Возмещение ущерба экспедитором

Статья на тему: "Возмещение ущерба экспедитором" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Верховный суд обобщил практику по спорам о перевозках

В документе содержатся объяснения, кто может быть виноват в задержке, утрате или порче груза, как правильно определить массу товара и кто должен устанавливать размер реального ущерба. Верховный суд опубликовал 30-страничный обзор судебной практики по спорам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедиции. «Право.ru» рассказывает о самых интересных делах.

За утрату груза отвечает перевозчик

Это правило действует вне зависимости от того, кто виноват в повреждении груза. Например, если грузовик с товаром попал в ДТП из-за того, что кто-то выехал на встречную полосу или не справился с управлением, перевозчик все равно должен будет возместить вред владельцу груза.

Такая норма содержится в п. 1 ст. 796 ГК (профессиональный перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины). Освободить его от ответственности могут только непредвиденные обстоятельства. При этом ВС не относит ДТП к непредвиденным и непредотвратимым обстоятельствам, потому что «профессиональный перевозчик ее может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями».

Таким образом, перевозчик обязан будет возмещать ущерб почти в любом случае.

Кто виноват в неправильной упаковке груза?

Чтобы ответить на этот вопрос, ВС приводит такой пример. Компания-отправитель и перевозчик заключили договор о перевозке легковых машин на открытом автовозе.

При транспортировке в одну из машин (из тех, которые «ехали» в автовозе) попал камень и разбил лобовое стекло. Компания сразу обвинила в этом перевозчика и потребовала его возместить ущерб. Дело дошло до Верховного суда, который объяснил, что обязанность упаковать груз лежала на отправителе. Он этого не сделал, значит, принял все риски, которые могли повлечь за собой отсутствие упаковки.

На перевозчике в таком случае лежит задача доказать в суде, что упаковка товара избавила бы его от повреждения. Если суд с этим согласится, то ответственность за порчу ляжет на отправителя.

Масса груза имеет значение

Иногда перевозчики и отправители мошенничают при определении массы товара. Первые – чтобы увеличить стоимость перевозки товара, вторые – чтобы уменьшить. В одном случае это может привести к превышению грузоподъемности транспорта, а во втором – к занижению цены.

Масса груза, как объяснил ВС, считается правильной, если отправитель и перевозчик определили ее одинаково с учетом погрешности. Значение погрешности при этом отличается для разных грузов. Если спор о массе груза по какой-то причине дошел до суда, обеим сторонам придется доказывать свою позицию по общим правилам, в таких спорах суды не отдают преимущества ни одной из сторон.

«Допустимая погрешность, не являясь абсолютной и неизменной величиной, определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством», – указывает ВС.

За что отвечает экспедитор?

Экспедитор выполняет функции отправителя груза. Компании заключают с ним договор, в котором указывают, какой груз и куда нужно доставить. Экспедитор принимает этот груз и все дальнейшие обязательства по его доставке: он может нанять перевозчика для доставки товара, а может перевести его своими силами, то есть выполнить не только функцию агента, но и роль перевозчика.

Верховный суд указывает, что «на экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента». Но при этом экспедитор должен внимательно и осмотрительно подойти к выбору перевозчика.

Например, если экспедитор нанял железнодорожного перевозчика, но при транспортировке груза вагоны сошли с рельс, то экспедитор не обязан ничего возмещать компании-отправителю.

Сроки давности

Исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах, указывает ВС.

При этом срок давности приостанавливается на время, нужное сторонам для соблюдения претензионного порядка разрешения спора.

Для требований о возврате необоснованно списанной платы за перевозку применяется срок давности величиной в один год.

К требованию исполнителя по договору о предоставлении в пользование вагонов к заказчику о взыскании неустойки за простой вагонов применяется трехлетний срок исковой давности.

При этом ВС отмечает, что годичный срок давности не распространяется на требования, основанные на гл. 59 ГК (она называется «Обязательства вследствие причинения вреда»).

