Задания по судебной экспертизе

Статья на тему: "Задания по судебной экспертизе" с полным описанием тематики и ответами на интересующие вопросы. За консультацией можно обратиться к дежурному консультанту.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

ГАРАНТ:

Об организации работ по производству судебной экспертизы по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях в области стандартизации, обеспечения единства измерений и подтверждения соответствия (сертификации) см. приказ Госстандарта РФ от 15 января 2003 г. N 11

Источник: http://base.garant.ru/12123142/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

7 процессуальных ошибок при назначении судебной экспертизы

Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры», адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга)

специально для ГАРАНТ.РУ

Заключение эксперта – один из источников сведений, на основании которых суд устанавливает факты, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как и любое другое доказательство, оно будет иметь юридическую силу при условии, что получено с соблюдением закона. В этой колонке я рассмотрю ошибки, которые допускаются судом при назначении экспертизы в гражданском процессе и возможности их предупреждения во избежание затягивания сроков для рассмотрения дела, признания заключения эксперта недопустимым доказательством, а также увеличения расходов по делу.

Порядок назначения экспертизы

Процедура назначения экспертизы в гражданском процессе регламентируется ст. 79-80 Гражданского процессуального кодекса.

Назначение судебной экспертизы осуществляется судом по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в процессе. В ряде дел, таких как дела о признании гражданина недееспособным, проведение экспертизы является обязательным процессуальным действием (ст. 283 ГПК РФ).

Экспертиза может быть назначена как на стадии подготовки к судебному разбирательству, так в и процессе самого судебного разбирательства.

Поводом для проведения экспертизы является возникновение в деле вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, и для разрешения которых недостаточно опросить в судебном заседании специалиста. Назначение экспертизы должно быть обоснованным.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд:

  • устанавливает факты, для подтверждения которых необходимо проведение экспертизы;
  • определяется с видом экспертизы;
  • выбирает судебно-экспертное учреждение или эксперта (экспертов);
  • рассматривает ходатайства об отводе экспертов, если таковые имеются;
  • формулирует круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта;
  • обозначает дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд;
  • решает вопрос о предоставлении эксперту материалов и документов для сравнительного исследования, особые условия обращения с ними, если это необходимо;
  • определяет за чей счет должна быть проведена экспертиза.

Выбор эксперта и определение круга вопросов осуществляются судом с учетом мнения участников процесса. Отклоняя вопросы, предложенные стороной по делу, суд обязан мотивировать свое решение.

Содержание определения о назначении экспертизы должно соответствовать требованиям ст. 80, ст. 225 ГПК РФ.

Эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения об ответственности, предусмотренной ст. 307 Уголовного кодекса.

Далее, суд имеет право воспользоваться правом, представленным ст. 216 ГПК РФ, и приостановить производство по делу.

Ошибки в судебной практике

Анализ правоприменительной практики в этом вопросе приведен в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года (далее – Обзор). Изучение обобщений, проведенных на уровне верховных судов субъектов РФ, показывает, что Обзор сохраняет актуальность и в настоящий момент. Приведем типичные ошибки судов при назначении экспертизы.

Не указано наименование вида экспертизы. В отдельных случаях вместо названия экспертизы суды указывали ожидаемые от исследования результаты. Так, в одном определении экспертиза была названа: «судебная экспертиза по определению рыночной стоимости заложенного имущества». Назначаются несуществующие виды экспертиз. Перечень возможных видов судебных экспертиз содержится в Приказе Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».

Неверно определен вид экспертизы. Судом на разрешение эксперта поставлены вопросы, на которые не могли быть получены ответы в результате указанного в определении вида экспертизы.

Неверно указан тип экспертизы (повторная или дополнительная). Повторная экспертиза согласно ст. 87 ГПК РФ, ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» назначается судом, когда есть основания сомневаться в объективности и обоснованности заключения эксперта. Дополнительная экспертиза, как правило, имеет место быть при выявлении неясности, неточности, неполноте выводов эксперта. Эта ошибка может повлечь неверное решение вопроса о том, возможно ли поручение этой же экспертизы тому же эксперту.

Не определены даты проведения экспертизы и даты предоставления суду заключения эксперта. При определении сроков судьи руководствуются Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской федерации, утв. приказом Минюста России от 20 декабря 2002 года № 346, а также сложившейся практикой по срокам проведенных ранее экспертиз. Отсутствие конкретной даты в определении о назначении экспертизы также приводит к неопределенности, и как следствие затягиванию процесса во времени.

Ошибочный выбор экспертного учреждения или эксперта. Не всегда предварительно выяснялась возможность конкретного экспертного учреждения провести необходимые вид экспертизы, наличие соответствующей материально-технической базы или условий для проведения экспертизы.

