возмещении убытков к самой Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Более того, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения даже то обстоятельство, что иск предъявлен потерпевшим непосредственно к государственному органу или органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение.

    Определение органа, который управомочен выступать от имени казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, не является задачей потерпевших. Разобраться с этим вопросом должен сам суд, который не вправе отказать в рассмотрении дела лишь на том основании, что истцом не указан или неправильно указан орган, уполномоченный выступать от имени соответствующей казны.

    Источник: http://www.gk-rf.ru/statia16

    Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    1. Статья 16 ГК соответствует ст. 53 Конституции РФ, в которой провозглашено,

    что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными

    действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных

    Вслед за Конституцией ст. 16 ГК закрепляет общий принцип имущественной

    ответственности за причиненный в сфере управления вред. Но если ст. 53 Конституции

    предполагает возмещение вреда, причиненного только гражданину и только органами

    государственной власти, то комментируемая статья в качестве потерпевших, которые

    имеют право на возмещение вреда, называет как граждан, так и юридических лиц,

    а в качестве причинителей — не только органы государственной власти и их должностных

    лиц, но и любые государственные органы, органы местного самоуправления и их

    В статье 16 ГК (как и в ст. 53 Конституции РФ) указано, что вред возмещается

    государством. При ее применении необходимо различать два возможных варианта:

    прямую и дополнительную (субсидиарную) ответственность государства.

    При прямой ответственности потерпевший адресует свои требования самому

    государству, от имени которого выступают уполномоченные им органы, а источником

    Читайте так же:  Как описать моральный вред пример

    возмещения служат средства соответствующих бюджетов Российской Федерации,

    субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В указанной

    форме ответственность государства наступает в случаях, предусмотренных законом.

    Примером может служить п. 2 ст. 127 Основ, установивший, что «вред, причиненный

    гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной

    ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения

    под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного

    взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством

    независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия,

    прокуратуры и суда в порядке, установленном законодательными актами». Еще

    один пример: ст. 306 ГК, которая предусматривает, что при принятии Российской

    Федерацией закона, прекращающего право собственности, обязанность возмещать

    причиненные при этом убытки также возлагается на государство.

    При дополнительной (субсидиарной) ответственности государства соответствующие

    требования адресуются конкретным государственным органам и органам местного

    самоуправления, которые возмещают вред за счет средств, находящихся в их распоряжении.

    В силу ст. 120 ГК дополнительную ответственность несет государство как собственник,

    финансирующий государственные органы. В отличие от прямой дополнительная ответственность

    не требует специальных указаний в законе, она наступает всегда, если в нем

    не предусмотрена прямая ответственность.

    2. Объем имущественной ответственности за причиненный государственными органами и органами местного самоуправления вред, а также условия и порядок

    ее наступления определяются нормами, содержащимися в ГК, а также в отдельных

    законах. Как правило, в них предусмотрено, что обязанность возмещения причиненного

    вреда возлагается на органы, должностными лицами которых причинен вред, и

    что вред возмещается в полном объеме.

    Так, в ст. 26 Закона о конкуренции, посвященной взысканию убытков, причиненных

    хозяйствующим субъектам неправомерными действиями (бездействием) органов власти

    и управления, предусмотрено: «В случае, если принятым в нарушение настоящего

    Закона актом органа власти или управления, в том числе Антимонопольного комитета

    РСФСР (территориального управления), либо неисполнением или ненадлежащим исполнением

    указанными органами своих обязанностей причинены убытки хозяйствующему субъекту,

    он вправе обратиться в суд или арбитраж с иском к органу власти или управления

    о возмещении этих убытков».

    В статье 60 Закона РФ «О залоге» предусмотрено, что «убытки, причиненные

    залогодержателю в результате издания акта, указанного в пункте 1 настоящей

    статьи (речь идет об издании органом государственного управления или органом

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    местного самоуправления не соответствующего законодательству акта. — Авт.),

    подлежат возмещению в полном объеме соответствующим органом государственного

    управления или органом местного самоуправления».

    Аналогичным образом решается вопрос в ст. 38 Закона о товарных биржах

    и биржевой торговле: «Высшие и местные органы государственной власти и управления,

    а также их должностные лица, деяния которых повлекли за собой неисполнение

    биржевых сделок и (или) нанесение ущерба сторонам сделки, несут полную ответственность

    и возмещают нанесенный ущерб в полном объеме, включая упущенную выгоду. Ущерб

    возмещается из соответствующих бюджетов». И здесь есть основания полагать,

    что адресатом заявленного требования выступают сами органы, должностными лицами

    которых причинен вред.