Для иллюстрации последнего, ВС приводит такое дело. Завод, выполняя на ж/д путях погрузочные работы, повредил вагоны, которые стояли на соседних путях и принадлежали некой компании.

Компания подала иск к заводу с требованием возместить ущерб. Завод в ответ заявил, что уже прошел год, поэтому компания не может предъявлять никаких требований, и суды встали на его сторону. Суд исходил из того, что статьей 104 Устава железнодорожного транспорта предусмотрены последствия повреждения или утраты предоставленных перевозчиком вагонов. В этом случае отправители или грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить стоимость ремонта. На данное требование распространяется специальный срок исковой давности, величиной в год.

Дело дошло до Верховного суда, и он объяснил, что когда требования основаны на статьях из главы 59 ГК, срок исковой давности нужно считать в полном объеме, то есть он будет равен трем годам.

Другие разъяснения ВС

В случае нарушения перевозчиком сроков отправки вагонов, владелец этого пути вправе взыскать с перевозчика причиненные этим убытки.

В случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, они вносят перевозчику плату за занятие путей общего пользования, даже если такого пункта нет в договоре.

Владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.

Заявление страховщика о ничтожности договора страхования ответственности перевозчика или экспедитора не имеет правового значения, если страховщик действует недобросовестно.

Штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта, за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной могут быть снижены судом при доказанности соответствующих обстоятельств.

С этими и другими разъяснениями Верховного суда, а также с полным текстом обзора судебной практики можно ознакомиться по ссылке.

Читайте так же:  Установление личности обвиняемого

Источник: http://pravo.ru/news/view/146795/

Статья 803 ГК РФ. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Новая редакция Ст. 803 ГК РФ
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к Ст. 803 ГК РФ

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» распространяет правила рассмотрения споров и сроки давности договора перевозки на договор транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Другой комментарий к Ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В статье установлены основания ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед клиентом, которое может выражаться в утрате или повреждении (порче) груза, просрочке исполнения принятых на себя обязательств, неисполнении указаний клиента, в частности, о маршруте перевозки и виде транспорта, выходе за пределы предоставленных ему клиентом полномочий.

2. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Он освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ответственность устанавливается в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены за аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования кредитора. Если требование добровольно удовлетворено не было, действительная стоимость груза определяется на день принятия судебного решения.

Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если указанный срок договором не установлен, груз считается утраченным, если не выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Вознаграждение возвращается в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Требовать возвращения экспедитором вознаграждения можно, если это предусмотрено договором. При отсутствии в договоре соответствующего условия клиент не вправе заявить подобное требование.

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения полностью или в части экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Таким образом, в отличие от возмещения реального ущерба упущенная выгода подлежит возмещению только в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором обязанностей. Если экспедитор докажет, что его вина отсутствовала, упущенная выгода не взыскивается.

3. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор, помимо возмещения убытков, уплачивает за каждые сутки (неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения.

4. Законодатель ограничивает ответственность экспедитора, если обязательство нарушено по обстоятельствам, зависящим от перевозчика. Если груз утрачен (поврежден) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком, экспедитор отвечает по правилам ст. 796 ГК. Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза. Экспедитор не будет нести ответственность при наличии оснований, освобождающих от ответственности перевозчика.

Ответственность экспедитора ограничивается также по договорам об оказании экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в таких случаях предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

Возмещение за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза не может превышать две расчетные единицы, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Указанные ограничения не применяется, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Читайте так же:  Направление на обязательное психиатрическое освидетельствование бланк

Правила об ограничении ответственности действуют только в случае, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ.

Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом, ничтожно (ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

6. В отличие от ГК, не предусматривающего специальных правил предъявления требований к экспедитору, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает обязательный претензионный порядок, за исключением предъявления требований при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Эти требования могут быть предъявлены в суд без соблюдения процедуры досудебного урегулирования.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право требования в результате суброгации — перехода к страховщику прав на возмещение ущерба в соответствии со ст. 965 ГК.