Не составлялся протокол судебного заседания или составлялся с нарушением ст. 228 ГПК РФ. Обязанность суда – составлять протокол при проведении каждого отдельного процессуального действия. Применительно к назначению экспертизы в протоколе подлежат обязательному отражению: лицо, ходатайствующее о назначении экспертизы, сведения о разъяснении прав участникам процесса и последствий уклонения от экспертизы, данные о представление сторонами вопросов для исследования, обсуждений выбора эксперта, заявления отводу эксперта.

На разрешение экспертам ставились вопросы правового характера. Например, разрешение такие вопросов, как: «Соответствовали ли действия истца и ответчика перед столкновением ПДД, и если нет, то какие пункты ПДД были нарушены?» или «Нуждается ли данный гражданин в установлении опеки?» относится к компетенции суда, и ставить их перед экспертом считается недопустимым.

В большинстве из перечисленных нарушений определение о назначении судебной экспертизы и материалы для ее проведения возвращаются из экспертного учреждения без исполнения обратно в суд для уточнения соответствующих пунктов. Данное обстоятельство приводит к затягиванию сроков разрешения дела по существу.

Возможности участников процесса

Ошибкой со стороны участников процесса является пассивное поведение в процессе и предоставление решений всех вопросов, касающихся назначения экспертизы, на откуп суду и другой стороне по делу.

Важно ясно представлять возможности того или иного вида экспертизы и результаты, которые она может дать. В ходатайстве о назначении экспертизы необходимо обосновать ее назначение и указать конкретный факт, для установления которого требуется специальные знания. Предложенные на разрешение эксперта вопросы должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Для этого можно воспользоваться специальной литературой или проконсультироваться со специалистом. Предлагая суду эксперта, желательно предварительно провести мониторинг уже проведенных ранее аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере, и предоставить суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже эксперта, сроков, за которые он проведет экспертизу, и стоимость его услуг.

Читайте так же:  Содержание искового заявления составляет

При назначении экспертизы по инициативе суда также важно активно пользоваться предоставленными сторонам процессуальными правами, контролировать внесение соответствующих замечаний в протокол судебного заседания и знакомиться с вынесенным определением о назначении экспертизы.

Последнее приобретает особое значение в связи с тем, что формально законодатель дает возможность принесения частной жалобы на определение суда о назначении экспертизы только в отношении вопросов, связанных с судебными расходами (ст. 104 ГПК РФ), а также приостановлении производства по делу (ст. 218 ГПК РФ).

Это мотивируется тем, что определение суда о назначении экспертизы само по себе не исключает возможность дальнейшего движения дела и в соответствии со ст. 331 ГПК РФ частные жалобы на определения суда такого рода не подаются. Возможность обжалования определения отсутствует и в ст. 80 ГПК РФ, касающейся непосредственно определения суда о назначении экспертизы.

Право оспорить выбор суда в отношении эксперта и круга вопросов процессуальное законодательство не предоставляет. В случае вынесения неблагоприятного решения возможно включить свои доводы в аппеляционную жалобу, воспользовавшись правом, указанным в п. 3 ст. 331 ГПК РФ.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/1228643/

Сборник задач на практические занятия

Тема 8. Иные виды криминалистических экспертиз.

Лекционное занятие(2 часа). Тема 2/1. Понятия, основы, задачи: автороведческой, взрывотехнической, портретной экспертиз и комплексных медико-криминалистических экспертиз по восстановлению прижизненного облика и установление личности трупа по черепу.

Лекционное занятие(2 часа). Тема 2/2. Понятия, основы, задачи: фоноскопической экспертизы, экспертизы различных материалов, веществ и изделий (исследование наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ), маркировочных обозначений на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов.

Практическое занятие(4 часа).

Цель занятия:

— закрепление знаний, полученных в ходе лекций;

— приобретение навыков оценки заключения эксперта;

— рассмотрение вопросов, изученных самостоятельно, при подготовке к практическому занятию.

Место проведения: учебно-методическая аудитория.

Контрольные вопросы:

1. Общие положения изучаемых экспертиз.

2. Особенности подготовки, назначения и производства изучаемых экспертиз?

Задание:

1. Просмотр учебных фильмов по изучаемым экспертизам.

2. Изучение учебных экспертиз.

3. Работа с объектами изучаемых экспертиз.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите предложенную фабулу и ответьте на вопрос: Должна ли в данном случае быть назначена экспертиза?

2. Если вопрос будет решен положительно, составьте резолютивную часть постановления о назначении соответствующей экспертизы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какая отрасль криминалистики составляет теоретическую основу соответствующей экспертизы?

2. Что является предметом и объектом соответствующей экспертизы?

3. В чем заключаются особенности подготовки сравнительных материалов?

4. Какие вопросы ставятся на разрешение соответствующей экспертизы?

Тема 1/1. Теоретические и правовые основы судебной экспертизы.

Практическое задание:

1. Изучите предложенные вопросы и установите их целевую направленность.

2. Определите класс, род, вид судебной экспертизы, к которым они относятся.

3. Выделите объекты экспертного исследования.

Вариант 1

1. Данным или другим лицом выполнен рукописный текст документа?