    В ряде актов по вопросам ответственности содержится лишь общая отсылка

    к гражданскому законодательству.

    Так, ст. 20 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой

    полиции» предусмотрено, что «вред, причиненный гражданам, предприятиям,

    учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой

    полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским

    В статье 40 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» указано,

    что «вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям

    сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским

    Отсылка к общему гражданскому законодательству, как полагаем, означает,

    что убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) должностных

    лиц, возмещаются соответствующими государственными органами или органами местного

    самоуправления на основании ст. 126, 127 Основ.

    3. Применительно ко всем рассматриваемым случаям речь идет о возмещении

    убытков, которые причинены в результате незаконных действий (бездействия)

    государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц

    этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному

    Признание акта «не соответствующим закону или иному правовому акту» производится


    в соответствии со ст. 13 ГК.

    «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, нарушающие не

    только закон, но и иные нормативные акты любого уровня.

    «Бездействие» предполагает невыполнение государственными органами, органами

    местного самоуправления, а также их должностными лицами возложенных на них

    обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом

    или иным нормативным актом обязаны были совершить.

    Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых

    причинен ущерб, непосредственной ответственности перед потерпевшим не несут

    и к ним не должны предъявляться требования о возмещении ущерба. На самих должностных

    лиц может быть возложена материальная ответственность лишь в порядке регресса.

    Имеется в виду, что орган, возместивший ущерб потерпевшему (либо государство),

    впоследствии имеет право взыскать уплаченную сумму с виновного должностного

    Споры о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием)

    государственных органов и органов местного самоуправления, а также их должностных

    лиц, разрешаются в суде, если требования предъявлены гражданином, либо в арбитражном

    суде, если требования предъявлены организацией или гражданином-предпринимателем .

    Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

    Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. … также отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

    деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем. … (п. 2 ст. 23 Кодекса) и соответственно к его предпринимательской деятельности.

    и наиболее подробно те, которые были в большей степени характерны для … Уже через несколько месяцев после принятия Кодекса права частных предпринимателей.

    Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. Комментарий к части первой.

    Статья 171. Незаконное предпринимательство. … Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

    Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц.

    2. В предпринимательской деятельности комплексный, всесторонний подход к … Этот кодекс еще не принят). Второй элемент представлен нормами гражданского права в «действии», в «работе».

    Источник: http://bibliotekar.ru/codex-predprinimateley-1/27.htm

    ст 16 ГК РФ. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    1. Ольга:
    Беру страховку на машину. Мне к ней еще и страхова-ние жизни,и техосмотр хотят всучить. Техосмотр пройден отдельно. Как быть?

    2. Елена Соловьева:
    Имею ли я право обратиться, согласно статье 16 в Правительство РФ и его главе Д.А. Медведеву? На местном уровне и в Аппаратах Уполномоченного по правам человека по Свердловской области и в РФ (писала В.П. Лукину и Э. Панфиловой) в рассмотрении моих жалоб мне отказали. Написала жалобу Премьеру 07.07.и 30.07.2014г., жалобу вновь «спустили».

    Читайте так же:  Оформить патент на работу в россии

    3. Елена:
    Как мне следует написать жалобу и куда, если мне намеренно и необоснованно выставили психиатрический диагноз без экспертизы? В прокуратурах и прочих инстанциях мои жалобы и меня игнорируют с 1990г.Как мне избавиться от надзорного и репрессивного дела против меня, дискриминации, попрания моих конституционных прав, получить денежную компенсацию за моральный вред, наказать виновных?

    Источник: http://www.grazkodeks.ru/gzk-glava-2/gz-statia-16/

    Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    Условия выплаты государством компенсации.

    В результате своей деятельности государственные органы, к которым относят также органы местного самоуправления, способны нанести вред гражданину. Физическое либо юридическое лицо ввиду бездействия государственных органов может понести убытки.

    Среди незаконных действий, которые могут быть причинены судом, прокуратурой, органами дознания или предварительного следствия, выделяют:

    • Неправомерное осуждение гражданина или юридического лица;
    • Привлечение гражданина к уголовной ответственности без достаточных для этого обстоятельств;
    • Безосновательное заключение под стражу;
    • Принудительная подписка о невыезде;
    • Наложение безосновательного административного взыскания, коим может быть арест или исправительные работы.

    Помимо указанных случаев нанесения вреда гражданам, государственные органы могут издать акт, который не будет соответствовать законодательству. В этом случае также могут пострадать обычные люди.

    «Незаконные» действия

    Статья 13 Гражданского кодекса предусматривает ряд определений, позволяющих назвать тот или иной акт «не соответствующим закону». К таким действиям, как правило, относятся деяния, которые нарушают не только законодательные нормы, но и любые нормативные акты.