Претензия предъявляется в письменной форме. К ней должны быть приложены документы, удостоверяющие право на предъявление претензии, а при предъявлении требования об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза — также документы, подтверждающие его количество и стоимость. Документы прилагаются в подлиннике или в виде засвидетельствованных в установленном порядке копий. Претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Этот срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза — со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, — со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, — со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о таких нарушениях.

Экспедитор может принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Какого-либо примерного перечня уважительных причин в законе не содержится. Принятие претензии к рассмотрению при наличии уважительных причин пропуска установленного срока — право, а не обязанность экспедитора.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в течение 30 дней со дня получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

7. Гражданский кодекс не предусматривает для договора транспортной экспедиции сокращенного срока исковой давности. Однако, учитывая, что договор транспортной экспедиции непосредственно связан с договором перевозки, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности установил, что для требований из договора транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13).

Источник: http://gkodeksrf.ru/ch-2/rzd-4/gl-40/st-803-gk-rf

Претензии к перевозчикам и экспедиторам

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 5

В ходе перевозки грузов случиться может многое, поэтому ответственные за сохранность груза транспортные компании страхуют его от повреждения и утраты. Это не всегда помогает, тем более что страховые компании не спешат признавать страховые случаи и выплачивать положенное страховое возмещение. Так же перевозчик не сможет застраховаться от претензий грузоотправителей или грузополучателей. В статье представлен ряд судебных решений на данную тему, а также одно небезынтересное разъяснение финансового ведомства по вопросу оценки претензии в связи с утратой или повреждением товара — Письмо от 01.08.2011 N 03-07-11/207.

Кто халатно отгрузил — тот и отвечает

Именно так можно охарактеризовать решение, вынесенное в Постановлении ФАС ДВО от 25.01.2011 N Ф03-9083/2010. Предыстория возникновения спора заключалась в следующем. По условиям договора погрузка груза на поданный перевозчиком транспорт осуществляется силами и средствами клиента. При погрузке водитель обязан осмотреть груз и проверить соответствие передаваемого груза сведениям, указанным в товарно-транспортной накладной, а в случае, если груз упакован (содержится в таре), перевозчик осматривает внешнее состояние упаковки.

Руководствуясь этой договоренностью, представитель перевозчика принял груз к перевозке автотранспортом для доставки по накладной, в которой имеется отметка о принятии груза без внутреннего пересчета и осмотра, а также о необходимости соблюдения теплого режима перевозки. По прибытии груза в пункт назначения составлен акт, согласно которому при получении груза (краски) обнаружено, что товар заморожен, при вскрытии банок в них обнаружен лед. Виновным в данной ситуации грузоотправитель (заказчик) посчитал перевозчика, который не обеспечил сохранность товара и соблюдение температурных условий. Но перевозчик не спешил соглашаться с претензией, ссылаясь на то, что спорный груз доставлялся к месту погрузки в машине, не оборудованной рефрижераторной установкой, и перегружался при низкой температуре, в то время как температурный режим в грузовом отсеке автомобиля при перевозке соблюдался.

Претензии в международном масштабе

Предметом разбирательства в Постановлении ФАС ПО от 03.11.2010 N А57-2685/2010 стало заявление о взыскании ущерба в размере стоимости утраченного груза и транспортных расходов на перевозку груза.

Перевозка осуществлялась в международном сообщении, что подтверждается международной товарно-транспортной накладной (CMR). В своей деятельности перевозчик и заказчик руководствуются положениями заключенного договора, Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) , Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки (CMR) , Европейским соглашением о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) .

Заключена в Женеве 14.11.1975.
Заключена в Женеве 19.05.1956.
Заключено в Женеве 30.09.1957.