2. Мужчиной или женщиной выполнен рукописный текст?

3. Что выполнено раньше – текст или оттиск печати, пересекающийся со штрихами текста?

Вариант 2

1. Одним или разными лицами выполнены рукописные тексты нескольких документов?

2. К какому типу, марке, модели относится электрофотографический аппарат, на котором изготовлен бланк данного документа?

3. Каково содержание выцветших текстов?

Вариант 3

1. Выполнена ли подпись от имени определенного лица кем-либо из лиц, образцы подписей которых представлены на исследование?

2. Каким способом изменено содержание документа?

3. Каково направление и характер движения человека?

Вариант 4

1. Имеются ли на представленных объектах следы рук?

2. Пригодны ли они для идентификации личности?

3. Оставлены ли следы рук конкретным лицом?

Вариант 5

1. Зубами человека или животного оставлены следы на объектах, представленных на экспертизу?

2. Пригодны ли они для установления лица, их оставившего?

3. Оставлены ли данные следы зубов конкретным человеком?

Вариант 6

1. Исправен ли механизм представленного замка?

2. Каким способом открыт (взломан) замок?

3. Оставлены ли следы на замке конкретным орудием?

Вариант 7

1. Пригодны ли следы обуви, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации?

2. Каков механизм возникновения следов?

3. Оставлены ли следы обуви, обнаруженные на месте происшествия, обувью конкретного лица?

Вариант 8

1. Одно или разные лица изображены на представленных фотоснимках?

2. Является ли данный предмет огнестрельным оружием?

3. Исправно ли данное оружие?

Вариант 9

1. Составляли ли ранее представленные на экспертизу предметы одно целое – нож?

2. Относится ли к холодному оружию представленный на экспертизу нож?

3. Каким способом изготовлен данный нож?

Вариант 10

1. Имеется ли на представленных предметах кровь?

2. Если имеется, то кому она принадлежит: человеку или животному?

3. Оставлены ли следы крови определенным лицом?

Вариант 11

1. Составляли ли ранее одно целое часть пуговицы, обнаруженная на месте происшествия, с частью пуговицы на пальто подозреваемого?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы?

Вариант 12

1. Может ли из данного экземпляра оружия произойти выстрел без нажима на спусковой крючок?

2. Какие номера и надписи имело оружие до их удаления?

3. Выстреляна ли данная пуля из представленного оружия?

Вариант 13

1. Является ли повреждение огнестрельным?

2. С какой стороны и под каким углом произведен выстрел в данную преграду?

3. С какого расстояния произведен выстрел?

Вариант 14

1. Нанесен ли текст пером, шариковой ручкой, фломастером или другим пишущим прибором?

2. Одним или разными пишущими приборами выполнен текст?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Выполнен ли текст представленным на исследование пишущим прибором?

Тема 1/2. Общие положения тактики назначения и производства судебных экспертиз.

Практическое задание:

1. Изучите предложенную фабулу и ответьте на вопрос: Должна ли в данном случае быть назначена судебная экспертиза?

2. Если вопрос будет решен положительно, определите род (вид) судебной экспертизы.

3. Укажите, какие объекты следует предоставить для ее проведения.

4. Сформулируйте вопросы на ее разрешение.

Вариант 1

Разобрав черепичную крышу аптеки № 18 и проломав потолочное перекрытие, неизвестный преступник совершил кражу наркотических средств и медикаментов, содержащих наркотики. Уголовное дело по данному факту приостановили из-за недостатка улик в изобличении подозреваемого Камбуровича И.И.

Вскоре аналогичным способом были похищены наркотики из аптеки № 5. Изобличенный в совершении этого преступления Камбурович И.И. был арестован и оба дела объединены в одно производство. При осмотре места происшествия аптеки № 18 обнаружены два потожировых следа пальцев рук, с которых изготовлены фотоснимки. Проведенной дактилоскопической экспертизой исследуемые следы признаны пригодными для отождествления личности. Кроме того, установлено, что один след оставлен сотрудником аптеки, а другой не исследовался, и вопрос о том, оставлен ли данный след Камбуровичем И.И., на разрешение эксперта не ставился.

Вариант 2

Пасечник Свекольников Г.В. обнаружен убитым. При осмотре места происшествия в кустах шиповника были найдены поношенные галоши. Убитый был в ботинках. По подозрению в убийстве был задержан Савенков А.Н. При обыске на квартире Савенкова следователь изъял принадлежащие ему поношенные ботинки.

Читайте так же:  Постановление о прекращении уголовного дела несовершеннолетнего

При сравнении ботинок с галошами установлено, что ботинки по размеру и форме соответствовали размеру и форме галош, а при визуальном осмотре внутренней стороны галош на пяточной части подкладки наблюдались вдавленные следы, очертаниями повторяющие форму, рисунок и размер каблуков ботинка. Совпадение указанных признаков имело немаловажное значение для дела.