    В понятие бездействия входит то, что органы местного самоуправления или государственные структуры не выполняли действия, которые должны были совершать. При этом должностные лица никакой ответственности за совершенное «бездействие» не несут, поэтому потерпевший не может предъявлять к ним требования о возмещении причиненных ему убытков.

    Привлечь к материальной ответственности должностные лица можно только в порядке регресса.

    Это значит, что государственный орган после произведения выплат по требованию пострадавшего, по собственной инициативе может взыскать уплаченную сумму с непосредственного виновного лица.

    Если гражданин или юридическое лицо понесли убытки ввиду того, что должностные лица допустили неправомерные действия, необходимо обратиться в суд для возмещения ущерба.

    Условия возмещения убытков

    В случае, если юридические и физические лица пострадали из-за бездействия, причиненного органами местного самоуправления, либо государственными органами, они вправе требовать возмещения понесенных убытков.
    Согласно статье 16 Гражданского Кодекса убытки гражданина из-за неправомерных действий должностных лиц подлежат возмещению государством. Денежные средства, как правило, выделяет определенный субъект страны, либо местное муниципальное образование.

    В статье 1069 Кодекса имеется более подробная информация о возмещении причиненного гражданину вреда. Пострадавший гражданин имеет право получить компенсацию из казны страны, субъекта, либо муниципального образования.

    В случае, если есть факт, подтверждающий бездействие должностных государственных лиц, они обязаны обеспечить возмещение причиненного вреда гражданину вне зависимости от его вины.

    Исключением в данном случае становится такая правовая инстанция, как суд. Если в результате правосудия гражданин понес убытки, это вред будет возмещаться только после того, как вина судьи окажется доказанной приговором суда.

    Всегда ли возможно полное возмещение убытков?

    Если гражданин стал жертвой бездействия должностных лиц, он имеет право потребовать возмещения причиненного ему вреда. Эти убытки должны быть компенсированы в полной мере. К сожалению, так бывает не всегда. Получить полную компенсацию за причиненные неудобства сложнее всего тогда, когда дело касается транспортного законодательства. Если по вине должностных лиц был утрачен или поврежден груз, багаж, возникли просрочки с доставкой и так далее, добиться полного возмещения убытков будет сложно.

    Что значит «полное возмещение»?

    Условия выплаты государством компенсации предполагают полное возмещение всех понесенных гражданином убытков. Состоит такое понятие из двух частей:

    • Реальный ущерб гражданина, который еще называют положительным;
    • Упущенная выгода, иначе именуемая неполученными в результате действий должностных лиц доходами.

    В первую часть понятия входят расходы, которые должна понести пострадавшая сторона, чтобы восстановить все, что было нарушено в результате вреда, причиненного должностными лицами. При этом суд возьмет во внимание только те расходы, которые были произведены до заседания. Будущие расходы в расчет браться не будут.

    Вторая часть понятия «полное возмещение» предполагает право требования от должностных лиц возмещения предполагаемых доходов, которые гражданин не смог получить ввиду неправомерных действий государственных органов.
    В статье 15 Кодекса предусмотрено, что возмещение причиненного вреда гражданину не может быть меньше суммы доходов, полученных должностным лицом из-за нарушения прав потерпевшего. Обычно это касается убытков, которые несет пострадавшая сторона из-за неисполнения договорных обязательств.

    Прямая и дополнительная ответственность государства

    Если гражданин пострадал исключительно из-за действий должностных лиц, вред должен возмещаться государством. При этом возможно 2 варианта этих действий:

    • Прямая ответственность государства за причиненный гражданину или юридическому лицу вред;
    • Дополнительная (или субсидиарная) ответственность, которую несет государство.

    Если дело касается прямой ответственности, пострадавший может предъявить требования государству в лице уполномоченных на это органов. Возмещение убытков в этом случае будет происходить из бюджета страны.

    Когда речь идет о субсидиарной ответственности, требования гражданина о возмещении ему причиненного вреда должны быть адресованы определенным государственным органам, которые и стали причиной убытков пострадавшего.

    Компенсация причиненного вреда идет из средств, принадлежащих данному государственному органу. Статья 120 Кодекса предполагает, что дополнительная ответственность должна быть понесена именно государством, так как оно финансирует все государственные органы. Данная форма ответственности не предполагает прописанных в законе оснований для выплат.

    Имущественные споры

    Если в результате причиненного государственными органами или органами местного самоуправления вреда пострадало имущество гражданина или юридического лица, наступает имущественная ответственность. Порядок возмещения этого вреда определяется нормами и законами. Но, как правило, убытки возмещаются пострадавшему в полном объеме.