При нанесении ущерба перевозимому грузу, его частичной или полной утрате перевозчик (ответчик) несет материальную ответственность перед грузоотправителем (грузополучателем) или уполномоченными ими лицами в соответствии с Конвенцией CMR и действующим законодательством Российской Федерации. В нем предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены отечественным гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Читайте так же:  Порядок апелляционного обжалования решений арбитражного суда

Как отвечает экспедитор?

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) данного груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. К претензиям, предъявляемым экспедитору, должны прилагаться необходимые доказательства, подтверждающие заявленные требования. В то же время перечень документов, прилагаемых к претензии, законодательством не предусмотрен. В связи с этим экспедитор не вправе требовать с пострадавшей стороны документы, кроме тех, которые может предоставить грузоотправитель (например, товарная, товарно-транспортная накладная, акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товара) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 N 09АП-8148/2011).

Чтобы не возмещать ущерб, экспедитор должен представить доказательства того, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а утрата последнего произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть. При транспортировке дорогостоящего груза возможно его хищение. Оно не рассматривается как обстоятельство, избежать которого экспедитор не мог и последствия которого не были им предотвращены, например, путем страхования ответственности. При отсутствии этих или иных мер, принятых в целях сохранности доставляемого груза, экспедитор обязан возместить ущерб, причиненный грузоотправителю утратой (хищением) груза (Постановление ФАС ВВО от 18.01.2011 N А43-43183/2009) .

С решением арбитражного суда согласилась коллегия ВАС в Определении от 26.05.2011 N ВАС-6121/11.

Когда с перевозчика взятки гладки?

Перевозчик уже не несет ответственности, когда пропущен срок исковой давности, заявляют судьи ФАС УО в Постановлении от 20.04.2011 N Ф09-1571/11-С5. Приняв груз к перевозке, предприниматель не доставил его получателю, после чего грузоотправитель направил перевозчику претензию с требованием возместить стоимость потерянного груза. Предприниматель признал факт утраты груза и согласился возместить стоимость ущерба в полном объеме, но не сразу, а постепенно, согласно предложенному графику в течение года. Заказчик согласился на эти условия, но возмещения стоимости утраченного груза так и не получил. Перевозчик не только отсрочил платеж, но и смог от него «избавиться».

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ). Вместе с тем для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности или особый порядок исчисления указанных сроков.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год (ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. В рассматриваемой ситуации срок исковой давности должен исчисляться со дня, когда грузоотправитель узнал о недостаче груза. Исковое заявление согласно штампу арбитражного суда подано грузоотправителем по истечении срока исковой давности (1 года), что дает суду право отказать ему в иске. Судебное решение послужит уроком для тех компаний, в которых слабо организована претензионная работа, а для перевозчиков это пример того, как можно выйти сухим из воды, казалось бы, в проигрышном разбирательстве.

Убытки при отсутствии договора

Претензия перевозчику: с НДС или без?

Для ответа на этот вопрос смоделируем ситуацию. В процессе перевозки произошло повреждение товара, цена которого указана в товарной накладной с учетом НДС. В силу п. 59 Методических указаний по учету МПЗ фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, уменьшаются стоимость материалов, транспортно-заготовительные расходы и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи. Имеет ли перевозчик право возместить ущерб в размере стоимости товара по накладной, но без НДС? В Письме Минфина России от 01.08.2011 N 03-07-11/207 на этот счет сказано следующее. Вопросы определения размера возмещения ущерба нормами Налогового кодекса не регулируются, в нем освещены вопросы расчетов налогоплательщиков с бюджетом по налогам и сборам.

Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

В частности, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав в случае использования указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, облагаемых НДС. В случае невозможности использования вышеуказанных товаров в деятельности, подлежащей обложению налогом, суммы НДС по этим товарам (работам, услугам) к вычету не принимаются. На этом разъяснение заканчивается, но мысль можно продолжить. Об НДС, который не предъявляется к вычету, забывать не следует, так как его нужно включить в стоимость приобретенных товаров (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Далее обратимся к гражданскому законодательству, нормами которого регулируется порядок возмещения ущерба, причиненного в том числе в ходе перевозки. В силу п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае недостачи груза в размере стоимости недостающего (поврежденного) груза. Стоимость багажа или груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. В связи с тем что стоимость поврежденного груза включает НДС по указанным выше основаниям, ущерб в виде стоимости поврежденного груза должен возмещаться с НДС. В противном случае пострадавшей стороне ущерб будет возмещен не в полном объеме, что нарушает вышеизложенные принципы гражданского законодательства.

В заключение скажем, что повреждение или утрата груза — это внештатные ситуации, которые возникают нечасто, но тем не менее к ним следует быть готовым. Обеспечение сохранности груза — забота водителей и экспедиторов. Бухгалтер работает с уже свершившимися операциями, поэтому ему следует знать, что предпринять, чтобы выйти из создавшейся малоприятной для перевозчика и экспедитора ситуации повреждения (утраты) груза с минимальными потерями, в чем, надеемся, поможет данный материал.

Читайте так же:  Гпк принятие искового заявления

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/68076-pretenzii-perevozchikam-ekspeditoram

Возмещение ущерба экспедитором

Вопрос разграничения понятий «экспедитор» и «перевозчик» является проблемным для понимания не только для грузовладельцев, но и зачастую для самих перевозчиков.

Между тем правильная правовая оценка договора и вытекающих из него правоотношений может усугубить или наоборот усилить позицию сторон, в случае возникновения спорной ситуации.

Различия между транспортной экспедицией и перевозкой достаточно существенны, законодатель подчеркнул важность каждого из этих институтов, уделив им по отдельной главе Гражданского кодекса.

Не вдаваясь в определения гражданского законодательства — в наиболее общем понимании, перевозка — это перемещение груза исполнителем из пункта «А» в пункт «Б» от своего имени, чаще всего собственным транспортом и без посредников.

Транспортно-экспедиционная деятельность предполагает организацию перемещения груза из пункта «А» в пункт «Б», а также оказание дополнительных услуг, необходимых для такого перемещения и непосредственно с ним связанным (например, упаковка груза, разработка кратчайшего маршрута, страхование, таможенное оформление груза и т.д.).

На первый взгляд при выборе грузовладельцем вида договора, оба варианта имеют право на существование и особых различий не имеют (рассматривается ситуация при прочих равных, т.е. без учета наличия или отсутствия действующего договора страхования и/или страхового полиса, собственного автопарка и многолетней деловой репутации и т.п.), ведь для него основной целью является перемещение груза по заданному маршруту в целости и сохранности.

Проблемы могут возникнуть в случаях повреждения груза, его полной (или частичной) утраты, нарушения экспедитором/перевозчиком сроков исполнения принятых на себя договорных обязательств. Как показывает анализ судебной практики, оппоненты довольно часто дают неправильную правовую оценку заключенному договору, в исковых заявлениях в части обоснования требований и возражений нередко происходит «смешение» понятий ответственности и обязанностей перевозчика и экспедитора. Рассматривая вопрос в чем же разница между экспедитором и перевозчиком и почему необходимо эту разницу понимать, остановимся на вопросе ответственности перевозчика и экспедитора за происшествия с грузом в период его транспортировки.

Действующее законодательство, регулирующее деятельность перевозчиков, ограничивает их ответственность возмещением реального ущерба, возможность взыскания с перевозчика упущенной выгоды законом не предусмотрена. В зависимости от сложившейся ситуации, перевозчик обязан будет возместить полную стоимость груза в случаях его утраты или существенного повреждения (при невозможности дальнейшей эксплуатации по прямому назначению), или, если повреждения не столь значительны, возместить сумму в денежном эквиваленте равной стоимости, на которую понизилась объявленная или действительная стоимость груза. Помимо выплаты указанного возмещения, перевозчик обязан осуществить возврат полученного вознаграждения полностью или частично (в зависимости от того, утрачен груз или получил повреждения в процессе транспортировки), эта обязанность закреплена законодательно. Ответственность перевозчика, таким образом, установлена достаточно конкретно, избежать которую получается в единичных случаях, связанных чаще всего с отсутствием документального подтверждения факта принятия груза к перевозке.