Вариант 3

В ночь с 12 на 13 февраля неизвестные преступники открыли замок подсобного помещения универмага. В подсобном помещении преступники проломили смежную с магазином стену, через образовавшееся отверстие проникли в торговый зал универмага и похитили промышленных товаров на сумму 9610 руб. При осмотре места происшествия следователь изъял замок с открытой дужкой. При обыске на квартире бывшего заведующего универмагом Радова были изъяты четыре ключа. На следствии Радов заявил, что, работая в магазине, пользовался этими ключами для открывания замков подсобного помещения универмага.

Вариант 4

В ночь с 30 на 31 января была совершена кража товарно-материальных ценностей из ларька № 2 на сумму 9862 руб. При осмотре места происшествия следователь установил, что окна ларька закрываются изнутри деревянными дощатыми планками, вставленными в ушки скобы оконных проемов. Одно из окон выставлено, а щит в средней части прорублен, образовавшееся отверстие имеет размер 4х7 см. На поперечной планке обнаружены два объемных следа от удара острым предметом. Следы косого направления, конец планки в месте нахождения следа отломан. В складе ларька следователь обнаружил топор и ломик.

Произведенный следственный эксперимент исключил возможность нанесения по планке при незначительном отверстии в щите удара топором и ломиком с наружной стороны окна. Только при увеличении отверстия в щите представилось возможным при помощи удара топора и ломика переломить его в средней части, а не с конца.

Вариант 5

Шофер Родионов И.Ф. 5 февраля в 22 ч., следуя с повышенной скоростью на машине ЗИЛ № К 213 ОА по направлению к с. Волчанка, сбил гражданина Ларина. От удара бортом машины Ларин, не приходя в сознание, скончался. Родионов, воспользовавшись отсутствием свидетелей на месте происшествия, не оказал помощи потерпевшему и скрылся.

При осмотре места происшествия возле головы трупа на снежном покрове шоссе следователь обнаружил следы протектора автомобиля. Рельеф рисунка напоминал ромбики, расположенные по длине. С внешней стороны края ромбиков не имели четких границ. Размеры ромбиков 3х4 см.

В тот же день в с. Волчанка работники ГИБДД остановили машину ЗИЛ № К 213 ОА, управляемую шофером Родионовым. На правом борту машины следователь обнаружил пятна, похожие по цвету на кровь, и восемь коротких седых волос с частицами кожи человека. При сравнении протектора колес машины с рисунком следа, отображенного на фотоснимке, было установлено сходство по форме ромбиков. На следствии Родионов не смог дать объяснение факту появления обнаруженных на борту его автомашины следов.

Вариант 6

Рано утром 16 апреля Вяткина Н.А., вернувшись из командировки домой, увидела лежащий на полу у письменного стола труп мужа – Вяткина П.М. с огнестрельным ранением головы.

Следователь при наружном осмотре окна, через которое мог быть произведен выстрел в Вяткина П.М., обнаружил на планке, прибитой к нижней обвязке левой створки рамы, повреждения в виде продольных точек, вокруг которых были видны следы копоти. Стекло в створке отсутствовало, имелись лишь три осколка, торчащие из замазки рамы. В комнате, где лежал труп Вяткина, следователь изъял деформированную пулю, находившуюся на деревянном полу у южной стены, и осколки стекла, разбросанные по квартире. Обнаруженная пуля сплющена, остроконечная, имеет оболочку.

При обыске в доме подозреваемого Злобина И.И. на печи под кирпичом обнаружено 40 винтовочных патронов, завернутых в тряпку. На металлической поверхности патронов видны следы зачистки. Из тайника, находившегося в деревянной стене прихожей, следователь изъял обойму с пятью патронами и винтовочный обрез, имеющий на стволе № 64366, на затворе — № 77298 Е и на магазине — № 64366. В магазинной коробке обреза было три патрона. Обнаруженные в обойме патроны имели следы зачистки на пулях и гильзах.

На следствии Вяткина Н.А. показала, что Злобин И.И. давно питал неприязнь к покойному Вяткину за то, что он не согласился выдать дочь замуж за сына Злобина. Однако Злобин при допросе в качестве подозреваемого категорически отрицал участие в убийстве гражданина Вяткина, но не мог объяснить, кому принадлежат патроны и обрез, обнаруженные в его доме.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 840 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/19_144825_sbornik-zadach-na-prakticheskie-zanyatiya.html

Предмет судебной экспертизы. Экспертные задачи, классификация

Понятие «предмет экспертизы судебной направленности» – является одним из самых фундаментальных в науке о судебной экспертизе и, что самое главное в экспертной практике.

Содержание предмета экспертизы судебного характера вполне можно рассматривать с двух позиций: научной, а также практической.

Объектом судебной экспертизы, как определенной научной отрасли знания являются специальные закономерности формирования тех или иных свойств объектов и, конечно, их изменение в связи с тем событием, которое собственно и расследуется.