    В статье 26 Закона о конкуренции сказано, что убытки, которые были причинены гражданину хозяйствующими субъектами из-за неправомерности их действий, возмещаются ему в полном объеме. Поэтому пострадавшая сторона имеет право написать исковое заявление в суд, либо в арбитраж с требованиями возместить понесенные им убытки.

    Читайте так же:  Образец жалобы в прокуратуру на инспектора рыбоохраны

    Статья 60 Закона «О залоге» говорит о том, что если залогодержатель понес убытки из-за того, что орган государственного управления издал акт, который не соответствует законодательным актам, он имеет право на их возмещение. Причиненный ему вред должен быть возмещен полностью. Возмещение вреда идет из казны соответствующего государственного, либо местного управления.

    Отсылки к законодательству

    Существует большое количество актов, в которых решается вопрос об ответственности за нанесение ущерба гражданским лицам. И в них используется только отсылка к законодательству.

    Бывает так, что должностные лица органов государственной власти своими действиями могут нанести ущерб лицам, участвующим в биржевых сделках.

    В этом случае государством предусмотрено возмещение причиненного гражданам ущерба и выгоды, которая была упущена по вине должностных лиц.

    В данном случае адресатами, которым вменяется вина за причинение вреда, становятся сами должностные лица, а значит, и средства на возмещение идут из бюджетов органов, которые они представляют.

    Подобная отсылка имеется и в ряде других законов. Так, если ущерб гражданам, либо учреждениям был нанесен сотрудниками полиции, условия его возмещения обговариваются согласно действующему гражданскому законодательству.
    Указанная в заявлении отсылка на Гражданский кодекс означает, что все убытки, которые понес потерпевший в результате действий должностных лиц, будут ему возмещены государством.

    Источник: http://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/vozmeshhenie-ubytkov-prichinennyh-gosudarstvennymi-organami-i-organami-mestnogo-samoupravleniya.html

    Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

    ГАРАНТ:

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 16 ГК РФ

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2019 г. N 26-П взаимосвязанные положения статей 15, 16 и 1069 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — предполагают возложение исключительно на муниципальное образование обязанности возместить гражданину за счет местного бюджета ущерб, причиненный этому гражданину в связи со сносом по решению суда построек, возведенных на земельном участке, предоставленном местными органами государственной власти РСФСР для ведения садоводства и расположенном в охранной зоне опасного производственного объекта

    Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

    Источник: http://base.garant.ru/77688039/7a58987b486424ad79b62aa427dab1df/

    Статья 1069 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

    Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Комментарии к ст. 1069 ГК РФ

    1. Комментируемая статья сформулирована с учетом требований ст. ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК. Ранее действовавшая норма (п. 1 ст. 127 Основ ГЗ) предусматривала ответственность за вред, причиненный лишь незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.

    2. Данная статья является специальной, т.е. в ней предусмотрены особенности, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности. Эти особенности выражаются: а) во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, что отличает данные отношения от гражданско-правовых; б) в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями указанных субъектов. Ответственность по ст. 1069 ГК наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда, но при наличии означенных в ней специальных условий.

    3. Статья 1069 говорит о «незаконных действиях (бездействии)». Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Подобные деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, указания и иные властные предписания (причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность и непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда. О признании недействительным не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственной организации или органа местного самоуправления см. ст. 13 ГК.

    4. Если вред указанными в статье органами и лицами причиняется не в сфере властно-административных отношений, а в результате их хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина милиции причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК) либо на других основаниях (в приведенном примере — по ст. 1079 ГК).

    5. По ст. 1069 учитываются незаконные деяния не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностных лиц. Понятие должностного лица дано в ст. 170 УК. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут. Требования о возмещении вреда в смысле ст. 1069 ГК к ним предъявляться не должны.

    6. Ответственность по ст. 1069 не зависит от того, кому причинен вред — гражданину или юридическому лицу, как это имело место в ст. 446 ГК 1964 г. В отличие от юридических лиц, граждане могут требовать за причинение вреда в сфере властно-административных отношений и компенсацию морального вреда (см. ст. 151 ГК). Об органах, возмещающих вред, предусмотренный ст. 1069, см. в ст. ст. 16 и 1071 (коммент. к ним).

    7. Действие комментируемой статьи согласно ст. 12 Вводного закона к ч. II ГК имеет обратную силу, т.е. распространяется на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г., и причиненный вред остался невозмещенным.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://rulaws.ru/gk-rf-chast-2/Razdel-IV/Glava-59/paragraph-1/Statya-1069/

    Возмещение убытков причиненных государственными органами
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here