Ситуация с экспедитором немного сложнее. Экспедитор по сути своей деятельности больше напоминает агента-посредника, который отвечает за организацию перемещения груза. В случае его повреждения/утраты или порчи ситуация может развернуться в разных направлениях.

С одной стороны, экспедитору не запрещено осуществлять перевозку собственными силами при наличии на то технической возможности. Но даже в случае привлечения третьих лиц, несмотря на то, что экспедитор фактически не осуществляет перевозку, он остается ответственным перед грузовладельцем, так как в данном случае не происходит замены лица в обязательстве.

Более того, обязанность доказывать, что повреждение или полная утрата груза произошли не по вине экспедитора, возложена именно на него, а не на грузовладельца, о чем часто забывают в ходе судебных разбирательств. В отличие от перевозчика, на экспедитора возложена обязанность возмещения убытков в виде упущенной выгоды (п.4 ст. 7 87-ФЗ). Однако при возникновении имущественных потерь и наличии твердого намерения взыскать с экспедитора упущенную выгоду, следует помнить о том, что грузовладельцу необходимо будет доказать факт причинения убытков и их размер, а также причинно-следственную связь между действиями экспедитора и наступившими убытками, в противном случае в удовлетворении подобных требований вполне вероятно будет отказано.

На практике процент удовлетворения требований, предъявляемых к экспедитору в судебном порядке и связанных с возникновением упущенной выгоды — не высок, это объясняется прежде всего слабой доказательной базой, предъявляемой сторонами для обоснования размера своих потерь, поэтому для этих целей рекомендуется привлекать специализированную организацию на ранних стадиях возникновения убытка.

Также следует помнить, что Гражданским кодексом Российской Федерации (а именно статьей 803) предусмотрено, что экспедитор будет нести ответственность перед своим клиентом, определенную по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик, в случае, если экспедитор докажет, что нарушил принятые на себя обязательства по причине ненадлежащего исполнения договора перевозки. В таком случае о возмещении упущенной выгоды речь уже не идет.

С другой стороны, довольно распространена ситуация освобождения экспедитора от ответственности, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Происходит это по различным причинам, например, в договоре транспортной экспедиции может не оказаться гарантий осуществления сохранной перевозки, а услуги экспедитора будут расценены исключительно как посреднические. Экспедитор будет нести ответственность за происшествия с грузом с момента его приемки и до выдачи грузополучателю в случаях, когда он каким-либо образом поручился за исполнение договора перевозки. Действия экспедитора не будут расцениваться как ручательство, если: экспедитор письменно согласовал с грузовладельцем кандидатуры перевозчиков (предлагая грузовладельцу определенный выбор транспортных компаний), не выдавал от своего имени транспортных документов, подтверждающих принятие груза для последующего осуществления перевозки (транспортную накладную или экспедиторскую расписку), не выступал доверенным лицом грузовладельца (а организовывал оформление доверенности на представителя перевозчика), свое вознаграждение выделил отдельно от стоимости услуг фактического перевозчика.

Конечно каждый случай необходимо оценивать в совокупности с представленными документами с учётом договорных обязательств, которые принял на себя экспедитор, а также его фактических действий. Но на практике при соблюдении вышеуказанных условий полностью или в части, вполне вероятно, что экспедитор будет признан надлежаще исполнившим свои обязанности, а с требованием о возмещении убытков грузовладелец будет вынужден обратиться к перевозчику.