Что касается практической точки зрения, то тут понятие предмета судебной экспертизы является равнозначным цели исследования и включает «установление фактов (данных фактической направленности), конкретных суждений о факте, имеющих достаточно большое значение для уголовного, гражданского, а также дела арбитражного характера либо дела об каких-либо правонарушения административного порядка, путем исследования объектов экспертизы, являющихся в свою очередь материальными носителями информации о происшедшем событии».

Под определенными данными фактической направленности или фактами (от лат. facto – делать или же совершать какое-либо действие) понимается как истина, событие, результат, так и знание, достоверность которого в свое время является доказанной. Применительно к экспертизе судебного характера под фактом понимают смысл обоих значений, то есть и само событие (результат), и знание о нем, которое вполне достоверно доказывается самой экспертизой. Отсюда получается, что к фактическим данным можно отнести абсолютно любое суждение эксперта о факте (событии) в форме его вывода, ибо оно порождает знание достоверной направленности, которое также является фактом.

Предметом какой-либо конкретной экспертизы является четкая задача, которую эксперту в свое время потребуется решить в ходе разбирательства на основе соответствующего объема знаний специального характера.

Экспертные задачи и их классификация

Если посмотреть в общем смысле, то «задача – это то, что требует исполнения, разрешения».

Так как наиболее общим во всей науке является представление о задаче, как специфической цели исследования, которая была задана в специальных.

Под задачей конкретного исследования экспертного порядка понимается принятое экспертом задание, которое в свою очередь содержится в вопросе, поставленном перед самим экспертом.

В словаре главных терминов экспертиз судебной направленности подчеркивается, что «с гносеологической точки зрения понятие задачи осуществляет деятельность по характеризации любой конечной цели, а также тех условий, которые являются необходимыми для ее достижения, то есть характеризует определенные данные, с учетом которых эксперт в соответствии со своим положением процессуального порядка и специальными познаниями обязан действовать, чтобы дать ответ на этот вопрос».

Таким образом, и получается, что понятие задачи судебной экспертизы имеет как аспект процессуальной направленности (задание эксперту органа, назначившего экспертизу), так и гносеологический (познавательный) аспект.

Классификация задач по основаниям

Стоит отметить, что задачи экспертизы в свое время классифицируются по различным основаниям.

  1. По значению тех фактов, которые в свое время устанавливаются в ходе исследования задач, а задачи при этом делятся на конечные, промежуточные и, конечно, вспомогательные.
  2. По условию определенной задачи, которая была поставлена, она может быть стандартной, то есть для ее решения имеются конкретные разработанные методики, и нестандартный ход, в котором будет использовать творческий подход для решения ее задачи.
  3. По какой-либо цели исследования, как главному содержанию, задачи подразделяются на идентификационные, диагностические и ситуалогические. Есть некое количество ученых, которые выделяют задачи классификационной направленности, как своего рода самостоятельный класс экспертных задач, но представляется правильнее точка зрения Ю. П. Корухова, В. Ф. Орловой и др., рассматривающих данные задачи в рамках класса задач диагностического характера.
Читайте так же:  Возмещение ущерба при ремонте

Задачи идентификационной направленности – специальный вид экспертных задач, главная цель которых заключается в установлении факта индивидуально-конкретного тождества или приближения к нему на уровне общей родовой, или же групповой принадлежности конкретных объектов материального характера. Одно из самых важных мест среди них занимает отождествление человека по его следам (потожировые следы (ПЖС), крови, запаху, отображениям частей тела и др.), каким-либо чертам внешности, его личному голосу, его навыкам в написании, то есть почерку.

Идентификационные задачи облекаются в специальную форму конкретных вопросов:

  • о каком-либо конкретном объекте (оставлены ли ПЖС тем или иным конкретным гражданином, данным орудием и др.);
  • о принадлежности оборотов сравнительной направленности одному роду, виду, а также группе (может даже очень узкой);
  • о принадлежности каких-либо объектов сравнительного порядка единому целому, единой массе;
  • об общности определенного источника происхождения объектов сравнительной направленности.

Определение 3

Задачи диагностического характера – это некие неидентификационные задачи установления определенных свойств и состояний исследуемых объектов, а также механизма, и, конечно, причин расследуемого события. Задачи диагностической направленности вполне могут являться промежуточными при каких-либо идентификационных исследованиях или же иметь самостоятельное значение.

Диагностические порядки

Обычно отмечается всего четыре класса диагностических задач:

  • классификационно-диагностические – задачи, которые занимаются установлением специальных характеристик различных объектов для отнесения его к общепринятому классу. Такие задачи появляются на начальных стадиях расследования и поэтому они носят розыскной характер: природное установление, назначения, и области использования того или иного объекта, установление возраста, а также пола гражданина, задачи соответствия ГОСТам, сортности и др.;
  • собственно диагностические – установление того состояния объекта, в котором он находится (тяжести нанесенных телесных повреждений, исправность оружия, пригодность следа для идентификации и др.);
  • обстановочно-диагностические – такой вид задач в основном направлен на реконструкцию внешней обстановки события (установление времени, а также места наступления смерти, давность выполнения определенного акта, оставления следа, установление давности и дистанции выстрела, места столкновения средств передвижения, и многое другое);
  • причинно-динамические диагностические задачи – осуществляющие установление каких-либо отношений причинно-следственной направленности, механизма компонентов (эпизодов) события, возможности совершения конкретных деяний и наступления последствий.

По большей части задачи следственно-причинного характера реализуются в таких вопросах:

  • о специфических причинах наступления тех или иных последствий – причины, по которым собственно наступила смерть, разрушения (при различных взрывах, авариях), возгорания (при пожарах);
  • о возможности наступления этих последствий от предполагаемых причин: установление определенной возможности самовозгорания вещества, находящегося в специальных условиях.

Что касается задач установления механизма эпизодов события, то они в свою очередь реализуются в вопросах: о числе участников события; последовательности их деяний (число выстрелов, число людей, которые осуществляли выстрелы, а также последовательность выстрелов); о возможности торможения средства передвижения при движении его с какой-либо конкретной скоростью во время определенных дорожных условий.

Особое место в системе задач диагностической направленности занимают реставрационные и оценочные задачи.

Задачи реставрационного порядка – это такие задачи, которые в свое время воссоздаются в первоначальном виде измененного объекта (реставрация облика человека по черепу, удаленных (вытравленных, подчищенных) записей и, при этом определенных подписей, знаков на двигателе автомобиля).

Что касается оценочных задач, то они в свою очередь являются вполне типичными для классов не криминалистических экспертиз (размера нанесенного ущерба в результате хищения, оптимального раздела строения между сторонами, которые спорят в судебно-строительной экспертизе).

В практике исследований экспертной направленности для решения определенной конечной задачи одного класса в роли каких-либо промежуточных задач могут решаться задачи другого класса.

Решение той или иной конкретной задачи экспертизы может иметь свойственный ей комплексный характер, когда решение этой конечной задачи вполне может строиться на ряде промежуточных, данную задачу называют интеграционной или ситуалогической.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/predmet-sudebnoj-ekspertizy-ekspertnye-zadachi-kla/

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Спецкурс «Теория и практика судебно-психологической экспертизы» разработан как составная часть подготовки высококвалифицированных специалистов-психологов для работы в правоохранительных и правоприменительных органах. Целью курса является овладение студентами знаниями и практическими умениями в области психологических проблем, возникающих в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. В настоящее время в нашей стране нет единой системы подготовки практических психологов в правоохранительной сфере, отвечающей современным требованиям. Изучение курса предполагает расширение общей психологической эрудиции и углубление профессиональной и практической подготовленности будущих специалистов. В рамках курса студенты должны ознакомиться с основными направлениями исследований и актуальными проблемами судебно-психологической экспертизы, задачами и методами психологической деятельности в этой области и получить некоторые навыки практической работы эксперта-психолога. Предлагаемые практические задания дают возможность получения навыков самостоятельного написания заключений наиболее распространенных видов судебно-психологических экспертиз.

Источник: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/908/19908/3121

Задачи судебной экспертизы

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам). При решении идентификационных задач в объектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление и на основе совпадения совокупности частных признаков устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Если для индивидуализации частных признаков оказывается недостаточно, то решение идентификационной задачи завершается установлением групповой принадлежности объекта т.е. устанавливанием принадлежности объекта к некоторому множеству (группе) однородных объектов, осуществляемым на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков. Определение групповой принадлежности является первоначальным этапом всякого идентификационного исследования. Определив совпадение общих признаков, переходят к частным. Однако далеко не всегда индивидуальная идентификация возможна. Если нет достаточной совокупности частных признаков, приходится ограничиться установлением групповой принадлежности (например, констатировать, что документ отпечатан на одном из трех лазерных принтеров, которые отобраны из 20 исследуемых). Чем больше число исследуемых признаков, тем меньше количество однородных объектов, составляющих группу.

Разновидностью установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов. Например, вино, разлитое в бутылки, и вино, оставшееся в цистерне, принадлежат к одной партии. Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала, отражать технологию производства или условия хранения объектов и т.п.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявлении механизма события; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д. Например: каков механизм возникновения пожара или дорожно-транспортного происшествия; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными техническими условиями, и т.д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным, заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо установить, к какой марке относится данный сплав.

Читайте так же:  Обжалование решения суда о банкротстве

Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выделяются их в отдельную группу. Мы, однако, полагаем, что по своей гносеологической сущности эти классификационные задачи являются диагностическими. Не следует смешивать диагностические классификационные задачи и идентификационные задачи, при решении которых устанавливается групповая принадлежность объекта. Безусловно, классификация — это тоже отнесение объекта к какой-то группе (роду, виду), но количественно эта группа не определена и решение этой диагностической по сути задачи не предполагает индивидуальной идентификации. Например, частица древесины на бампере автомобиля — это часть ствола сосны корейской.