Подводя итог, стоит отметить, что ответственность перевозчика и экспедитора на наш взгляд, является условно ограниченной. Формально ограничение ответственности присутствует – в пределах стоимости груза исходя из товаросопроводительных документов или его среднерыночной стоимости, а в случаях, когда грузовладелец воспользовался своим правом и объявил ценность груза – в размере такой ценности. Такое ограничение, в частности, лишает возможности недобросовестных участников правоотношений обогатиться за счет перевозчика или экспедитора.

Читайте так же:  На сколько имеют право задержать в полиции

При этом очевидно, что диапазон стоимости груза может быть достаточно велик и явно не сопоставим с размером вознаграждения экспедитора и перевозчика. Стремление перевозчика и экспедитора минимизировать свои риски объяснимы, утрата дорогостоящего груза может привести, в том числе, к их финансовой несостоятельности.

Рассматривая вопрос с точки зрения интересов грузовладельца при заключении договора экспедиции или перевозки грузов, рекомендуется не пренебрегать внимательным изучением договорных условий, использовать простые и четкие формулировки, осуществлять необходимые действия по уменьшению своих рисков (объявлять ценность, страховать груз, привлекать независимые специализированные организации для участия в отдельных логистических операциях и т.д.).

© Независимое агентство сюрвея и аджастинга

Источник: http://nasa-service.ru/articles/otdelnye_voprosy_ogranicheniya_otvetstvennosti_perevozchika_i_ekspeditora.html

Расходы по возмещению претензий вследствие утери или порчи грузов

Специалисты компании «Аудит МСК» продолжают делиться опытом решения вопросов, возникающих у сотрудников финансовых служб предприятий.

Ответ.
На основании ст. 252 НК РФ организация в целях налогообложения прибыли уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Кроме того, расходами считаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п.13 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам, учитываемым при исчислении налогооблагаемой прибыли, относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Он несет эту ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитору может быть предъявлена претензия. Право на ее предъявление имеют клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
Претензия предъявляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии и удостоверяющих количество и стоимость отправленного груза (подлинники или копии, засвидетельствованные в установленном порядке, например: коммерческий акт, акт общей формы и иные акты, договор, товарно-транспортные документы (товарно-транспортная накладная, товарная накладная, грузовая накладная и иные документы, необходимые при оформлении при определенных видах перевозок (ж/д транспорт, воздушный транспорт, автомобильный транспорт, речной и т.п.)).

Порча товаров по вине работника организации

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Выводы:
Организация, которая возместила контрагенту ущерб, причиненный ее работником, и отказалась от его взыскания с виновного лица:
1) не должна учитывать понесенные расходы в целях налогообложения, как рекомендует Минфин России;
2) может признать сумму выплат внереализационным расходом, однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами.

На наш взгляд, организация вправе учесть данные затраты в расходах, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но в этом случае организация должна быть готова отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

При хищении груза

При хищении товарно-материальных ценностей (груза) организация должна обратиться в правоохранительные органы (в милицию).
В ст.151 УПК РФ перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях УК РФ, производить предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ.
Согласно пп.1 п.1 ст.208 УПК РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь вносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.
В соответствии с пп.13 п.2 ст.42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.
Следовательно, убыток (недостача) от хищения товаров при наличии постановления следователя МВД России о приостановлении предварительного следствия учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов организации.

Вывод.
Организация вправе учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты за порчу груза, утрату груза (хищении) при наличии следующих документов:
— претензии в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии и удостоверяющих количество и стоимость отправленного груза (подлинники или копии, засвидетельствованные в установленном порядке, например: коммерческий акт, акт общей формы и иные акты, договор, товарно-транспортные документы (товарно-транспортная накладная, товарная накладная, грузовая накладная и иные документы, необходимые при оформлении при определенных видах перевозок (ж/д транспорт, воздушный транспорт, автомобильный транспорт, речной и т.п.)).

— копии постановления следователя МВД России о приостановлении предварительного следствия в результате хищения груза.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/138895/

Возмещение ущерба экспедитором
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here