При установлении групповой принадлежности суть идентификационной задачи состоит в сужении, насколько это позволяют сделать выявленные идентификационные признаки, группы объектов, содержащей искомый, причем эта группа, как бы она ни была велика, всегда конечна.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные. К простым диагностическим задачам относятся следующие:

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные. Прямые диагностические задачи — движение от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа, каков состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и др. Прямые сложные диагностические задачи типа, каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований.

Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными — от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлена деталь транспортного средства, а обратная — реконструирование по обломку этой детали ее «биографии», установление технологии ее изготовления или причин излома и т.д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические задачи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Наряду с приведенной классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям. Так, по степени общности задачи делят1 на: общие — задачи рода экспертизы, типичные — задачи вида экспертизы и конкретные — задачи данного экспертного исследования. Общие задачи экспертизы определяют се цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода. Типичные задачи вида экспертизы, которые приводятся в справочной литературе, формулируются применительно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориентирующих для постановки конкретных задач. Конкретные задачи — это задачи, поставленные перед экспертом при производстве конкретной экспертизы.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы. Общие и типичные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского дела.

Источник: http://studme.org/181403106775/pravo/zadachi_sudebnoy_ekspertizy

Задачи судебной экспертизы

Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России

Туристская инфраструктура России развита хуже, чем в странах Запада. Густота автодорожной сети в России меньше, чем на Западе. Многие монастыри и храмы находятся в настолько удаленных районах, что до них невозможно добраться автомобильным и железнодорожным транспортом. Это сдерживает развитие паломнического и экскурсионного туризма по этим потенциальным дестинациям.

Гостиничное хозяйство. По числу гостиничных мест Россия уступает такой стране, как США в 22 раза, причем по численности населения Соединенные Штаты больше России лишь в 1,8-1,9 раза. По уровню сервиса и качеству обслуживания западным стандартам соответствуют лишь отдельные гостиницы, находящиеся в основном в Москве и С.-Петербурге. В остальных – этот уровень существенно ниже. Следует отметить, что в дешевых паломнических турах паломники размещаются при храмах и монастырях, т.е. не в гостиницах или в недорогих гостиницах.

С 1992 г. число гостиниц и мест в России сокращалось из-за уменьшения числа ведомственных отелей. Одни ведомственные гостиницы перепрофилируются под другие заведения, например офисы, другие просто разоряются. Причиной кризиса гостиничного хозяйства России являются как низкий платежеспособный спрос населения, так и нехватка профессиональных работников, способных грамотно организовать работу по привлечению и обслуживанию посетителей.

В 1997 г. Россия имела 5043 гостиницы, мотеля и общежития для приезжих (гостиниц – 4022). В процентном отношении к уровню 1997 г. эти числа составляют 95% и 97% соответственно, т.е. число средств размещения уменьшилось. Число гостиничных номеров к концу 1997 г. составило 202033, а мест – 390931 (Это ненамного больше, чем в маленькой Греции, насчитывающей около 0,3 млн гостиничных мест).

В среднем на одну российскую гостиницу, включая мотели, приходилось 40 номеров на 78 мест. Из всех гостиниц нашей страны 2/3 находилось в черте городов и 1/3 – в сельской местности. Причем гостиницы в городах имели большее число номеров и мест, чем в сельской местности. Их в городах в среднем 55 номеров на 102 места и 10 на 28 в сельской местности. На ночевки, предоставленные иностранным гражданам, пришлось 16% от общего числа ночевок. Что касается формы собственности гостиниц, то муниципальные составили 31% от общего числа, частные – 28%, смешанной собственности (без иностранного участия) – 2%, ведомственные – 16%, принадлежащие общественным организациям – 2%, находившиеся в российской собственности с иностранным участием – 1% [Сенин, 1999].

По степени обобщения задачи делят на:

1) общие — задачи рода экспертизы, например, в трасологической экспертизе исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;

2) типичные — задачи вида экспертизы, например, к типичным задачам трасологической экспертизы следов обуви относятся: установление вида обуви, оставившей следы, или идентификация обуви по следам;

3) конкретные — задачи данного экспертного исследования,
например, не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями гр. И. И. Сидоровой.

Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода.

Типичные задачи вида экспертизы, которые при­водятся в справочной литературе, формулируются примени­тельно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориен­тирующих для постановки конкретных задач, т. е. поставленных перед экспертом при производстве определенной экспертизы.

Конкретные задачи характе­ризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достиже­ния, т. е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих проме­жуточные цели исследования и условия их достижения.

Среди всех этих задач по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить две группы задач: идентификационные и диагностические.

идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам). При решении идентификационных задач в объ­ектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифици­рующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, произво­дится их сопоставление и, на основе совпадения совокупности частных признаков, устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Если для индивидуализации частных признаков оказывается недостаточно, то решение идентификационной задачи завершается установлением групповой принадлежности объекта, т. е. установлением принадлежности объекта к некоторому множе­ству (группе) однородных объектов, осуществляемым на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков. Определение групповой принадлежности является первоначальным этапом всякого идентификационного исследо­вания. Определив совпадение общих признаков, переходят к частным. Однако далеко не всегда индивидуальная идентифи­кация возможна. Если нет достаточной совокупности частных признаков, приходится ограничиться установлением групповой принадлежности (например, констатировать, что убийство с­вершено одним из пяти ножей). Чем больше число исследуемых признаков, тем меньше количество однородных объектов, составляющих группу.

Читайте так же:  Ходатайство об истребовании решения суда

Разновидностью установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов. Например, бумага, на которой напечатаны поддельные денежные знаки, и бумага, изъятая при обыске у подозреваемого, изготовлена на одном и том же целлюлозно-бумажном комбинате; пуговица, обнаруженная на месте убийства, и пуговицы, оставшиеся на пиджаке подозреваемого, принадлежат к одной партии. Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала, отражать технологию производства или условия хранения объектов и т. п.

Идентификационные задачи формулируются в виде вопро­сов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок), о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей), об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты); о при­надлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, фарному рассеивателю данного автотранспортного средства); об изготовле­нии (выполнении) нескольких объектов одним и тем, же лицом.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявле­нии: механизма события; времени, способа и последовательно­сти действий, событий, явлений, причинных связей между ни­ми; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосред­ственному восприятию, и т. д. Например: каков механизм воз­никновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными тех­ническими условиями, и т. д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление со­ответствия объекта определенным заранее заданным характери­стикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой сис­теме или модели относится данное огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо уста­новить, к какой марке относится данный сплав.

Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выде­ляют их в отдельную группу 1 . Мы, однако, полагаем, что по своей гносеологической сущности эти классификационные за­дачи являются диагностическими. Не следует смешивать диаг­ностические классификационные задачи и идентификацион­ные задачи, при решении которых устанавливается групповая принадлежность объекта. Безусловно, классификация — это то­же отнесение объекта к какой-то группе (роду, виду), но коли­чественно эта группа не определена и решение этой диагности­ческой по сути задачи не предполагает индивидуальной иден­тификации. Например: частица древесины на бампере автомобиля — это часть ствола сосны корейской; или: доку­мент изготовлен на лазерном принтере LaserJet-6L.

При установлении групповой принадлежности суть иденти­фикационной задачи состоит в сужении, насколько это позво­ляют сделать выявленные идентификационные признаки, груп­пы объектов, содержащей искомый, причем эта группа, как бы она не была велика, всегда конечна. Пределом сужения группы является акт индивидуальной идентификации. Например, уста­новлением групповой принадлежности является выделение из 50 принтеров LaserJet-6L, находящихся в операционном зале банка, пяти, на одном из которых мог быть напечатан данный документ.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.

I. Простые диагностические задачи.

1. Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:

1) исследование свойств объекта, его соответствие опреде­ленным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

2) определение фактического состояния объекта, наличия
или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

3) установление первоначального состояния объекта;

4) выявление причин и условий изменения свойств (состоя­ния) объекта.

2. Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению:

1) определение степени информативности следа;

2) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

3) определение причины изменения свойств или состояния
объекта.

II. Сложные (составные) диагностические задачи — это ис­следование механизмов, событий, процессов и действий по ре­зультатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

а) механизма события, процесса, действия; б) возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

а) механизма события в его динамике; б) возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; в) соответствия (несоот­ветствия) действий специальным правилам;

а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действия (собы­тия); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) определение иных условий;

4) определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию. Это, как правило, простые диагно­стические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч. Прямые сложные диагностические задачи типа: каков будет механизм данного процесса при за­данных условиях, решаются при создании экспертных методик для. диагностических исследований. Одним из основных мето­дов в диагностических исследованиях является аналогия. По­вторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влечет за собой возникновение повторяющихся типичных сле­дов. Реально существующие отклонения зависят от вариационности тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях исполь­зуются впоследствии при решении обратных диагностических задач.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагно­стикой, являются обратными, т. е. такими, где поиск решения ведется от следствия к причине. Основным методом, исполь­зуемым в этом случае, является моделирование мысленное, фи­зическое, математическое. Сравните: прямая задача — устано­вить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструкция по обломку «биогра­фии» изделия, установление технологии его изготовления или причин излома и т. д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические зада­чи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорож­но-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Наряду с приведенной классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выно­симыми на разрешение судебной экспертизы. Общие и типич­ные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки оп­ределенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского или уголовного дела, дела об административном правонарушении.

| следующая лекция == >
Комплексная характеристика территории распространения православия | ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 607 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.su/9_56046_zadachi-sudebnoy-ekspertizi.html

Задания по судебной экспертизе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here